Автор: Новикова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Можайск Московской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: : " Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи."
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 2 класс
Тема: « Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.»
Цель: Познакомить с новой частью речи и её ролью в русском языке .
Задачи:
1. Познакомить с новой частью речи «имя прилагательное», вопросами, значениями
прилагательного;
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитывать аккуратность, сознательную дисциплину.
Ожидаемые умения:
1.
Познавательная деятельность:
Умение определять прилагательные по значению и вопросы;
Умение приводить примеры прилагательных;
Умение видеть орфограммы;
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, решать проблему.
2.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Умение работать с учебником;
Умение формулировать определения;
Умение слушать товарищей.
3.
Рефлексивная деятельность:
Умение планировать свою деятельность;
Умение рационально использовать время;
Умение оценивать свою деятельность;
Умение оценивать своё эмоциональное состояние.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Воспитывать интерес к предмету, к новому материалу;
Формировать способности к самооценке.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД:
Использовать модели и схемы;
Осуществлять анализ объектов;
Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям;
Обобщать учебный материал, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Допускать возможность различных точек зрения;
Формулировать собственное мнение;
Задавать вопросы.
1
ХОД УРОКА.
I.
Мотивация учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
II.
Чистописание.
ая ое ый ие
Рассмотрите буквосочетания.
Пропишите в тетради строчку буквосочетаний сохраняя закономерность.
III.
Актуализация знаний.
На доске карточки со словами
ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНОЙ ПЕРЕЛЕСОК
Прочитайте слова. Назовите лишнее. Докажите, что это слово лишнее. ( лес, лесок,
перелесок - это сущ., а лесной – нет)
Что мы знаем об имени существительном? ( им. сущ. – это часть речи, которая
отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет; им. сущ. могут быть
одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, они изменяются по
числам ).
Прочитайте предложение ( на слайде)
У НЕГО ЕСТЬ УШИ, ХВОСТ, ШЕРСТЬ, ЗУБКИ.
Как вы думаете о каком животном идёт речь в предложении?
Почему не можем ответить на поставленный вопрос? ( нет признаков)
I Y. Выявление места и причины затруднения.
Какие слова вы бы вставили на в предложение, если бы речь шла о зайце?
Что у вас получилось? Прочитайте предложение. ( след. слайд )
У НЕГО ЕСТЬ ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ ХВОСТ, СЕРАЯ ШЕРСТЬ,
ОСТРЫЕ ЗУБКИ.
А теперь понятно о ком идёт речь в предложении? ( есть признаки)
Поставьте вопросы к словам, которые мы вставили в предложение и запишите в
тетради. (на слайде)
УШИ (КАКИЕ?)
ХВОСТ (КАКОЙ?)
ШЕРСТЬ (КАКАЯ?)
ЗУБКИ (КАКИЕ?)
Что обозначают эти слова? (признаки)
Сделайте вывод: на какой вопрос отвечают слова-признаки? (какой? какая?
какое? какие?)
2
Сформулируйте тему урока. (слова, которые обозначают признаки предмета и
отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
(тему вывесить на доску)
Y. Целеполагание и планирование деятельности.
Составим план урока.
Что нужно узнать о словах признаках? (
Как это сделать? (наблюдать за словами-признаками)
Итак, что будем делать на уроке?
Чему ещё надо учиться?
Что нужно узнать о словах-признаках?
( план на доску)
НАБЛЮДАТЬ НАД СЛОВАМИ-ПРИЗНАКАМИ.
УЧИТЬСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ К СЛОВАМ-ПРИЗНАКАМ.
ОПРЕДЕЛЯТЬ РОЛЬ СЛОВ-ПРИЗНАКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
YI. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
1.
На доска записаны столбики слов (у детей на карточках)
Сущ. какой? какая? какое? какие?)
Признаки предмета
Им. прилагательные
дерево лесная
заяц высокое
кусты съедобные
полянка стройная
грибы пушистый
листок густые
берёзка зелёный
На какой вопрос отвечают слова в левом столбике? ( кто? что?)
Это слова какой части речи? ( им сущ)
А слова правого столбика на какой вопрос отвечают? (какой? какая? какое? какие?)
Соедините линией слова левого столбика с подходящими по смыслу словами правого
столбика. Не забывайте задавать вопросы.
Сделаем вывод: что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?
какие? (признаки предмета)
Слова – признаки в русском языке называются именами прилагательными.
Что обозначают имена прилагательные?
На какие вопросы они отвечают?
2.
Проверим наш вывод по учебнику.
Откройте учебник на стр. 102. Прочитайте определение. О какой части речи узнали из
определения? Что узнали об им. прилаг?
3
Вернёмся к заданию.
От слов какой части речи задавали вопрос к словам-признакам? (от им. сущ)
YII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Что узнали об имени прилагательном?
Как найти имена прилагательные в предложении? ( задать вопросы)
Могу ли я вам предложить самостоятельную работу?
Откройте рабочую тетрадь на стр. 43 упр. 171. Прочитайте 1 шаг задания. Что нужно
сделать? Выполните. Прочитайте 2 шаг задания. Как будете выполнять? ( написать сущ
задать вопрос к им прилаг потом выписать имя прилаг)
Проверим свою работу ( на слайде)
Кто ошибся? В чём была ошибка?
Физминутка
Потянитесь столько раз сколько прилагательных услышите:
Куст – оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый.
Он сборчатый и каёмчатый.
А цветы на окне – словно шапка в огне.
Сделайте столько наклонов вправо и влево сколько прилагательных в загадке:
У лесной капустки
Листья маленькие, узкие,
Зато цветочки – красные
Да клубеньки запасные.
Сделайте столько приседаний, сколько существительных
На лесной опушке
Стоят девчушки
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
YIII. Развитие умений – применения знания.
1
Работа под руководством учителя:
На слайде текст:
Наступила весна.
Тает снег.
Журчат ручьи.
Светит солнце.
Летят птицы.
Прочитайте текст. Какова тема этого текста? (весна)
Прочитайте этот текст:
4
Наступила тёплая весна.
Тает последний снег.
Журчат говорливые ручейки.
Светит ласковое солнце.
Летят голосистые птицы.
А тема этого текста? (весна)
Чем похожи тексты? ( темой)
А можно ли счесть их одинаковыми? (нет)
Чем же они отличаются?
Какой текст вам больше нравится? Почему?
Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в тексте: прилагательные делают
нашу речь красивой, интересной, выразительной, яркой.
Однажды на волшебной полянке встретились Песня и Книга. Разговорились между собой.
Жалуется Песня Книге: «Я у ребят всегда только весёлая». А Книга ей и говорит: «А я у ребят
всегда интересная. Неужели нет других слов, которыми можно рассказать о нас?» ребята, а вы
как думаете можно о Песне и Книге сказать другими словами? Давайте поможем, порадуем
наших героинь новыми словами-признаками, подберём другие имена прилагательные.
2
Работа по вариантам
Ребята 1 варианта пусть запишет слово КНИГА и подберёт как можно больше прилагательных к
этому им. сущ., а 2 вариант – к слову ПЕСНЯ. (работают самостоятельно 3 мин)
Какие выразительные имена прилагательные вам удалось подобрать к сущ. песня, а к сущ.
книга? Молодцы!
X. Итог урока. Рефлексия.
Вернёмся к плану. Прочитайте 1 пункт.
Выполнили мы 1 пункт плана.?
Учились задавать вопросы? От какого слова надо задавать вопрос к им. прилаг.? На какие
вопросы они отвечают?
Узнали мы о роли им. прилаг в речи? Какую роль они играют?
Выполнили мы план?
Значит, вы хорошо поработали. Наш урок подошёл к концу.
У вас на столах лежат смайлики. Нарисуйте на смайликах своё настроение. Если вам
понравился урок, вам было интересно, всё получалось ваш Смайлик улыбается, если было
трудно, но вы справлялись, ещё не всё запомнили Смайлик задумался, а если на уроке было
скучно, непонятно и ничего не получилось – Смайлик плачет.
Прикрепите Смайлики на доску. Я вижу вам урок понравился. Вы хорошо работали. Спасибо
вам за урок.
Домашнее задание. Стр 102 учить правило, стр. 100 упр. 138.
5
6