Напоминание

"Формы и методы обучения, используемые при формировании познавательной активности школьников"


Автор: Булакбаева Гульнар Рахметовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Дербишевская СОШ
Населённый пункт: Челябинская Область, Аргаяшский район, д Дербишева
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы обучения, используемые при формировании познавательной активности школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Формы и методы обучения, используемые при формировании

познавательной активности школьников

Одной из приоритетных задач современной школы является создание

необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого

ребёнка, формирование активной позиции каждого школьника в учебном

процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой

развития

познавательной

компетентности

школьника.

Активные

познавательные

способности

формируются

и

развиваются

в

процессе

познавательной

деятельности.

Когда

учащийся

не

просто

слушатель,

а

активный

участник

в

познавательном

процессе,

своим

трудом

добывает

знания. Эти знания более прочные.

Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая

факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера

обучения

в

пользу

демократического

поисково-творческого.

В

качестве

основных

неоспоримых

достоинств

выступают:

высокая

степень

самостоятельности,

инициативности,

развитие

социальных

навыков,

сформированность

умения

добывать

знания,

развитие

творческих

способностей.

Чувство

свободы

выбора

делает

обучение

сознательным,

продуктивным и более результативным.

Эффективность использования того или иного развивающего активного

метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на

создание

личностно-ориентированного

педагогического

пространства,

демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с

детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить

необходимость системности в использовании активных форм, постепенного

увеличения

степени

детской

самостоятельности

в

учебно-познавательной

деятельности

уменьшении

различных

видов

учительской

помощи.

Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:

1. Сформированность ряда коммуникативных умений.

2. Развитие мышления учащихся.

3. Опыт оценочной деятельности.

В

использовании

активных

форм

обучения

важным

является

также

последовательность.

От

недолговременных

проектов,

исследовательских

заданий

к

долговременным,

от

личных

проектов

к

групповым

и

общеклассным.

При осуществлении исследовательских проектов нужно выделять следующие

этапы:

I этап

Мотивационный - учитель заявляет общий замысел, создает положительный

мотивационный

настрой;

ученики:

обсуждают,

предлагают

идеи;

Планирующий-подготовительный

-

определяется

тема

и

цели

проекта,

формируются задачи, вырабатывается план;

II этап

Информационно-оперативный

-

ученики

собирают

материал,

работают

с

литературой

и

другими

источниками;

учитель

наблюдает,

координирует,

поддерживает, направляет и сам является информационным источником;

III этап

Рефлексивно-оценочный

-

ученики:

представляют

проекты,

участвуют

в

коллективном

обсуждении

и

оценки

результатов,

учитель

выступает

участником коллективной оценочной деятельности.

Изучение

физики

всегда

вызывало

активный

интерес

у

школьников.

В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок физики, - яркие

учебники,

рабочие

тетради,

методические

пособия,

лабораторное

оборудование . Однако неизменным остается природный интерес школьника

к

изучению

физики.

Именно

поэтому

по-прежнему задача

учителя

-

поддержать

живую

заинтересованность,

вооружить

ученика

умениями

самостоятельного изучения. И решать эту задачу можно, используя активные

формы обучения.

Активные

методы

обучения

-

это

методы,

включающие

школьников

в

процесс "добывания знаний" и развитие мышления. Они позволяют:

- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

- раскрыть свои способности;

- приобрести уверенность в себе;

- совершенствовать свои коммуникативные навыки;

-

возможность

формировать

у

учащихся

творческое

мышление.

Можно

утверждать,

что

активные

методы

обучения

смещают

акцент

на

развитие

школьников,

не

просто

воспроизводя

усвоенные

знания,

но

и

используя их в практической деятельности.

Исходя

из

профессионального

опыта

учителей,

к

числу

таких

можно

отнести:

- игровой метод;

- метод критического мышления;

- проектный метод;

- практическое занятие.



В раздел образования