Напоминание

"Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи"


Автор: Ворсина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НДОУ "детский сад 250 ОАО РЖД"
Населённый пункт: Приморский край с.В.-Надеждинское
Наименование материала: статья
Тема: "Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ворсина Марина Александровна

статья

НДОУ «детский сад 250 ОАО РЖД»

с. В.-Надеждинское Приморский край

Малые фольклорные формы в работе с детьми

с общим недоразвитием речи

Представление о фольклоре у большинства людей отрывочное и

поверхностное: частушки, прибаутки, сказки и т.п.

В то же время много исследователей фольклора (В.Е. Гусев, П.Г.

Богатырев, Н.И. Кравцов) считают, что существуют особые свойства

языкового феномена, которые находят отражения в структурах, в языке

фольклорных текстов. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по

выражению Г.Е. Виноградова, «педагогическими потребностями народа»

представляют собой продуктивные лингвистические единицы языка,

демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с

другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос,

обрядовая лирика).

В наше время, особенно с детьми раннего возраста, фольклор в

обучении и воспитании используется в полной мере: практически каждый

педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням и

народным играм. Проблема в том, что нет системы, способной подчинить

работу целям развития и коррекции речи, что не позволяет добиться

ожидаемых результатов в этой области.

Психофизиологические особенности дошкольников с общим

недоразвитием речи (ОНР) указывают на то, что у детей нет достаточной

ориентировки в средствах языковой выразительности, в частом

несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве

случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в

неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных языковых

ситуациях.

Все это стимулирует педагога использовать специальные упражнения,

направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе

поэтапного усвоения фольклорного материала:

1)

первичное понимание предъявляемого материала;

2)

выполнение аналитических и синтетических упражнений на

ограниченном фольклорном материале;

3)

сопоставление частных явлений (вариантов) текста по теме;

4)

дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким

темам;

5)

самостоятельное применение усвоенного фольклорного

материала.

Такой подход позволяет насыщать речь ребенка выразительно-

изобразительными средствами.

Подготовительную работу важно начинать с организации предметно-

практической деятельности детей (используя тексты малых фольклорных

форм) с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во

внутренний план. на основе развития предметной деятельности расширяются

знания о предметном мире, обогащается словарный запас- все это

способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых

ситуаций, приводит к самостоятельным открытиям языковых

закономерностей. Обратим внимание, что для работы над развитием

языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты

малых фольклорных форм.

Большое значение имеет специально организованная предметно-

развивающая среда. Это и подбор книг с фольклорными произведениями, и

раскраски, а также костюмы и атрибуты для театрализации, набор

иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, набор игрушек-

персонажей, предметов обихода русского быта, деталей народной одежды.

Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия

произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной

жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному

опыту детей; предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное

обсуждение понравившихся образов. На занятиях важно использовать какой-

либо игровой персонаж (образ Петрушки, например).

Использование малых фольклорных форм не требует выделения

отдельного времени и поиска особых форм работы, его можно сочетать с

программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с ОНР. Отбор

материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом

активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их

речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов

программы.

На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам,

прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам,

приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное

художественное восприятие фольклорных текстов на основе их

использования в различных видах деятельности. Например, разыгрывание

несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствую

формированию коммуникативных навыков, эмоционального отношения к

персонажам.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР

способствуют освоению родного языка, расширению возможностей

развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать

собственную мысль. Подобная работа позволяет уменьшить количество

речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой

деятельности. Важно, чтобы работа проводилась последовательно и

систематически.

Список литературы:

1.

Журнал «Дошкольное воспитание»2007

2.

Букатова В.М. «Игры для детского сада» 2009 из-во «Речь»

3.

Михеева Е.В. «Современные технологии образования дошкольников»

2012, из-во «Учитель»



В раздел образования