Напоминание

"Использование ИКТ в работе учителя-логопеда"


Автор: Диденко Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 136"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование информационно-коммуникативных технологий

в работе учителя-логопеда

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Сегодня

для

большинства

современных

педагогов

не

ново,

то

что

в

современных

условиях

педагогу

нельзя

ни

на

минуту

останавливаться

в

освоении

информационных

технологий,

так

как это в значительной степени

позволяет оптимизировать процесс обучения.

По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах

мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные - экранно-

звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%.

Это доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не

только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме

предъявления средствами обучения.

Информационно-компьютерные технологии формируют высокую степень

мотивации, повышая интерес к процессу обучения, что повышает интенсивность

обучения. При использовании ИКТ достигается индивидуализация обучения.

В связи с этим нам представляется актуальным включение компьютерных

программ в работу логопеда. Это способствует:

формированию мотивации к занятиям;

работоспособности

и

сохранению

продуктивности

деятельности

на

протяжении

всего

логопедического

занятия

у

детей

с

различными

расстройствами речи;

сокращению

времени

формирования

ряда

навыков,

необходимых

для

развития речи;

индивидуализации обучения детей с нарушениями речи;

значительному

повышению

эффективность

коррекционного

обучения,

(ускорить

процесс

подготовки

дошкольников

к

обучению

грамоте,

предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а

следовательно, снизить риск социальной дезадаптации будущих младших

школьников);

оптимизации педагогического процесса.

Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

электроники и телекоммуникаций. Существующие развивающие компьютерные

образовательные программы дают огромные возможности для развития детей.

Уже, проводя индивидуальные занятия, с одним ребенком перед экраном

монитора,

мы

продолжали

искать

более

эффективные

методы

познания,

задаваясь вопросами: как помочь лучше усвоить материал и повысить интерес к

процессу коррекционного обучения не только для одного ребенка, но и для всей

группы,

подгруппы

сразу?

Таким

образом,

мы

от

монитора

компьютера

и

мультимедийной установки перешли к использованию интерактивной доски на

логопедических занятиях, что и помогло нам найти ответы на ряд вопросов.

Интерактивная

доска

(ИД)

-

одно

из

самых

современных

средств

обучения. Это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных

инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется

изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым

можно

работать

прямо

на

поверхности

доски.

Манипуляции

компьютерной

мыши

осуществляются

касанием

поверхности

(специальным

устройством

стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к

управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать

пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в

реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые

изменения

и

сохранять

их

в

виде

компьютерных

файлов

для

дальнейшего

редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.

Интерактивная доска обеспечивает интерактивность обучения, которое

состоит в том, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс

познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что

они

знают

и

думают.

Совместная

деятельность

обучающихся

означает,

что

каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Работая

с

интерактивной

доской,

педагог

всегда

находится

в

центре

внимания,

что

помогает поддерживать постоянный контакт с детьми.

Используя ИД на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях,

мы

можем

отметить

высокий

уровень

мотивации

дошкольников,

а

также

производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей

группой

в

целом

и

использованием

заранее

подготовленного

материала,

включения в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае

работы дошкольника с ПК), а всего коллектива обучающихся.

Очень

удобными

для

проведения

занятий

оказались

игры-презентации,

которые можно изготавливать самим. Кроме того, мы апробировали и удачно

пользуемся

на

занятиях

игры

и

презентации,

а

также конструктор картинок

предлагаемыми

на

различных

интернет-сайтах.

Это

позволяет

нам

автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в связной речи (через

составление

рассказов,

сказок

и

др.),

а

также,

на

ряду

с

этим,

отработать

некоторые грамматические категории, в зависимости от цели к составляемой

сюжетной картине.

В

целом

использование

технических

средств

позволяет

повысить

заинтересованность ребёнка, более эффективно донести до него смысл занятия,

потому как, опираясь на мудрость Конфуция, вынесенную нами в эпиграф этой

главы, можно сделать вывод: слово + наглядность + действие = полноценное

осознание.



В раздел образования