Автор: Ворсина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НДОУ "детский сад 250 ОАО РЖД"
Населённый пункт: Приморский край с.В.-Надеждинское
Наименование материала: статья
Тема: "Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Ворсина Марина Александровна
статья
НДОУ «детский сад 250 ОАО РЖД»
с. В.-Надеждинское Приморский край
Малые фольклорные формы в работе с детьми
с общим недоразвитием речи
Представление о фольклоре у большинства людей отрывочное и
поверхностное: частушки, прибаутки, сказки и т.п.
В то же время много исследователей фольклора (В.Е. Гусев, П.Г.
Богатырев, Н.И. Кравцов) считают, что существуют особые свойства
языкового феномена, которые находят отражения в структурах, в языке
фольклорных текстов. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по
выражению Г.Е. Виноградова, «педагогическими потребностями народа»
представляют собой продуктивные лингвистические единицы языка,
демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с
другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос,
обрядовая лирика).
В наше время, особенно с детьми раннего возраста, фольклор в
обучении и воспитании используется в полной мере: практически каждый
педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням и
народным играм. Проблема в том, что нет системы, способной подчинить
работу целям развития и коррекции речи, что не позволяет добиться
ожидаемых результатов в этой области.
Психофизиологические особенности дошкольников с общим
недоразвитием речи (ОНР) указывают на то, что у детей нет достаточной
ориентировки в средствах языковой выразительности, в частом
несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве
случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в
неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных языковых
ситуациях.
Все это стимулирует педагога использовать специальные упражнения,
направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе
поэтапного усвоения фольклорного материала:
1)
первичное понимание предъявляемого материала;
2)
выполнение аналитических и синтетических упражнений на
ограниченном фольклорном материале;
3)
сопоставление частных явлений (вариантов) текста по теме;
4)
дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким
темам;
5)
самостоятельное применение усвоенного фольклорного
материала.
Такой подход позволяет насыщать речь ребенка выразительно-
изобразительными средствами.
Подготовительную работу важно начинать с организации предметно-
практической деятельности детей (используя тексты малых фольклорных
форм) с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во
внутренний план. на основе развития предметной деятельности расширяются
знания о предметном мире, обогащается словарный запас- все это
способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых
ситуаций, приводит к самостоятельным открытиям языковых
закономерностей. Обратим внимание, что для работы над развитием
языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты
малых фольклорных форм.
Большое значение имеет специально организованная предметно-
развивающая среда. Это и подбор книг с фольклорными произведениями, и
раскраски, а также костюмы и атрибуты для театрализации, набор
иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, набор игрушек-
персонажей, предметов обихода русского быта, деталей народной одежды.
Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия
произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной
жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному
опыту детей; предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное
обсуждение понравившихся образов. На занятиях важно использовать какой-
либо игровой персонаж (образ Петрушки, например).
Использование малых фольклорных форм не требует выделения
отдельного времени и поиска особых форм работы, его можно сочетать с
программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с ОНР. Отбор
материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом
активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их
речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов
программы.
На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам,
прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам,
приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное
художественное восприятие фольклорных текстов на основе их
использования в различных видах деятельности. Например, разыгрывание
несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствую
формированию коммуникативных навыков, эмоционального отношения к
персонажам.
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР
способствуют освоению родного языка, расширению возможностей
развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать
собственную мысль. Подобная работа позволяет уменьшить количество
речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой
деятельности. Важно, чтобы работа проводилась последовательно и
систематически.
Список литературы:
1.
Журнал «Дошкольное воспитание»2007
2.
Букатова В.М. «Игры для детского сада» 2009 из-во «Речь»
3.
Михеева Е.В. «Современные технологии образования дошкольников»
2012, из-во «Учитель»