Автор: Булакбаева Гульнар Рахметовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Дербишевская СОШ
Населённый пункт: Челябинская Область, Аргаяшский район, д Дербишева
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы обучения, используемые при формировании познавательной активности школьников"
Раздел: среднее образование
Формы и методы обучения, используемые при формировании
познавательной активности школьников
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого
ребёнка, формирование активной позиции каждого школьника в учебном
процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой
развития
познавательной
компетентности
школьника.
Активные
познавательные
способности
формируются
и
развиваются
в
процессе
познавательной
деятельности.
Когда
учащийся
не
просто
слушатель,
а
активный
участник
в
познавательном
процессе,
своим
трудом
добывает
знания. Эти знания более прочные.
Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая
факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера
обучения
в
пользу
демократического
поисково-творческого.
В
качестве
основных
неоспоримых
достоинств
выступают:
высокая
степень
самостоятельности,
инициативности,
развитие
социальных
навыков,
сформированность
умения
добывать
знания,
развитие
творческих
способностей.
Чувство
свободы
выбора
делает
обучение
сознательным,
продуктивным и более результативным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного
метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на
создание
личностно-ориентированного
педагогического
пространства,
демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с
детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить
необходимость системности в использовании активных форм, постепенного
увеличения
степени
детской
самостоятельности
в
учебно-познавательной
деятельности
уменьшении
различных
видов
учительской
помощи.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
1. Сформированность ряда коммуникативных умений.
2. Развитие мышления учащихся.
3. Опыт оценочной деятельности.
В
использовании
активных
форм
обучения
важным
является
также
последовательность.
От
недолговременных
проектов,
исследовательских
заданий
к
долговременным,
от
личных
проектов
к
групповым
и
общеклассным.
При осуществлении исследовательских проектов нужно выделять следующие
этапы:
I этап
Мотивационный - учитель заявляет общий замысел, создает положительный
мотивационный
настрой;
ученики:
обсуждают,
предлагают
идеи;
Планирующий-подготовительный
-
определяется
тема
и
цели
проекта,
формируются задачи, вырабатывается план;
II этап
Информационно-оперативный
-
ученики
собирают
материал,
работают
с
литературой
и
другими
источниками;
учитель
наблюдает,
координирует,
поддерживает, направляет и сам является информационным источником;
III этап
Рефлексивно-оценочный
-
ученики:
представляют
проекты,
участвуют
в
коллективном
обсуждении
и
оценки
результатов,
учитель
выступает
участником коллективной оценочной деятельности.
Изучение
физики
всегда
вызывало
активный
интерес
у
школьников.
В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок физики, - яркие
учебники,
рабочие
тетради,
методические
пособия,
лабораторное
оборудование . Однако неизменным остается природный интерес школьника
к
изучению
физики.
Именно
поэтому
по-прежнему задача
учителя
-
поддержать
живую
заинтересованность,
вооружить
ученика
умениями
самостоятельного изучения. И решать эту задачу можно, используя активные
формы обучения.
Активные
методы
обучения
-
это
методы,
включающие
школьников
в
процесс "добывания знаний" и развитие мышления. Они позволяют:
- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
- раскрыть свои способности;
- приобрести уверенность в себе;
- совершенствовать свои коммуникативные навыки;
-
возможность
формировать
у
учащихся
творческое
мышление.
Можно
утверждать,
что
активные
методы
обучения
смещают
акцент
на
развитие
школьников,
не
просто
воспроизводя
усвоенные
знания,
но
и
используя их в практической деятельности.
Исходя
из
профессионального
опыта
учителей,
к
числу
таких
можно
отнести:
- игровой метод;
- метод критического мышления;
- проектный метод;
- практическое занятие.