Автор: Диденко Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 136"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Использование информационно-коммуникативных технологий
в работе учителя-логопеда
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Сегодня
для
большинства
современных
педагогов
не
ново,
то
что
в
современных
условиях
педагогу
нельзя
ни
на
минуту
останавливаться
в
освоении
информационных
технологий,
так
как это в значительной степени
позволяет оптимизировать процесс обучения.
По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах
мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные - экранно-
звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%.
Это доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не
только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме
предъявления средствами обучения.
Информационно-компьютерные технологии формируют высокую степень
мотивации, повышая интерес к процессу обучения, что повышает интенсивность
обучения. При использовании ИКТ достигается индивидуализация обучения.
В связи с этим нам представляется актуальным включение компьютерных
программ в работу логопеда. Это способствует:
формированию мотивации к занятиям;
работоспособности
и
сохранению
продуктивности
деятельности
на
протяжении
всего
логопедического
занятия
у
детей
с
различными
расстройствами речи;
сокращению
времени
формирования
ряда
навыков,
необходимых
для
развития речи;
индивидуализации обучения детей с нарушениями речи;
значительному
повышению
эффективность
коррекционного
обучения,
(ускорить
процесс
подготовки
дошкольников
к
обучению
грамоте,
предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а
следовательно, снизить риск социальной дезадаптации будущих младших
школьников);
оптимизации педагогического процесса.
Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные
варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной
электроники и телекоммуникаций. Существующие развивающие компьютерные
образовательные программы дают огромные возможности для развития детей.
Уже, проводя индивидуальные занятия, с одним ребенком перед экраном
монитора,
мы
продолжали
искать
более
эффективные
методы
познания,
задаваясь вопросами: как помочь лучше усвоить материал и повысить интерес к
процессу коррекционного обучения не только для одного ребенка, но и для всей
группы,
подгруппы
сразу?
Таким
образом,
мы
от
монитора
компьютера
и
мультимедийной установки перешли к использованию интерактивной доски на
логопедических занятиях, что и помогло нам найти ответы на ряд вопросов.
Интерактивная
доска
(ИД)
-
одно
из
самых
современных
средств
обучения. Это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных
инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется
изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым
можно
работать
прямо
на
поверхности
доски.
Манипуляции
компьютерной
мыши
осуществляются
касанием
поверхности
(специальным
устройством
–
стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к
управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать
пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в
реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые
изменения
и
сохранять
их
в
виде
компьютерных
файлов
для
дальнейшего
редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.
Интерактивная доска обеспечивает интерактивность обучения, которое
состоит в том, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что
они
знают
и
думают.
Совместная
деятельность
обучающихся
означает,
что
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Работая
с
интерактивной
доской,
педагог
всегда
находится
в
центре
внимания,
что
помогает поддерживать постоянный контакт с детьми.
Используя ИД на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях,
мы
можем
отметить
высокий
уровень
мотивации
дошкольников,
а
также
производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей
группой
в
целом
и
использованием
заранее
подготовленного
материала,
включения в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае
работы дошкольника с ПК), а всего коллектива обучающихся.
Очень
удобными
для
проведения
занятий
оказались
игры-презентации,
которые можно изготавливать самим. Кроме того, мы апробировали и удачно
пользуемся
на
занятиях
игры
и
презентации,
а
также конструктор картинок
предлагаемыми
на
различных
интернет-сайтах.
Это
позволяет
нам
автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в связной речи (через
составление
рассказов,
сказок
и
др.),
а
также,
на
ряду
с
этим,
отработать
некоторые грамматические категории, в зависимости от цели к составляемой
сюжетной картине.
В
целом
использование
технических
средств
позволяет
повысить
заинтересованность ребёнка, более эффективно донести до него смысл занятия,
потому как, опираясь на мудрость Конфуция, вынесенную нами в эпиграф этой
главы, можно сделать вывод: слово + наглядность + действие = полноценное
осознание.