НОД по познавательному развитию "Богатыри земли русской"
Автор: Осоткина Марина Николаевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МДОУ Татауровский детский сад "Родничок" Населённый пункт: с.Татаурово, Прибайкальский район, Бурятия Наименование материала: Методическая разработка Тема: НОД по познавательному развитию "Богатыри земли русской" Раздел: дошкольное образование
: Формирование
представления
о
героическом
прошлом
русского
народа
Древней
Руси,
великих
русских
богатырях
-
защитниках
земли
русской.
Задачи.
- Закреплять знания детей о былинных героях - богатырях.
- Развивать у детей интерес к нашей долгой истории.
-
Продолжать
учить
детей
планировать
свою
работу
при
коллективном
творчестве.
- Используя средства выразительного чтения, показать детям напевность,
колорит, своеобразие слога былины.
-
Активизировать
словарь
детей:
Богатырь,
былина,
сказитель,
гусли,
кольчуга, шлем, меч, булава.
-
Воспитывать
нравственные
и
этические
качества;
чувство
гордости
за
Россию, любви к родителям и родной земле, желание подражать героям
былин.
Предварительная работа.
1.Чтение былин "Илья Муромец","Илья Муромец и Калин - царь", "Добрыня
и Змей Тугарин", "Алеша Попович".
2. Прослушивание былин в аудиозаписи.
3.
Просмотр
мультипликационных
фильмов
"Илья
Муромец",
"Илья
Муромец и Соловей разбойник".
4.Рассматривание картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье".
5. Знакомство детей с пословицами и поговорками русского народа о добре и
зле.
6.Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах.
7.Игра - драматизация отрывков из былины "Илья Муромец и Калин-царь".
8.Сюжетно-ролевая игра "Мы - богатыри".
Материал.
1. Звучание мелодии гуслей из сказки "Садко".
2.Интерьер "Русская изба".(Печка, лавки, стол, вышитые полотенца, посуда,
прялка, половики и т. д.).
3.Мультимедиа-экран,
компьютер,
проектор
-
изображение
на
экране
картины В М. Васнецова "Богатыри".
4.Элементы
одежды
и
оружия
богатыря;
матушки,
сказителя,
князя
и
княгини,
ворона,
богатырей
для
мальчиков,
рубашки
-
косоворотки,
сарафаны, кокошники, платок.
5.Магнитная доска - мольберт. Картина дуба. 4 дубовых листочка.
6.Два трона.
7.4 лошадки.
8. Воздушные шары.
9.Шатер.
10.Картинки - раскраски "Богатыри".
11.Деревянные мечи для мальчиков.
12. Ткань для трона.
Ход занятия.
Действие происходит в групповой комнате. Дети и воспитатель одеты в
русские народные костюмы.
Воспитатель обращает внимание детей на карту России.
Воспитатель:
Много
разных
стран
на
Земле,
но
для
нас
Россия
единственная,
необыкновенная
страна,
потому
–
что
она
наша
Родина!
Родина – значит родная, как отец и мать.
Много лет назад наши предки основали свое государство Русь. И, чтобы
почувствовать и понять то время, я предлагаю отправиться в путешествие по
далекому прошлому.. Мы и одеты с вами сегодня, так как одевались наши
предки.
Дети и воспитатель
спускаются в музыкальный зал, проходят в уголок
стилизованный
под
русскую
избу.
Здороваемся
с
гостями.
Воспитатель
обращается к гостям.
Воспитатель: Можно мы останемся здесь? Мы вам не помешаем?
Воспитатель: обращается к детям: Продолжим наш разговор?
Дети. Да.
Воспитатель: На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в
плен людей. Все может матушка – Земля, накормить людей, напоить, только
не может защитить себя.
Кто же защищал Русь от врагов?
Дети. Богатыри.
Воспитатель: Да, действительно, Русь защищали храбрые, могучие, сильные
и
выносливые
люди
–
богатыри.
Об
их
подвигах
русский
народ
слагал
былины.
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силою доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей!
Во время чтения отрывка из былины включается проектор и на экране
появляется картина «Богатыри».
Воспитатель: Давайте
еще раз посмотрим на наших богатырей. Как они
одеты?
Для чего нужна кольчуга? А что оберегает голову богатыря от ударов?
Чем они вооружены?
И всегда богатыри славились невиданной силой, безграничной храбростью.
А что, еще, кроме доспехов и оружия, вы заметили? Ответы детей.
Посмотрите внимательно.
Воспитатель обращает внимание детей на гусли.
Да это – же гусли. Оказывается, Алеша Попович был не только отважным
богатырем,
но
и
музыкантом
–
сказителем.
«А
кто
такой
сказитель?»
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно. Благодаря сказителям до нас дошли былины.
Из них мы узнали о подвигах богатырей, о силе русских воинов.
Мы с вами читали былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.
А ведь былину еще можно сыграть, как в театре. Попробуем?
В былине есть
персонажи: князь, княгиня, дочери и ворон. Кто сможет
сыграть роль князя? Роль княгини кому предложим? А кто желает сыграть
ворона? А девочки все будут дочери, а мальчики пока побудут зрителями. Вас
ожидает почетная роль. А какая? Пока не скажу. Еще в былине есть роль
матушки. Можно матушкой буду я? Князь, княгиня одевайтесь, пожалуйста,
входите в свою роль. Ворон тоже одевает атрибуты костюма, «летит» в лес.
А я расставлю реквизиты.
Воспитатель расставляет оборудование.
Звучат гусли (музыка с компьютера), появляется сказитель.
Сказитель:
Я скажу вам гости любезные
Детки малые да пригожие,
Старый сказ про дела далекие,
Про дела далекие, да великие.
Как во стольном городе во Киеве,
Ласкового князя у Владимира
Да с княгинею его, да с Опраксией
Пир горой идет. Веселится народ.
Матушка подходит к девочкам, встают в хоровод, звучит песня «Было у
матушки».
Внезапно музыка прерывается.
Прилетает ворон. Кружит по сцене. Матушка с дочерьми убегают к князю и
княгине. Переглядываются, перешептываются: «Это плохая примета, быть
беде, быть беде».
Покружившись ворон улетает в лес.
Княгиня:
Ах ты князь Владимир мой ласковый!
Князь Владимир Красное Солнышко!
Грусть-тоска томит мою душеньку
И предчувствия мучат тяжелые.
Князь:
Не печалься, моя, княгинюшка!
Я развею тоску твою черную
Пусть играют веселые песни нам
Пусть танцуют парни и девушки.
Вместо веселой музыки раздается колокольный звон, вбегает гонец.
Гонец:
Ох, ты князь Владимир наш ласковый,
Да с княгинею, да с Опраксией!
Я принес вам вести недобрые,
Вести страшные да тревожные.
Как на наши села прекрасные,
Да на стольный славный наш Киев-Град
Наступает ужасный Калин-царь.
Матушка и дочери переглядываясь, с испугом на лице говорят:
А у Калина голова, как пивной котел,
А у Калина уши, как блюдище,
А глазища, как круглые часища,
А ручищи, как сильные граблища.
Князь:
А что хочет Калин царь в Киеве?
Гонец:
Хочет он громить стольный Киев-Град.
Все соборные церкви на дым пустить,
Все людские дома огнем спалить,
Все святые иконы в воде утопить.
А тебя, князь, грозится в котле сварить,
А княгиню твою на себе женить.
Девочки с матушкой говорят:
Горе! Горе тебе Владимир князь!
Горе, горе тебе княгинюшка!
Княгиня:
Не случайно томилась душа моя
Не случайно предчувствия мучали!
Князь:
Ты садись гонец на добра коня
Да скачи к Илье Муромцу!
Сказитель:
Побежал гонец на конюшенку,
Выбирал добра коня себе по-люби.
И поехал во чисто полюшко,
В чисто полюшко в раздольице.
В чистом поле белый шатер стоит
В том шатре добрый молодец сидит.
Гонец обращается к богатырю:
Ай же ты, богатырь, добрый молодец!
Спишь ты, молодец, прохлаждаешься,
А невзгодушки над собой и не ведаешь!
Выходи, богатырь, принес я тебе весть недобрую.
Из шатра выходит богатырь Илья - Муромец..
Илья Муромец:
Я живу на заставе 15 лет,
Не видал ни конного, ни пешего,
Ни прохожего тут, ни проезжего.
Серый волк тут ни прорыскивал,
Ясен сокол не пролетывал,
Чужеродный богатырь не проезживал.
Гонец:
Ай же, ты богатырь, добрый молодец!
Как на наши села прекрасные,
Да на славный наш стольный Киев – Град
Наступает ужасный Калин-царь,
Нагнал силушки он черным-черно.
Разгромить хочет стольный Киев-Град.
Все соборные церкви на дым пустить,
Все людские дома огнем спалить,
Все святые иконы в воде утопить.
Князя нашего Владимира
Царь грозится в котле сварить,
А княгиню его на себе женить.
Ты могучий богатырь, добрый молодец
Ты садись -ка на доброго коня
Собирай дружинушку храбрую,
Собирай всех русских богатырей.
Гонец убегает.
Илья Муромец:
Посмотрю я на разные стороны
Лежит там поле чистое.
А по полю-то в тумане да в копоти
То ли зверь бежит, то и сокол летит –
Туча темная в пыли движется,
Войско вражеское да несметное.
Илья - Муромец оглядывается и говорит:
«Не справиться мне одному,
А есть ли среди вас, смелые, храбрые, сильные?
Помогите мне в деле праведном» .
Мальчики соглашаются помочь Илье - Муромцу.
Илья - Муромец смотрит на них и говорит:
Да в таком виде на врага не пойдешь.
Чем сражаться будете?
Собирайтесь
богатыри,
на
подвиг
героический.
Выберите
ту
одежду
и
оружие, которые необходимы богатырю. А красны девицы нам помогут. Ведь
они всегда были помощницами: и одежду шили, и хлеб пекли.
Дидактическая игра « Собери богатыря в дорогу».
На
столе
разложены
разные
элементы
одежды
богатырей,
матроски,
пилотки, фуражки.
Илья - Муромец :
Быстро собрались молодцы. А о чем мы забыли, прежде чем идти на подвиг
ратный?
Попросить
благословления
у
матушки.
(все
вместе
подходят
к
матушке). Отпусти нас матушка, в стольный Киев-Град к князю Владимиру.
Будем спасать Землю русскую от недругов-ворогов.
Матушка: Я на добрые дела благославляю вас, а на худые дела моего
благословления нет. Защищайте нашу Землю русскую, не для золота, не из
корысти,
а
для
чести,
для
богатырской
славушки.
Зря
не
лейте
крови
людской,
не
слезите
матерей!
Идите
с
богом,
да
хранит
вас
Господь!
Подойдите к дубу, возьмите по одному листочку, пусть дуб даст вам силу и
оберегает в бою!
Матушка и красны девицы дают наказ богатырям: Вы постойте - ка за веру,
за Отечество и за бедных вдов и малых детей!
Сказитель:
Выходили тут богатыри
Да садились скоро на добрых коней
Подъезжали ко граду - Киеву.
Дети с богатырем садятся на «коней» и под музыку пробегают круг по залу,
в это время выставляются шары на подставке.
Сказитель:
А под Киевом то силушки черным черно,
Ай черным черно, как черны вороны.
А как стали добры молодцы ту силушку
Конем топтать, до мечом колоть.
И земля то от той битвы потрясалася,
И вода в озерах колыхалася,
Темные леса шаталися,
В чистом поле травка да повяла вся.
Бьются, рубятся двенадцать дней,
Не пиваючи, не едаючи,
Добрым коням вздоха не даваючи.
Побили всех врагов, (прокололи шары).
Илья - Муромец:
Добрая дружинушка у меня собралась,
Перебили всех врагов до единого.
Благодарю вас за службу верную.
Ну, а мне пора отдохнуть.
Уезжает на коне, (звучит музыка).
Матушка подходит к детям: Но и ловкие же вы! Конечно это игра. Но я
думаю что, когда Родине, понадобится ваша помощь, вы не задумываясь,
поможете ей. Даже сейчас, когда вы еще маленькие вы уже можете помочь,
если будете беречь природу, заботиться о птицах, о животных, любить своих
родных, уважать старших, защищать слабых. Быть сильными, храбрыми,
мужественными.
Матушка:
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
На память о нашем путешествии, я хочу подарить вам листы раскраски
«Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями.
И рассказать им о том, что сегодня узнали и запомнили.
Спасибо всем.