Напоминание

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ


Автор: Сергеева Анна Анатольевна
Должность: учитель коррекционных классов viii вида
Учебное заведение: МБОУ "Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.С Степанова"
Населённый пункт: город Вилюйск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: Патриотическое воспитание детей с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Представление собственного педагогического опыта учителя коррекционных

классов VIII вида Сергеевой А.А.

Тема: «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»

Условия

возникновения

опыта. В

современной

России

наметился

переход

к

укреплению

государственности,

возрождению

культурно-исторических

традиций,

к

устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает патриотическое

воспитание. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, с близкими

людьми. Только на основе чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется

любовь

к

Родине,

появляются

чувства

ответственности,

развивается

достоинство

личности.

Поэтому

перед

учителем

встает

задача

по

проведению

целенаправленной

работы с детьми по формированию чувств патриотизма, гражданственности.

Актуальность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна,

поскольку

в

современных

условиях,

когда

происходит

большие

изменения

в

жизни

общества,

одним

из

направлений

работы

с

подрастающим

поколением

остается

патриотическое воспитание. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей

семье, к своему дому, к школе. Ребенок должен научиться быть патриотом своей школы,

знать и чтить её историю, традиции, строить гуманные отношения с одноклассниками,

участвовать во всех делах школы, развивать свою познавательную активность.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий развития у детей

этических

представлений,

навыков

культурного

поведения,

гуманного

отношения

к

окружающему миру, любви к родной семье, дому, школе, Родине, к уважению людей

разных национальностей, ветеранам.

Все выше сказанное можно решить во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в

быту,

во

внеклассных

мероприятиях,

так

как

это

воспитывает

в

ребенке

не

только

патриотические

чувства,

но

и

формирует

его

взаимоотношения

со

взрослыми

и

сверстниками.

Теоретическая база. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа учителя в

целях повышения уровня учащихся в области патриотического воспитания школьников в

огромной мере зависит от знаний самого педагога. Проблема воспитания любви к родному

краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в

развитии

личности

говорили:

Н.Ф.Виноградова,

Н.К.Крупская,

В.А.Сухомлинский.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребенка воспитывает та деятельность,

которая

доставляет

ему

радость,

оказывает

положительное

нравственное

влияние,

гармонично развивает умственные и физические возможности.

Новизна педагогического опыта обуславливает раскрытие культурных истоков

через интеграцию видов деятельности, через средства познания, дающие возможность

ребёнку

раскрыть

культурные

традиции

и

самостоятельно

демонстрировать

своё

отношение к ней.

Технология

опыта. Основная

педагогическая

цель. В е д у щ е й целью

по

патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-

патриотической культуры личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность.

Патриотизм

выступает

в

единстве

духовности,

гражданственности

и

социальной

активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяются задачи деятельности:

- формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса

к малой родине;

- формирование у подрастающего поколения верности Родине;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Я работаю в коррекционном классе

VIII вида (умственная отсталость). Работа с

детьми начинается с бесед о своей Родине. Беседы направлены на воспитание чувства

привязанности к родной семье, городу, школе. Всё это формирует чувства любви к своему

Отечеству. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке гордости,

уважения и любви к тому месту, в котором он живет. В работе используются различные

направления деятельности. Был проведён цикл бесед о патриотическом воспитании («Вся

семья вместе, так душа на месте», «История моего города», «Памятные даты истории

России», «Символика города Вилюйска», «Широка страна моя родная», «Вооружение

современной российской армии»), занятия-размышления («Что такое мир в стране», «Мои

права и обязанности»), с родителями проводились встречи и беседы («Воспитание у

ребенка любви к малой родине», совместные посещения краеведческого музея и музея

боевой и трудовой славы).

Такие

важные

понятия,

как

«долг

перед

Родиной»,

«любовь

к

Отечеству»,

«трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего

поколения.

Важно

подвести

ребенка

к

пониманию,

что

мы

победили

в

Великой

Отечественной войне потому, что любим свою Родину.

Результативность

опыта.

Вся

работа

по

патриотическому

воспитанию

предусматривает

создание

разнообразной

развивающей

среды,

насыщенной

положительными

эмоциями,

приобретению

им

собственного

опыта,

нравственных

переживаний и желание преобразовывать окружающий мир. Поэтому надо стараться

организовывать предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, вести подборку

литературы, готовить презентации, разрабатывать сценарии развлечений.

Для оценки работы был проведен анализ уровня знаний детей о своем родном крае. Детям

было предложено ответить на вопросы:

1.

Как называется страна, в которой ты живешь?

2.

Как называется республика, в которой ты живешь?

3.

Как называется город, в котором ты живешь?

4.

Как называется город, в котором ты учишься?

5.

На какой улице ты живешь?

6.

Какие ещё улицы ты знаешь?

7.

Какие достопримечательности ты знаешь в г. Вилюйске?

8.

Какие предприятия находятся в г. Вилюйске?

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о своем родном крае

Исследования показали, что в классе в период с 2014-2017 гг. уровень знаний о своем

родном крае среди воспитанников повысился. На основании диагностических данных

выявилось, что дети стали больше проявлять интерес к родному краю, своему городу.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному

краю у детей будет успешным при соблюдении следующих условий:

Сотрудничество взрослого и ребенка

Создание положительной атмосферы в классе.

В заключение хочется сказать, что детство и юность – самая благодатная пора для

привития чувства любви к Родине. В работе, я, как учитель, должна научить детей

помнить свою историю. Работая над данной проблемой, хотелось бы пробудить в детях

чувство гордости за Россию, малую родину, дать понять, что нам есть чем гордиться.



В раздел образования