Напоминание

Современные формы, методы, приемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в ДМШ


Автор: Ярыгина Галина Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара "Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Современные формы, методы, приемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДМШ

Ярыгина Г. Г.

МБОУ ДОД Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева, Г. Самара

Духовно-нравственное

и

патриотическое

воспитание

одно

из

приоритетных направлений деятельности МБОУ ДОД «ДМШ №9 им. Г. В.

Беляева», важная составляющая в формировании музыкально-практической

компетентности

учащихся,

их

личностной

позиции

в

мире

искусства,

музыкально-художественного

вкуса

и

оценочных

критериев

в

контексте

духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Любовь к Родине – чувство, как говорил русский философ Иван Ильин,

инстинктивное. Пробуждать и развивать дремлющий патриотизм, подвести к

пониманию

патриотизма

с

помощью

вокального

искусства

задача

преподавателей вокально-хорового объединения.

Песня, поэзия, русское музыкальное искусство являются мощнейшим

воспитательным,

развивающим

компонентом,

формирующим

гражданские

качества, личную и общественную культуру человека.

Проектная деятельность вокально-хорового объединения

направлена

на реализацию этого направления патриотического воспитания учащихся. В

2011 г. разработан и успешно осуществляется в настоящее время школьный

проект «Конкурс народной песни «Родничок». Автор проекта Ярыгина Г.

Г.

Народная песня – основа основ в музыке и пении. Вокальность

народной

песни

особенно

ценна

на

начальном

этапе

обучения.

В

современных

условиях

нет

задачи

важнее,

чем

задача

формирования

патриотизма. Широко использовать

неисчерпаемые источники духовности

народа – вот в чем наша духовная ценность, национальное достояние.

Цель

проекта: патриотическое

воспитание,

знакомство

с

народной

музыкальной

культурой,

выявление

одаренных

детей,

приобщение

к

конкурсной деятельности.

Задачи проекта:

совершенствовать исполнительскую культуру учащихся на

лучших образцах народного песенного творчества;

воспитывать художественный вкус, сценическую культуру юных

вокалистов;

формировать гражданские качества;

развивать творческие способности, эстетический вкус.

Периодичность проведения – каждый год.

Участники проекта: солисты в возрасте от 6 до 10 лет (включительно).

Количество участников от класса не ограничено.

Программные требования: исполняется одна русская, украинская,

белорусская народная песня.

Жюри конкурса: администрация школы, представитель от педагогического

коллектива.

По

результатам

выступлений все участники награждаются Грамотой за

успешное выступление. На усмотрение членов жюри могут присуждаться 1,

2, 3 место, специальные призы.

Предусмотрены сладкие подарки участникам.

За три года проведения конкурса в нем приняло участие более 70

учащихся.

Позитивная,

доброжелательная

творческая

атмосфера

конкурса

помогает

маленьким

участникам

справиться

с

волнением,

раскрывает

таланты

юных

артистов,

формирует

навык

публичных

выступлений.

Исполнение

и

эмоциональное

восприятие

народных

песен

положительно

влияет

на

развитие

психики,

становление

патриотического

сознания,

пробуждает

и

поддерживает

интерес

к

народным

традициям,

народной

музыкальной культуре.

Проект требует минимальных ресурсов, предоставляет возможность

проявить

самостоятельность

учащимся

с

разным

уровнем

подготовки,

создает

благоприятные

условия

для

лично стно-деятельно стного

самовыражения. Кроме того, проект повторяем. Он может быть реализован в

любом образовательном учреждении, ДМШ и ДШИ, где имеется потенциал

для создания социально значимых патриотических проектов.

В

этом

учебном

году,

в

канун

70-летия

Победы

в

Великой

отечественной войне 1941-45 гг., вокально-хоровым объединением в рамках

работы ресурсного вокального центра «Мелодия» разработан и практически

реализуется

проект

«Жизнеутверждающий

интонационно-образный

пафос

песен

военных

лет

актуальный

акцент

в

современной

системе

патриотического

воспитания»,

включающий

в

себя

исследовательскую

работу,

обмен

педагогическим

опытом,

анкетирование,

организацию

концертной деятельности учащихся.

Автор

идеи

Ярыгина

Г.

Г.,

разработка

проекта

в

соавторстве

с

преподавателями вокально-хорового объединения.

Стратегической

целью

проекта

является

формирование

осознанного

восприятия исторических событий, знаний о героической борьбе, подвигах,

талантах, нравственных

качествах

лучших

сынов

Отечества

в

процессе

изучения вокально-песенного материала; пробуждение сокровенных чувств

любви к Родине, находящихся глубоко в душе (подсознании) именуемых

патриотизмом.

Академик

Д.

С.

Лихачев

писал:

«Патриотизм

это

благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и

личной и общественной культуры духа…»

1

.

Структура проекта – цикл мероприятий:

1

Лихачев Д. Заметки о русском. Электронная книга books.googlebooks?id

1.

Семинар «Песни военных лет – историческая справка, репертуарный

обзор».

2.

Презентация диска «Песни о войне».

3.

Анкетирование учащихся и преподавателей «Память и песня жива».

4.

Цикл

открытых

уроков

на

тему

«Интонационно-образная

выразительность

в

произведениях

военно-патриотической

тематики».

5.

Фестиваль-концерт

с

элементами

литературно-музыкальной

композиции «Я помню! Я пою!».

Профессионально

грамотная

вокальная

работа,

продуманный

и

педагогически обоснованный подход к выбору репертуара, систематическое и

целенаправленное патриотическое воспитание осуществляемые коллективом

единомышленников

вокально-хорового

объединения ДМШ

№9

им.

Г.

В.

Беляева

позволяют

максимально

точно

прогнозировать

высокое

качество

реализации представленного проекта.

Воспитать

патриота

одна

из

актуальных

задач

современного

дополнительного

образования.

Патриотизм

качество,

не

заложенное

в

сознании инстиктивно, а социально воспитываемое. Чем раньше начнется это

воспитание, тем положительнее ожидаемый результат. Музыкальная школа

предоставляет

возможность

не

только

музыкально-исполнительской

деятельности, но и духовно-нравственного развития, освоения культурных

ценностей, формирования личностной позиции полноценного гражданина

современного общества.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм – Это благороднейшее

чувство.

Это

даже

не

чувство

это

важнейшая

сторона

и

личной,

и

общественной

культуры

духа»

2

.

Таким

образом,

существует

прямая

взаимосвязь

между

культурой

и

патриотизмом:

воспитывая

культурного,

творческого человека мы формируем патриотические качества, чем выше

культурный уровень, тем более развито чувство патриотизма.

Основными условиями воспитания патриотической личности являются:

- ориентация образовательного процесса на развитие духовно-

нравственной личности человека;

- нравственная и творческая целенаправленность воспитательного

процесса;

- наличие демократичных взаимоотношений воспитателя

и воспитуемых;

- согласование воспитательного процесса с индивидуальными

психологическими особенностями воспитанников;

- формирование мотивации к самоорганизации, самопознанию;

- создание благоприятных условий, разнообразных форм

личностно-деятельного самовыражения, самореализации.

Систематическое и планомерное становление патриотических чувств

осуществляется на занятиях ансамбля народного пения «Светлица» ДМШ

№9 им. Г. В. Беляева г. Самара.

2

Лихачев Д. Заметки о русском. Электронная книга books.googlebooks?id

Ансамбль «Светлица» существует с 1992 года и 25 лет ведет активную

творческую жизнь: конкурсы и концерты, благотворительные мероприятия,

дни открытых дверей. Открыт музей культуры народов Поволжья, приходя в

который

ученики

осваивают

духовный

опыт

поколений,

непреходящие

ценности народной культуры и мудрости, в результате чего формируется

чувство уважения к истории, культуре, героическому прошлому страны.

В День открытых дверей экскурсоводом становится участник ансамбля,

который транслирует полученные знания и эмоции сквозь призму своего

восприятия.

Народная

песня

это

наше

национальное

достояние,

незаменимый

компонент

патриотического

и

духовно-нравственного

воспитания.

Она

объединила

в

себе

благозвучный,

выразительный

язык,

поэзию

русского

народа, неповторимый, неисчерпаемый мелодизм, всю душу, весь духовный

уклад и творческие замыслы народа, и имеет ни с чем не сравнимое влияние

на неокрепшие умы и сердца подрастающего поколения. В песне народная

мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей

музыкой

Дети

должны

постоянно

слышать,

петь,

проживать,

инсценировать

народные

песни.

Это

даст

им

источник

духовной

силы,

пробудит

великодушие и сострадание, волю к преодолению трудностей, сформирует

его правосознание.

Методы

работы

в

ансамбле

строятся

на

основе

активного

взаимодействия руководителя, концертмейстера и учащихся.

Методы

вокальной

педагогики

направлены

на

выразительное,

осмысленное исполнение народных песен, освоение вокально-технических

навыков, сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе

интонационного постижения, сочинение подголосков, пение a capella.

Методы стимулирования и активизации художественно-познавательной

деятельности

включают

в

себя

упражнения

в

само стоятельном

придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; творческие задания как

метод

развития

песенного,

танцевального

творчества,

сопоставление

музыкальных

произведений

с

произведениями

литературы

и

изобразительного

искусства;

образные

характеристики

музыкальных

произведений,

активное

включение

в

игровые

ситуации,

в

диалоги

-

музыкальный “разговор”.

Таким образом занятия в ансамбле «Светлица» есть настоящая школа

русского национального характера, школа становления духовно-нравственной

личности, истинного патриота.



В раздел образования