Напоминание

"Осуществление системно-деятельного подхода в воспитании гимназистов"


Автор: Куртнебиева Зера Абдулаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РК "Крымская гимназия- интернат для одаренных детей"
Населённый пункт: п. Танковое
Наименование материала: статья
Тема: "Осуществление системно-деятельного подхода в воспитании гимназистов"
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

СТАТЬЯ

На тему: «Осуществление системно-деятельностного подхода в воспитании гимназистов.»

Воспитатель: Куртнебиева З.А.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ГИМНАЗИСТОВ.

Системно- деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает

основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной

деятельности учащихся. Да, личностное, социальное и познавательное развитие учащихся

определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Но ведь и

воспитание (может быть в большей степени) предстает как процесс, в ходе которого организуются

разные виды деятельности, и воспитанник находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою

ценностно- смысловую сферу, т.е. деятельный подход при организации проектной деятельности в

рамках воспитательной работы.

Сегодня приоритет смещается в сторону формирования деятельностных способностей

учащегося.

Поэтому в современных условиях именно системно- деятельный подход должен создать

основу для получения качественно новых результатов.

1.

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного

компонента, который включает в государственные стандарты впервые в истории

отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом

социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач

духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала

школы, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненного самоопределения,

их социальную адаптацию.

Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от

педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации

воспитательного процесса.

Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и

использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на

рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,

активное финансовое поведение, эффективное финансовое сотрудничество, здоровый

и безопасный образ жизни. Для взвращивания такого типа человека в стандартах

предлагает системно-деятельностный подход.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях

целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности

учащихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые

столы, конференции, диспуты, научные олимпиады, соревнования, поисковые и

научные исследования, которые отличны от организационных форм в урочной системе

обучения.

Как же осуществляется системно- деятельностный подход в нашей гимназии7

Наш девиз: «Твори, выдумывай, используй свой талант!» Художествено-

эстетическое воспитание призвано развивать вкус, облагораживать человека. Эстетика

способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать

прекрасное.

Основная цель художественно- эстетического воспитания- научитьвидеть красоту во

всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы,

музыки, живописи, сценического исскуства.

Воспитывая девочек и работая над проблемой, хотелось бы зажечь огонь в сердцах

учащихся, вызвать духовную радость, наслаждение художественным образом.

Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных

знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, развитие ребенка, раскрытия его

творческих возможностей и таких качеств личности, как инициативность,

самодеятельность, талант, фантазия и творение, самобытность, то есть на то, что

относится к индивидуальности человека.

Мы провели ряд мероприятий, классных часов, бесед, которые способствуют

развитию художественно- эстетического воспитания в поликультурном Крыму.

1.

БАХЧИСАРАЙ- ЭТО ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ КРЫМА.

Цель: расширить кругозор учащихся, формировать личность с духовными и

нравственными качествами на примере изучения родного края, его природы, его

достопримечательностей, лучших традиций и обычаев.

Задачи: Воспитать у учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за

великих поэтов, привить любовь к природе и бережное отношение к родной земле,

её растительному миру, достопримечательностям. Развивать индивидуальные

способности к творческой деятельности в поликультурной среде.

Уходя вглубь веков старина, неброская, но завораживающая прелесть города

вдохновляла многих поэтов и писателей, художников и композиторов, о которых с

чувством, с гордостью и выражением рассказывали девочки.

Богатая история, сказочная природа, будоражила творческую фантазию учащихся

на разных языках: русском, крымскотатарском и английском.

Красочные слайды о природе, о лесах, садах и водопадах поразили своей красотой

слушателей

Девочки исполняли песни и танцы, читали стихотворения.

Присутствовали воспитатели Лариса Григорьевна, Мухаммед оджа. Гости увидели

Бахчисарай в пролом и в наши дни.

Я осталась довольна своими воспитанницами, которые сумели артистично

выступить, а главное, почувствовать Крым сердцем.

2.Музыкальная композиция, посвященная 70-летию ВОВ.

3. Презентация «Крым- наш общий дом.»

4. Конкурс чтецов.

5.Экскурсия «Изучаем родной край»

6. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках, таких как «Дары осени», «Мисс

Осень», организация выставок детских рисунков, поделок, творческих работ,

концертов, театральных представлений, таких как «Гранатовый браслет»

проведенных с целью создания условий для создания и укрепления творческих

способностей учащихся, посредством общения с художественным и декоративно-

прикладным искусством, традициями нашей Родины.

Есть возможность выявить таланты и развить их до необходимого уровня.

Воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой личности, владеющей

творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.

Цели и задачи направлены на формирование высокого патриотического сознания,

чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга

упрочению единства и дружбы народов. Воспитание любви к Родине и уважения к

людям, которые её защищают и защищали.

Все формы работ проведенных в классе способствуют развитию общечеловеческих

ценностей. Воспитывает в учащихся духовное, нравственное, патриотическое и

эстетическое чувства. Углубление знаний о Родине, побуждает желание знакомится

с историей своей семьи, традициями, культурой, святынями Крыма. Развивают

желание быть полезным для окружающих, всему человечеству через:

А) примеры

Б) проектирование и исследование.

Именно в такой работе ученики учатся не только открывать новые знания, но и

сами открывают в себе то, что интересно. За время работы над проектом они учатся

пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать

выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела- это

все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную

обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,

свободу выбора и готовит их к жизни- это и есть системно- деятельностный подход,

который приносит, несомненно свои плоды не сразу, но и ведет к достижениям.

В) Деятельностный метод особую роль играет и вополнительном образовании

учащихся. Ведь дело касается создания условий для развития творческих интересов

детей и включения их в творческую художественную, техническую, эколого-

биологическую спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в

процессе деятельности человек становится самим собой.

Г) Самоуправление- его основное действие детей по организации

жизнедеятельности школьного и классного коллектива. Мы сегодня хотим, чтобы

ученическое самоуправление стало настоящей школой творчества и социальной

активности. В основе- формирование сферы совместной деятельности,

направленную на самореализацию учащихся.

Примеры позволяют нам сделать вывод, что сегодня необходимо активизировать

деятельностный компонент воспитания, т.к. системно- деятельностный подход

нацелен на развитие личности, на процесс нравственного обогащения, духовно-

нравственного развития учащихся. Метод тем и хорош, что он обеспечивает рост

творческого потенциала ученика, тренирует комуникативные способности, создаёт

основу для самостоятельной совместной успешной адаптации в социуме.

3)Мы говорим о системно- деятельностном подходе в образовании и не отрываем это

понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельного подхода, а не потока

информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек

учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. О системно-

деятельностном подходе организации главной формы работы классного руководителя (классные

часы, диспуты, викторины, беседы и т.д.)

Вывод: принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного метода

технологии демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во- первых, то, что

предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с ответом.

Позиция учащегося: за познанием мира в специально организованных условиях.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования- это не

отдельные знания, , предложенные классным руководителем, а способность и готовность ученика

к эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных, в том

числе и социально значимых ситуациях.

4. Проект- это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося

и педагогической деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая

предполагает их выбор и творческие решения. Это все рядом- обучение и воспитание.Работа над

проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться,

реализовать свои творческие способности.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и почувствовать практическое

применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.

Заключение: в «Концепции модернизации Российского образования» говорится:

«Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные,

предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их

возможные последствия, отличающиеся мобильностью…, способные к сотрудничеству…,

обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое

процветание».

Может ли школьник расчитывать на то, что он таким и останется, окончив школу? Переступая

порог школы, ребенок зачастую осознаёт, что нужно быть полезным, состоятся профессионалом

ему не так-то просто. Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет наедятся

на то, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.



В раздел образования