Автор: Забродина Светлана Альфредовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 19"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Доклад на педсовет
Тема: "Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования"
Раздел: начальное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6
Тел./факс: 8(496)542-93-09
e-mail: mou_sosh19sp@mail
Доклад на педсовет
«Технология личностно ориентированно-
го обучения как средство повышения каче-
ства образования»
Забродина С.А.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
Сергиев Посад
«Технология личностно ориентированного
обучения как средство повышения качства
образования»
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
1. Личностно-ориентированное обучение.
О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня,
покажется далеко не ново. Кроме того, современная российская система образова-
ния претерпевает сегодня целый ряд изменений. В качестве главного результата
модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых
людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную
успешную жизнедеятельность.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач,
одними из которых являются:
1.
Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной
деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятель-
ной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки
самообразования.
2.
Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследова-
тельская и экспериментальная деятельность).
3.
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
4.
Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная
направленность общего образования.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое
во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъектив-
ность процесса учения.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обу-
чения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и
достаточных условий для его развития.
ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология ор-
ганизации условий обучения.
Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновацион-
ным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической
парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного
процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и
педагогической поддержки.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обу-
чению.
Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эф-
фективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особен-
ности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим об-
разом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.
Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика,
а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик
выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной дея-
тельности ученика применяются различные образовательные технологии, преду-
сматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную
образовательную траекторию.
Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его клю-
чевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть
дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – но-
вое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, норматив-
ность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовал-
ся нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достиже-
ния некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключа-
ется в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в лич-
ностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как про-
межуточную, а не конечную цель образовательного процесса.
Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее
направления и границы использования предметного материала как основы лич-
ностного развития на разных ступенях обучения.
Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной,
если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориенти-
рованного образования определяется его направленностью на удовлетворение по-
требностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного су-
ществования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции,
поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение
и творчество.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку
в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной по-
зиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной си-
стемой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем,
освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и
научиться управлять им.
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования
должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития соб-
ственной личности, т.е. включать следующие компоненты:
аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказа-
ние им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориен-
таций, личностных смыслов);
когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке,
культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнооб-
разных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных
подходов к решению задач);
личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способно-
стей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоо-
пределения, формирования жизненной позиции).
И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.
Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция пе-
дагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога
видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение
максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью
адекватных средств);
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как
личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по соб-
ственному желанию и выбору.
Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но
какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных
видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является
не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо со-
здать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития
ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способству-
ющей этому образовательной среды.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на
ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной дея-
тельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит об-
щение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами,
другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, сте-
пень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важ-
ными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные
способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возмож-
ность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвое-
ния и др.;
степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество”
преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и
навыков; сформированности профессионально значимых личностных ка-
честв, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятель-
ности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
материальные условия реализации образовательного процесса (степень ком-
фортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного
оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО су-
щественно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчи-
няется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявле-
нию опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа
на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не
просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым распола-
гают ученики по теме урока.
В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно про-
тивопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получе-
ние в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в
социальном заказе школы. (Сравнительный анализ – Приложение 1)
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в систе-
ме ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной ак-
тивности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь
поставленной цели:
1)
использование разнообразных форм и методов организации
учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт уча-
щихся;
2)
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в
классе;
3)
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию раз-
личных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ и т. п.
4)
использование в ходе урока дидактического материала, позволя-
ющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учеб-
ного содержания;
5)
оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
6)
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы
(решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока,
выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7)
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяю-
щих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избира-
тельность в способах работы; создание обстановки для естественного
самовыражения ученика.
3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
1)
использование проблемных заданий;
2)
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать
тип, вид и форму материала;
3)
создание положительного эмоционального настроя на работу
всех учеников в ходе урока;
4)
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали
(овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хоте-
лось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
5)
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному исполь-
зованию разных способов выполнения заданий;
6)
оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,
какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;
7)
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргумен-
тироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоя-
тельность, оригинальность.
8)
При задании на дом называются не только тема и объем задания,
но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою
учебную работу при выполнении домашнего задания.
Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1.
При планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одно-
му легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязатель-
но включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко
схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны
вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают
идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. вы-
полняют необходимые расчеты и т. п.).
2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо
от его успеваемости) по следующим параметрам:
- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образова-
тельный процесс;
- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по соб-
ственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом,
подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуаль
-
ной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развер-
нутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРО-
ВАННОГО УРОКА
КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
Цели урока задаются совместно с тенденцией
передачи функции от учителя к ученику.
Цели урока задаются только учителем без формирова
ния функции от учителя к ученику.
На уроке используются разнообразные формы,
методы и приемы обучения, повышающие сте-
пень активности учащихся в учебном процессе и
формирующие субъектную позицию учеников.
Формы и методы урока однообразные, не вызывающие
субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)
Учитель добивается осмысления учебного мате-
риала всеми учащимися, используя для этого спе-
циальные приемы.
Учитель не использует специальных приемов.
Учитель эффективно (адекватно цели урока ) со-
Учитель реализует преимущественно репродуктивную
четает репродуктивную и проблемную стороны
обучения, учит детей работать по правилу и твор-
чески.
сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной
или методикой постановки и решения проблемы.
На уроке задаются задачи и четкие критерии
самоконтроля и самооценки (происходит специ-
альное формирование контрольно-оценочной де-
ятельности у учащихся).
Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам
учитель.
Учитель систематически обучает детей осуще-
ствлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить
причины затруднений).
Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуще-
ствляет рефлексивную функцию в обучении.
Учитель специально планирует коммуникатив-
ные задачи урока, владеет технологией диалога,
обучает ставить и задавать вопросы.
Коммуникативные ситуации специально не планируют
ся, диалоговые формы на уроке не используются
Учитель принимает и поощряет выражаемую
учеником собственную позицию, иное мнение,
обучает корректным формам их выражения.
Учитель несклонен принимать другое мнение, не под
держивает стремление учеников к спору, дискуссии.
Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на
уроке, создают атмосферу учебного сотрудниче-
ства, сотворчества.
Система отношений, атмосфера урока подавляют воз
можности совместной продуктивной деятельности.
На уроке осуществляется глубокое личностное
воздействие «учитель-ученик» через отноше-
ния, совместную деятельность.
Личностное воздействие на уроке не реализуется или
реализуется слабо.
“Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образова-
ния” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)
Вопросы для сравнения
Традиционная система
Личностно-ориентированная система
Цель
Передача знаний, умений и
навыков
Создание условий для реализации лич-
ности (развитие “самости”)
Содержание
Государственные стандар-
ты
Государственный стандарт и личност-
ный опыт педагога и ребенка
Формы работы
Фронтальные или Группо-
вые
Индивидуальные и групповые
Преобладающий метод
Информационный, репро-
дуктивный
Познавательный через самостоятельную
деятельность
Кредо педагога
“Я” над вами
“Я” вместе с вами
Характерный стиль взаи-
модействия
Монолог
Диалог
Позиция ребенка
Пассивная
Активно-инициативная
Мотивация
Внешне-эпизодическая
Внутренняя и всегда постоянная
Литература:
1.Н.А.Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. Р-на-Д, 2006
2. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006
3. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модерниза-
ция. М., 2005
4. Т.В. Машарова. Педагогическая технология: личностно -ориентированное обучение.
М.,1999