Автор: Данилова Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 39
Населённый пункт: Ленинск - Кузнецкий городской округ, Кемеровской области
Наименование материала: опыт работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения
Тема: Система работы ДОУ по обучению детей безопасному поведению на дороге
Раздел: дошкольное образование
Система работы ДОУ по обучению детей
безопасному поведению на дороге
«…Ребенка обучи - дашь миру человека»
В.В.Гюго
Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребёнок на велосипед – он
уже водитель. Поехал в автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает
опасность. Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить
им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему,
должен стать воспитатель детского сада.
Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо
с самого раннего возраста, т.к. знания,
полученные в детстве, наиболее
прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой
поведения, а их соблюдение – потребностью.
В детском
саду работа в данном направлении построена
на основе
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
методического пособия «Три сигнала светофора» автор Т. Ф. Саулина и
авторской программы Т.И.Даниловой «Светофор».
По
результатам
диагностики
детей,
анкетированию
родителей
и
тестированию
педагогов,
было
принято
решение
организовать
систему
взаимодействия
педагогов,
родителей,
детей
и
инспектора
ГИБДД
по
обучению детей безопасному поведению на дороге.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их
знания, терпения и такт, возможно,
научить детей навыкам безопасного
общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в
ДОУ, был
составлен перспективный план методической работы с детьми,
педагогами,
родителями
по
правилам
безопасного
поведения
на
улицах.
Вопросы
изучения
ПДД
рассматриваются
на
заседаниях
методического
совета
ДОУ,
педагогических
советах,
родительских
собраниях
и
по
результатам
обсуждения
принимаются
конкретные
решения,
выполнение
которых контролируется администрацией ДОУ.
Для повышения педагогами знаний по профилактике ДДТТ постоянно
изучаются
инструктивно-методические
документы,
методическая
и
художественная литература, разрабатываются конспекты занятий, сценарии
праздников
и
развлечений,
организуются
консультации,
семинары,
проводятся деловые игры, дни открытых дверей, создаются презентации,
фотовыставки, выставки детских работ и др.
Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на
основе преемственного взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного
учреждения
и
семьи, что
решает
задачу
сделать
родителей
нашими
союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на
улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний,
формированию соответствующих представлений и практических умений у
дошкольника.
Наиболее эффективными формами
работы
педагогов
с
родителями являются:
организация встреч (общих, групповых, индивидуальных);
собрания;
открытые занятия;
наглядная информация;
выставки литературы;
продуктов детского творчества;
совместные мероприятия.
Наш детский сад в работе с родителями широко использует информацию
на
стендах, в
уголке
«Воспитываем
пешехода»,
на
сайте
ДОУ, в папках
передвижках,
где
располагаются
консультации, рекомендации,
памятки,
советы, «минутки безопасности».
В
результате
целенаправленной
работы
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма
между
педагогами
группы
и
родителями
достигнуто
полное
взаимопонимание
в
соблюдении
единых
требований
семьи
и
детского
сада
по
ознакомлению
детей
с
правилами
безопасного
поведения
на
улицах
города,
практическому
применению
и
соблюдению ими правил дорожного движения.
Обучение детей безопасному поведению на дороге ведется в соответствии
с реализацией программных требований,
в трех направлениях: ребенок-
пешеход, ребенок – пассажир, ребенок – водитель и проходит единой нитью
через все занятия.
Работа
осуществляется
через
занятия
познавательного
цикла,
встречи,
беседы
с
сотрудниками
ГИБДД,
наблюдения
за
движением
транспорта,
рассматривание
рисунков
с
изображением
улиц,
чтение
художественной
литературы, отгадывание загадок, кроссвордов, игр,
а также организуем и
проводим праздники, досуги, конкурсы, и т.д.
Дополнительно с детьми подготовительной группы ведется кружок «Мой
приятель – Светофор» по программе «Светофор» - Т.И. Данилова.
Необходимым
условием
плодотворной
работы
детского
сада
по
профилактике и предупреждению детского
дорожного травматизма играет
совместная работа инспекторов
ГИБДД,
методиста Дома творчества по
безопасности дорожного движения.
Они
организуют
познавательные
городские
и
областные
семинары-
практикумы,
беседуют
с
детьми,
проводят
консультации
для
родителей,
конкурсы, соревнования, фестивали, уроки безопасности в автогородке, что
позволяет нам совершенствовать формы и методы изучения детьми ПДД и их
пропаганды.
Большую помощь оказывают нашему детскому саду учителя и учащиеся
МБДОУ
ООШ
№
3,
они
организуют
для
дошкольников
интересные
праздники,
учат
их
правилам,
помогают
безопасным
путем
выйти
из
дорожной ситуации, а также проводим совместные акции по безопасности
дорожного движения.
Частыми гостями нашего учреждения являются сотрудники
редакции
«Дошколенок Кузбасса» города Кемерово и кукольный театр «Юла» города
Белово, они не только обучают детей и пропагандируют правила движения,
но и играют с ними, дарят им радость от встречи со сказочными героями,
создают эмоциональный настрой.
Важным
условием
успешного
обучения
детей
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
является
создание
соответствующей
материальной
базы и развивающей среды, где мы используем все возможности ДОУ и
участка.
Для
практических
занятий
по
ПДД
совмещаем
спортивную
площадку и физкультурный зал, где нанесена дорожная разметка. В каждой
группе оформлены уголки безопасности дорожного движения.
Для
проведения
занятий
по
правилам
дорожного
движения
имеются:
модели средств регулирования, схемы перекрестков и дорог с дорожной
разметкой,
игрушки
различных
видов
транспортных
средств,
атрибуты
к
подвижным и сюжетно-ролевым играм, настенные плакаты.
А
также
сюжетные
картинки,
отражающие
дорожные
ситуации,
дидактические и настольно-печатные игры, дорожные знаки, презентации и
диафильмы,
в
которых
наглядно
разыгрываются
причины
несчастных
случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средств
регулирования.
Дети,
просматривая
их,
убеждаются
в
необходимости
правильного
поведения
на
дороге.
В
целях
обогащения
развивающей
среды
в
методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для
дошкольников, педагогов и родителей.
Результаты
проводимой
нами
работы
по
обучению
детей
безопасному
поведению на дороге и диагностики обследования знаний детьми показали
положительную
динамику
развития
каждого
ребенка.
О б
э т о м
свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% выпускников
и м е ют
в ы с о к и й
у р о в е н ь
з н а н и й
п о
о с н о в а м
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности). Расширились знания о безопасном поведении на дороге,
более
качественно
и
осознано
дети
выполняют
задания,
умеют
ориентироваться в создавшейся ситуации.
За
годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не
было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого
было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Городская
комплексная проверка МБДОУ по профилактике и предупреждению ДДТТ,
проводимая
сотрудниками ГИБДД и работниками управления образования
всегда
проходит
на
высоком
уровне. Учреждение
имеет
определённые
успехи в работе по данному направлению.
Делимся
опытом
работы
по
организации
работы
с
детьми
по
формированию навыков осознанного поведения на улицах города.
Из полученных результатов видно, что только при совместном участии
педагогов,
родителей,
ГИБДД
при
изучении
ПДД
у
детей
выработались
твердые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость
являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Такое обучение должно не только уменьшить тяжелые последствия ДТП
для детей, но и обучить их безопасному поведению на дороге. Чтобы они
могли в этом возрасте приспосабливаться к тем обстоятельствам, с которыми
им придется столкнуться.
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и
наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на
дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников нашего детского
сада
и
их
родителей
возрастает,
потому
что
мы,
педагоги,
к
этому
неравнодушны. Мы считаем, что это направление работы должно всегда
находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а
значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации
работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.