Автор: Ярыгина Галина Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара "Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Современные формы, методы, приемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в ДМШ
Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДМШ
Ярыгина Г. Г.
МБОУ ДОД Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева, Г. Самара
Духовно-нравственное
и
патриотическое
воспитание
–
одно
из
приоритетных направлений деятельности МБОУ ДОД «ДМШ №9 им. Г. В.
Беляева», важная составляющая в формировании музыкально-практической
компетентности
учащихся,
их
личностной
позиции
в
мире
искусства,
музыкально-художественного
вкуса
и
оценочных
критериев
в
контексте
духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Любовь к Родине – чувство, как говорил русский философ Иван Ильин,
инстинктивное. Пробуждать и развивать дремлющий патриотизм, подвести к
пониманию
патриотизма
с
помощью
вокального
искусства
–
задача
преподавателей вокально-хорового объединения.
Песня, поэзия, русское музыкальное искусство являются мощнейшим
воспитательным,
развивающим
компонентом,
формирующим
гражданские
качества, личную и общественную культуру человека.
Проектная деятельность вокально-хорового объединения
направлена
на реализацию этого направления патриотического воспитания учащихся. В
2011 г. разработан и успешно осуществляется в настоящее время школьный
проект «Конкурс народной песни «Родничок». Автор проекта Ярыгина Г.
Г.
Народная песня – основа основ в музыке и пении. Вокальность
народной
песни
особенно
ценна
на
начальном
этапе
обучения.
В
современных
условиях
нет
задачи
важнее,
чем
задача
формирования
патриотизма. Широко использовать
неисчерпаемые источники духовности
народа – вот в чем наша духовная ценность, национальное достояние.
Цель
проекта: патриотическое
воспитание,
знакомство
с
народной
музыкальной
культурой,
выявление
одаренных
детей,
приобщение
к
конкурсной деятельности.
Задачи проекта:
совершенствовать исполнительскую культуру учащихся на
лучших образцах народного песенного творчества;
воспитывать художественный вкус, сценическую культуру юных
вокалистов;
формировать гражданские качества;
развивать творческие способности, эстетический вкус.
Периодичность проведения – каждый год.
Участники проекта: солисты в возрасте от 6 до 10 лет (включительно).
Количество участников от класса не ограничено.
Программные требования: исполняется одна русская, украинская,
белорусская народная песня.
Жюри конкурса: администрация школы, представитель от педагогического
коллектива.
По
результатам
выступлений все участники награждаются Грамотой за
успешное выступление. На усмотрение членов жюри могут присуждаться 1,
2, 3 место, специальные призы.
Предусмотрены сладкие подарки участникам.
За три года проведения конкурса в нем приняло участие более 70
учащихся.
Позитивная,
доброжелательная
творческая
атмосфера
конкурса
помогает
маленьким
участникам
справиться
с
волнением,
раскрывает
таланты
юных
артистов,
формирует
навык
публичных
выступлений.
Исполнение
и
эмоциональное
восприятие
народных
песен
положительно
влияет
на
развитие
психики,
становление
патриотического
сознания,
пробуждает
и
поддерживает
интерес
к
народным
традициям,
народной
музыкальной культуре.
Проект требует минимальных ресурсов, предоставляет возможность
проявить
самостоятельность
учащимся
с
разным
уровнем
подготовки,
создает
благоприятные
условия
для
лично стно-деятельно стного
самовыражения. Кроме того, проект повторяем. Он может быть реализован в
любом образовательном учреждении, ДМШ и ДШИ, где имеется потенциал
для создания социально значимых патриотических проектов.
В
этом
учебном
году,
в
канун
70-летия
Победы
в
Великой
отечественной войне 1941-45 гг., вокально-хоровым объединением в рамках
работы ресурсного вокального центра «Мелодия» разработан и практически
реализуется
проект
«Жизнеутверждающий
интонационно-образный
пафос
песен
военных
лет
–
актуальный
акцент
в
современной
системе
патриотического
воспитания»,
включающий
в
себя
исследовательскую
работу,
обмен
педагогическим
опытом,
анкетирование,
организацию
концертной деятельности учащихся.
Автор
идеи
Ярыгина
Г.
Г.,
разработка
проекта
в
соавторстве
с
преподавателями вокально-хорового объединения.
Стратегической
целью
проекта
является
формирование
осознанного
восприятия исторических событий, знаний о героической борьбе, подвигах,
талантах, нравственных
качествах
лучших
сынов
Отечества
в
процессе
изучения вокально-песенного материала; пробуждение сокровенных чувств
любви к Родине, находящихся глубоко в душе (подсознании) именуемых
патриотизмом.
Академик
Д.
С.
Лихачев
писал:
«Патриотизм
–
это
благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и
личной и общественной культуры духа…»
1
.
Структура проекта – цикл мероприятий:
1
Лихачев Д. Заметки о русском. Электронная книга books.googlebooks?id
1.
Семинар «Песни военных лет – историческая справка, репертуарный
обзор».
2.
Презентация диска «Песни о войне».
3.
Анкетирование учащихся и преподавателей «Память и песня жива».
4.
Цикл
открытых
уроков
на
тему
«Интонационно-образная
выразительность
в
произведениях
военно-патриотической
тематики».
5.
Фестиваль-концерт
с
элементами
литературно-музыкальной
композиции «Я помню! Я пою!».
Профессионально
грамотная
вокальная
работа,
продуманный
и
педагогически обоснованный подход к выбору репертуара, систематическое и
целенаправленное патриотическое воспитание осуществляемые коллективом
единомышленников
вокально-хорового
объединения ДМШ
№9
им.
Г.
В.
Беляева
позволяют
максимально
точно
прогнозировать
высокое
качество
реализации представленного проекта.
Воспитать
патриота
–
одна
из
актуальных
задач
современного
дополнительного
образования.
Патриотизм
–
качество,
не
заложенное
в
сознании инстиктивно, а социально воспитываемое. Чем раньше начнется это
воспитание, тем положительнее ожидаемый результат. Музыкальная школа
предоставляет
возможность
не
только
музыкально-исполнительской
деятельности, но и духовно-нравственного развития, освоения культурных
ценностей, формирования личностной позиции полноценного гражданина
современного общества.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм – Это благороднейшее
чувство.
Это
даже
не
чувство
–
это
важнейшая
сторона
и
личной,
и
общественной
культуры
духа»
2
.
Таким
образом,
существует
прямая
взаимосвязь
между
культурой
и
патриотизмом:
воспитывая
культурного,
творческого человека мы формируем патриотические качества, чем выше
культурный уровень, тем более развито чувство патриотизма.
Основными условиями воспитания патриотической личности являются:
- ориентация образовательного процесса на развитие духовно-
нравственной личности человека;
- нравственная и творческая целенаправленность воспитательного
процесса;
- наличие демократичных взаимоотношений воспитателя
и воспитуемых;
- согласование воспитательного процесса с индивидуальными
психологическими особенностями воспитанников;
- формирование мотивации к самоорганизации, самопознанию;
- создание благоприятных условий, разнообразных форм
личностно-деятельного самовыражения, самореализации.
Систематическое и планомерное становление патриотических чувств
осуществляется на занятиях ансамбля народного пения «Светлица» ДМШ
№9 им. Г. В. Беляева г. Самара.
2
Лихачев Д. Заметки о русском. Электронная книга books.googlebooks?id
Ансамбль «Светлица» существует с 1992 года и 25 лет ведет активную
творческую жизнь: конкурсы и концерты, благотворительные мероприятия,
дни открытых дверей. Открыт музей культуры народов Поволжья, приходя в
который
ученики
осваивают
духовный
опыт
поколений,
непреходящие
ценности народной культуры и мудрости, в результате чего формируется
чувство уважения к истории, культуре, героическому прошлому страны.
В День открытых дверей экскурсоводом становится участник ансамбля,
который транслирует полученные знания и эмоции сквозь призму своего
восприятия.
Народная
песня
это
наше
национальное
достояние,
незаменимый
компонент
патриотического
и
духовно-нравственного
воспитания.
Она
объединила
в
себе
благозвучный,
выразительный
язык,
поэзию
русского
народа, неповторимый, неисчерпаемый мелодизм, всю душу, весь духовный
уклад и творческие замыслы народа, и имеет ни с чем не сравнимое влияние
на неокрепшие умы и сердца подрастающего поколения. В песне народная
мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей
музыкой
Дети
должны
постоянно
слышать,
петь,
проживать,
инсценировать
народные
песни.
Это
даст
им
источник
духовной
силы,
пробудит
великодушие и сострадание, волю к преодолению трудностей, сформирует
его правосознание.
Методы
работы
в
ансамбле
строятся
на
основе
активного
взаимодействия руководителя, концертмейстера и учащихся.
Методы
вокальной
педагогики
направлены
на
выразительное,
осмысленное исполнение народных песен, освоение вокально-технических
навыков, сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе
интонационного постижения, сочинение подголосков, пение a capella.
Методы стимулирования и активизации художественно-познавательной
деятельности
включают
в
себя
упражнения
в
само стоятельном
придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; творческие задания как
метод
развития
песенного,
танцевального
творчества,
сопоставление
музыкальных
произведений
с
произведениями
литературы
и
изобразительного
искусства;
образные
характеристики
музыкальных
произведений,
активное
включение
в
игровые
ситуации,
в
диалоги
-
музыкальный “разговор”.
Таким образом занятия в ансамбле «Светлица» есть настоящая школа
русского национального характера, школа становления духовно-нравственной
личности, истинного патриота.