Автор: Куртнебиева Зера Абдулаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РК "Крымская гимназия- интернат для одаренных детей"
Населённый пункт: п. Танковое
Наименование материала: статья
Тема: "Осуществление системно-деятельного подхода в воспитании гимназистов"
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
СТАТЬЯ
На тему: «Осуществление системно-деятельностного подхода в воспитании гимназистов.»
Воспитатель: Куртнебиева З.А.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ГИМНАЗИСТОВ.
Системно- деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает
основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной
деятельности учащихся. Да, личностное, социальное и познавательное развитие учащихся
определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Но ведь и
воспитание (может быть в большей степени) предстает как процесс, в ходе которого организуются
разные виды деятельности, и воспитанник находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою
ценностно- смысловую сферу, т.е. деятельный подход при организации проектной деятельности в
рамках воспитательной работы.
Сегодня приоритет смещается в сторону формирования деятельностных способностей
учащегося.
Поэтому в современных условиях именно системно- деятельный подход должен создать
основу для получения качественно новых результатов.
1.
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного
компонента, который включает в государственные стандарты впервые в истории
отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом
социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач
духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала
школы, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненного самоопределения,
их социальную адаптацию.
Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от
педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации
воспитательного процесса.
Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и
использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на
рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,
активное финансовое поведение, эффективное финансовое сотрудничество, здоровый
и безопасный образ жизни. Для взвращивания такого типа человека в стандартах
предлагает системно-деятельностный подход.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях
целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности
учащихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые
столы, конференции, диспуты, научные олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, которые отличны от организационных форм в урочной системе
обучения.
Как же осуществляется системно- деятельностный подход в нашей гимназии7
Наш девиз: «Твори, выдумывай, используй свой талант!» Художествено-
эстетическое воспитание призвано развивать вкус, облагораживать человека. Эстетика
способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать
прекрасное.
Основная цель художественно- эстетического воспитания- научитьвидеть красоту во
всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы,
музыки, живописи, сценического исскуства.
Воспитывая девочек и работая над проблемой, хотелось бы зажечь огонь в сердцах
учащихся, вызвать духовную радость, наслаждение художественным образом.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных
знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, развитие ребенка, раскрытия его
творческих возможностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, талант, фантазия и творение, самобытность, то есть на то, что
относится к индивидуальности человека.
Мы провели ряд мероприятий, классных часов, бесед, которые способствуют
развитию художественно- эстетического воспитания в поликультурном Крыму.
1.
БАХЧИСАРАЙ- ЭТО ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ КРЫМА.
Цель: расширить кругозор учащихся, формировать личность с духовными и
нравственными качествами на примере изучения родного края, его природы, его
достопримечательностей, лучших традиций и обычаев.
Задачи: Воспитать у учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за
великих поэтов, привить любовь к природе и бережное отношение к родной земле,
её растительному миру, достопримечательностям. Развивать индивидуальные
способности к творческой деятельности в поликультурной среде.
Уходя вглубь веков старина, неброская, но завораживающая прелесть города
вдохновляла многих поэтов и писателей, художников и композиторов, о которых с
чувством, с гордостью и выражением рассказывали девочки.
Богатая история, сказочная природа, будоражила творческую фантазию учащихся
на разных языках: русском, крымскотатарском и английском.
Красочные слайды о природе, о лесах, садах и водопадах поразили своей красотой
слушателей
Девочки исполняли песни и танцы, читали стихотворения.
Присутствовали воспитатели Лариса Григорьевна, Мухаммед оджа. Гости увидели
Бахчисарай в пролом и в наши дни.
Я осталась довольна своими воспитанницами, которые сумели артистично
выступить, а главное, почувствовать Крым сердцем.
2.Музыкальная композиция, посвященная 70-летию ВОВ.
3. Презентация «Крым- наш общий дом.»
4. Конкурс чтецов.
5.Экскурсия «Изучаем родной край»
6. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках, таких как «Дары осени», «Мисс
Осень», организация выставок детских рисунков, поделок, творческих работ,
концертов, театральных представлений, таких как «Гранатовый браслет»
проведенных с целью создания условий для создания и укрепления творческих
способностей учащихся, посредством общения с художественным и декоративно-
прикладным искусством, традициями нашей Родины.
Есть возможность выявить таланты и развить их до необходимого уровня.
Воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой личности, владеющей
творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.
Цели и задачи направлены на формирование высокого патриотического сознания,
чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга
упрочению единства и дружбы народов. Воспитание любви к Родине и уважения к
людям, которые её защищают и защищали.
Все формы работ проведенных в классе способствуют развитию общечеловеческих
ценностей. Воспитывает в учащихся духовное, нравственное, патриотическое и
эстетическое чувства. Углубление знаний о Родине, побуждает желание знакомится
с историей своей семьи, традициями, культурой, святынями Крыма. Развивают
желание быть полезным для окружающих, всему человечеству через:
А) примеры
Б) проектирование и исследование.
Именно в такой работе ученики учатся не только открывать новые знания, но и
сами открывают в себе то, что интересно. За время работы над проектом они учатся
пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать
выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.
Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела- это
все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,
свободу выбора и готовит их к жизни- это и есть системно- деятельностный подход,
который приносит, несомненно свои плоды не сразу, но и ведет к достижениям.
В) Деятельностный метод особую роль играет и вополнительном образовании
учащихся. Ведь дело касается создания условий для развития творческих интересов
детей и включения их в творческую художественную, техническую, эколого-
биологическую спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в
процессе деятельности человек становится самим собой.
Г) Самоуправление- его основное действие детей по организации
жизнедеятельности школьного и классного коллектива. Мы сегодня хотим, чтобы
ученическое самоуправление стало настоящей школой творчества и социальной
активности. В основе- формирование сферы совместной деятельности,
направленную на самореализацию учащихся.
Примеры позволяют нам сделать вывод, что сегодня необходимо активизировать
деятельностный компонент воспитания, т.к. системно- деятельностный подход
нацелен на развитие личности, на процесс нравственного обогащения, духовно-
нравственного развития учащихся. Метод тем и хорош, что он обеспечивает рост
творческого потенциала ученика, тренирует комуникативные способности, создаёт
основу для самостоятельной совместной успешной адаптации в социуме.
3)Мы говорим о системно- деятельностном подходе в образовании и не отрываем это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельного подхода, а не потока
информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек
учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. О системно-
деятельностном подходе организации главной формы работы классного руководителя (классные
часы, диспуты, викторины, беседы и т.д.)
Вывод: принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного метода
технологии демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во- первых, то, что
предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с ответом.
Позиция учащегося: за познанием мира в специально организованных условиях.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования- это не
отдельные знания, , предложенные классным руководителем, а способность и готовность ученика
к эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных, в том
числе и социально значимых ситуациях.
4. Проект- это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося
и педагогической деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая
предполагает их выбор и творческие решения. Это все рядом- обучение и воспитание.Работа над
проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться,
реализовать свои творческие способности.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и почувствовать практическое
применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.
Заключение: в «Концепции модернизации Российского образования» говорится:
«Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их
возможные последствия, отличающиеся мобильностью…, способные к сотрудничеству…,
обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое
процветание».
Может ли школьник расчитывать на то, что он таким и останется, окончив школу? Переступая
порог школы, ребенок зачастую осознаёт, что нужно быть полезным, состоятся профессионалом
ему не так-то просто. Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет наедятся
на то, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.