Авторы: Бызова Надежда Кузьминична, Терентьева Анна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №51
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Знатоки природы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе
«Знатоки природы»
Цель:
Экологическое
воспитание
в
процессе
экспериментальной
деятельности, бережного отношения к природе и применение полученных
знаний в жизни.
Интеграция
образовательных
областей:
Познание:
Уточнять
и
закреплять
представления детей о признаках весны. Развивать логическое мышление
детей, учить находить причинно-следственные связи Овладевать средствами
познавательной деятельности, способами обследования объекта Развивать
умение
определять
существенные
признаки
и
свойства
материала
Формировать
умения
приобретать
знания
посредством
практического
проведения
опытов.
Коммуникация:
Учить
ориентироваться
в
разных
ситуациях
общения,
внимательно
слушать
собеседника
и
адекватно
реагировать
на
речь
говорящего
Социализация:
Воспитывать
навыки
сот рудниче ства,
взаимопомощи,
спо собствовать
в о с п и т а н и ю
самостоятельности,
инициативности,
развитию
коммуникативных
качеств
Поддерживать
стремление
детей
совершать
нравственные
поступки
(например, не загрязнять окружающую среду)Безопасность: Учить видеть и
понимать
возможные
опасности,
которые
могут
последовать
не
за
соблюдением правил безопасного поведения у водоема Здоровье: Расширять
представления детей о месте человека в природе, о том как нужно жить,
чтобы не вредить себе и окружающей среде Физическое развитие: Развивать
ловкость, координацию движения, ориентировку в пространстве Музыка:
Совершенствовать способы приемов музыкально-ритмической деятельности
Предварительная
работа:
Чтение
художественной
литературы
о
весне,
рассматривание репродукции на весеннюю тематику, рисование весенних
пейзажей,
проведение
бесед
о
весенних
явлениях,
показ
презентации,
просмотр мультфильмов, проведение элементарных опытов с различными
видами
материалов,
проведение
дидактических
игр,
наблюдения
на
прогулке….. Оборудование:Карточки с изображением птиц и цветов по 5
штук, столы и стулья для команд, видео письмо, ширма, бассейн, палочки,
сачки,
удочки,
совочки,
камешки,
брусочки
резиновые
и
металлические
предметы,
фартуки,
карточки
с
изображением
–
сачка,
удочки,
палочки,
совочка; 2 запрещающих знака, различные картинки для его изготовления,
клей, фломастеры, жетоны, коробочки для каждой команды, книги о природе.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети заходят в группу и встают в круг Собрались все дети в круг Я – твой
друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И гостям мы улыбнёмся. -
Здравствуйте гости! - Ребята отгадайте загадку: Она приходит с ласкою И со
своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.
( Весна) - Правильно, речь сегодня у нас пойдет о весне, которая сейчас
бушует за окном, пробуждая всю природу от зимнего сна. - Вы уже много
знаете
о
весне,
поэтому
сегодня
рассказывать
о
ней
будете
вы
сами.
Я
предлагаю
вам
поучаствовать
в
викторине
«Что?
Где?
Когда?».
Для
нее
приготовлено много вопросов, их будут задавать вам наши гости. - Играть мы
будем
командами,
а
для
этого
нам
нужно
разделиться.
Сыграем
в
игру
«Найди свою группу». - У нас на столе лежат карточки, вам нужно каждому
подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, команды
комплектуются и получают свое название. - Мы разделились на команды,
предлагаю вам занять свои игровые столы. - Еще раз напоминаю правила
игры, командам по очереди наши гости будут задавать вопросы. Ваша задача
их
внимательно
слушать.
Затем
обсудить
вопрос
в
командах
–
значит
посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать на него. И дать
свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон. - Ну, что
команды готовы? (Да) - А гости? (Да) - Тогда мы начинаем.- Внимание!
Внимание! Сегодня открывается клуб «Знатоков природы»! В нашей игре
встречаются две команды знатоков: бабочки и цветы. Поприветствуем их! - А
также поприветствуем гостей нашего клуба!- Внимание! Первый раунд!1.
Какие
времена
года
вы
знаете?
(
Зима,
весна,
лето,
осень)
2.
Назовите
весенние месяцы? (Март, апрель, май) 3. Назовите основные приметы весны?
( Солнце светит ярче. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи. Появляются
проталины. На деревьях и кустах набухают почки, появляются листочки,
цветы. Расцветают весенние цветы. Просыпаются насекомые. Просыпаются
лесные обитатели (медведь, барсук). Возвращаются с юга перелетные птицы.
И т. д.) 4. Что происходит с деревьями весной? ( На деревьях и кустах
набухают
почки,
появляются
листочки,
цветы,
цветут
черемуха,
вишни
яблони, сливы) 5. Какие перелетные птицы возвращаются к нам весной?
(Грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки, соловьи, кукушки, журавли, гуси,
утки и т. д.) 6. Назовите первые весенние цветы? ( Подснежники, мать-и-
мачеха, ландыш, медуница, хохлатка и т. д.) 7. Что делают весной лесные
обитатели? ( Просыпаются лесные обитатели (медведь, барсук), у волков
появляются волчата, заяц меняет белую шубку на серую, белочка – серую на
рыжую) 8. Почему тает снег? ( Потому-что солнце стало греть сильнее,
светит ярче) 9. Почему бегут ручьи? (Потому-что тает снег?) 10.Куда бегут
ручьи? (Ручьи впадают в более крупные водоемы (реки, озера, пруды)) -Вот и
закончился наш первый раунд.- А сейчас музыкальная пауза Танец «Весна
красна идет»-Внимание! Второй раунд!- К нам на викторину пришло письмо
от
профессора
академика
экологических
наук
Всезнайкина.
Давайте
его
посмотрим (смотрят видеописьмо)Всезнайкин:«Здравствуйте ребята! Сейчас
наступила весна, а до этого была зима. Люди ходили по улицам, бросали
фантики, пакеты, бутылки, коробки. А зима все это закрывала снегом. Но вот
снег начал таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоем.
От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть.
Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?» - Ребята,
действительно весной вытаивает очень много мусора после зимы. И весь этот
мусор уносит водой (ручейками) в водоемы. -Так как же помочь нам нашему
профессору? - Подумайте и скажите, как можно очистить пруд от мусора?
(Дети высказывают предположения: прочесть в книге, спросить у взрослых,
сходить с родителями на пруд) - А можно ходить к водоему детям одним?
( Нет. Только с взрослыми) -А почему? ( Потому-что можно упасть в воду,
утонуть и т. д.) - Ребята скажите, а сейчас к пруду можно подойти. Почему?
( Нет. Очень много снега. Опасно. Можно провалиться в воду.) - Молодцы.
Вы
правильно
все
сказали.
Пальчиковая
разминка
«Веселый
карандаш»-
Внимание!
Третий
раунд!
Практический.-
Мы,
предлагаем
вам
сейчас
потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да) - Для этого мы
приготовили вам искусственный водоем. И вам нужно подумать, как очистить
его от мусора. - Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем
весь
в
мусоре)
-
Посмотрите,
какие
предметы
плавают
на
воде?
Какие
предметы утонули? А какие лежат около воды? ( Дети называют предметы,
которые плавают, утонули и лежат около воды) - Собранный мусор, куда мы
положим? (В мешки для мусора) - При очистке пруда, что нужно сделать,
чтобы
не
поранить
руки.
(
Дети
высказывают
предположения:
быть
осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т. д.) -
Работа будет трудная, но легче справится, когда есть, кому помочь. Поэтому
мы будем работать в парах. А для этого нам нужно распределиться, кто, чем
будет работать. Нужно взять карточку со стола: бабочки – с правой стороны
стола, а цветочки – с левой. И найдите себе напарника в соседней команде. -
Нам могут понадобиться инструменты для очистки. - Мы приготовили вам
предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки,
сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т. д.) - Подумайте, как и чем
можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на
глубине?
Вам
нужно
достать
их
не
замочив
руки.
(Дети
высказывают
предположения
и
проверяют
свою
версию)
-
Молодцы.
Достали
все
предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как
вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали? (Объясняют,
что на дне лежали тяжелые предметы. Достали их магнитом, потому что они
металлические и магнит их притянул.) - А предметы, которые были на воде?
Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. Объясняют, что
предметы на воде были пластмассовыми, резиновым, деревянными они легче
воды, поэтому плавали на поверхности) - Молодцы. Справились с заданием. -
А как же сделать так, чтобы этого мусора вообще не было? (Не кидать, не
мусорить, предупреждать всех, что мусорить нельзя и т. д.)-Музыкальная
пауза
Песня
«Весна»-
Внимание!
Четвертый
раунд!-
Мы
уже
с
вами
потренировались в очистке пруда. Но ведь когда мы уйдем. Кто-то снова
может прийти и накидать мусор. - Вам нужно что-то придумать, чтобы люди
знали, что загрязнять водоемы нельзя. (Дети высказывают предположения и
предлагают сделать запрещающий знак) - Давайте сделаем запрещающий
знак
и
поставить
его
у
водоема.
-
Мы
вам
для
этого
приготовили
запрещающий знак, картинки, клей. Ваша задача сделать знак таким, чтобы
люди
сразу
поняли,
что
мусорить
и
загрязнять
водоемы
нельзя.
Дети
изготавливают запрещающий знак. - Молодцы, вы очень быстро справились с
этим заданием. - Покажите гостям наши знаки. - Есть такая поговорка:
«Чистота не там где убирают, а там где не мусорят» - Ребята, когда растает
снег, мы с вами и с родителями сходим к водоему и расчистим территорию
вокруг него и обязательно поставим наши запрещающие знаки. - На этом
наша
викторина
закончена,
вы
были
активными,
дружными,
умными,
ответственными, инициативными. Победила дружба. - И за это вы получаете
призы.
Книги
о
природе.
-
Скажем
спасибо
нашим
гостям
за
участие.
Подарим им тоже небольшие сувениры. (Цветы, сделанные руками детьми) -
Д о
с в и д а н и я .