Автор: Гончарова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 36
Населённый пункт: город Электросталь, Московская область
Наименование материала: методический проект
Тема: Технология использование проектного метода в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 36 »
Педагогический час
«Организация образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО»
Технология использование проектного
метода в ДОУ
Подготовил:
воспитатель
- Гончарова С.В.
19.03.2017г., г.о.Электросталь
Технология использование проектного метода в ДОУ
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к
осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,
чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов
является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать
позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов
на
вопросы,
систематизировать
информацию,
использовать
полученные
знания,
умения
и
навыки
в
играх
и
практической
деятельности.
Как
показывает
образовательная
практика,
такую
возможность
дает
метод
проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство,
познавательного мышления ребенка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает
возможность
развития
наблюдения
и
анализа
явлений,
проведения
сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской
деятельности,
что
является
составляющими
успешной
личности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель.
Поэтому
в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ
проектная
деятельность
носит
характер
сотрудничества,
в
котором
принимают
участие
дети
и
педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и
другие члены семьи.
Дошкольник
еще
не
может
быть
автором,
творцом,
организатором
проектной
деятельности.
Он
нуждается
в
помощи
взрослых,
которые
способны
понять
его
интересы,
уважают
его
склонности
и
желания,
принимают их.
Походу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает
найти
ребенку
необходимые
для
этого
средства
и
способы,
а
зачастую
знакомит
детей
с
новым,
еще
неизвестным
ему.
Опираясь
на
помощь
взрослых,
дети
ищут
решение
проблемы
через
вопросы
к
родителям,
совместные
походы
в
библиотеку,
чтение
детских
познавательных
и
справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в
кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются
продуктивными
видами
деятельности:
собирают
коллекции,
оформляют
семейные
альбомы,
рисуют,
лепят,
шьют,
мастерят,
ст ряпают,
экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы
взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять
максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как
правило,
темой
проектов
становиться
определенный
раздел
образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих
детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны
взрослых.
Задачи
обучения
проектной
деятельности
для
каждого
возраста
дошкольников различны. В младшем возрасте это:
-вхождение
детей
в
проблемную
и
игровую
ситуацию
(ведущая
роль
педагога);
-активизацию
желания
искать
пути
разрешения
проблемной
ситуации
(вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
-развитие
умения
определять
возможные
методы
решения
проблемы
с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование
умения
использовать
данные
методы,
способствующие
решению поставленной задачи;
-развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной
беседы
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности.
Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада,
пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату,
а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников – игра, то начиная с
младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что
не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с
дошкольниками.
Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы
продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками
реализовывать
в
течение
года
до
пяти
проектов,
среди
которых
разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по
количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые
и др), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять
различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или
отдельных
этапах,
консультант,
материально
–техническая
поддержка
и
другое.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между
развитием,
стимулируемым
действием
взрослого,
и
саморазвитием,
обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на
оптимальном соотношении ребенок –взрослый или соучастии на партнерских
правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно
отметить,
что
детское
проектирование
может
быть
успешным,
если
соблюдаются следующие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в
этом
ему
помогают
взрослые.
В
каком
поле
их
искать?
В
практике
дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья,
природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами
совместного проектирования могут быть:
-альбомы
с
рисунками,
фотографиями
и
рассказами
на
темы:
«Мой
любимый
братик»,
«На
выставке
цветов»,
«Домашние
любимцы»,
«Путешествие
на
море»
и
другие,
которые
можно
часто
рассматривать,
показывать родственникам и друзьям;
-сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или
города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;
-изготовление макета по русским сказкам;
-домашние выставки: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская
мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.
Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?
До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне.
Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере
проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения.
Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к
потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему,
«заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием
выполняют
задания,
предлагаемые
взрослым.
Интерес
к
содержанию
проекта зависит:
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный
опыт,
позволяющий
им
перейти
на
новый,
развивающий
уровень
проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность,
ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо
выслушивать
взрослого
и
других
участников
совместной
деятельности.
Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к
ним с просьбами, активнее организуют
самостоятельную деятельность, у
них
развивается
самоконтроль;
они
способны
достаточно
адекватно
оценивать
собственные
поступки;
принимают
проблему,
уточняют
цель,
способны
выбрать
необходимые
средства
для
достижения
намеченного
результата.
Первые
попытки
детей
самостоятельно
решить
проблему
необходимо
замечать
и
поощрять,
сообщая
ребенку
о
его
успехах:
«Ты
быстро
придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!». Это
помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно,
а где допускает ошибки.
В
этом
возрасте
активность
взрослого
постепенно
снижается.
Он
не
столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских
идей.
Взрослому
важно
увлечься
тем,
что
интересно
детям,
помочь
им
расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий
уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Литература
1.Белая К.Ю.Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и
методы. М., 2005
2.Морозова
Л.Д.
Педагогическое
проектирование
в
ДОУ:
от
теории
к
практике. М.,2010.