Автор: Попова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Черёмушка".
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангельской области
Наименование материала: Совместная познавательно-игровая деятельность воспитателя с детьми
Тема: "Путешествие по временам года".
Раздел: дошкольное образование
Е.А.Попова
(МБДОУ №15 «Черёмушка», г.Северодвинск)
Совместная познавательно-игровая деятельность воспитателя с детьми средней
группы.
«Путешествие по временам года».
Цель: обобщить знания детей о временах года.
Задачи: интеграция в образовательных областях:
1.Познавательно- речевое развитие:
-учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать диалогическую речь,
речь- доказательство;
-закреплять знания детей о временах года, их основных признаках;
-развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности,
наблюдательность, любознательность.
2.Художественно- эстетическое развитие:
-развивать художественный вкус, учить видеть красоту природы, разнообразие
её красок.
3.Физическое развитие:
-развивать двигательную активность детей в подвижных играх.
4.Коммуникативно- личностное развитие:
-учить детей действовать совместно, договариваться.
Дети входят в зал и находят коробку.
Воспитатель: ребята, какая-то коробка, как вы думаете, что там?(дети
высказывают предположения).-Мы сейчас откроем и посмотрим. Воспитатель
открывает коробку, достаёт записку с загадкой. -Ребята, отгадайте загадку и
узнаете что в коробке.
На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы детёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий…
(Пингвин)
Воспитатель достаёт из коробки игрушку- пингвинёнка.
Воспитатель :как-же ты попал сюда, пингвинёнок?
Лоло:-я гулял , вдруг поднялся сильный ветер, я спрятался в коробку, ветер
поднял коробку. Потом я долго летел куда-то, плыл и очутился здесь. Скажите, а
куда я попал? ( в детский сад «Черёмушка».).
Воспитатель : а где ты живёшь?
Лоло: я не знаю как называется это место, но там всегда холодно, всюду снег,
лёд, всегда зима.
Воспитатель : ребята, помните мы с вами смотрели недавно фильм про
пингвинов, вспомните, как называется это место где живут пингвины?
(Антарктида).
Лоло:- меня зовут Лоло (заглядывает в окно), а у вас тоже холодно, снег, какое у
вас время года?(осень).-А что такое осень? Разве зима не одна?
Воспитатель : ребята, скажите Лоло, какие ещё времена года бывают?(зима,
весна, лето, осень).
Лоло: -как у вас интересно! Вот бы и мне побывать в разных временах года.
Воспитатель : мы тебе сейчас и расскажем и покажем.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Времена года».
Дети делятся на 4 подгруппы и раскладывают маленькие карточки на большие:
зима, весна, лето, осень.
Лоло: я понял, у вас сейчас осень, потом будет весна, потом лето, потом зима,
правильно?(нет, дети называют правильно времена года).
Воспитатель : а что-бы тебе Лоло было понятнее какие у нас осень, зима, весна,
лето мы тебе сейчас всё покажем.(презентация на экране «Времена года».).
Воспитатель : давайте ребята пригласим Лоло попутешествовать по временам
года. На чём ребята мы можем отправиться в путешествие?(на автобусе, на
поезде, на самолёте, на автомобиле).Только мы с вами поедем в обратную
сторону: сначала погуляем по станции осень, потом вспомним жаркое лето,
затем остановимся на станции весна и вернёмся обратно, ведь впереди нас ждёт
замечательное время года -зима. Мы с вами поедем на поезде, цепляйтесь друг
за друга, поехали.
1 остановка-ОСЕНЬ.
Перевёрнутая магнитная доска, рядом стоят резиновые сапоги, лежит зонтик и
осенние листочки.
Воспитатель : ребята, как вы думаете на какую станцию мы приехали?(дети
рассматривают атрибуты и догадываются, что приехали на станцию осень).
Воспитатель переворачивает доску, на ней прикреплены картинки с осенью.
Воспитатель : расскажите ребята Лоло какая у нас осенью погода?(становится
холоднее, часто идёт дождик, люди одевают курточки и резиновые сапоги).
Воспитатель : но мы с вами дождика не боимся, мы умеем от него прятаться,
как мы прячемся от дождика?(под зонтик).
Проводится игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель : ну ребята нам пора ехать дальше.
2 остановка-ЛЕТО.
Стоит пенёчек, рядом стоит ведёрко с совочком, сандалики летние, надувной
круг.
Воспитатель : скажите дети, на какую станцию мы приехали? (дети
рассматривают атрибуты и догадываются что приехали на станцию лето).
Воспитатель :- посмотрите, куда мы попали? ( на полянку).Какого цвета
полянка?(зелёная).Да это травка зелёная и цветы есть и бабочки, только они
какие-то не красивые, что мы можем сделать, чтобы они стали красивыми?
(нужно их раскрасить).Но у нас нет с собой ни красок ни карандашей.
Лоло:- у меня есть цветные льдинки, можно ими раскрасить.
Дети берут цветные льдинки и раскрашивают цветы и бабочки на полянке.
Воспитатель :- вот как красиво стало на полянке, а теперь закройте глазки и
представьте что вы в лесу, послушайте звуки летнего леса.(звучат звуки
природы).Открывайте глазки, что вы видите?(рыбок).Да это рыбки. А где живут
рыбки? ( в воде). А где же вода?(нету воды).Что же делать? Воспитатель
подводит детей к ответу, что воду надо нарисовать, предлагает детям взять
бутылочки с распылителями и напрыскать «речку». Вот какая красивая стала
речка.
Лоло:-а чем вы летом занимаетесь, как играете?(купаемся, загораем, катаемся
на велосипедах, собираем ягоды, грибы, играем с песочком).
Воспитатель предлагает детям поиграть с водой и песком.
Воспитатель :- посмотрите, ребята, что вы видите в воде?(рыбки,
камушки).Если мы их видим, значит вода какая?( прозрачная).А ещё какая вода
бывает?(горячая, холодная).Посмотрите, как она течёт. А вот камень, какой он
формы?(круглый).А вода какой формы бывает?(разной).Воспитатель наливает
воду в разные формы и показывает детям. А если добавить в воду шампунь или
мыло то получатся ваши любимые мыльные пузыри. Воспитатель добавляет в
воду шампунь и демонстрирует пузыри.
Воспитатель :- давайте посмотрим на песочек.(2 подноса -1 с сухим песком, 2-с
мокрым песком).
Давайте оставим свои отпечатки на сухом песке. Почему они не видны?(песок
сухой, рассыпчатый, не держит форму).Затем дети подходят к подносу с
мокрым песком.
Воспитатель :- а теперь попробуйте оставить отпечатки. Что вы видите? Почему
получились отпечатки?(песок мокрый, держит форму).А что можно с мокрым
песком делать?(куличики лепить).
Воспитатель делит детей на 2 подгруппы и предлагает поиграть с водой (ловят
рыбок сачком, переливают воду, трубочки для пузырей ) и песком(формочки,
машинки).
Воспитатель :- нам пора ребята отправляться дальше, поехали.
3 остановка-ВЕСНА.
На магнитной доске картинки с изображением весны.
Воспитатель : на какую станцию мы приехали?(весна).
Воспитатель :- ребятки, давайте расскажем Лоло, какая у нас весна.(тает снег,
распускаются листочки на деревьях, расцветают цветы, солнышко
пригревает).Мы радуемся весне. Предлагаю ребята прогуляться по весне с
воздушными шариками.
Проводится игра с шариками «Найди пару».
В-л ь:- ну вот Лоло, ты узнал какая у нас осень, какое лето, какая весна. Скоро у
нас наступит зима.
Лоло: а какая у вас зима? Что вы зимой делаете, как играете?
Воспитатель :- ребята, расскажите Лоло про зиму.( дети по картинкам
рассказывают Лоло про зиму: холодная, снежная, люди одевают тёплую одежду,
зимой мы катаемся на санках, на лыжах, на коньках, играем в снежки, катаемся
с горки).
Лоло: как весело, я хочу с вами поиграть в какую- нибудь зимнюю игру, давайте
поиграем в снежки.
Проводится игра в «Снежки».( дети перекидывают «снежки» друг-другу).
По ходу путешествия дети с воспитателем составляют модель времён года и в
конце дарят на память пингвинёнку.
Воспитатель :- нам пора возвращаться в детский сад, в обратный путь мы
полетим с вами на этих волшебных воздушных шарах.
Дети с воздушными шариками возвращаются в группу.