Автор: Предеина Елена Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Раздольненская средняя школа имени В.Н.Ролдугина"
Населённый пункт: п.Раздольный Елизовского района Камчатского края
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные методы обучения на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Интерактивные методы обучения на уроках биологии
Чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше
предоставляет им возможностей самостоятельно
приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
И. А. Лернер
Сегодня школа должна отвечать требованиям современного
поколения, а это значит, что традиционный урок, при котором учитель
является центральной фигурой, а ученики слушают и работают по указке,
отошел на второй план. Задача школы заключается в формировании
всесторонне развитой личности, гражданина и патриота своей страны. В
соответствии с этим и поменялись методы, применяемые в обучении.
Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение мало читает, не
проявляет интереса к школьным предметам, имеет низкую мотивацию
обучения. В связи с этим, что бы урок был интересным, познавательным
необходимо использовать интерактивное обучение. Оно подразумевает
обучение, при котором осуществляется взаимодействие между учащимися и
учителем.
Задачи интерактивных форм- это прежде всего это пробуждение
интереса к обучению и как следствие эффективное усвоение учебного
материала, при этом достижение поставленной задачи должно
предусматривать самостоятельный поиск путей решения, добычи знаний
учащимися, а роль учителя – это быть «дирижёром».
Я использую на своих уроках различные методы интерактивного
обучения: дискуссия, игра, метод проектов, творческие задания. В пятых,
шестых классах успешно применяю биологические игры, например, при
изучении темы «Ткани растений» учитель выступает продавцом
растительных тканей в магазине, а учащиеся являются водорослью, которая
решила сменить среду обитания с водной на наземную, и для этого её
необходимо приобрести ткани, задачей ребят является покупка ткани с
обоснованием для чего нужна та или иная ткань.
Также интересны ребятам игры соревновательного типа, где класс
делится на команды, их я провожу при завершении какой либо темы, чаще
всего для обобщения знаний. Не менее интересен метод проектов, он
ориентирует учащихся на создание творческого продукта по предложенной
теме. Итогом деятельности могут быть: газета, информационный стенд,
памятка, видеоролик, сценарий передачи, и т.д. Многие дети любят играть в
компьютерные игры, и на это у них уходит немало свободного времени,
таким я предлагаю создать презентацию, анимацию на какую либо тему. Так
же интересно творческое задание в виде различных сказочных историй,
фантастических путешествий, например « Путешествие пиксиков по стране
«Клетка» в пятом классе. Многие задания могут выполняться не только в
словесной форме, но и в виде рисунков, комиксов, «звёздных» интервью,
схем и т.д.
Таким образом, интерактивные методы обучения призваны научить
школьника мыслить интересно, разносторонне, творчески, делать выводы,
обобщать и систематизировать, ориентироваться в потоке огромного
информационного пространства.