Автор: Сергеева Анна Анатольевна
Должность: учитель коррекционных классов viii вида
Учебное заведение: МБОУ "Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.С Степанова"
Населённый пункт: город Вилюйск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: Патриотическое воспитание детей с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Представление собственного педагогического опыта учителя коррекционных
классов VIII вида Сергеевой А.А.
Тема: «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
Условия
возникновения
опыта. В
современной
России
наметился
переход
к
укреплению
государственности,
возрождению
культурно-исторических
традиций,
к
устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает патриотическое
воспитание. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, с близкими
людьми. Только на основе чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется
любовь
к
Родине,
появляются
чувства
ответственности,
развивается
достоинство
личности.
Поэтому
перед
учителем
встает
задача
по
проведению
целенаправленной
работы с детьми по формированию чувств патриотизма, гражданственности.
Актуальность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна,
поскольку
в
современных
условиях,
когда
происходит
большие
изменения
в
жизни
общества,
одним
из
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
остается
патриотическое воспитание. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей
семье, к своему дому, к школе. Ребенок должен научиться быть патриотом своей школы,
знать и чтить её историю, традиции, строить гуманные отношения с одноклассниками,
участвовать во всех делах школы, развивать свою познавательную активность.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий развития у детей
этических
представлений,
навыков
культурного
поведения,
гуманного
отношения
к
окружающему миру, любви к родной семье, дому, школе, Родине, к уважению людей
разных национальностей, ветеранам.
Все выше сказанное можно решить во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в
быту,
во
внеклассных
мероприятиях,
так
как
это
воспитывает
в
ребенке
не
только
патриотические
чувства,
но
и
формирует
его
взаимоотношения
со
взрослыми
и
сверстниками.
Теоретическая база. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа учителя в
целях повышения уровня учащихся в области патриотического воспитания школьников в
огромной мере зависит от знаний самого педагога. Проблема воспитания любви к родному
краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в
развитии
личности
говорили:
Н.Ф.Виноградова,
Н.К.Крупская,
В.А.Сухомлинский.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребенка воспитывает та деятельность,
которая
доставляет
ему
радость,
оказывает
положительное
нравственное
влияние,
гармонично развивает умственные и физические возможности.
Новизна педагогического опыта обуславливает раскрытие культурных истоков
через интеграцию видов деятельности, через средства познания, дающие возможность
ребёнку
раскрыть
культурные
традиции
и
самостоятельно
демонстрировать
своё
отношение к ней.
Технология
опыта. Основная
педагогическая
цель. В е д у щ е й целью
по
патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-
патриотической культуры личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность.
Патриотизм
выступает
в
единстве
духовности,
гражданственности
и
социальной
активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Исходя из этого, определяются задачи деятельности:
- формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса
к малой родине;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Я работаю в коррекционном классе
VIII вида (умственная отсталость). Работа с
детьми начинается с бесед о своей Родине. Беседы направлены на воспитание чувства
привязанности к родной семье, городу, школе. Всё это формирует чувства любви к своему
Отечеству. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке гордости,
уважения и любви к тому месту, в котором он живет. В работе используются различные
направления деятельности. Был проведён цикл бесед о патриотическом воспитании («Вся
семья вместе, так душа на месте», «История моего города», «Памятные даты истории
России», «Символика города Вилюйска», «Широка страна моя родная», «Вооружение
современной российской армии»), занятия-размышления («Что такое мир в стране», «Мои
права и обязанности»), с родителями проводились встречи и беседы («Воспитание у
ребенка любви к малой родине», совместные посещения краеведческого музея и музея
боевой и трудовой славы).
Такие
важные
понятия,
как
«долг
перед
Родиной»,
«любовь
к
Отечеству»,
«трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего
поколения.
Важно
подвести
ребенка
к
пониманию,
что
мы
победили
в
Великой
Отечественной войне потому, что любим свою Родину.
Результативность
опыта.
Вся
работа
по
патриотическому
воспитанию
предусматривает
создание
разнообразной
развивающей
среды,
насыщенной
положительными
эмоциями,
приобретению
им
собственного
опыта,
нравственных
переживаний и желание преобразовывать окружающий мир. Поэтому надо стараться
организовывать предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, вести подборку
литературы, готовить презентации, разрабатывать сценарии развлечений.
Для оценки работы был проведен анализ уровня знаний детей о своем родном крае. Детям
было предложено ответить на вопросы:
1.
Как называется страна, в которой ты живешь?
2.
Как называется республика, в которой ты живешь?
3.
Как называется город, в котором ты живешь?
4.
Как называется город, в котором ты учишься?
5.
На какой улице ты живешь?
6.
Какие ещё улицы ты знаешь?
7.
Какие достопримечательности ты знаешь в г. Вилюйске?
8.
Какие предприятия находятся в г. Вилюйске?
Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о своем родном крае
Исследования показали, что в классе в период с 2014-2017 гг. уровень знаний о своем
родном крае среди воспитанников повысился. На основании диагностических данных
выявилось, что дети стали больше проявлять интерес к родному краю, своему городу.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному
краю у детей будет успешным при соблюдении следующих условий:
Сотрудничество взрослого и ребенка
Создание положительной атмосферы в классе.
В заключение хочется сказать, что детство и юность – самая благодатная пора для
привития чувства любви к Родине. В работе, я, как учитель, должна научить детей
помнить свою историю. Работая над данной проблемой, хотелось бы пробудить в детях
чувство гордости за Россию, малую родину, дать понять, что нам есть чем гордиться.