Напоминание

"Формирование УУД на уроках окружающего мира"


Автор: Макрушина Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование универсальных учебных действий

на уроках по окружающему миру»

по учебникам «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков

Макрушина О.Б.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Политехнический лицей» г. Мирный

В конце концов, от всех приобретенных

знаний в памяти у нас остаётся только то,

что мы применяем на практике.

Иоганн Петер Экккерман

Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через

освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими . В широком значении

термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность ученика к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта. В более узком психологическом значении этот термин можно определить как

совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Отличительной чертой универсальных учебных действий от общеучебных умений и навыков

является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные, и

коммуникативные действия. Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной

школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях

как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе,

метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных,

регулятивных).

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий

представляет учебный предмет «Окружающий мир». На страницах учебников часто встречаются

задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной

подготовки (дома или на уроке). Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ

всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и

взаимодействия, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий

детьми, объединёнными в пары или в группы по 3-4 человека, когда они должны выработать

общее мнение или создать общее описание. Такой приём придаст этим заданиям психологически

полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность

необходимости «рассказать самому себе», позволяет прививать ученикам уважение к мнению

своего собеседника, будь то учитель или сверстник, умение чётко и грамотно выражать свои

мысли, аргументировать своё мнение.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира»

можно предложить следующие задания:

- На прошлом уроке мы с вами побывали в природных зонах холодного пояса. Какие же открытия

нам удалось сделать?

Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам. Но прежде Лена и Миша

предлагают нам поиграть в свою любимую игру. Они приготовили для вас отрывки из

произведений, где описаны различные природные явления. Вам нужно угадать, о каком природном

явлении идёт речь в тексте и указать то место, где происходят события. Работать вы будете в

группах по плану, который я вам дам. Как вы считаете с чего нужно начать работу? (прочитать

текст и распределить роли).

Комментарий учителя.

Пока ребята работают, мы попробуем разобраться:

Какой этап урока вы наблюдаете?

Какие технологии сейчас работают?

Какие УУД формирует учитель на данном этапе урока?

Познавательные

Коммуникативные

работать с информацией

высказывать мнение, понимать других

Регулятивные

Личностные

определять цель, выдвигать версии, работать по

плану

оценивать себя в роли ученика, понимать

ценность учёбы, осознавать себя частью мира

Группы знакомят с результатами своей работы, объясняют, доказывают. Дают самооценку

своей работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на

системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной

передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и

доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную

деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания,

применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных

проблем.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями,

обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в

учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и

методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной

мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание

проблемных ситуаций в учебном процессе.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные

представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний,

жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными

фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе

выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать

удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения

проблемы. Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?»

мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица. -

Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

Можно их отнести к одной группе? (Нет.) –

Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является

отличительным признаком птиц?)

Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению

противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть

разные мнения учащихся.

Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения осуществлять

качественное и количественное описание компонентов объекта.

На прошлых уроках мы говорили о том, что все объекты обладают определенными

признаками. Например, расческа может быть новой, массажной, круглой, плоской, пластмассовой

и т. д. Признаки — это все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них,

благодаря чему объект можно узнать, описать. Каждый объект имеет не одно свойство, а много

различных свойств. Только зная совокупность свойств объекта, можно его определить. Например:

объект белый, кристаллический, соленый, является продуктом питания. Конечно, соль.

Совокупность свойств объекта называется его характеристикой.

Определите по признакам, о каком насекомом идет речь: прыгает, стрекочет, зеленое,

безобидное, незаметное, живет в малой семье. Кто это, по-вашему?

- Верно — это кузнечик. А что помогло вам узнать, как вы догадались, что это кузнечик? Конечно:

зеленое насекомое, стрекочет, прыгает, жесткое — все эти свойства объединили мысленно и по-

няли, о ком идет речь.

Вывод: Мы должны понять и запомнить, что свойства — это особенность, которая характеризует

объект.

- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят

из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день?

(Они полезны.)

Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что

кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты

на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и

фрукты на группы.

- С чем встретились? (С затруднением.) Таким образом, на этапе актуализации знаний мы

формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать

знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает;

можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в

учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать

самостоятельно.

- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы.

1. Узнать, что такое витамины.

2. Узнать, какие бывают витамины.

3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них

находятся. (Составить эталон.)

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные

УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных

способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Цель: Способствовать овладению умением осуществлять качественное и количественное

описание компонентов объекта.

Чтобы точно установить объект изучения, мы определяем его признаки. Признаки — это то, в

чем сходны, и, чем отличны друг от друга объекты. Каждый объект имеет не один признак, а

несколько. Только зная совокупность признаков, можно определить сам объект. Совокупность

признаков называется характеристикой объекта.

Попробуйте отгадать следующие загадки:

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи.

- Какие признаки помогают вам правильно угадать цветок? Растет и огороде, похож на солнышко,

лепестки, как лучики, но не горячие. Такая характеристика подсказывает нам, что это подсолнух.

А вот другая загадка:

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него ~

И не будет ничего.

- Здесь цветок сравнивается с облаком, такой же воздушный, легкий, белый. От дуновения -

разлетается. Конечно, это одуванчик.

Вывод: Нужно запомнить, что свойства — это совокупность особенностей, которые

характеризуют объект.

Цель: Способствовать овладению умением осуществлять качественное и количественное

описание компонентов объекта.

Рассмотрим иллюстрации на доске: лось, заяц, корова, лисица, кролик, тушканчик, песец.

Сейчас я перечислю существенные признаки животного, а вы определите, о каком животном идет

речь:

Гладкошерстный, ловко прыгает, длинноухий, короткий круглый хвост.

- Кто это? (заяц, кролик.)

- Почему мнения разделились? (признаки характерны для обоих объектов)

Достаточно ли перечисленных признаков? (не хватает существенного признака.)

Какого существенного признака недостает? (домашнее животное.)

Вывод: Каждый объект имеет множество признаков. Объект легко узнать только при достаточной

совокупности этих признаков.

- А теперь попробуйте сами перечислить существенные признаки какого-либо животного, мы

попробуем отгадать.

Цель: Способствовать овладению умением определять причинно-следственные отношения

компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами он порожден или изменен.

В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является

следствием этой причины.

Определите, в какой роли выступает каждое предложение.

—Молчание часто спасает кузнечику жизнь. При опасности кузнечик умолкает.

—Крот может вырыть себе нору за одну минуту. У крота могучие передние лапы.

—У змеи очень тонкие передние зубы. Змея не может разжевать добычу.

—Африканский буйвол очень опасен. Африканский буйвол нередко нападает на человека и

животных.

Вывод: Чаще всего причина предшествует следствию и отвечает на вопрос «Почему?».

Цель: Способствовать овладению умением выполнять неполное однолинейное сравнение, то есть

устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.

Перед вами ряды слов. В каждом ряду по пять названий животных, относящихся к одной и

той же природной зоне. Найди «лишнее слово».

Морж, белый медведь, тюлень, сайгак, овцебык (сайгак — животное зоны степей, остальные —

Крайнего Севера).

Сайгак, дрофа, бурундук, кулан, орел-беркут. (бурундук - животное зоны лесов, остальные степей).

Песец, лемминг, крот, северный олень, кулик (крот — животное зоны лесов, остальные — тундры).

Верблюд, тупик, фазан, варан, антилопа (тупик — животное Крайнего Севера, остальные — зоны

пустынь).

Чтобы установить сходство и различие, мы находили общий признак, то есть признак, присущий

двум и более объектам сравнения.

Цель: Способствовать овладению умением выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства

объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве и в других признаках.

Найдите закономерность. Учитель приводит пример: Парфенон — Греция.

Пирамида Хеопса - ... (Египет).

Эйфелева башня — ...(Париж).

Поганкины палаты — ...(Псков).

Коломенское — ... (Москва).

Цель: Способствовать овладению умением осуществлять родовидовое определение понятий, то

есть находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные

признаки.

Найдите к слову определение.

1.Вырубка

(4) труднопроходимый лес.

2.Бурелом

(3) небольшой лиственный лес.

3.Роща

(6) хвойный лес.

4.Чаща

(7) поросль молодого леса.

5.Опушка

(2) лес, поваленный бурей.

6.Бор

(5) край леса.

7.Молодняк

(1) место, где вырублен лес.

Цель: Определять существенные признаки объекта.

Отгадайте загадку, выбрав верный ответ.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(подушка, пила, вода, кошка, сверло)

Учащиеся выбирают верный ответ. Доказывают, почему нельзя предложить другие варианты.

Цель: Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта.

Закончите предложения.

Самая маленькая в мире птица - _______(колибри).

Самая крупная птица, которая не умеет летать - _______(страус).

Самое крупное и очень сильное наземное животное - ____________________(слон).

Самое крупное водное млекопитающее - _________(синий кит).

Самый быстрый зверь - ____________(гепард).

Цель: развития познавательных действий на уроке учащиеся работают с дополнительной

литературой. Например, при изучении темы: «Водоёмы» дети работают в группах;

для 1-й группы - работа с учебником – поиск ответа на вопрос «Что такое исток?»

для 2-й – работа с толковым словарём – растолковывают значение слова «русло»

для 3-й - работа с энциклопедией – поиск ответа на вопрос «Что такое приток?»

для 4-й - работа со всемирной энциклопедией Википедия в сети Интернета – информация об

устье.

Учащиеся делятся полученной информацией с одноклассниками.

Расставляют надписи к иллюстрации – схеме «Части реки».

Домашнее задание:

Придумайте друг для друга интересные вопросы по прочитанному тексту, по другим источникам

информации.

Остановимся на возможностях развития каждого учебного универсального действия с помощью

раздела «Природа России» в учебнике для 4 класса.

Личностные универсальные учебные действия.

Задания, опирающиеся на личный опыт детей в начале раздела, предлагающие

организовать выставку с детскими фотографиями формируют учебно-познавательный интерес к

новому материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности. В конце каждой темы есть анонс следующей, настраивающий восприятие ребенка,

пробуждающий интерес. Материал любой темы насыщен научными доступными детям фактами.

«Напиши маленькое сочинение на тему: Как я представляю себе Россию, глядя на карту».

Формированию ориентации в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих

людей способствуют задания по изучению состояния природы, угрожающих ей факторов,

деятельности людей, разрушающей экологию. Благодаря доступности изложения материала у

школьников легко формируются и развиваются представления о многочисленных взаимосвязях в

живой и неживой природе, создается общее понятие о природе, её материальном единстве. Авторы

учебника включают наиболее интересные факты, эмоционально окрашенное изложение, тем

самым формируя устойчивый познавательный интерес, пробуждая внимательное отношение к

живой природе. Запоминание материала обусловлено повторением основных понятий в разном

контексте. Регулятивные универсальные учебные действия.

Ребята учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную, с помощью

заданий такого рода: «Из газет, журналов или у старших постарайся узнать о том, каким уголкам

природы России по вине человека угрожает опасность. Что делается для их охраны и

восстановления?». Осуществлять пошаговый и итоговый контроль помогают разнообразные

практические задания в тетрадях. Например, после задания узнать животных степей по

фрагментам и подписать названия животных идет задание проверить себя по учебнику.

Познавательные универсальные учебные действия.

Наряду с заданиями в учебнике, тетради, материалами в атласе-определителе «От земли до

неба» и книге «Зеленые страницы» есть задания подготовить сообщение о животных, растениях

какой-либо природной зоны по дополнительной литературе. Таким образом, ребенок научается

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевые

высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из текстов

разных видов, при возможности осуществлять поиск с использованием Интернета. Творческое

задание в конце раздела: «Представьте с друзьями, что вы ученые и отправляетесь в научную

экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом» позволяет научиться строить рассуждения в

форме связи простых суждений об объекте, его особенностях, осуществлять анализ с выделением

существенных и несущественных признаков. Интересны задания по подготовке устного

сообщения о животных и растениях той или иной природной зоны, которые особенно

заинтересовали учащихся. Названия тем дают возможность учителю подготовить восприятие

детей и пробудить познавательный интерес перед началом ее изучения, например: «В пустыне

вовсе не пусто».

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Тема «Равнины и горы» начинается с изучения физической карты России с опорой на опыт

детей, предлагается рассказать о впечатлениях от поездок в разные уголки страны. Вопросы из

рубрики «Подумай!» дают ребенку возможность, опираясь на полученную информацию,

формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения других людей.

Продолжать формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно через

организацию коллективной работы на уроке. Этому способствуют такие виды работ в тетради, как

задание: «Подумай и напиши, какие экологические проблемы пустыни выражены этими знаками».

Задание требует от каждого участника группы умения аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности, а также умения работать с информацией, представленной в разных

формах (текст, схема).

Краткий анализ материала и заданий раздела «Природа России» показал соответствие

федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения. Авторы

заложили достаточно заданий и упражнений для развития всех универсальных учебных действий,

вопросов для самоконтроля. Каждая представленная тема ориентирована на нравственное,

экологическое, эстетическое воспитание. Задания имеют различную степень сложности. В

разделе представлены различные виды иллюстраций: схемы, таблицы, рисунки, фотографии.

Большое количество материала представлено в УМК для внеклассной работы. Раздел «Природа

России» помогает достижению высоких метапредметных и предметных результатов начального

образования. Полученные знания могут применяться как в рамках образовательного процесса, так

и при решении жизненных ситуаций. Например, информация: «Как разводить костер»,

«Человек у моря» и др.

Наблюдения за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что в этой

форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешается и даже поощряются их

коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,

доказывать словом. По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к

игровой деятельности, с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов,

инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально

положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает её эффективность и тем

самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в

целом.



В раздел образования