Напоминание

"Причуды матушки-зимы" в стихотворении А. С. Пушкина "Зимнее утро".


Автор: Кучерявых Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с.Камень-Рыболов
Населённый пункт: село Камень-Рыболов Ханкайского муниципального района Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Причуды матушки-зимы" в стихотворении А. С. Пушкина "Зимнее утро".
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Причуды матушки-зимы» в стихотворении А. С. Пушкина

«Зимнее утро».

Цели:

-развивать связную речь учащихся;

-воспитывать чувство прекрасного; развивать художественное воображение;

-выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств,

через обращение к сведениям по теории литературы.

Форма

урока:

интегрированный

урок

(литература,

изобразительное

искусство, музыка).

Оформление и оборудование:

Стенд

«Зимние

пейзажи»

(репродукции

картин,

рисунки

учащихся,

фотоэтюды);

картины

(А.

А.

Пластов

«Первый

снег»,

Б.

М.

Кустодиев

«Масленица», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», В. И. Суриков «Взятие

снежного городка» и др.); портреты А. С. Пушкина; аудиозапись «Времена

года» А. Вивальди; фонохрестоматия «Литература. 6 класс» к учебнику под

редакцией В. Я. Коровиной; компьютер, интерактивная доска, проектор.

УМК: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной;

Поурочные разработки по литературе для 6 класса. Автор: Н. В. Егорова.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

Представьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся

комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к

окну… Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите о

том, какое настроение вызывала у вас эта картина.

А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин.

4.Выразительное

чтение

стихотворения

«Зимнее

утро»

в

исполнении

Артема Тынкасова (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под

ред. В. Я. Коровиной)

5.Словарная работа.

Взоры – глаза;

Нега – блаженство, наслаждение;

Вечор – (устар.) – вчера вечером;

Нынче – сегодня;

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый;

Аврора – богиня утренней зари в древнеримских мифах.

6.Повторное чтение по отдельным строфам с попутным

комментированием текста.

1 строфа.

Учитель: Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день

чудесный!» Краткое стремительное начало.

Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?

(Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление).

Вопрос: Из скольких частей состоит стихотворение? Как можно озаглавить

первую часть?

(Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая часть представляет

собой обращение к любимой, к другу).

Учитель:

Автор

хочет,

чтобы

близкий

человек

разделил

с

ним

его

настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг

прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.

Вопрос: Какие обращения использует поэт?

(Друг прелестный, красавица, звезда севера).

Учитель:

Эпитет

«Звезда

севера»

обозначает

в

стихотворении

самую

прекрасную женщину Петербурга.

Чтение и анализ 2 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить вторую часть?

(Воспоминание о вчерашней вечерней непогоде).

Вопрос: Какое настроение передает эта часть?

(Настроение печали и тоски).

Вопрос:

Какими

словесными

красками

добивается

поэт

передачи

такого

настроения?

(Небо мутное, луна – бледное пятно, ты сидела печальная. Все окрашено в

тусклые, безрадостные краски).

Вопрос:

Какое

изобразительно-выразительное

средство

использовал

Пушкин?

(Это эпитеты).

Вопрос: Как вы прочитаете эти строки?

(С чувством горечи и грусти, даже с оттенком унылой монотонности).

Вопрос:

Каким

приемом

пользуется

автор,

чтобы

создать

унылое

настроение?

(Пушкин

использует

метафору

«вьюга

злилась»,

которая

создает

однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого

характера).

Учитель: Обратим внимание на последнюю строку второго четверостишия.

Вопрос: Почему у Пушкина после слова нынче – многоточие?

(Потому что здесь глубокая пауза. Эта пауза неожиданности).

Вопрос: Как мы прочитаем эту строку?

(С чувством радостного удивления).

Учитель: Начало и конец второго четверостишия Пушкин построил на уже

знакомом для вас приеме противопоставления: «вчера» - «нынче».

Вопрос: Как называется такой прием в литературе?

(Антитеза)

Чтение и анализ третьей строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту часть?

(Прекрасное зимнее утро: великолепный вид из окна).

Вопрос: Какая перемена произошла за ночь в природе?

(Мы видим, что в природе за ночь произошла резкая перемена, все кругом

стало

неузнаваемым.

Если

вчера

злилась

вьюга,

луна

еле

проглядывала

сквозь тучи, и ты была печальна, то сегодня снега сверкают на ярком солнце,

а небо голубое.

Одна за другой открываются взору пленительные картины, и каждая из них

нарисована точными меткими словами).

Вопрос: Какие неповторимые эпитеты и метафоры использует Пушкин для

создания картины прекрасного зимнего утра?

(Ковры

снегов

великолепные,

небеса

голубые,

«прозрачный

лес

один

чернеет»).

Вопрос: Почему лес прозрачный?

(Стоящие

без

листвы

деревья

в

струях

солнечного

света

кажутся

прозрачными).

Вопрос: Какие краски и тона использует Пушкин?

(Голубые, блестящие («блестя», «блестит»).

Учитель:

В

каждом

слове

заключен

глубокий

смысл,

все

точно

и

значительно.

Так,

к

примеру,

Пушкиным

не

сразу

было

найдено

определение

«великолепными».

Сначала

он

написал

«необозримыми

коврами».

Но

«необозримыми» - значит – все кругом покрыто снегом; «великолепными» -

значит, снег очень красив.

Это определение точнее передает чувство поэта, его восхищение прекрасным

зимним

утром.

«Великолепными

коврами»

-

сравнение,

выраженное

существительным в Творительном падеже.

Чтение и анализ 4 строфы.

Вопрос: О чем говорится в 4 строфе?

(В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной

печи).

Учитель: Особое внимание обратим на эпитет «янтарным».

Вопрос: Что показывает поэт с помощью этого эпитета?

(С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь,

озаряющие комнату, как все ярко освещено).

Учитель:

Кроме

того,

в

этой

строфе

мы

не

только

«видим»

(янтарный

отблеск огня), но и «слышим» (потрескиванье сухих, охваченных пламенем

поленьев).

Вопрос: Какие звуки в этом сыграли свою роль?

(Т, Р, Щ, Ч).

Вопрос: Как называется прием использования одинаковых согласных звуков

для создания определенного звукового эффекта?

(Аллитерация).

Учитель: Заметим, что в этой строфе предложения в двух первых строчках

как бы разорваны. Это переносы. При чтении не нужно пытаться соединять

слова соседних строк. Надо, не понижая тона, выдержать между строчками

легкую паузу.

Чтение и анализ 5 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту последнюю строфу?

(Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня»).

Учитель:

В

последней

строфе

Пушкин

приглашает

друга

на

прогулку.

Вместе с ним хочется помчаться на санях по снегу, чтоб снежинки брызгали в

лицо.

7.Итог работы над стихотворением.

8.Рассказ о зимнем пейзаже в живописи. (Слайды 6 – 13)

Учитель: Давайте помечтаем и перенесемся в чарующий зимний пейзаж

вместе с художниками.

Начало зимы:

1.В. И. Суриков «Зима».

2.А. А. Пластов «Первый снег».

3.И. Попов «Первый снег».

Разгар зимы:

1.Н. П. Крымов «Зимний вечер».

2.А. Саврасов «Дворик. Зима».

3.К. Юон «Русская зима».

Конец зимы.

1.К. Юон «Конец зимы. Полдень».

2.Б. Кустодиев «Масленица».

3.И. Грабарь «Февральская лазурь».

4.Нисский «Февраль. Подмосковье».

5.Л. Каменев «Зимняя дорога».

6.В. И. Суриков «Взятие снежного городка».

9.Подготовка к слушанию музыки.

Великий

итальянский

композитор

Антонио

Вивальди

страстно

любил

природу

и

выразил

эту

любовь

в

музыке.

Им

создано

замечательное

музыкальное произведение «Времена года». Казалось бы, Италия так далеко

от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно

вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней

природу нашей матушки-России.

Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима».

10.Беседа о музыкальных впечатлениях.

1.Что вы представили себе, слушая музыку?

2.Какие образы возникли у вас?

3.Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

11.Рефлексия урока.

- Какой для вас была встреча с зимой? С каким настроением уходите с урока?

Что запомнилось больше всего?

-Произнесите потихоньку слово «зима», вслушайтесь в него и закончите

фразу: «Зима – это…».

12.Домашнее

задание:

художники

рисуют

«свою»

зиму;

поэты

сочиняют

стихотворение; писатели пишут миниатюру.



В раздел образования