Напоминание

"Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования"


Автор: Забродина Светлана Альфредовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 19"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Доклад на педсовет
Тема: "Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования"
Раздел: начальное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6

Тел./факс: 8(496)542-93-09

e-mail: mou_sosh19sp@mail

Доклад на педсовет

«Технология личностно ориентированно-

го обучения как средство повышения каче-

ства образования»

Забродина С.А.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19

Сергиев Посад

«Технология личностно ориентированного

обучения как средство повышения качства

образования»

“Школа – это тот социальный институт,

где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,

неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)

1. Личностно-ориентированное обучение.

О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня,

покажется далеко не ново. Кроме того, современная российская система образова-

ния претерпевает сегодня целый ряд изменений. В качестве главного результата

модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых

людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную

успешную жизнедеятельность.

Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач,

одними из которых являются:

1.

Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной

деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятель-

ной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки

самообразования.

2.

Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследова-

тельская и экспериментальная деятельность).

3.

Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

4.

Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.

А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная

направленность общего образования.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое

во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъектив-

ность процесса учения.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обу-

чения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и

достаточных условий для его развития.

ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология ор-

ганизации условий обучения.

Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновацион-

ным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической

парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного

процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и

педагогической поддержки.

Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обу-

чению.

Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эф-

фективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особен-

ности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим об-

разом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.

Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика,

а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик

выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной дея-

тельности ученика применяются различные образовательные технологии, преду-

сматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную

образовательную траекторию.

Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его клю-

чевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть

дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – но-

вое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, норматив-

ность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовал-

ся нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достиже-

ния некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключа-

ется в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в лич-

ностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как про-

межуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее

направления и границы использования предметного материала как основы лич-

ностного развития на разных ступенях обучения.

Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной,

если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориенти-

рованного образования определяется его направленностью на удовлетворение по-

требностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного су-

ществования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции,

поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение

и творчество.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку

в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной по-

зиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной си-

стемой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем,

освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и

научиться управлять им.

В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования

должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития соб-

ственной личности, т.е. включать следующие компоненты:

аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказа-

ние им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориен-

таций, личностных смыслов);

когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке,

культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);

деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнооб-

разных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных

подходов к решению задач);

личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способно-

стей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоо-

пределения, формирования жизненной позиции).

И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.

Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция пе-

дагога:

оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога

видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение

максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью

адекватных средств);

отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как

личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по соб-

ственному желанию и выбору.

Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но

какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных

видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.

Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является

не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо со-

здать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития

ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способству-

ющей этому образовательной среды.

О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на

ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной дея-

тельности.

Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:

межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит об-

щение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами,

другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, сте-

пень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);

направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важ-

ными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные

способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возмож-

ность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвое-

ния и др.;

степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество”

преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и

навыков; сформированности профессионально значимых личностных ка-

честв, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятель-

ности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);

материальные условия реализации образовательного процесса (степень ком-

фортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного

оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

2. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.

Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО су-

щественно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчи-

няется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявле-

нию опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа

на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не

просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым распола-

гают ученики по теме урока.

В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно про-

тивопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получе-

ние в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в

социальном заказе школы. (Сравнительный анализ – Приложение 1)

Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в систе-

ме ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной ак-

тивности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь

поставленной цели:

1)

использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт уча-

щихся;

2)

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в

классе;

3)

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию раз-

личных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить

неправильный ответ и т. п.

4)

использование в ходе урока дидактического материала, позволя-

ющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учеб-

ного содержания;

5)

оценка деятельности ученика не только по конечному результату

(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

6)

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы

(решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока,

выбирать и осваивать наиболее рациональные;

7)

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяю-

щих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избира-

тельность в способах работы; создание обстановки для естественного

самовыражения ученика.

3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:

1)

использование проблемных заданий;

2)

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать

тип, вид и форму материала;

3)

создание положительного эмоционального настроя на работу

всех учеников в ходе урока;

4)

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали

(овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хоте-

лось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

5)

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному исполь-

зованию разных способов выполнения заданий;

6)

оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа

ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,

какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;

7)

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргумен-

тироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоя-

тельность, оригинальность.

8)

При задании на дом называются не только тема и объем задания,

но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою

учебную работу при выполнении домашнего задания.

Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1.

При планировании урока необходимо учитывать:

- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одно-

му легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязатель-

но включить моторику);

- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко

схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны

вычленить только главную мысль);

- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают

идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. вы-

полняют необходимые расчеты и т. п.).

2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо

от его успеваемости) по следующим параметрам:

- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образова-

тельный процесс;

- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по соб-

ственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом,

подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуаль

-

ной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развер-

нутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);

КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРО-

ВАННОГО УРОКА

КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Цели урока задаются совместно с тенденцией

передачи функции от учителя к ученику.

Цели урока задаются только учителем без формирова

ния функции от учителя к ученику.

На уроке используются разнообразные формы,

методы и приемы обучения, повышающие сте-

пень активности учащихся в учебном процессе и

формирующие субъектную позицию учеников.

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие

субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)

Учитель добивается осмысления учебного мате-

риала всеми учащимися, используя для этого спе-

циальные приемы.

Учитель не использует специальных приемов.

Учитель эффективно (адекватно цели урока ) со-

Учитель реализует преимущественно репродуктивную

четает репродуктивную и проблемную стороны

обучения, учит детей работать по правилу и твор-

чески.

сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной

или методикой постановки и решения проблемы.

На уроке задаются задачи и четкие критерии

самоконтроля и самооценки (происходит специ-

альное формирование контрольно-оценочной де-

ятельности у учащихся).

Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам

учитель.

Учитель систематически обучает детей осуще-

ствлять рефлексивное действие (оценивать свою

готовность, обнаруживать незнание, находить

причины затруднений).

Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуще-

ствляет рефлексивную функцию в обучении.

Учитель специально планирует коммуникатив-

ные задачи урока, владеет технологией диалога,

обучает ставить и задавать вопросы.

Коммуникативные ситуации специально не планируют

ся, диалоговые формы на уроке не используются

Учитель принимает и поощряет выражаемую

учеником собственную позицию, иное мнение,

обучает корректным формам их выражения.

Учитель несклонен принимать другое мнение, не под

держивает стремление учеников к спору, дискуссии.

Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на

уроке, создают атмосферу учебного сотрудниче-

ства, сотворчества.

Система отношений, атмосфера урока подавляют воз

можности совместной продуктивной деятельности.

На уроке осуществляется глубокое личностное

воздействие «учитель-ученик» через отноше-

ния, совместную деятельность.

Личностное воздействие на уроке не реализуется или

реализуется слабо.

“Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образова-

ния” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)

Вопросы для сравнения

Традиционная система

Личностно-ориентированная система

Цель

Передача знаний, умений и

навыков

Создание условий для реализации лич-

ности (развитие “самости”)

Содержание

Государственные стандар-

ты

Государственный стандарт и личност-

ный опыт педагога и ребенка

Формы работы

Фронтальные или Группо-

вые

Индивидуальные и групповые

Преобладающий метод

Информационный, репро-

дуктивный

Познавательный через самостоятельную

деятельность

Кредо педагога

“Я” над вами

“Я” вместе с вами

Характерный стиль взаи-

модействия

Монолог

Диалог

Позиция ребенка

Пассивная

Активно-инициативная

Мотивация

Внешне-эпизодическая

Внутренняя и всегда постоянная

Литература:

1.Н.А.Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. Р-на-Д, 2006

2. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006

3. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модерниза-

ция. М., 2005

4. Т.В. Машарова. Педагогическая технология: личностно -ориентированное обучение.

М.,1999



В раздел образования