Напоминание

Система работы ДОУ по обучению детей безопасному поведению на дороге


Автор: Данилова Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 39
Населённый пункт: Ленинск - Кузнецкий городской округ, Кемеровской области
Наименование материала: опыт работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения
Тема: Система работы ДОУ по обучению детей безопасному поведению на дороге
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы ДОУ по обучению детей

безопасному поведению на дороге

«…Ребенка обучи - дашь миру человека»

В.В.Гюго

Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребёнок на велосипед – он

уже водитель. Поехал в автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает

опасность. Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить

им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дороге.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему,

должен стать воспитатель детского сада.

Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо

с самого раннего возраста, т.к. знания,

полученные в детстве, наиболее

прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой

поведения, а их соблюдение – потребностью.

В детском

саду работа в данном направлении построена

на основе

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования,

методического пособия «Три сигнала светофора» автор Т. Ф. Саулина и

авторской программы Т.И.Даниловой «Светофор».

По

результатам

диагностики

детей,

анкетированию

родителей

и

тестированию

педагогов,

было

принято

решение

организовать

систему

взаимодействия

педагогов,

родителей,

детей

и

инспектора

ГИБДД

по

обучению детей безопасному поведению на дороге.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их

знания, терпения и такт, возможно,

научить детей навыкам безопасного

общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в

ДОУ, был

составлен перспективный план методической работы с детьми,

педагогами,

родителями

по

правилам

безопасного

поведения

на

улицах.

Вопросы

изучения

ПДД

рассматриваются

на

заседаниях

методического

совета

ДОУ,

педагогических

советах,

родительских

собраниях

и

по

результатам

обсуждения

принимаются

конкретные

решения,

выполнение

которых контролируется администрацией ДОУ.

Для повышения педагогами знаний по профилактике ДДТТ постоянно

изучаются

инструктивно-методические

документы,

методическая

и

художественная литература, разрабатываются конспекты занятий, сценарии

праздников

и

развлечений,

организуются

консультации,

семинары,

проводятся деловые игры, дни открытых дверей, создаются презентации,

фотовыставки, выставки детских работ и др.

Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на

основе преемственного взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного

учреждения

и

семьи, что

решает

задачу

сделать

родителей

нашими

союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на

улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний,

формированию соответствующих представлений и практических умений у

дошкольника.

Наиболее эффективными формами

работы

педагогов

с

родителями являются:

организация встреч (общих, групповых, индивидуальных);

собрания;

открытые занятия;

наглядная информация;

выставки литературы;

продуктов детского творчества;

совместные мероприятия.

Наш детский сад в работе с родителями широко использует информацию

на

стендах, в

уголке

«Воспитываем

пешехода»,

на

сайте

ДОУ, в папках

передвижках,

где

располагаются

консультации, рекомендации,

памятки,

советы, «минутки безопасности».

В

результате

целенаправленной

работы

по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма

между

педагогами

группы

и

родителями

достигнуто

полное

взаимопонимание

в

соблюдении

единых

требований

семьи

и

детского

сада

по

ознакомлению

детей

с

правилами

безопасного

поведения

на

улицах

города,

практическому

применению

и

соблюдению ими правил дорожного движения.

Обучение детей безопасному поведению на дороге ведется в соответствии

с реализацией программных требований,

в трех направлениях: ребенок-

пешеход, ребенок – пассажир, ребенок – водитель и проходит единой нитью

через все занятия.

Работа

осуществляется

через

занятия

познавательного

цикла,

встречи,

беседы

с

сотрудниками

ГИБДД,

наблюдения

за

движением

транспорта,

рассматривание

рисунков

с

изображением

улиц,

чтение

художественной

литературы, отгадывание загадок, кроссвордов, игр,

а также организуем и

проводим праздники, досуги, конкурсы, и т.д.

Дополнительно с детьми подготовительной группы ведется кружок «Мой

приятель – Светофор» по программе «Светофор» - Т.И. Данилова.

Необходимым

условием

плодотворной

работы

детского

сада

по

профилактике и предупреждению детского

дорожного травматизма играет

совместная работа инспекторов

ГИБДД,

методиста Дома творчества по

безопасности дорожного движения.

Они

организуют

познавательные

городские

и

областные

семинары-

практикумы,

беседуют

с

детьми,

проводят

консультации

для

родителей,

конкурсы, соревнования, фестивали, уроки безопасности в автогородке, что

позволяет нам совершенствовать формы и методы изучения детьми ПДД и их

пропаганды.

Большую помощь оказывают нашему детскому саду учителя и учащиеся

МБДОУ

ООШ

3,

они

организуют

для

дошкольников

интересные

праздники,

учат

их

правилам,

помогают

безопасным

путем

выйти

из

дорожной ситуации, а также проводим совместные акции по безопасности

дорожного движения.

Частыми гостями нашего учреждения являются сотрудники

редакции

«Дошколенок Кузбасса» города Кемерово и кукольный театр «Юла» города

Белово, они не только обучают детей и пропагандируют правила движения,

но и играют с ними, дарят им радость от встречи со сказочными героями,

создают эмоциональный настрой.

Важным

условием

успешного

обучения

детей

правилам

безопасного

поведения

на

дорогах

является

создание

соответствующей

материальной

базы и развивающей среды, где мы используем все возможности ДОУ и

участка.

Для

практических

занятий

по

ПДД

совмещаем

спортивную

площадку и физкультурный зал, где нанесена дорожная разметка. В каждой

группе оформлены уголки безопасности дорожного движения.

Для

проведения

занятий

по

правилам

дорожного

движения

имеются:

модели средств регулирования, схемы перекрестков и дорог с дорожной

разметкой,

игрушки

различных

видов

транспортных

средств,

атрибуты

к

подвижным и сюжетно-ролевым играм, настенные плакаты.

А

также

сюжетные

картинки,

отражающие

дорожные

ситуации,

дидактические и настольно-печатные игры, дорожные знаки, презентации и

диафильмы,

в

которых

наглядно

разыгрываются

причины

несчастных

случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средств

регулирования.

Дети,

просматривая

их,

убеждаются

в

необходимости

правильного

поведения

на

дороге.

В

целях

обогащения

развивающей

среды

в

методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для

дошкольников, педагогов и родителей.

Результаты

проводимой

нами

работы

по

обучению

детей

безопасному

поведению на дороге и диагностики обследования знаний детьми показали

положительную

динамику

развития

каждого

ребенка.

О б

э т о м

свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% выпускников

и м е ют

в ы с о к и й

у р о в е н ь

з н а н и й

п о

о с н о в а м

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности). Расширились знания о безопасном поведении на дороге,

более

качественно

и

осознано

дети

выполняют

задания,

умеют

ориентироваться в создавшейся ситуации.

За

годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не

было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого

было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Городская

комплексная проверка МБДОУ по профилактике и предупреждению ДДТТ,

проводимая

сотрудниками ГИБДД и работниками управления образования

всегда

проходит

на

высоком

уровне. Учреждение

имеет

определённые

успехи в работе по данному направлению.

Делимся

опытом

работы

по

организации

работы

с

детьми

по

формированию навыков осознанного поведения на улицах города.

Из полученных результатов видно, что только при совместном участии

педагогов,

родителей,

ГИБДД

при

изучении

ПДД

у

детей

выработались

твердые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость

являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.

Такое обучение должно не только уменьшить тяжелые последствия ДТП

для детей, но и обучить их безопасному поведению на дороге. Чтобы они

могли в этом возрасте приспосабливаться к тем обстоятельствам, с которыми

им придется столкнуться.

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и

наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на

дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников нашего детского

сада

и

их

родителей

возрастает,

потому

что

мы,

педагоги,

к

этому

неравнодушны. Мы считаем, что это направление работы должно всегда

находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а

значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации

работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.



В раздел образования