Автор: Анисимова Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности музыкального развития и творчества на музыкальных занятиях и праздниках
Раздел: дошкольное образование
Автор: Анисимова С.В.
Музыкальный руководитель
МБДОУ № 83
г. Ульяновск
Особенности музыкального развития и творчества
на музыкальных занятиях и праздниках.
Какие пути и педагогические приемы развития творчества в процессе общения с музыкой
можно обозначить?
Прежде всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям
образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой диалогическое
общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не
только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, не стереотипный – ибо
ничего нет более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас
противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная
окрашенность.
В детстве постепенно преодолевается нерасчлененность, диффузность восприятия музыки и
подготавливается база для осмысленного её слышания.
Такими факторами являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательно-
игровой опыт, а также опыт сенсорный – пространственные и зрительные ощущения и
представления. Важнейшим фактором, ведущим постепенно к все более дифференцированному
слышанию музыки, к различению её мелодических, ритмических гармонических и других
особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта –
различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.
Какие пути и педагогические приемы развития творчества в процессе общения с музыкой мы
можем обозначить?
Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям
образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути
диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных
сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный,
нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет
подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная
окрашенность.
Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов
деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом
начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты,
дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры,
тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые
песни и пьесы.
Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды
музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами,
игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на
активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение
музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое
значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные
связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это
позволяет развивать в детях творческое начало.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество – создание новых по замыслу культурных,
материальных ценностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество
специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой
деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими
нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует
изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Русский живописец и искусствовед И. Грабарь писал: «Те великие, поистине вечные начала,
которые от застоя, не раз выводили из глухих тупиков, из мрачных и затхлых помещений на свет и
простор. И не может быть сомнения в том, что много раз еще суждено миру возвращаться назад,
чтобы в сокровищнице древней красоты черпать силы для нового движения вперед».
В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно,
под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых
материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не
к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в
результативной стороне, но и в самом процессе.
Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых
способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила,
способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в
своем развитии. Вот каковы его убеждения в отношении творческого процесса:
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с
самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не
существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов,
песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и
чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким
продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
Творчество порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть
всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.
4. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно
соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс
говорил: «Основной источник творчества проявляет себя так же, как и та
тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную
силу в психотерапии – тенденцию человека стать тем, что заложено в его
потенциальности».
Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. (Н.В. Кипиани, А.М.
Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов и другие), а его исследования связываются с
закономерностями мышления (Н.Г. Алексеев, С.М. Бернштейн, В.С. Библер, В.Н. Тушкин, О.К.
Тихомиров, Э.Г. Юдин).
Дж. Гилфорд считает, что творчество и творческий потенциал могут быть определены как
совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому
мышлению.
В последние годы творчество активно исследовалось такими психологами как Л.Н. Алексеева, А.Г.
Виноградов, Н.В. Кипиани, В.Р. Пятрулис, И.Н. Семенов, Т.А. Ребеко и другими.
В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов исследования творчества:
предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный,
продуктивно-результативный и социально-управленческий.
Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция
от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.
Внутренним содержанием в творчестве маленького ребенка может стать простая эмоциональная
оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это
несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно
замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое
переживание в сотворчество.
Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не
конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих
мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ребенка на занятиях музыкой почти
полностью должна быть творчеством.
Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не
связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между
ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и
сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В
личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях,
умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого
себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков
детского творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда
«отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит
творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится
опробовать разные роли.
Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка,
звучащая по радио или звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных
инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами, игрой; музыка на праздниках,
концертах, вечерах развлечений. Праздничный утренник – это итог музыкально-воспитательной
работы с детьми. Здесь можно увидеть достижения творческой активности детей, где творчество
будет являться тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от
восприятия к воспроизведению.
Творческое проявление детей в различных видах музыкальной деятельности способствует
разрушению стены равнодушия, вызывая у дошкольников положительные эмоции и стимулируя
увлечения детей. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и
оригинальному самовыражению.
Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать во
время занятий, праздников. Для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью,
и танцами, и мастерством актера. В настоящее время существует не мало новых программ,
которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы:
Д.Кабалевский, О.П.Радынова, Л.Виноградова, . Т.С.Комаро
ва, Г.П.Новикова, Э.П.Костина и другие.