Автор: Ткачева Анна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 22
Населённый пункт: г.Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Для того, чтобы ребенок достиг каких-либо успехов в жизни, он должен
быть трудолюбивым. Умение трудиться не заложено природой, данный
навык должен быть сформирован. Чем раньше начнется процесс трудового
воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития
трудовых навыков у детей – это дошкольный возраст. Активное участие в
формировании трудолюбия принимают и дошкольное учреждение и семья.
Известный педагог нашего времени В.А.Сухомлинский глубоко верил в
облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в
труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать
злым, недобрым человеком».
Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем
этому мы взрослые. Основы трудолюбия закладываются в семье. Влияние
семейного воспитания на ребенка объясняется рядом факторов, имеющих
важнейший глубоко эмоциональный, интимный характер отношений,
основанных на родительских чувствах и взаимной любви всех членов семьи.
В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок
может выполнять самостоятельно, какую под руководством взрослых, и на
какую должен получать разрешение.
Начать лучше с привития навыков самообслуживания: умывание,
одевание, расстегивание и застегивание пуговиц, складывание одежды.
Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и
умственные усилия. Результат, которого он достигает в самообслуживании,
нагляден и открывает ему известные перспективы в совместной
деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно
заниматься рисованием и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд дети осуществляют с учетом подражания
взрослым. Задача родителей – поддерживать и поощрять настроение «я
сам!», важно научить ребенка видеть цель действия и результат работы
(мама вымыла окна, двери и пол, они стали очень чистыми). Хозяйственно-
бытовой труд создает возможность для систематического вовлечения детей в
работу. После еды помочь маме, бабушке убирать посуду; по окончании
игры убрать игрушки на место; принимать участие в ежедневной уборке
комнаты (протирать мебель, мыть игрушки). Помощь детей старшего
дошкольного возраста часто оказывается весьма полезной и их радует, когда
родные это замечают. Поощряя хорошую работу детей, их заботу об
окружающих, не нужно излишне восторгаться и этим как бы подчеркивать
необычность действий: ведь так собственно и должно быть.
Труд детей в природе способствует физическому развитию детей,
совершенствует движения, укрепляет нервную систему, так же расширяет
кругозор дошкольника, появляются новые знания, например о почве, орудиях
труда. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые
усилия. С помощью взрослых кормить рыб, птиц, поливать комнатные
растения, протирать листья у комнатных цветов, сажать лук, поливать
растения на грядках. Детей необходимо приучать работать во все времена
года. Забота об окружающей нас природе дает возможность ощутить ребенку
значение своего труда для окружающих, вырабатывает привычку к
трудовому усилию. Таким образом, решаются задачи не только трудовой
деятельности, но и воспитания личности дошкольника.
Ручной труд: изготовление детьми игрушек и предметов из различных
материалов. Дети усваивают навыки работы с различными инструментами,
знакомятся со свойствами различных материалов. Все эти умения, привычка
к аккуратности, чистоте и порядку помогут будущему школьнику войти в
учебную и трудовую жизнь класса. С детьми, которые в дошкольном
возрасте были приучены к самообслуживанию, другим видам посильного
труда, учителям работать легче. Педагоги считают, что у детей, овладевших
трудовыми навыками, формируется активная позиция в коллективе, умение
работать согласованно, помогать товарищам и общими усилиями доводить
дело до конца.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-
3-е изд., испр.,доп.-М., 1983
2.
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства //
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.- М.:
Просвещение,1987.
3.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду//
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4.
Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание ребенка-
дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-
метод. пособие.- М.:ВЛАДОС, 2003.- 143 с.
5.
Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье.- Минск: Нар.аствета,
1982.-96 с. – (Родителям о детях).
6.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов
педагогич. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с
7.
Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе
трудовой деятельности. М.:Просвещение, 1987.- 96 с.
8.
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
9.
Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск1.
Какой Я? Методическое руководство.- М.: Прометей; Книголюб,2003.-
64 с.
10. Детская психология: Учебное пособие/ Под.ред. Я.Л.Коломинского,
Е.А.Панько – Мн.: Университетское, 1988.- 399с.
11.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс,1986.