"Общение, как средство развитие речи у дошкольников ОНР"
Автор: Козлова Марина Сергееввна Должность: логопед Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Зайчонок" Населённый пункт: с. Шурышкары,Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Общение, как средство развитие речи у дошкольников ОНР" Раздел: дошкольное образование
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор
содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой
краткий обзор содержимого документа.]
Общение
,
как
средство
развитие
речи
у
дошкольников
ОНР
Козлова Марина Сергеевна- логопед
МБДОУ Детский сад «Зайчонок»
С Шурышкары.
«Общение – это взаимодействие двух и
более людей, направленное на и
согласование и объединение их усилий
с целью налаживания отношений и
достижения общего результата»
( М.И.Лисина)
Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР.
Общение играет очень большую роль в современной деятельности
любого человека, а особенно важно для дошкольников, так как их
речь только формируется и наша задача расширять кругозор детей
и их словарный запас. Общение одна из форм активности личности,
сущность которой состоит в обменеинформацией между
участниками диалога. В процессе общения информация
кодируется, передается, перерабатываетсяи расшифровывается.
Именно здесь происходит обмен опытом, установками, духовными
ценностями, оно может поднять настроение или его испортить,
возбудить или успокоить. Общение влияет на эмоциональную,
волевую и интеллектуальную сферы личности.
Именно в ранние формы общения во многом определяют
дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его
отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка
недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в
дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри
личностные конфликты, которые у взрослого человека
произвести очень сложно иногда, даже невозможно. В дошкольном
возрастеу ребенка уже иметься опыт общения со взрослыми и
сверстниками, но преобладает непроизвольный характер
поведения.
Хочется обратить внимание на детей с общим недоразвитие
детейс общим недоразвитием речи, так как у них страдает вся
интеллектуальная сфера, к своему дефекту, они мало
разговорчивы, неинициативны. Тема актуальна на сегодняшний
момент так как, растет большой процент таких детей, а из-за
несформированной практически всех компонентов речи и
психических процессов процесс коммуникации тормозится.
Встречается много детей замкнутой натурой, у них развивается
комплекс неполноценности, они стараются играть отдельно
отколлектива. Наша цель- помочь таким детям « вылезти из
панциря», куда ненароком, а может намеренно упрятало их
общество. Чаще всего это наблюдается в детских садах, может
также сказывается и домашняя обстановка, семейные
конфликты, которые накладывают отпечаток на хрупкую нервную
систему еще не полностью сформировавшейся личности, которой
и является ребенок с общим недоразвитием речи. Это
послужило поводом для многих ученых изучать общение именно
дефектных детей. Этой проблемой занимались такие ученые –
практики, как Р.Е. Левина, М.И. Лисина (ее определение понятие
«общение» придерживаются исследователи и педагоги), Т. Б.
Филичева, О.А. Белобрыкина и многие другие.
ОНР некоторые авторы рассматривают в двух
классификациях:клинико – педагогической и психолого–
педагогической, последняя ориентирована на выявление речевой
симптоматики. Эта классификация была разработана Р.Е.
Левиной и сотрудниками сектора логопедии Института
дефектологии. Они выделили две группы речевых расстройств:
1-я группа- нарушение средств общения;
2- я группа- расстройства в применении средств речевого
общения
За короткий период дошкольного детства ребенок овладевает
тремя типами общения;
Эмоциональное общение - 1 полугодие жизни;
Общение на основе понимания – со 2 полугодия жизни;
Общение на основе речи – 1,5 - 2лет
Данное перечисление типов общения отражает
последовательность их появления онтогенезе. Необходимо
отметить, что возникновение каждого нового типа общения не
приводит к вытеснению предыдущего ; некоторое время они
сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения
приобретает новые, более сложные формы. Так, овладевая
общением на основе понимания, ребенок первоначально
фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может
указать на него и, наконец, представить его. Каждый тип
общения имеет свои наиболее характерные особенности, которые
нужно учитывать в системе работы с детьми раннего возраста.
Своеобразие эмоционального общения заключается в том что
сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по
инициативе взрослого. Овладение первым типом общения
происходит путем подражания. Подражая взрослому, ребенок как
импонирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое
выражения лица, боль, радость. По мере развития
эмоционального общения у ребенкапостепенно возникает
желание общаться, которое он выражает различными
движениями и звуками.
Особенности развития речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена
теми или иными факторами (причинами), которые действовали
до того, как ребенок началось развитие речи. И поэтому
каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции,
независимоот того, захватывает ли поражение центральные
механизмы речи( например, при алалии) или то и другое
сочетаются между собой, предстоит овладеть родным языком
сначала как средством общения, а за тем как средством
мышления.
Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями
развитие речи в овладении родным языком. На каждом этапе
развития они испытывают свои определенные трудности в
усвоении тех или иных единиц речи. Дети с первично сохранным
интеллектом нормальным слухом всредств общения используют
десяток «лапотных слов» и 3,и 5,и в 6лет. Такие исследования
проводила Р.Е. Левина.
Ученые считают, что проявления первых слов у детейс
нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от
нормы. Независимо от того, начал ли ребенок произносить
первые слова целиком или только отдельные части их,
необходимо различать «без речевых» детей по уровням
понимания ими чужой речи.
Вместе с тем общее речевое недоразвитие сказывается на
формировании нетолько общения, но и интеллектуальной,
сенсорной и волевой сфер. Дети с общим недоразвитие речи
мало активны, инициативы в общении они обычно не
проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В.
Коржавиной(2001г.) отмечается, что:
у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения,
проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребности
сферы;
имеющиеся трудности связаны скомплексом речевых и
когнитивных нарушений;
преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-
5лет ситуативно –деловая, что не соответствует возрастных
норме.
В результате можно выявить уровень речевой коммуникации
детей, отличая следующие особенности:
Навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в
контакт, может ли первым начать диалог, участвует ли в
беседе на равных,говорит много или молчалив);
благодарит ли за помощь;
умеет ли пойти на компромисс;
доброжелателен ли в общении?
Все знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью
детей является игра, и здесь общение становиться частью и
условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно
устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые
назвать ребенка личностью, хотя и невполне сложившейся, но
способной
к дальнейшему
развитию
и
совершенствованию.
Этому способствуетигровая и различные виды продуктивной
деятельности (конструирование,
лепка, рисование и т.д.),также
начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Коррекционные приемы по развитию коммуникации
Целью коррекционного этапа является развитие коммуникативных
возможностей,
снятие
эмоционального
дискомфорта
в
коллективе. Для того чтобы достичь цели нужно разрешить ряд
задач, такие как:
Развивать интерес к совместной творческой деятельности
со сверстниками, воспитателями
Усовершенствовать словарный запас и активизировать его;
Содействовать
положительным
эмоциям
в
процессе
общения.
Для
решения
выше
указанных
задач
нам
потребовались
следующие методы:
Словесные рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные:
показ
демонстрационного
и
наглядного
материала;
Практические игры, упражнения, занятия.
Наблюдая за детьми во время игровой и трудовой деятельности,
социального
общения,
в
повседневной
жизни,
очень
часто
наблюдаются ошибки со стороны родителей и воспитателей, что
мешает эффективному развитию коммуникации.
Развитие общения у ребенка особенно успешно происходит в
коллективных видах деятельности, следовательно, нужно ставить
на первое место сюжетно-ролевые игры.
Необходимо
стимулировать
ребенка
к
общению, быть
инициатором в диалоге, оказывать помощь в виде вопросов,
подсказок, суждений.
Помогать
развивать
инициативы детей
в
общении
со
сверстниками.
Итак,
соблюдая
данные рекомендации,
а
такжеметоды
иприемы в данной работе можно достичь хорошего результата
в развитии коммуникативных способностей.
Список использованной литературы
1.
Белобрыкина О.А. Речь и Общение: популярное пособие для
родителей и педагогов.-
Ярославль: «АкадемияК» 1998. –
239с.
2.
Галигузова А.М. Смирнова. Ступени общения: от 1г. До 7 лет
- М.: просвещение 1992. – 142с
3.
Гиппенерейтер Ю.Б. Общаемся с ребенком. Как ? – М, «Масс
Медиа». 2010-240с
4.
Ермолаева М. Психологические методы развития навыков
общения
и
эмоциональных
состояний
дошкольников//
Дошкольное воспитание – 1998 – №4- с 7