Напоминание

"Обучение средствами субъективизации".


Автор: Казарян Нелли Фридмановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1506
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение средствами субъективизации".
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение средствами субъективизации.

Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия

школьника

в

организации

и

осуществлении

учебного

проце сса,

предусматривающий

его

прямое

и

непосредственное

участие

в

планировании

и

проведении

всех

или

большинства

структурных

этапов

урока, что созвучно с современными требованиями ФГОС.

Методику обучения средствами субъективизации, предложила

профессор Г.А.Бакулина. Работая по данной методике около10 лет, могу

сделать вывод, что она очень эффективна, поскольку дети получают глубокие

прочные знания, причём с « интересом». Считаю, что она актуальна и

соответствует требованиям современного образования.

Предлагаемая

методика

предназначена

для

использования

в

традиционной системе обучения, придавая ей развивающую направленность.

Но универсальный характер методики позволяет задействовать многие ее

положения во всех существующих сегодня образовательных системах.

Ученые едины во мнении, что произвольная осознанная активность

формируется

в

школьные

годы.

Ее

базисом

являет ся поисковая

познавательная

деятельность

субъекта,

когда

ученик

действует

не

по

подобию, не по образцу; когда его внутренний мир находится в постоянной

активной работе; когда школьник стремится к самостоятельно выношенным

решениям и действиям и их обязательному осуществлению. Своевременное

формирование

этой

высшей

формы

активности,

по

убеждению

исследователей, является важнейшим условием, обеспечивающим человеку

возможность достичь вершины своего развития.

Постоянная постановка

проблемной ситуации приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами,

а стремится их разрешить. Тем самым

мы имеем уже дело с творческой

личностью всегда способной к поиску. Войдя в жизнь, ребёнок будет более

защищён от стресса и более стойким к жизненным проблемам.

Центральное место среди потенциалов субъекта занимает интеллект. В

настоящее время существует много определений интеллекта, но до сих пор

нет общепринятого. Современная отечественная и зарубежная литература

выделяет

в

нем

различные

грани

и

аспекты.

В

частности,

способность

индивида иметь дело с абстрактными символами; выделять и отражать в

своем

сознании

закономерные

связи

и

отношения

предметов

и

явлений;

возможность оказывать воздействие на окружающую среду, преобразовывать

действительность; способность индивида совладать со своим собственным

миром

путем

достижения

поставленных

целей

и

т.д.

В

методике

Г.А.

Бакулиной

положено

представление

об

интеллекте

как

о

совокупности

определенных

качеств

индивида,

обеспечивающих

его

способность

к

мыслительной деятельности. К такого рода качествам относится способность

к

анализу,

синтезу,

обобщению

и

абстрагированию,

наличие

которого

означает,

что

интеллект

обладает

достаточной

гибкостью

мышления

и

творческим

потенциалом;

способность

к

логическому

мышлению,

проявляющаяся

в

умении

видеть

причинно-следственные

связи

между

событиями

и

явлениями

ре а льного

мира,

уст анавливать

и х

последовательность

во

времени

и

пространстве;

а

также

восприятие,

внимание, память, воображение, речь индивида.

С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его

компонент как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний

из различных областей науки и искусства.

В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что

оптимальным

периодом

становления

и

развития

интеллекта

является

дошкольный и особенно младший школьный возраст. Такое же признание в

научных исследованиях последних лет получил вывод о том, что каждой

возрастной

ступени

ребенка

присуща

своя,

несвойственная

ни

предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию тех или

иных

сторон

интеллекта.

Данная

готовность

задается

наличием

определенных

физиологических

и

психологических

предпосылок,

спо-

собных

обе спечить

высокий

результат

при

взаимодействии

с

благоприятными

педагогическими

условиями. Поэтому

субъективизация

предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на

каждом

структурном

этапе

урока одновременно

формируется

и

совершенствуется

целый

ряд

интеллектуальных

качеств

личности

при

высокой

степени

осознанности

и

активности

учащихся

в

организации

учебной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что субъективизация – это способ

организации работы обучаемого, поскольку именно в деятельности

происходит формирование субъекта, становление личности. Эта

деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные

условия для проявления инициативной, продуктивной, осознанной

активности ученика, стимулировать его учебно-познавательный поиск с

элементами творчества. Для этого учащимся передается ряд функций

учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой

степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока,

принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к

выполняемым на уроке упражнениям, им принадлежит первое слово в

формулировании выводов и обобщений.

В основу методики положены такие принципы как:

1. Принцип опережающего отражения в сознании учащегося

предстоящей ему учебной деятельности;

2. Принцип комплексного воздействия на интеллект ребенка;

3. Принцип обоснованности, аргументированности, доказательности

ответа школьника;

4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Предоставление психологической свободы, создание атмосферы тепла и

доверия дает возможность каждому обучающемуся высказать собственное

мнение, озвучить новые идеи без страха получить в ответ резкое замечание

или осуждение.

На современном этапе развития образования, в свете ФГОС, считаю, что

данная методика более чем актуальна.

Предлагаю образец урока по данной методике:

Урок литературного чтения.

4 класс.

Тема: Константин Дмитриевич Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

Цель: познакомить с произведением К.Д.Паустовского «Корзина с

еловыми шишками»;

учить правильно и выразительно читать;

анализировать произведение.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Мобилизующий этап.

(На доске прикреплены геометрические фигуры разных цветов,

символизирующие жанры литературных произведений).

Учитель: Назовите условные обозначения и постарайтесь их запомнить.

(Учащиеся выполняют задание).

Учитель: Закройте глаза. (Учитель добавляет ещё один символ,

обозначающий рассказ).

Учитель: Что изменилось? Что обозначает тот символ, который появился?

Ученик: Символ обозначает рассказ.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, дома вы читали стихотворение Бориса Леонидовича

пастернака «Золотая осень». Скажите, есть ли на доске символ, который

соответствует жанру этого произведения? Ученик: Да. Это зелёный

треугольник, стихотворение о природе.

- Какую картину природы описывает поэт? ( Д. – Золотую осень).

4.Формирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: Да, ребята великолепные картины природы вдохновляли многих

творческих людей: писателей, поэтов, художников, композиторов. А сегодня

на уроке мы познакомимся с произведением автора, который в своём

творчестве не обошёл это время года.

Попробуйте по этой записи определить о каком авторе пойдёт речь.

(На доске запись: КОН-ГЕОР-ПАУС-СТАН-ГИ-ТОВ-ТИН-ЕВИЧ-СКИЙ. )

Ученик: Здесь записано: Константин Георгиевич Паустовский.

Учитель: Ребята, с этим автором вы уже встречались, с его

произведениями и его биографией вы знакомы. Единственное я хочу

сказать, что основное содержание всех его произведений – это поиск

красоты в обычном и скромном. Он умел видеть и ценить красоту во всех

её проявлениях. Он писал: «На первый взгляд это тихая и немудрая земля,

под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до

боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю».

И рядом с темой Родины во многих произведениях К.Д.Паустовского

звучала тема искусства.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением… (Учитель

рассыпает карточки, на которых написаны слова, входящие в состав

названия нового произведения).

Учитель: Ой, ребята, карточки с названием произведения рассыпались,

помогите, пожалуйста, их собрать.

(Дети собирают карточки и прикрепляют на доску как попало в

разбросанном виде, учитель просит их собрать слова так, чтобы

получилось название произведения: «Корзина с еловыми шишками»).

Ученик: Тема урока: Константин Георгиевич Паустовский, и его

произведение «Корзина с еловыми шишками».

Учитель: Молодцы ребята, тема урока определена, а теперь приступим к

определению цели.

Цель: 1 познакомиться с … К.Д.Паустовского …

2 учиться п… и в… читать и ??? его.

Ученик: Цель урока познакомиться с произведением Константина

Дмитриевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками», учиться

правильно и выразительно читать и анализировать его.

Учитель: А теперь ребята, зная автора и название произведения, попытайтесь

определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?

(Выслушиваются высказывания детей).

5Словарная работа.

Учитель: Определите, какое слово здесь записано.

К/Т В/О Л/Н Ц/И Ш/Е Р/С Ф/Т

Ученик: Здесь записано слово концерт.

(Обсуждается значение слова концерт).

Учитель: я вам хочу объяснить второе значение слова концерт. Концертом

называют музыкальное произведение для солирующего инструмента и

симфонического оркестра.

У кого из вас появились новые версии по поводу содержания нового

произведения? Кто из вас был ближе к истине? (Учащиеся дополняют свои

высказывания).

6. Первичный синтез.

Учитель: Послушайте и определите жанр этого произведения.

Ученик: Это рассказ об искусстве.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Потому что рассказ – это литературное произведение, небольшой по

объёму, в котором изображается эпизод из жизни героя.

Учитель: Есть ли на доске символ, обозначающий жанр этого произведения?

(Учащиеся находят соответствующий символ, прикрепляют его рядом с

темой урока, где записано название произведения).

6.Анализ произведения.

Учитель: О чем этот рассказ?

Ученик: О подарке, который получил Дагни.

Учитель: Почему этот подарок вызвал у Дагни такое большое удивление?

Ученик: Он необычный.

Учитель: В чём его необычность?

Ученик: Он не такой, который можно взять в руки.

Учитль: А почему композитор Эдвард Григ решил подарить еДагни

необычный подарок?

Ученик: Она вдохновила композитора на создание музыкального

произведения, она была как часть природы, она гармонично вписывалась во

все красоты природы, она вдохновила его.

Учитель: А почему он посвятил свою музыку к 18-летию?

Ученик: Чтобы почувствовать серьёзную музыку, понять её, необходим

зрелый возраст.

-Учитель: Какие чувства испытала Дагни, слушая музыку? (Слушаются

ответы детей).

Учитель: А сейчас, дорогие ребята, представьте, что мы с вами сидим в

концертном зале как Дагни и слушаем музыку посвящённую ей. Итак, Эдвард

Григ (повесить портрет), концерт №1 для фортепиано с оркестром,

посвящается Дагни Педерсон.

(Слушается аудиозапись концерта).

Учитель: Ребята, вы сейчас услышали тот музыкальный подарок, который

был предназначен для Дагни. А какие чувства испытали вы, слушая музыку?

(Слушаются ответы учащихся).

Учитель: Как вы думаете, человек, который написал такую музыку, был ли

счастливым? Почему?

Учитель: Найдите в тексте слова Грига, которые подтверждают эту мысль и

выражают идею произведения.

Учитель: Да, ребята он счастлив, потому что всю жизнь он творил для

людей, отдавая всего себя любимому делу. Этим он был счастлив.

А была ли счастлива Дагни, получив подарок?

6. Творческая работа в группах.

Учитель: А сейчас, ребята, я хочу, чтоб вы посовещались в группах и

ответили на вопрос, кто из них был счастливее Дагни, которая получила

подарок, или Григ, который сделал ей этот бесценный подарок?

Ученик 1-ой группы: Дагни, потому что получать подарок всегда приятно,

особенно такой бесценный.

Ученик 2-ой группы: Григ, потому что всегда приятно отдавать, чем брать, он

творил и этот процесс доставлял ему радость и приносил счастье.

Ученик 3-я группы: И Дагни, и Григ. Мы считаем, что Дагни была счастлива

в этот момент, когда она получила подарок, а Григ был вообще счастливым

человеком, т.к. всю жизнь он отдал людям, что доставляло ему

удовлетворение.

Учитель: Да, ребята человека делает счастливым его желание всего себя

отдать творению прекрасного для людей. Ребята Эдвард Григ похоронен на

своей Родине в Норвегии в склепе над вечно бушующим морем. Можно ли

считать его навсегда ушедшим от нас? А почему?

На этот вопрос вы ответите завтра, ещё раз перечитав рассказ Паустовского.

8.Итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

9,Рефлексия,

И напоследок я хочу сказать, ребята, кто понял, в чём ценность жизни, как

это поняла Дагни, и кто в жизни по-настоящему счастливый человек,

подойдите к моему столу, возьмите по шишке и положите в корзину.

-Спасибо всем, урок окончен.



В раздел образования