Напоминание

"Рекомендации по использованию дидактических игр природоведческого содержания в работе с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Сычева Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 20 "Искринка"
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации по использованию дидактических игр природоведческого содержания в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации по использованию дидактических игр

природоведческого содержания в работе с детьми младшего

дошкольного возраста

На основе полученных нами сведений на констатирующем этапе и

входе анализа литературы, по проблеме использования дидактической игры

в

процессе

экологического

образования

младших

дошкольников,

нами

были разработаны рекомендации для воспитателей детских садов.

Рекомендации для воспитателей были разработаны на основе работ

А.К. Бондаренко, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой и др.

С.Н. Николаева в своей книге «Приобщение дошкольников к природе

в детском саду и дома» пишет о том, что «Детский сад, заинтересованный

в экологическом воспитании дошкольников, может с успехом проводить

работу

с

родителями,

используя

различные

формы

взаимодействия

с

семьей». И в самом деле, если перед воспитателем стоит задача воспитать

у детей правильное отношение к природе, нужно начинать работу и с

родителями детей, только в случае эффект от проделанной работы будет

отражаться в практической деятельности детей. Для этого необходимо

выяснить

отношение

самих

родителей

к

природе

и

ее

важности

в

воспитании детей. С этой целью составляется анкета, которую воспитатель

предлагает

заполнить

родителям

детей

анонимно.

Проанализировав

заполненные анкеты, воспитатель получит представления о ситуации в

семьях

своих

воспитанников

и

сможет

наметить

план

по

повышению

экологической

компетентности

родителей

своих

воспитанников.

По

результатам

анкет,

проведенных

нами

на

констатирующем

этапе,

выяснилось, что не все родители знают, как можно использовать различные

формы взаимодействия с детьми, в том числе и игры с правилами, с целью

повышения знаний детей о природе.

На

основе

полученных

результатов,

мы

предлагаем

воспитателю

провести родительское собрание на тему: «Любовь к природе начинается с

семьи».

В

докладе

должна

раскрываться

мысль

об

актуальности

и

1

значимости экологического воспитания детей, средства, которые можно

использовать в семье для формирования правильного отношения ребенка к

природе

и

приемы,

с

помощью,

которых

можно

привлечь

ребенка

к

наблюдению, совместной игре или трудовой деятельности.

По

мимо

собрания

необходимо

организовывать

стенды

и

родительские уголки в группах детского сада на такие темы, как: «Роль

семьи

в

экологическом

образовании

детей»,

«Играем

вместе»,

«Куда

сходить и что узнать?», «О чем читать и что спросить?», «Зачем сажать и

что растить?» и т.д.

В

работе

с

родителями

так

же

можно

использовать

совместные

детско-родительские

проекты.

Родителям

предлагается

поучаствовать

в

нескольких проектах и за фотографировать своих детей и себя в этом

увлекательном процессе, затем собранные фотографии можно оформить в

виде стенгазеты и на занятии вспомнить с детьми: «Где они были? Что

видели?

Что

делали?».

Мы

предлагаем

организовать

проекты

по

следующим темам: «В гостях у Осени», «Как мы птицам помогали?»,

«Пришла весна-красна», «Чудесные мгновения лета».

Кроме

непосредственной

образовательной

деятельности

с

детьми

необходимо проводить наблюдения за объектами и явлениями природы. По

мнению педагогов, регулярные наблюдения в природе, являются основой

умственного воспитания дошкольников, способствуют совершенствованию

сенсорных

проце ссов,

развитию

интере са

к

окружающ ему,

любознательности,

формированию

знаний

(например,

осенью

можно

предложить детям понаблюдать за изменениями в природе: становиться

холоднее, часто идут дожди, люди одеваются теплее, листья меняют свою

окраску и опадают, птицы улетают в теплые края и т.д.)

По

мнению

ученых,

особое

место

и

значение

в

экологическом

образовании

детей

так

же

занимают

дидактические

игры.

Но

не

все

воспитатели

знают,

как

правильно

подбирать

дидактические

игры

и

руководить ими.

2

По мнению, А.К. Бондаренко методика руководства дидактическими

играми должна включать в себя 3 этапа (подготовку к дидактическим

играм, проведение, и анализ). Мы придерживаемся этого мнения так, как

все три этапа очень важны и находятся в неразрывной связи друг с другом.

Таким образом в подготовку к дидактической игре входит:

Отбор игры и руководство:

Игры должны подбираться в соответствии с задачами воспитания и

обучения прописанными в программе и соответствовать возрастным

особенностям детей.

Игры должны проводиться с заранее продуманной целью, например,

углубление, обобщение, закрепление знаний.

Подготовка к игре должна включать в себя: изучение и осмысление

всего хода игры от начала и до конца (когда? где? и как? проводить

игру),

подготовка

необходимого

дидактического

материала

для

выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный

материал); обогащение детей знаниями, представлениями о предметах

и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой

задачи.

Важное

значение

имеет

сочетание

умственной

задачи

с

активными действиями и движениями самого ребенка. Детям очень

нравится имитировать поведение животных, брать на себя различные

роли, вести поиски и находить нужное.

Необходимо вызвать у детей интерес к игре, желание играть. Для этого

следует

использовать

различные

приемы:

использование

загадок,

считалок, сюрпризов, интригующих вопросов, сговора на игру. Время

не

стоит

на

месте

и

сейчас

появляется

множество

различных

технологий,

которые

можно

с

успехом

использовать

и

в

педагогическом процессе. В группах детских садов все чаще и чаще

можно встретить интерактивные доски, проекторы, телевизоры, но

воспитатели

ставят

под

сомнение

их

обучающее

воздействие

и

стараются

обходить

стороной.

Мы

же

рекомендуем

воспитателям

3

использовать современные технологии на ровне с другими различными

приемами так, как яркие презентации, видеоролики и аудиозаписи,

только помогут расширить знания детей о природе.

Используя дидактические игры, воспитатель не должен стремиться

только обучать детей и забывать об игре как о деятельности, которая

радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Только в этом случае

игра будет вызывать у детей интерес, положительные эмоции и при

этом обучать их в ненавязчивой форме.

Время игры. Не менее важным является продумать наиболее удобное

время

для

проведения

дидактической

игры.

Можно

использовать

дидактическую

игру

как

непосредственную

образовательную

деятельность,

как

часть

занятия,

так

же

можно

провести

игру

в

свободное

от

занятий

время

(например,

для

организации

игровой

совместной деятельности нескольких детей или для индивидуальной

работы).

Выбор

места.

Можно

провести

дидактическую

игру

в

групповой

комнате, тогда нужно создать спокойную атмосферу где дети не будут

мешать друг другу и при этом каждый будет занят полезным делом.

Для таких условий хорошо подходят настольно-печатные игры и игры

с предметами. Дидактические игры можно использовать и на участке

детского сада во время прогулки. Для таких условий хорошо подходят

словесные игры так, как они могут проводиться без использование

дидактических материалов и требуют от воспитателя меньших затрат

времени на подготовку.

Не

многие

воспитатели

знаю,

как

правильно

нужно

проводить

дидактические игры и поэтому мы считаем важным написать по

пунктам

как

следует

действовать

воспитателю.

При

вводи

новой

дидактической игры воспитателю следует уделять особое внимание:

1.

Знакомству детей с содержанием игры, дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая

4

беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о

них);

2.

Объяснению

хода

и

правил

игры,

чтобы

каждому

ребенку

было

понятно, что он делает и для чего. При этом воспитателю следует

обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами

игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают,

предписывают).

При

проведении

дидактической

игры

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

воспитатель

должен

объяснять

правила по ходу игры. При объяснении правил речь, жесты и мимика

воспитателя

должны

быть

эмоциональными,

выразительными,

правдоподобными

без

переигрываний.

Взгляд

воспитателя

должен

переключаться от одного ребенка к другому, чтобы каждому из детей

казалось, что воспитатель рассказывает об игре именно ему.

3.

Показу игровых действий. В процессе, которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае

игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят

подсматривает, когда надо закрыть глаза);

4.

Определению роли, которую будет исполнять воспитателя (играющий,

болельщик или арбитр). Мера непосредственного участия воспитателя

в

игре,

определяется

возрастом

детей,

уровнем

их

подготовки,

сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре,

педагог

направляет

действия

играющих

(советом,

вопросом,

напоминанием);

5.

Подведению итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры, воспитатель может судить об ее эффективности, о

заинтересованности детей, будет ли эта игра востребованной детьми в

самостоятельной

игровой

деятельности.

В

конце

игры,

когда

подводятся

итоги

воспитатель

может

спросить

у

детей

о

том:

Понравилась ли им игра? Хотя ли они еще в нее поиграть? и т.д. Для

того что бы игра была новой не обязательно подбирать абсолютно

5

другую игру можно использовать различные изменения уже знакомых

детям

игр,

если

в

их

содержание

вносится

что-то

новое

и

более

сложное,

требующие

активной

умственной

работы.

Поэтому

рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их

усложнением.

Наконец мы подошли к третьему этапу руководства дидактическими

играми

анализу.

Этот

этап

необходим

для

выявления

наиболее

эффективных приемов для подготовки и проведения дидактических

игр.

Это

поможет

совершенствовать

как

подготовку,

так

и

сам

процесс проведения игры, избежать в последствие ошибок. Кроме

того,

анализ

позволит

выявить

индивидуальные

особенности

в

поведении

и

характере

детей

и

значит,

правильно

организовать

индивидуальную работу с ними.

Каждому воспитателю важно помнить о том, что игра становится

методом обучения и принимает форму дидактической, только в том

случае если в ней четко определены дидактическая задача, игровые

действия

и

правила.

В

такой

игре

воспитатель

знакомит

детей

с

правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети

оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются,

систематизируются и обобщаются.

Большое значение также имеет темп игры, заданный воспитателем.

Педагог,

знающий

особенности

развития

игры,

не

допускает

излишней медленности и преждевременного ускорения. Объяснение

правил,

рассказ

воспитателя

о

содержание

игры

должны

быть

предельно кратки и четки, но при этом понятны детям.

Если

в

игре

использовать

элементы

соревнования

(кто

быстрее

выполнит задание, кто правильно, кто больше назовет предметов и

др.), то при подведении итогов воспитатель должен быть особенно

внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель

может

использовать

фишки,

с

помощью

которых

оцениваются

6

правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из

играющих позволяет определить его как победителя.

В помощь воспитателям мы составили картотеку дидактических игр,

которые помогут младшим дошкольникам уточнять, закреплять, расширять

имеющиеся у них представления о природе.

В группе детского сада, в свободном доступе должны находиться

настольно-печатные

дидактические

игры:

«Времена

года»,

«Семья»,

«Овощи и фрукты», «Найди лишнюю картинку», «Чудесный мешочек»,

«Кто, как кричит?», «Чьи это детки?», «Собери картинку», «Путаница»

перепутаны животные и их детеныши), «Найди пару» и игры с предметами

«Кто

скорее

выложит

узор

из

камушков»,

«Найди

самые

большой

и

маленький листок», «Детки на ветки».

Во время прогулок мы предлагаем использовать подвижные игры

«Повторяйка»,

«Такой

листок,

лети

ко

мне»,

«Солнышко

и

дождик»,

«Наседка с цыплятами», «Мыши и кот».

В ходе наблюдения за детьми выяснилось, что им очень нравятся

сказки и рассказы про животных, они с удовольствием их слушают и

просят почитать уже прочитанные книги снова. Поэтому мы считаем, что

предметно-развивающая

среда

должна

быть

насыщенна

не

только

дидактическими

играми

и

прочими

игрушками,

но

и

богата

художественной литературой. В книжном уголке дошкольника обязательно

должны

быть

представлены

народные

сказки:

«Кот,

петух

и

лиса»,

«Колобок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка»,

С.В. Михалков «Три поросенка», рассказы В. Бианки («Высокая горка»,

«Муравьишка-хвастунишка»,

«Синичкин

календарь»,

«Сова»,

«Путешествие муравья», «Мышонок Пик» и др.).

После

ознакомления

с

дидактическими

играми

и

методикой

руководства ими воспитатель может провести круглый стол с родителями

на тему «Полезные и вредные игры или как не ошибиться с выбором?».

Так же можно провести мастер класс «Делаем и играем», на котором

7

можно рассказать родителям значение дидактических игр, как их создавать

и как правильно нужно играть вместе с детьми.

Информационные технологии - неотъемлемая часть нашей жизни,

поэтому

мы

предлагаем

воспитателям

использовать

в

своей

работе

интернет ресурсы такие, как Дошколенок.ру, Воспитателям.ру, Детсад с

Мики

Маусом

и

Маам.ру.

На

них

можно

узнать

множество

полезной

информации,

посмотреть

работы

и

проекты

других

воспитателей,

обменяться идеями и мнениями.

Список литературы

1.

Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и

дома. М.: Мозаика-Синтез, 2013

2.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:

учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. –

М.: Академия, 2010. – 336 с.

3.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

8



В раздел образования