Напоминание

Технология использование проектного метода в ДОУ


Автор: Гончарова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 36
Населённый пункт: город Электросталь, Московская область
Наименование материала: методический проект
Тема: Технология использование проектного метода в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 36 »

Педагогический час

«Организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО»

Технология использование проектного

метода в ДОУ

Подготовил:

воспитатель

- Гончарова С.В.

19.03.2017г., г.о.Электросталь

Технология использование проектного метода в ДОУ

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к

осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,

чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов

является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать

позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов

на

вопросы,

систематизировать

информацию,

использовать

полученные

знания,

умения

и

навыки

в

играх

и

практической

деятельности.

Как

показывает

образовательная

практика,

такую

возможность

дает

метод

проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство,

познавательного мышления ребенка.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает

возможность

развития

наблюдения

и

анализа

явлений,

проведения

сравнения,

обобщения

и

умения

делать

выводы,

творческого

мышления,

логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и

исследовательской

деятельности,

что

является

составляющими

успешной

личности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем,

сформулировать

проблему,

определить

цель.

Поэтому

в

воспитательно-образовательном

процессе

ДОУ

проектная

деятельность

носит

характер

сотрудничества,

в

котором

принимают

участие

дети

и

педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и

другие члены семьи.

Дошкольник

еще

не

может

быть

автором,

творцом,

организатором

проектной

деятельности.

Он

нуждается

в

помощи

взрослых,

которые

способны

понять

его

интересы,

уважают

его

склонности

и

желания,

принимают их.

Походу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает

найти

ребенку

необходимые

для

этого

средства

и

способы,

а

зачастую

знакомит

детей

с

новым,

еще

неизвестным

ему.

Опираясь

на

помощь

взрослых,

дети

ищут

решение

проблемы

через

вопросы

к

родителям,

совместные

походы

в

библиотеку,

чтение

детских

познавательных

и

справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в

кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются

продуктивными

видами

деятельности:

собирают

коллекции,

оформляют

семейные

альбомы,

рисуют,

лепят,

шьют,

мастерят,

ст ряпают,

экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы

взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять

максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как

правило,

темой

проектов

становиться

определенный

раздел

образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих

детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны

взрослых.

Задачи

обучения

проектной

деятельности

для

каждого

возраста

дошкольников различны. В младшем возрасте это:

-вхождение

детей

в

проблемную

и

игровую

ситуацию

(ведущая

роль

педагога);

-активизацию

желания

искать

пути

разрешения

проблемной

ситуации

(вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

(практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-развитие

умения

определять

возможные

методы

решения

проблемы

с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование

умения

использовать

данные

методы,

способствующие

решению поставленной задачи;

-развитие

желания

пользоваться

специальной

терминологией,

ведение

конструктивной

беседы

в

процессе

совместной

исследовательской

деятельности.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада,

пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату,

а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников – игра, то начиная с

младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что

не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с

дошкольниками.

Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы

продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками

реализовывать

в

течение

года

до

пяти

проектов,

среди

которых

разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по

количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые

и др), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять

различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или

отдельных

этапах,

консультант,

материально

–техническая

поддержка

и

другое.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между

развитием,

стимулируемым

действием

взрослого,

и

саморазвитием,

обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на

оптимальном соотношении ребенок –взрослый или соучастии на партнерских

правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно

отметить,

что

детское

проектирование

может

быть

успешным,

если

соблюдаются следующие условия:

-учет интересов ребенка;

-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в

этом

ему

помогают

взрослые.

В

каком

поле

их

искать?

В

практике

дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья,

природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами

совместного проектирования могут быть:

-альбомы

с

рисунками,

фотографиями

и

рассказами

на

темы:

«Мой

любимый

братик»,

«На

выставке

цветов»,

«Домашние

любимцы»,

«Путешествие

на

море»

и

другие,

которые

можно

часто

рассматривать,

показывать родственникам и друзьям;

-сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или

города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;

-изготовление макета по русским сказкам;

-домашние выставки: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская

мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.

Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне.

Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере

проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения.

Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к

потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему,

«заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием

выполняют

задания,

предлагаемые

взрослым.

Интерес

к

содержанию

проекта зависит:

-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;

-реализации потребностей в активной деятельности;

-степени самовыражения;

-увлеченности совместной деятельности со взрослым.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный

опыт,

позволяющий

им

перейти

на

новый,

развивающий

уровень

проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность,

ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо

выслушивать

взрослого

и

других

участников

совместной

деятельности.

Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к

ним с просьбами, активнее организуют

самостоятельную деятельность, у

них

развивается

самоконтроль;

они

способны

достаточно

адекватно

оценивать

собственные

поступки;

принимают

проблему,

уточняют

цель,

способны

выбрать

необходимые

средства

для

достижения

намеченного

результата.

Первые

попытки

детей

самостоятельно

решить

проблему

необходимо

замечать

и

поощрять,

сообщая

ребенку

о

его

успехах:

«Ты

быстро

придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!». Это

помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно,

а где допускает ошибки.

В

этом

возрасте

активность

взрослого

постепенно

снижается.

Он

не

столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских

идей.

Взрослому

важно

увлечься

тем,

что

интересно

детям,

помочь

им

расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий

уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Литература

1.Белая К.Ю.Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и

методы. М., 2005

2.Морозова

Л.Д.

Педагогическое

проектирование

в

ДОУ:

от

теории

к

практике. М.,2010.



В раздел образования