Напоминание

"Бисерная фантазия" (бисероплетение)


Авторы: Шестакова Анастасия Андреевна, Колесникова Татьяна Васильевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ "ЦДТ "Ритм" г. Перми клуб "Дружные ребята
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Бисерная фантазия" (бисероплетение)
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Бисерная фантазия» (бисероплетение)

Возраст обучающихся – 8 -10 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая история бисерного рукоделия

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.

Сначала

люди

использовали

материал,

который

им

предоставила

природа:

когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена

растений.

А

когда

они

научились

обрабатывать

различные

материалы,

то

появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После

изобретения стекла стали делать стеклянные бусы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла

изготавливались

крупные

бусы,

которые

потом

становились

все

мельче

и

мельче. Так появился бисер.

На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси

(1Х – ХП вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные

бусы, браслеты, но и бисер. Он получил популярность наряду с жемчугом,

который особо любили на Руси. В русских толковых словарях ХУ – ХУП веков

словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во

второй половине ХУП века в письменных источниках упоминается цветной, то

есть

стеклянный

бисер.

В

конце

Х1Х

в.

в

Подмосковье,

в

Тульской

и

Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства.

История украшений – составная часть истории культуры и истории

человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было

одним

из

первых

проявлений

художественного

чувства.

Носить

украшения

люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются

изображения обнаженных людей с ожерельями.

Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а

средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас

странным, носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки

должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы, т.е.

были

оберегом.

Бусам

отводилась

важная

роль

в

ритуалах,

церемониях,

праздниках.

Без

них

не

обходились

шаманы,

знахари,

колдуны.

Народы,

избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до

сегодняшнего дня.

Назначения украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали

выполнять

и

роль

«визитной

карточки»

владельца.

Своего

эстетического,

декоративного значения украшения никогда не утрачивали.

В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов –

«козырям».

Их

украшали

пышно,

отделывая

вышивкой

шелком,

жемчугом,

бисером

и

камнями.

Привозной,

очень

нарядный

бисер

ценился

высоко

и

нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом.

Но были и исключительно женские украшения – кокошники: головной убор

русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра

и бисера. На лобовую часть спускалась коднизь – сетка из бисера, стекляруса

или перламутра. На юге России бисером, бусинами, лентами расшивали поневу

– верхнюю юбку. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы,

обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь.

Современные модельеры тоже используют бисер, стеклярус, бусины и для

украшения

одежды,

и

для

изготовления

аксессуаров.

Валентин

Юдашкин

сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные

бисерные

подвески

делают

платья

от

Эмануэля

Унгаро

и

Бернара

Перри

похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и

бусинами сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа

создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое

платье.

Из

бисерных

сеток

изготавливают

шляпки

и

перчатки,

расшивают

бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не

только

платья,

но

и

купальники,

шубы.

А

разнообразие

ожерелий,

бус,

браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

Отрадно, что сегодня бисерное рукоделие вновь стало популярным.

Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства бисероплетение

всегда

было

и

остается

почвой

для

общения,

неисчерпаемым

источником

познания

истории

и

культуры.

В

наши

дни

сохранилась

преемственность

обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие

физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Бисероплетение – это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение,

воспитывающее

терпение,

приучающее

к

аккуратности.

Занятия

бисером

обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы.

Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика

пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме,

что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать,

развивает

внимание,

терпение,

стимулирует

фантазию,

помогает

проявить

творческие

способности,

а

так

же

учит

уверенно

управлять

своим

телом.

Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают

сосредоточиться

во

время

урока,

что

поможет

им

терпеливо

выполнять

домашние задания.

Актуальность образовательной программы

Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с

жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о

себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. Разными будут украшения

у Царевны-Лебедь и Бабы –Бабарихи.

Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью

человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать

учащимся

представления

о

значении

бисерного

рукоделия

в

их

личном

становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта,

примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения

окружающей

реальности

является

важным

условием

освоения

учащимися

программного

материала.

Стремление

к

выражению

своего

отношения

к

действительности должно служить источником образного мышления учащихся.

Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и

художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа.

Систематическое

освоение

художественного

наследия

помогает

учащимся

осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание

практических

занятий

с

познанием

прекрасного

мира

народного

искусства

является

наиболее

эффективной

формой

воспитания

эстетических

начал

у

детей,

их

трудовой

активности

и

создания

условий

для

самостоятельного

творчества.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и

творческие

способности,

но

и

воспитываются

замечательные

качества

личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся

организовывать

свой

досуг

весело,

интересно,

обретают

бодрый

эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому

моменту

в

жизни

не

только

в

детстве,

но

и

в

зрелые

годы.

Деятельная

дружественная

атмосфера

в

коллективе

помогает

пробудить

у

них

чувство

радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых,

большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют

очень многих усилий от учащихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером,

бусинами и т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую

влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.

Цель программы:

Цель – научить детей делать работы из бисера, развить способности к

творческому

самовыражению

и

самореализации

через

теоретическое

и

практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

1.

Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся;

2.

Освоение знаний, умений и навыков в бисерном рукоделии и связанных с

ним предметах декоративно-прикладного искусства;

3.

Выявление и развитие творческих способностей учащихся;

4.

Стремление

достигать

профессионального

уровня

изготовления

украшений;

5.

Познакомить учащихся с древнейшим промыслом нашего народа, вызвать

к нему интерес;

6.

Углубить

познания

об

изготовлении,

качестве,

цвете,

окрашиванию

и

обесцвечиванию бисера;

7.

Обучить основным приемам и навыкам плетения из бисера;

8.

Обучить составлению схем плетения в графической форме и цвете;

9.

Развивать терпение, фантазию, а также аккуратность в выполнении своих

работ;

10.

Формировать навыки аккуратности и чувство ответственности за свое

рабочее место и его состояние;

11.

Формировать представление своих изделий в готовом виде, в конкретной

среде;

12.

Развивать

у

ребят

навыки

общения

в

совместной

деятельности

в

разновозрастной группе;

13.

Дать учащимся представления об устройстве выставки (подбор изделий,

размещение их для просмотра).

Педагогические идеи и принципы

Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в

интересах детей.

Задача

личностно-ориентированного

обучения

решается

на

основе

нескольких принципов:

-

опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;

-

учет

индивидуально-познавательных

и

реактивных

особенностей

учащихся;

-

доверительные,

гуманные

формы

и

методы

общения

в

процессе

обучения, воспитания и развития детей.

Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что

способствует

творческой

наблюдательности

за

окружающей

реальностью,

развивает самосознание и интерес к жизни других людей.

Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании

учащимся и закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.

Особенности организации образовательного процесса

Предлагаемая программа предусматривает постепенный переход от одной

техники

бисероплетения

к

другой,

более

сложной,

от

одной

схемы

(упрощенной) к другой (усложненной).

Изучая технику бисероплетения, учащиеся обучаются практическим

умениям

и

навыкам

работы

с

различными

материалами

и

инструментами.

Поэтому

программа

включает

тему

материаловедения,

с

которой

она

и

начинается.

Чтобы

познакомить

учащихся

с

истоками

бисероплетения,

в

программу входит тема «Русское народное декоративно-прикладное искусство».

Без

обучения

основам

композиции

и

цветоведения

нельзя

научить

детей

создавать гармоничные украшения из бисера. Поэтому этот раздел и темы

проходят через весь процесс обучения.

Все эти темы – «сквозные», так как они плавно переходят от одного этапа

обучения к другому по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут

пересекаться между собой и взаимопроникать друг в друга.

В зависимости от желания и способностей ребенка он может быть зачислен в

группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 8 лет..

Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания,

терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за

детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности предмета

бисероплетения, для эффективности выполнения данной программы

группы

должны состоять из 10-12 человек.

Основной учебно-тематический план составлен на 34 академических часа в год.

По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы

практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных

особенностей

детей,

их

способности

усваивать

и

закреплять

материал

программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или

уменьшаться в рамках часов коррекции, которые также специально указаны в

плане работы.

Формы и методы образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы «Бисероплетение»

предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего,

это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают

освоить

детям

теоретический

материал,

формировать

определенные

умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно

проводить

занятия

по

сложным

темам,

требующим

многократного

повторения

и

закрепления

пройденного

материала.

По

подгруппам

проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным

авторским проектом, коллективной работой.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального

подхода

к

каждому

ребенку.

Задача

индивидуального

подхода

наиболее

полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка,

формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему

ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие

способности.

По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие

виды:

1.

Занятие

знакомство

с

историей

бисероплетения,

русским

народным

декоративно-прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие

освоения и первичного закрепления теоретического материала курса).

2.

Занятие -

практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения

практических умений и навыков курса).

3.

Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки

полученных детьми знаний, умений и навыков).

4.

Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач).

Главный критерий отбора методов обучения по программе

«Бисероплетение»

-

это

соответствие

принципам

образовательного

процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности

намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их

заинтересованности в занятиях творческим трудом.

Методика обучения также основана на принципах природосообразности

(образовательный

проце сс

строится

для

ребенка

с

учетом

е го

психофизиологических

качеств),

гуманизации

(формирование

системы

ценностей духовного развития).

В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной

темы поэтапно в течение 3-х лет обучения от простого к сложному. Например,

тема

«Техника

бисероплетения»

начинается

с

простых

схем,

украшений,

а

заканчивается техникой бисерного мха с полудрагоценными камнями.

В процессе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и

методы

взаимообусловлены

и

применяются

в

комплексе.

Вместе

с

такими

методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются

наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов,

фотографий, схем. Для гармонизации монотонных заданий, упражнений, для

создания

положительного

эмоционального

настроя

в

группе

на

занятиях

прослушиваются: классическая музыка, народные и бардовские песни, (только

с созидающими установками).

Особенностью данной программы является использование в методике игр

по

развитию

у

детей

зрительной

памяти,

глазомера,

внимания,

мелкой

моторики, мышления и т.д.

В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за

собой

право

использовать

и

другие

формы,

методы

проведения

занятий,

руководствуясь

принципами

целесообразности

и

мобильности

самого

образовательного процесса.

Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий

учащимся предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около

3-х

минут.

Также

предлагается

игра-упражнение

для

укрепления

зрения

и

шейного отдела позвоночника под названием «Пишем носом, пишем глазками»

по методике профессора Л.И.Латохиной. Упражнения выполняются в два этапа,

сидя прямо сначала «прописываются» в пространстве диктуемые педагогом 7-

10 слов только глазами, а затем – носом. В конце упражнений обучающиеся, по

желанию, выполняют и называют все слова в заданном порядке.

Занятия бисероплетением требуют использования определенной методики.

Методика проведения занятий

(Три основных этапа)

1 этап (создание мотивации):

-

сообщение темы и цели занятия;

-

подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);

-

ознакомление

с

изделием,

которое

предстоит

выполнить,

е го

характеристиками;

-

зарисовка схемы изделия;

-

подготовка материала и инструмента.

2 этап (практический).

3 этап (контрольный).

Показ учащимся выполненной работы. Оценка правильности и качества

работы педагогом.

Механизм оценки получаемых результатов

При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание

на

правильность

и

качество

выполненных

работ,

поощряет

творческую

активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические

качества

каждого

ребенка.

Обращается

внимание

на

малейшие

проявления

инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.

При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые

давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.

Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и

награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.

Прогнозируемый результат

Результаты обучения по предложенной программе дифференцируются по

следующим знаниям, умениям и навыкам поэтапно:

К концу 1-го года обучения учащийся должен знать:

-

основные свойства материалов для бисерного рукоделия;

-

правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

-

о композиции как целостности и образном строе произведения;

-

о цветовом круге;

-

особенности техники плетения на проволоке;

-

особенности техники плетения «Крест»;

-

знать

предысторию

бисера,

где

он

применялся

раньше

и

используется

сейчас;

-

методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия

способ низания;

Условия реализации образовательной программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное

помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-

информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное

боковое, наличие необходимых инструментов и материалов.

Учитывая

специфику

работы

детей

с

колющими

и

режущими

инструментами, необходима инструкция по технике

безопасности по всем

видам рукоделия, предусмотренным в программе.

Занятие бисероплетением требует отдельного рабочего места для каждого

ребенка.

Материально-техническое оснащение

Для работы по программе необходимо:

-

помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада

не менее 10 кв. м.;

-

качественное электроосвещение;

-

столы и стулья не менее 10 шт.;

-

шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

-

инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска,

бисер,

бусы,

стеклярус,

ножницы,

пайетки,

проволока,

цветные

нитки,

тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений);

-

канцелярские принадлежности.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Темы

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

часов

1.

Вводные занятия

(материаловедение)

2

0

2

2.

В с е

о

б и с е р е

и

бусинах.

2

0

2

3.

Цветы из бисера

3

3

6

4.

Плоские фигурки

животных

3

3

6

5.

Украшения из бисера

3

3

6

6.

Вышивка

картин

из

бисера

3

3

6

7.

Оформление

выставок,

внеклассные

мероприятия

0

6

6

Итого

16

18

34

Содержание программы

Раздел 1. Вводные звнятия.

Проведение беседы по технике безопасности при работе с ножницами,

проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду

задействованы

во

время

занятий.

Ознакомление

с

правилами

поведения

в

учреждении, в кабинете, где будут проходить занятия и бережном обращении с

окружающими предметами.

Раздел 2. Все о бисере и бусинах (2 часа).

Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также

о восстановлении и окрашивании бисера.

Раздел 3. Цветы из бисера (6 часов).

Изготовление различных поделок из бисера в форме цветов.

Раздел 4. Плоские фигурки животных ( 6 часов).

Изготовление различных поделок из бисера в форме животых/ насекомых.

Раздел 5. Украшения из бисера

Обучение новой технике вышивки бисером. Изготовление украшений.

Раздел 6. Вышивка картин из бисера

Раздел 7. Оформление выставок. Внеклассные мероприятия(4 часа).

К концу 1-го года обучения учащийся должен знать:

-

основные свойства материалов для бисерного рукоделия;

-

правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

-

особенности техники плетения на проволоке;

-

знать

предысторию

бисера,

где

он

применялся

раньше

и

используется

сейчас;

-

методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия

способ низания;

-

комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости

и самостоятельно применять их.

Учащийся должен уметь:

-

правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

-

закреплять аккуратно нити и замочки в изделии;

-

читать схемы бисероплетения;

-

отличать по схемам технику исполнения;

-

выполнять бисерные работы в разных техниках

-

правильно организовать свое рабочее место;

-

доводить начатую работу до конца;

-

работать в коллективе;

-

радоваться не только своей выполненной работой, но и работой других

ребят;

-

обсуждать и договариваться о сюжете и композиции при коллективной

работе;

Список литературы

1.

Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.

2.

Ануфриева

М.Я.

Искусство

бисероплетения.

Современная

школа.

М.:

Культура и традиции, 1999.

3.

Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.

4.

Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во

«Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.

5.

Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов

н/Д: Проф-Пресс, 2001.

6.

Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола

21-й век», 2005.

7.

Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.

8.

Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001.

9.

Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.

10.Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

11.Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом

«Ниола 21 – век. 2003.

12.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки.

– М.: Издательский Дом МСП, 2005.

13.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Шк.комплект, 1997.

14.Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М.,

1990.

15.Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.

16.Новые

исследования

в

психологии

и

возрастной

физиологии.

-

М.:

Педагогика, 1991.

17.Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье. - СПб, 2001.

18.Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М.: 1994.

19.

Подшивка

журналов

«Модный

журнал.

Бисер»

за

2004

2006

г.г.,

Издательство ООО «Мода и рукоделие».

20.Подшивка

журналов

«Чудесные

мгновения.

Бисер»

за

2003

2007

г.г.,

Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы».

21.Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.

22.Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл»,

19998.

23.Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.

24.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.

25.Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.

26.Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.

27.Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995.

28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,

2005.

29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004.



В раздел образования