Автор: Андреева Валентина Семеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г. Северобайкальск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа элективного курса "Занимательная математика"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27
Рабочая программа элективного курса
Наименование курса ______занимательная математика___________
Класс(ы)____5 ___________________________________________
Тип класса __ общеобразовательный__________________________________
Составили (авторы) __ В.С Андреева
____
Год издания программы__2015 г.___________________________________
Кем утверждена (допущена, рекомендована) ГМО учителей математики
По учебному плану всего:
В год ______35 часов_____
В неделю ___1 час_______
Программа подготовлена учителем _математики_____ МБОУ СОШ №27
_Андреевой Валентиной Семёновной
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность рабочей программы элективного курса «Занимательная математика» определена тем, что школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических
задач,
связанных
с
логическим
мышлением
закрепит
интерес
детей
к
познавательной
деятельности,
будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно
работать,
думать,
решать
творческие
задачи,
а
также
совершенствовать
навыки
аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-х классов «Занимательная
математика» разработана на
основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по учебному
предмету, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г.№1089;
-
Примерной основной образовательной программы по математике;
-
Санитарно-эпидемиологических
требований
к
условиям
и
организации
обучения
общеобразовательных
учреждений (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
-
Учебного плана МБОУ СОШ № 27 на 2014-2015 учебный год.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения
учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности
каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Поэтому, наряду с решением основной задачи, расширенное изучение математики на элективном курсе предусматривает
формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Основная цель курса – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных
на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических
2
задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии,
изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Курс
рассчитан на 35 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю. Рекомендуемая продолжительность одного
занятия – 45 минут.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
различные системы счисления;
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
различные системы мер;
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и
«графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов,
шарад и ребусов;
применять
полученные
знания
при
построениях
геометрических
фигур
и
использованием
линейки
и
циркуля;
3
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Курс ориентирован не только на учащихся, обладающих достаточной математической подготовкой, проявляющих
интерес к предмету и желающих углубить свои знания, умения и навыки, но и на тех учащихся, которые желают
овладеть дополнительными знаниями по данной теме.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами
будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку
освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (тесты, творческая работа) по
определению
уровня
знаний
учеников
по
данной
теме.
Выполнение
контрольных
работ
способствует
быстрой
мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы.
Такие
проверочные
работы
носят
не
столько
оценивающий,
сколько
обучающий
характер
и
являются
продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы ставятся условно – в баллах, по числу верно выполненных
заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы
проводятся в форме игр, викторин, соревнований. Для
учащихся
на
заключительном
занятии
предлагается
решение
заданий
международного
математического
конкурса
«Кенгуру».
Оценивание достижений обучающихся
отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно
выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Основные типы занятий — лекция и практикум. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. В
качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются
упражнения
и
задачи
по
теме
занятия,
проводятся
игры,
викторины,
рассматриваются
олимпиадные
задания,
соответствующей тематики.
Основные виды деятельности учащихся:
решение нестандартных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
4
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
У учащихся могут быть сформированы результаты:
Личностные:
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
• умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
• первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от
факта;
• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1)
регулятивные:
учащиеся получат возможность научиться:
• составлять план и последовательность действий;
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного
результата;
• предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
• концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и
5
собственные возможности её решения.
2) познавательные:
учащиеся получат возможность научиться:
•
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логические
рассуждения,
умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
•
формировать
учебную
и
общекультурную
компетентность
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий;
•
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
•
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
•
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
•
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
•
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать
полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
•
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные:
учащиеся получат возможность научиться:
•
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
•
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
•
аргументировать
свою
позицию
и
координировать
её
с
позициями
партнёров
в
сотрудничестве
при
выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся получат возможность научиться:
•
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности
практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
•
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
6
•
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
•
выполнять
арифметические
преобразования
выражений,
применять
их
для
решения
учебных
математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
•
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Кол -во
часов
5 А
5 Б
5 В
5 Г
Содержание темы
Практичес
кая часть
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
Занимательная арифметика 8 часов.
1
История
математики.
Старинные
системы
записи
чисел.
Как
люди
научились считать.
1
Сч ёт
у
п е р в о б ы т н ы х
людей.
Первые
сч ё т н ы е
приборы
у
разных
народов.
Происхождение арифметики.
Происхождение
и
развитие
письменной
н у м е р а ц и и .
Цифры
у
разных
народов.
Буквы и знаки. Арифметика
Магницкого.
Чётные и нечётные числа.
Сум м а
и
п р о и з в е д е н и е
чётных
чисел,
нечётных
чисел,
чётных
и
нечётных
чисел. Восстановление цифр
при
сложении,
вычитании,
умножении.
2
История математики. Римские цифры.
Алфавитные системы.
1
3
Из
истории
развития
арифметики.
Почему
нашу
запись
называют
десятичной.
Действия над натуральными числами
1
4
Как
свойства
действий
помогают
вычислять.
1
5
Как
свойства
действий
помогают
вычислять.
1
6
Приёмы рациональных вычислений.
1
7
Приёмы рациональных вычислений.
1
7
8
Приёмы рациональных вычислений.
1
Логические задачи 10 часов.
9
Отгадывание
математических
загадок
при помощи уравнений.
1
Задачи
на
движение.
Логические задачи. Задачи
со
спичками.
Задачи
на
переливание.
Задачи
на
перекладывание предметов.
Задачи
на
взвешивание.
Проверка
наблюдательности.
Задачи
н а
к о м б и н а ц и и
и
расположения.
Графы
в
решении
задач.
Принцип
Дирихле. Задачи из книги
М а г н и ц к о г о .
З а б а в а
Магницкого.
10
Л о г и ч е с к и е
и
т р а д и ц и о н н ы е
головоломки.
1
11
Л о г и ч е с к и е
и
т р а д и ц и о н н ы е
головоломки.
1
12
Л о г и ч е с к и е
и
т р а д и ц и о н н ы е
головоломки.
1
13
Задачи на «переливание».
1
14
Задачи на «переливание».
1
15
Задачи на «взвешивание».
1
16
Задачи на «взвешивание».
1
17
Задачи на «движение»
1
18
Задачи на «движение»
1
Решение занимательных задач по всему курсу математики 9 часов.
19
Метрическая
система
мер.
Старые
р у с с к и е
м е р ы . Как
измеряли
в
древности.
1
Метрическая система мер.
Измерения в древности у
разных народов. Старые
русские меры.
Происхождение дробей.
Дроби в Древней Греции, в
Древнем Египте. Нумерация
20
Метрическая
система
мер.
Старые
р у с с к и е
м е р ы . Как
измеряли
в
древности.
1
21
Как возникают дроби в практических
вычислениях. Задачи на делимость.
1
8
и дроби на Руси. Задачи на
проценты.
22
Как возникают дроби в практических
вычислениях. Задачи на делимость.
1
23
Перегибания. Плоские разрезания.
1
24
Математические фокусы.
1
25
Математические игры.
1
26
Полушутки.
Слишком
правильные
дроби.
1
27
Проценты в нашей жизни.
1
Проекты 7 часов.
28
П о д г о т о в к а
и
с о з д а н и е
мультимедийного проекта по теме “Эта
многообразная математика”.
1
Проект индивидуальный
«Меры длины, веса, площади»
П р о е кт
г ру п п о во й
« Ге о
метрические фигуры»
П р о е к т
г р у п п о в о й ,
к р ат ко с р оч н ы й
« Р е м о н т
классного
кабинета»
Проект
коллективный, краткосрочный
«Сказочный задачник»
П р о е к т
г р у п п о в о й ,
кратко срочный
«Что
мы
едим»
29
П о д г о т о в к а
и
с о з д а н и е
мультимедийного проекта по теме “Эта
многообразная математика”.
1
30
П о д г о т о в к а
и
с о з д а н и е
мультимедийного проекта по теме “Эта
многообразная математика”.
1
31
Защита проектов.
1
32
Защита проектов.
1
33-34
Подготовка
и
составление
буклета
«Математика в жизни».
2
Заключительное занятие
35
Решение
задач
м е ж д у н а р од н о го
математического конкурса «Кенгуру».
1
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
1. Занимательная арифметика (8 часов).
9
История математики. Старинные системы записи чисел. Как люди научились считать. История математики.
Римские цифры. Алфавитные системы. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной.
Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений.
2. Логические задачи (10 часов).
Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. Логические и традиционные головоломки. Задачи
на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение».
Основная
цель
– развивать
логическое
мышление,
формировать
умение
составлять
таблицы,
познакомить
с
некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.
3. Решение занимательных задач по всему курсу математики (9 часов).
Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических
вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры.
Полушутки. Слишком правильные дроби. Проценты в нашей жизни.
4. Проектные работы (7 часов).
Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации
по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов
математики,
не
относящихся
напрямую
к
школьной
программе,
или
углубленное
изучение
отдельных
вопросов
школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно
представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме.
5 . Итоговое занятие - 1 час
На заключительном занятии учащимся предлагается решение задач международного математического конкурса
«Кенгуру».
10