Напоминание

"Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения"


Авторы: Епишенкова Елена Юрьевна, Чулибаева Елена Диловаровна
Должность: тифлопедагоги
Учебное заведение: ГБОУ Школа №338
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики детей с пониженной остротой зрения
Тема: "Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики

детей с пониженной остротой зрения (0,05-0,4)»

Тифлопедагоги: Епишенкова Е.Ю.

Чулибаева Е.Д.

Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением

зрения

Предисловие

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения,

помимо общих,

решаются

и

специальные

коррекционно-педагогические

задачи.

Важнейшими из

них

являются

социальная адаптация и абилитация детей.

Успешность решения этих задач обеспечивается точной

диагностикой

развития

каждого

ребенка,

выявляющей

имеющиеся

проблемы

и

адекватным

соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до

сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией

зрения.

Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного

возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете

познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной

Л.И.

Данный материал

предлагается вниманию учителей-дефектологов

(тифлопедагогов) , рабо-

тающих

в

детских

садах

для

детей

с

нарушением

зрения.

По

сути,

он

является попыткой

систематизировать

существующие

методики

и

практический

о п ы т учителей-дефектологов

по

тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для

изучения

дошкольников,

страдающих

косоглазием

и

амблиопией,

а

также

детей

с

пониженным

зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания,

остроты зрения и других характеристик со-

стояния зрительных функций каждого ребенка).

Цели и задачи тифлопедагогической диагностики

дошкольника с нарушением зрения

Для четкого и точного восприятия детьми диагностического материала и предлагаемых в процессе

диагностики заданий (инструкций,

вопросов)

тифлопедагогу необходимо знать диагноз зрительного

заболевания и состояние зрительных функций (острота зрения,

цветовое зрение,

характер зрения,

поле зрения, а также вид и угол косоглазия) каждого обследуемого ребенка. Тифлопедагог должен также

знать

особенности

зрительного

восприятия при

той

или

иной

зрительной

патологии.

В

соответствии

с

этими

показателями

необходимо

подбирать

игровой,

дидактический

и

иллюстративный материал для обследования и методику его проведения. Целью диагностического

обследования дошкольника

с

патологией

зрения

является

выявление

имеющихся

отклонений

в

развитии

его

познавательной

деятельности

д л я последующей

их

коррекции

и

контроля

над

происходящими изменениями.

В

процессе

обследования

тифлопедагог решает

следующие

задачи:

определяет

индивидуальные

особенности

познавательной

деятельности

ребенка,

готовность ребенка

к

коррекционному обучению,

возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности

и

других

нарушений в

развитии.

Большое

значение

имеет

в ы я в л е н и е умений

ребенка

пользоваться своим нарушенным зрением и уровня развития сохранных анализаторов (в первую

очередь осязания и слуха) . Представленный нами материал для диагностического обследования

включает

в

себя

основные

направления:

зрительное

восприятие,

осязание

и

мелкая

моторика,

пространственная

ориентировка

и

социально-бытовая

ориентировка.

В процессе проведения обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности,

осложняющие

овладение

ребенком

познавательной

деятельностью,

проанализировать

и х

причины;

выявить особенности поведения ребенка,

его отношение к предлагаемым заданиям, его

работоспособность.

Все

эти

данные

о

р е б е н ке позволяют

тифлопедагогу

понять,

на

что

опираться в коррекционном обучении,

определить степень и характер необходимой ему помощи,

наметить основные задачи коррекционного обучения.

Организация диагностического обследования

Знакомство

тифлопедагога

с

ребенком начинается

с

изучения

документации

(записей,

сделанных

специалистами

ПМПК,

направившей

ребенка

в

данное

учреждение,

общей

медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о

психофизическом развитии ребенка,

о его соматическом состоянии,

об имеющихся заболеваниях,

о

диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

Предлагаемая «Схема тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушением зрения»

построена

на

м а т е р и а л е коррекционных

программ

(« П р о г р а м м ы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред.

Л.И.Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153) и позволяет проводить диагностику детей с 3-х

до 7-ми лет.

Схема включает в себя выявляемые параметры, перечень диагностических заданий и используемого

материала и является рабочим материалом тифлопедагога, на который он опирается при организации

обследования. В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности

выполнения ребенком предлагаемых заданий и оценивает работу ребенка по 4-бальной шкале. После

завершения

всего

комплекса

обследования

(по

всем

коррекционным

в и д а м деятельности)

тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий. (Приложение

1. «Критерии определения уровней развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с

нарушением зрения»). Затем фиксируются результаты тифлопедагогического обследования ребенка

(выявленные

тифлопедагогом

уровни)

по

каждому

коррекционному

виду

деятельности.

(Приложение

2. «Индивидуальная

карта

динамики

развития

ребенка»). Тифлопедагогическая

диагностика осуществляется в начале и конце учебного года.

Анализ тифлопедагогом ответов

ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него

вторичные

отклонения

в

развитии.

По

данным

обследования,

проводимого

в

начале

года,

составляется

тифлопедагогическая

характеристика

и

намечаются

о с н о в н ы е направления

коррекционно-педагогической работы с ребенком (Приложение

3. «Перспективное планирование

коррекционно-педагогической

работы»).

В

конце

учебного

года

анализируются

данные

всех

проведенных

обследований.

Так

тифлопедагог

получает

возможность

проследить динамику

овладения

различными

ви д ам и деятельности

каждым

ребенком

в

процессе коррекционного

обучения.

Прежде, чем приступить к непосредственному изучению ребенка с использованием «Схемы...»,

необходимо

некоторое

в р е м я понаблюдать

за

ним

во

время

игр,

на

общеобразовательных

занятиях,

на прогулке,

в различные режимные моменты его пребывания в детском саду.

Это

необходимо, так как наиболее полные и объективные представления о ребенке можно получить в

результате

целенаправленного

наблюдения

в различных

видах

деятельности

ребенка.

Все

это

позволяет

тифлопедагогу

подготовиться

к

общению

с

ребенком

и

его

родителями.

В

процессе

наблюдений

и

обследования тифлопедагог

должен

наладить

с

к а ж д ы м ребенком

положительный

эмоциональный контакт,

расположить

к

себе,

заинтересовать в

общении.

Это

является

одним

из

условий успешности

коррекционной

работы.

Большое

значение

имеет

правильная

организация

места

обследования

(оно

должно быть

комфортным

для

ребенка

и

достаточно освещенным

- в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями) . Если тиф-

лопедагогическое

диагностирование

осуществляется в кабинете,

необходимо позаботиться о

том, чтобы было тихо, не было отвлекающих ребенка предметов и игрушек. Прежде чем приступить к

предъявлению ребенку диагностических заданий,

следует познакомить его с кабинетом (если

о н впервые

его

посещает).

В

процессе

обследования

р е б е н к у предъявляется

только

тот

материал

(предметы

ближайшего

окружения,

игрушки,

геометрические

фигуры,

картинки),

который необходим для выполнения определенного задания.

Остальной диагностический ма-

териал

убирается

в

коробки,

в

шкаф

и

предъявляется

по

мере

надобности.

Необходимо

учитывать,

что диагностирование

дошкольников

с

нарушением

зрения

предполагает

элементы

обучения.

Это

необходимо

для

определения

необходимой

ребенку

степени

коррекционно-

педагогической

помощи

и

его

возможностей

принимать

эту

помощь.

Обследование

дошкольников

3-4

лет

рекомендуется

проводить

ближе

к

полудню

(до

12

часов).

Детей

старшего

дошкольного

возраста

можно

диагностировать

в

любое

время

дня,

но

при

условии

создания

оптимально

комфортных

условий

для

их

зрительного

восприятия.

Непрерывная

зрительная

нагрузка

во

время

обследования

должна

определяться

индивидуально

учетом

возраста

и

состояния

зрения

ребенка).

Время,

которое

дается

ребенку

для

рассматривания

диагностического

материала

и

осмысления

заданий,

должно

быть

увеличено

вдвое

в

некоторых

случаях,

например,

если

у

ребенка

очень

низкое

зрение,

и

в

несколько

раз

больше),

чем

в

норме.

Выполнение

заданий,

построенных

на

речевом

материале,

предполагает

предварительную

проверку

понимания

детьми

значения

используемых

слов,

выражений,

их

соответствия

реальным

представлениям.

В

случаях

необходимости

тифлопедагог

проводит

разъяснительную

работу

с

демонстрацией

тех

предметов,

игрушек,

явлений,

о

которых

говорится

в

заданиях.

Тифлопедагогическое

обследование

может

проходить

как

в

кабинете,

так

и

в

помещении

группы,

которую

посещает

ребенок.

Как

правило,

это

бывает

связано

с

тем,

что

маленький

ребенок

еще

не

адаптировался,

он

боится

покидать

свою

группу,

в

которой

уже

немного

освоился.

Ни

в

коем

случае

нельзя

настаивать

на

том,

чтобы

ребенок

пошел

в

кабинет,

это

может

вызвать

негативную

реакцию.

Как

правило,

обследование

проводится

индивидуально,

за

исключением

тех

ситуаций,

когда

тифлопедагог

ставит

задачу

проанализировать

возможности

взаимодействия

детей

в

процессе

выполнения

определенных

видов

деятельности.

Схема

тифлопедагогического

обследования

ребенка

3-

х – 4-х лет

(младшая группа)

1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Осязание

- Определение мате-

риала (по образцу);

-

Различение

свойств

поверхности

(по

образ-

цу).

Выполнение

действий

- Всей рукой;

- Отдельными пальца-

ми.

Графо-моторные

на-

выки

- Проведение прямой

линии;

- Соединение точек

(по образцу);

- Рисование дорожек:

прямых,

извилистых.

-«Эта матрешка деревянная. Потрогай

ее и найди такую же на ощупь».

-«Найди

каждому

кругу

пару.

Пощу-

пай пальчиками круги

и найди та-

кие же».

- «Возьми игрушку»,

- «Нажми на кнопку средним пальцем,

указательным, большим, мизинцем,

безымянным».

- «Нарисуй всем шарикам ниточки».

- «Если ты правильно соединишь все

точки, то здесь получится картинка.

Посмотри, я соединю эту точку с этой.

А теперь ты…».

- « Нарисуй, как едут машины по доро-

гам».

-Набор

игрушек

из

разного

ма-

териала

(деревянные,

резино-

вые,

пластмассовые).

-

Набор

кругов

разной

поверх-

ности:

гладкие,

бархатные,

ко-

лючие

и

т.д.

- Любая знакомая игрушка.

-

Настольная

лампа

с

кнопочным

выключателем или игрушка с кноп-

ками.

- Лист бумаги с изображением воз-

душных

шариков

без

ниточек,

ка-

рандаши.

- Лист бумаги с точечным изображе-

нием домика, карандаши.

- Лист бумаги с изображением ма-

шин и дорог, карандаши.

2. Зрительное восприятие

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Цвет

- Различение основных

цветов (локализация и

соотнесение);

- Различение и называ-

ние цвета окружающих

предметов.

Форма

- Различение и называ-

ние геометрических

фигур и тел;

- Соотнесение формы

предмета с геометри-

ческим эталоном;

- Дифференциация

близких по форме гео-

метрических фигур.

Величина

- Различение величины

окружающих предме-

тов;

- Обозначение в речи

величины

предметов;

- Выстраивание пред-

метного ряда по вели-

чине.

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет-

ных изображений;

- Различение однопла-

Локализация: «покажи кукле все ша-

рики зеленого цвета, как на картин-

ке».

Соотнесение: «Возьми все игрушки та-

кого же цвета, как на карточке».

-«Найди

пирамидку

названного

цвета», «Какого цвета игрушка?».

- «Назови фигуру (игрушку)»,

«Найди такую же фигуру (игрушку)».

- «Положи фигуру рядом с предме-

том такой же формы».

- «Разложи в тарелочки печенье похо-

жее на квадраты».

- «Возьми большой (маленький) мяч,

покажи высокую (низкую) елочку,

прокати машинку по длинной (ко-

роткой) дорожке».

- «Сравни игрушки и скажи, какой это

мячик по размеру, а этот; эта машин-

ка какая, а эта?».

- « Положи круги рядом красиво от

большого до маленького».

- «Назови что нарисовано на картин-

-Изображение

куклы

с

шара-

ми

разных

оттенков

зеленого,

карточка

образец

зеленого

цвета;

-

Набор

карточек:

красного,

желтого, зеленого, синего цвета,

черного и белого; игрушки.

-

Одноцветные

пирамидки ( н а -

званных

цветов);

набор пред-

метных изображений разного

цвета или игрушки.

- Набор плоскостных геометричес-

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ник) и объемных геометрических

тел (куб, шар).

-

Набор

игрушек

и

плоскостных

геометрических фигур.

-

Набор

прямоугольных

и

квад-

ратных печенья, изображение та-

релок.

- Набор игрушек: большой и ма-

ленький

мяч,

высокая

и

низкая

елочка, короткая и длинная полос-

ка, машинка.

-

Набор

игрушек

двух

размеров:

больших и маленьких.

-

Набор

кругов

разной

величины

(3-4 шт.)

- Предметные картинки.

-Простое одноплановое сюжетное

изображение

известных

детям

животных.

Восприятие

сложных

изображений

- Складывание предме-

тов из геом. фигур;

- Заполнение отсутству-

ющих деталей;

- Соотношение части и

целого.

Особенности воспри-

ятия

- Объем зрительного

внимания.

- «Посмотри на картинку и скажи, что

на ней нарисовано? Сложи такую же»

- «Почини картинку и поставь выре-

занные кусочки на свои места».

- «Попробуй сложить все кусочки

вместе так, чтобы получилась целая

картинка».

- «К тебе в гости пришли игрушки. На-

зови их. Закрой глаза. Найди те игруш

ки, которые приходили к тебе в гос-

ти».

- Образец предметной картинка,

состоящая из геометрических фи-

гур, геометрические фигуры.

- Предметная картинка с отсутству-

щими деталями.

- Разрезная картинка, состоящая из

трех частей.

- Пять игрушек, три из которых

предъявляют в начале и две до-

бавляют в конце задания.

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Ориентировка в про-

странственных

приз-

наках

-

Ориентировка на себе;

-

Ориентировка «от се-

бя»;

- Ориентировка в процес-

се передвижения.

Ориентировка на ми-

кроплоскости

- Ориентировка на листе

бумаги;

- Моделирование про-

странственных

отноше-

ний;

- Ориентировка по пла-

ну;

- Использование прост-

ранственной термино-

логии.

-«Покажи, где у тебя голова, спина

и т.д.»,

«Возьми кубик в правую (левую) руку»,

«Топни правой (левой) ногой».

- «Покажи флажком направо (налево)

, вперед (назад), вверх (вниз).

- «Иди вперед. На столе лежит кубик.

Возьми его и принеси. Найди игрушку,

которая стоит слева (справа) от тебя».

- «Разложи игрушки на листе справа,

слева, вверху, внизу, посередине».

- «Поставь игрушки так же, как на сто-

ле», «Поставь красный кубик на зеле-

ный».

- «Поставь игрушки, как на картинке».

- «Какая эта рука (нога)? В какую сто-

рону ты показываешь флажком?»

-

2

кубика

средней

величины.

- Флажок.

- Кубик, игрушки.

- Набор игрушек небольшой вели-

чины и светло-зеленый лист бума-

ги.

-Набор игрушек средней величины.

- Картинка-план, игрушки.

4. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

- Представление о себе и

окружающих людях;

- Понимание и обозначе-

ние в речи предметов

повседневного пользо-

вания;

- Представление о труде

взрослых;

- Ориентированность в

окружающем мире;

- Владение навыками со-

циального поведения.

- «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?».

- «Что это? Для чего нужен этот пред-

мет? или: «Что можно с ним делать?»

«Покажи, что можно делать с этим

предметом».

- «Что сейчас делает няня, воспита-

тель?»

- «Посмотри в окно. Какое сейчас вре-

мя года? Как ты догадался?»

- «Что сейчас – утро или вечер? Как ты

догадался?»

- «Посмотри, вот кукла, мишка, маши-

на. Как о них можно сказать одним сло

вом?».

- «Назови ласково игрушку (мишку,

куклу, зайчика)», «Поблагодари за по-

мощь, угощение.

- Игрушки и предметы повседнев-

ного пользования ребенком.

- Набор игрушек.

- Набор игрушек.

Схема

тифлопедагогического

обследования

ребенка

4-

х – 5-ти лет

(средняя группа)

1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Знание о пальцах рук

- Представления о наз-

начении рук и пальцев.

Осязание

- Обследование игрушки

двумя руками в опреде-

ленной последователь-

ности;

- Определение материа-

ла;

- Различение

свойств

поверхности.

Выполнение

действий

- Всей рукой;

- Отдельными пальцами.

Графо-моторные на-

выки

- Проведение прямой

линии, линий разных по

длине;

- Соединение точек;

- Рисование дорожек:

прямых,

извилистых

;

- «Спрячь мизинец (указательный,

средний, безымянный, большой палец)

в кулаке другой руки».

- «Назови игрушку. Назови все части и

детали игрушки».

-«Выбери деревянные (металлические,

пластмассовые и т.д.) предметы».

-«Найди

предмет

с

такой

же

повер-

хностью,

как

эта».

- «Открой коробку, закрой»,

- «Сложи палочки в коробочку двумя

пальцами».

- «Нарисуй на шляпке гриба сверху

вниз прямые линии, а на ножке – слева

направо», «Нарисуй в первой иголке

нитку, во второй иголке – короче, а в

третьей иголочке – длиннее».

- «Если ты правильно соединишь все

точки, то здесь получится картинка.

Соедини эту точку с этой. А теперь эту

точку с этой …».

- «Нарисуй внутри дорожки такие же

линии как сами дорожки».

-

Игрушка

с

четко

выраженны-

ми

осязат.

признаками.

-Набор

игрушек

из

разного

ма-

териала

(деревянные,

резино-

вые,

пластмассовые).

- Предметы

с

разной поверх-

ностью.

- Коробочка с набором счетных па-

лочек.

- Лист бумаги с изображением гри-

ба, иголок без ниток, карандаши.

- Лист бумаги с точечным изображе-

нием домика, карандаши.

- Лист бумаги с изображением до-

рожек, карандаши.

- Рисование геометри-

ческих фигур.

- «Нарисуй в круг, квадрат, треуголь-

ник».

- Лист бумаги, карандаши.

2. Зрительное восприятие

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Цвет

- Различение основных

цветов (локализация и

соотнесение);

- Различение и называ-

ние цвета окружающих

предметов;

- Составление цветоря-

да.

Форма

- Различение и называ-

ние геометрических

фигур и тел;

- Соотнесение формы

предмета с геометри-

ческим эталоном;

- Дифференциация

близких по форме гео-

метрических фигур.

Величина

- Различение величины

окружающих предме-

тов;

- Обозначение в речи

величины

предметов;

-Локализация: « Покажи все красные

цветы».

- Соотнесение: «Покажи рыбок такого

цвета».

- «Какого цвета игрушка (картин-

ка)?».

- «Разложи в домики окошки. В пер-

вый домик самое светлое, во второй-

чуть потемнее, в третий – еще темнее

в четвертый – самое темное.

- «Назови фигуру (тело)»,

«Покажи фигуру (тело), которую я на-

зову».

- «Покажи игрушку, похожую на ква-

драт, круг, прямоугольник, треуголь-

ник».

- «Рассмотри кораблик и покажи, где

на нем квадраты, а где прямоуголь-

ники».

- «Возьми большой (маленький) мяч,

покажи высокую (низкую) елочку,

прокати машинку по длинной (ко-

роткой) дорожке, покажи широкую

(узкую) ленточку».

- «Сравни игрушки и скажи, какой это

мячик по размеру, а этот?», «Сравни

дерево и куст, дерево по высоте ка-

-Предметная

картинка

цветов

в

вазе.

-

Предметная

картинка

с

изоб-

ражением

рыбок

и

карточки-

образцы.

-

Набор предметных изображе-

ний разного цвета или игрушки.

- Картинка с изображением домов

и набор окон желтого цвета 4-ех

оттенков.

- Набор плоскостных геометричес-

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ник,

овал,

прямоугольник)

и

объемных

геометрических

тел

(куб, шар, цилиндр).

- Набор игрушек.

- Предметная картинка кораблика,

состоящий из геометрических фи-

гур.

- Набор игрушек: большой и ма-

ленький

мяч,

высокая

и

низкая

елочка, короткая и длинная полос-

ка, машинка, ленточки разной ши-

рины.

- Набор игрушек или предметных

картинок разных по величине.

- Выстраивание пред-

метного ряда по вели-

чине.

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет-

ных изображений;

- Различение однопла-

новых сюжетных изо-

бражений;

- Различение сюжет-

ных 2-плановой.

Восприятие

сложных

изображений

- Складывание предме-

тов из геом. фигур;

- Заполнение отсутству-

ющих деталей;

- Соотношение части и

целого.

Особенности воспри-

ятия

- Объем зрительного

внимания;

- Избирательность;

- Переключение и рас-

пределение (найти от-

личия);

- «Разложи стаканчики по величине в

ряд: от маленького к большому».

- «Назови что нарисовано на картин-

ке? Какие предметы спрятались?».

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-

рисован?»

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-

рисован? Кто ближе? Кто дальше?»

- «Посмотри на картинку и скажи, что

на ней нарисовано? Сложи такую же»

- «Почини картинку и поставь выре-

занные кусочки на свои места».

- «Попробуй сложить все кусочки

вместе так, чтобы получилась целая

картинка».

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и запомни их. Вспомни

игрушки и расставь их».

- «Посмотри и назови предметы на

картинках. Посмотри и скажи, что из-

менилось?»

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и найди отличия».

-Набор стаканчиков (3-5 шт.).

- Предметные картинки и изобра-

жения предметов в разных модаль

ностях: силуэты, контуры, зашум-

ленные, наложенные.

-Простое одноплановое сюжетное

изображение известных детям жи-

вотных.

- Сюжетная картинка с 2-плановой

перспективой.

- Образец предметной картинка,

состоящая из геометрических фи-

гур, геометрические фигуры.

- Предметная картинка с отсутству-

щими деталями.

- Разрезная картинка, состоящая из

четырех частей.

- 5-6 предметных картинок (иг-

рушки), 4-ре из которых предъяв-

ляются сразу.

- 5 картинок, четыре из которых

предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ-

ектов (две игрушки), имеющие 1-3

отличия.

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Ориентировка в про-

странственных

приз-

наках

-

Ориентировка на себе;

-

Ориентировка «от се-

бя»;

- Ориентировка в процес-

се передвижения.

Ориентировка на

микроплоскости

-

Ориентировка на листе

бумаги;

- Моделирование про-

странственных

отноше-

ний;

- Ориентировка по пла-

ну;

-

Взаимоположение

предметов;

- Использование прост-

ранственной термино-

логии.

-«Покажи и назови, что у тебя впереди

(грудь), сзади (спина), вверху (голова)

внизу (ноги), справа и слева (руки)»,

«Подними правую (левую) руку», «Топ-

ни правой (левой) ногой».

- «Расположи игрушки, как я скажу:

слева, справа от себя, сзади, впереди.

- «Иди до названного объекта».

- «Покажи на листе верхнюю сторону,

нижнюю, правую, левую, середину».

- «Помоги кукле расставить мебель:

поставь диван справа, стол посередине

и т.д.».

- «Расставь игрушки на полки, как на

схеме».

- «Рассмотри внимательно карточку и

найди среди других такую же».

- «Какая эта рука (нога). Где у тебя

расположена спина (грудь)? В какую

сторону едет машина? В какую сторо-

ну ты бросаешь мяч?»

- Набор игрушек.

- Игрушки-ориентиры.

- Лист бумаги.

- Набор мебели, макет комнаты.

-

Картинка-план,

игрушки,

макет

полки.

- Набор из 4-ех карточек, две из

которых одинаковые, на карточке –

три предмета.

- Машинка, мяч.

4. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

- Представление о себе и

окружающих людях;

- Понимание и обозначе-

ние в речи предметов

повседневного пользо-

вания;

- Представление о труде

взрослых;

- Представление об эле-

ментарных социально-

бытовых ситуациях;

- Ориентированность в

окружающем мире;

- Владение навыками

социального поведе-

ния.

- «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?»,

« Ты знаешь свой адрес? Назови его».

- «Найди предметы мебели. Расскажи,

зачем нужен стол, стул, шкаф?».

«Расскажи о своей одежде. Зачем нуж-

на одежда?».

- «Что делает в детском саду, воспита-

тель, няня, повар, медсестра?».

- «Расскажи, что делают дети в группе?

А что делают в кабинете у врача? И т.д.

- «Какое время года на картинке? Как

ты догадался?»

«Какое время года наступит после…»

«Выбери игрушки, посуду, одежду,

мебель, овощи, фрукты, обувь».

- «Поздоровайся с игрушками».

- «Попроси о помощи».

- «Поблагодари за помощь».

- « Предложи свою помощь».

- Игрушки.

-Картинки с изображением времен

года,

набор

предметных

изобра-

жений.

- Игрушки.

Схема

тифлопедагогического

обследования

ребенка

5-ти

– 6-ти лет

(старшая группа)

1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Знание о пальцах рук

- Расположение и назва-

ния каждого пальца;

- Представление о назна

чении рук.

Осязание

- Обследование игрушки

двумя руками в опреде-

ленной последователь-

ности;

- Определение материа-

ла;

- Различение

свойств

поверхности.

Графо-моторные на-

выки

- Проведение прямой

линии, линий разных по

длине;

- Соединение точек;

- Рисование дорожек:

прямых,

извилистых

;

- Рисование геометри-

ческих фигур.

- «Покажи и назови каждый палец на

руке».

- «Помоги другу застегнуть рубашку.

Объясни, как ты это сделал?»

- «Назови игрушку. Назови все части и

детали игрушки».

-«Выбери деревянные (металлические,

пластмассовые и т.д.) предметы».

-«Найди

предмет

с

такой

же

повер-

хностью,

как

эта».

- «Заштрихуй все лепестки у цветка в

разных направлениях», «Нарисуй, как

из тучи капает дождь. Первая струя

любой длины, вторая – короче, третья

– длиннее, еще длиннее, теперь самую

короткую».

- «Если ты правильно соединишь все

точки, то здесь получится картинка.

Соедини точки по порядку прямыми

линиями».

- «Продолжи и нарисуй все дорожки

до конца».

- «Нарисуй в прямоугольнике круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоу-

гольник».

-

Игрушка

с

четко

выраженны-

ми

осязат.

признаками.

-Набор

игрушек

из

разного

ма-

териала

(деревянные,

резино-

вые,

пластмассовые).

- Предметы

с

разной

поверх-

ностью.

- Лист бумаги с изображением цвет-

ка, тучи, карандаши.

- Лист бумаги с точечным изображе-

нием собаки, карандаши.

- Лист бумаги с началом дорожек,

карандаши.

- Лист бумаги, карандаши.

2. Зрительное восприятие

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Цвет

- Различение основных

цветов (локализация и

соотнесение);

- Различение и называ-

ние цвета окружающих

предметов;

- Составление цветоря-

да.

Форма

- Различение и называ-

ние геометрических

фигур и тел;

- Соотнесение формы

предмета с геометри-

ческим эталоном;

- Дифференциация

близких по форме гео-

метрических фигур.

Величина

- Различение величины

окружающих предме-

тов;

- Обозначение в речи

величины

предметов;

- Выстраивание пред-

метного ряда по вели-

чине.

-Соотнесение: «Покажи картинки оди-

накового цвета».

- Локализация: «Посмотри на мячик и

покажи котенку такие синие мячи».

-«Какого цвета игрушка (предмет)?».

- «Разложи шляпки грибов от светло-

оранжевого до темного, а ножки для

грибов – наоборот.

- «Назови фигуру (тело)»,

«Покажи фигуру (тело), которую я на-

зову».

- «Покажи игрушку (картинку), похо-

жую на квадрат, круг, прямоуголь-

ник, треугольник».

- «Первому слону отдай круглые ша-

ры, а второму – овальные»

- «Покажи и назови предметы, о кото-

рых можно сказать «большой и ма-

ленький», «высокий и низкий», «ко-

роткий и длинный», «широкий и уз-

кий».

- «Сравни предметы на картинках по

величине и назови величину».

- «Разложи предметы по величине в

ряд: от маленького к большому».

-Набор

картинок

красного,

же-

лтого, зеленого, синего, черного,

белого , коричневого, голубого, ора-

нжевого и серого цветов.

-

Предметная

картинка

с

изоб-

ражением

мячей

синего

цвета

и

котенка

и

карточка-образец.

-

Набор предметных изображе-

ний разного цвета или игрушки.

- Набор плоскостных шляпок и но-

жек для грибов.

- Набор плоскостных геометричес-

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ник,

овал,

прямоугольник)

и

объемных

геометрических

тел

(куб, шар, цилиндр, конус).

- Набор игрушек или картинок.

- Картинка с изображением двух

слонов и набор кругов и овалов.

- Набор предметов или картинок

разной величины.

- Набор предметных картинок раз-

ных по величине.

-Набор предметов разной величи-

ны (5-7 шт.).

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет-

ных изображений;

- Различение сюжет-

ной 3-плановой.

Восприятие

сложных

изображений

- Складывание предме-

тов из геом. фигур;

- Заполнение отсутству-

ющих деталей;

- Соотношение части и

целого.

Особенности воспри-

ятия

- Объем зрительного

внимания;

- Избирательность;

- Переключение и рас-

пределение (найти от-

личия);

- «Назови что нарисовано на картин-

ке?». «Какие предметы спрятали на

картинке?»

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-

рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка-

кие предметы спрятались за други-

ми?»

- «Посмотри на картинку и скажи, что

на ней нарисовано? Сложи такую же»

- «Посмотри и запомни картинку. По-

пробуй и сложи предмет по памяти».

- «Почини картинку и поставь выре-

занные кусочки на свои места».

- «Попробуй сложить все кусочки

вместе так, чтобы получилась целая

картинка».

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и запомни их. Вспомни

игрушки и расставь их».

- «Посмотри и назови предметы на

картинках. Посмотри и скажи, что из-

менилось?»

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и найди отличия».

-

Предметные

картинки,

изобра-

жения

предметов

в

разных

мо-

дальностях: силуэты, контуры, за-

шумленные, наложенные.

- Сюжетная картинка с 3-плановой

перспективой.

- Образец предметной картинка,

состоящая из геометрических фи-

гур, геометрические фигуры.

- Предметная картинка с отсутству-

щими деталями.

- Разрезная картинка, состоящая из

шести частей.

- 7-8 предметных картинок (иг-

рушки), 4-5 из которых предъяв-

ляются сразу.

- 5-6 картинок, 4-5 из которых

предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ-

ектов (две игрушки), имеющие 3-4

отличия.

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Ориентировка в про-

странственных

приз-

наках

-

Ориентировка на себе;

-

Ориентировка «от се-

бя»;

- Ориентировка « от

предмета»;

- Ориентировка в про-

цессе

передвижения.

Ориентировка на

микроплоскости

- Ориентировка на листе

бумаги;

- Моделирование про-

странственных

отноше-

ний;

- Ориентировка по пла-

ну;

-

Взаимоположение

предметов;

- Использование прост-

ранственной термино-

логии.

-«Назови части своего тела и расскажи,

как они расположены».

- «Расположи игрушки, как я скажу:

слева, справа от себя, сзади, впереди.

- «Посади куклу на стол. Положи игруш

ки около куклы, как я скажу».

- «Иди вперед. Поверни направо …»

- «Покажи на листе верхнюю сторону,

нижнюю, правую, левую, середину,

углы (верхний правый, нижний левый

и т.д.)».

- «Помоги кукле расставить мебель:

поставь диван справа, стол посередине

и т.д.».

- «Нарисуй путь … на плане»

- «Рассмотри внимательно карточку и

найди среди других такую же».

- «Расскажи, как расположенны части

твоего тела. Назови, где сейчас нахо-

дится карандаш от тебя».

- Набор игрушек.

- Кукла и игрушки среднего размера

Лист бумаги.

- Набор мебели, макет комнаты.

- Картинка-план.

- Набор из 4-ех карточек, две из

которых одинаковые, на карточ-ке –

4 предмета.

- Карандаш.

4. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемы

е параметры

Диагностические задания

Используемы

й материал

- Представление о себе

и окружающих людях;

- Понимание и обозна-

чение в речи предме-

тов повседневного

пользования;

- Представление о

труде взрослых;

- Представление об

элементарных социаль-

но-бытовых ситуациях;

- Ориентированность в

окружающем мире;

- Владение навыками

социального поведе-

ния.

- «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего

папу?»,

« Назови свой адрес». «Расскажи о

своей семье».

- «Выбери предметы, необходимые

в домашнем труде. Объясни их наз-

начение. Что надо папе, чтобы почи-

нить стул? А что нужно, чтобы приго-

товить обед».

- «Люди каких профессий нарисова-

ны? Расскажи, что делает повар,

врач, шофер … Кем работает твоя

мама, а твой папа ?»

- «Выбери нужную картинку: тебе

нужна помощь врача, ты хочешь ку-

пить продукты, тебе нужно пост-

ричься … и т.д.

- «Посмотри в окно. Какая сейчас

часть суток? Что наступит после …»

- «Какое время года на картинке?

Как ты догадался? Какое время года

наступит после…»

- «Назови домашних (диких) живот-

ных. Почему их так называют?»

«Назови общим словом эти пред-

меты. Какой предмет лишний на кар

тинке. Почему?»

- «Рассмотри картинку. О чем она

рассказывает? Как ты думаешь, пра-

вильно поступает герой картины?

Как ты поступишь в такой ситуации?

Почему?»

- Игрушки или цветные изображе-

ния.

- Лото «Кем быть?», иллюстрации

-

Набор

предметных

изображе-

ний

разных

учреждений,

мага-

зинов и т.д.

-Картинки

с

изображением

вре-

мен года, набор предметных изо-

бражений.

- Сюжетные картинки различных

бытовых ситуаций, например,

сцена в транспорте, в магазине

Схема

тифлопедагогического

обследования

ребенка

6-ти

– 7-ми лет

(подготовительная группа)

1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Знание о пальцах рук

- Расположение и назва-

ния каждого пальца;

- Представление о назна

чении рук.

Осязание

- Обследование игрушки

двумя руками в опреде-

ленной последователь-

ности;

- Определение материа-

ла;

- Различение

свойств

поверхности.

Графо-моторные на-

выки

- Проведение прямой

линии, линий разных по

длине;

- Соединение точек;

- Рисование дорожек:

прямых,

извилистых

;

- Рисование геометри-

ческих фигур.

- «Покажи и назови каждый палец на

руке».

- «Как руки тебе помогают в работе?»

- «Обследуй игрушку. Назови все части

и детали игрушки».

-«Выбери деревянные (металлические,

пластмассовые и т.д.) предметы».

-«Найди

предмет

с

такой

же

повер-

хностью,

как

эта».

- «Заштрихуй крылья у бабочки в раз-

ных направлениях», «Нарисуй, как из

тучи капает дождь. Обведи самую

длинную стрелу, теперь стрелу – ко-

роче, самую короткую, длиннее».

- «Если ты правильно соединишь точ-

ки по порядку, то здесь получится кар-

тинка».

- «Продолжи и нарисуй все дорожки

до конца».

- «Нарисуй в прямоугольнике круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоу-

гольник».

-

Игрушка

с

четко

выраженны-

ми

осязат.

признаками.

-Набор

игрушек

из

разного

ма-

териала

(деревянные,

резино-

вые,

пластмассовые).

- Предметы

с

разной

поверх-

ностью.

- Лист бумаги с изображением ба-

бочки и стрел, карандаши.

- Лист бумаги с точечным изображе-

нием слона, карандаши.

- Лист бумаги с началом дорожек,

карандаши.

- Лист бумаги, карандаши.

2. Зрительное восприятие

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Цвет

- Различение основных

цветов (локализация и

соотнесение);

- Различение и называ-

ние цвета окружающих

предметов;

- Составление цветоря-

да.

Форма

- Различение и называ-

ние геометрических

фигур и тел;

- Соотнесение формы

предмета с геометри-

ческим эталоном;

- Дифференциация

близких по форме гео-

метрических фигур.

Величина

- Различение величины

окружающих предме-

тов;

- Обозначение в речи

величины

предметов;

- Выстраивание пред-

метного ряда по вели-

чине.

-Соотнесение: «Покажи вазу такого

же цвета».

-Локализация: «Покажи всех оранже-

вых бабочек».

-«Какого цвета игрушка (предмет)?».

- «Разложи машинки от светло-фио-

летового до темного оттенка.

- «Назови фигуру (тело)»,

«Покажи фигуру (тело), которую я на-

зову».

- «Покажи игрушку (картинку), похо-

жую на квадрат, круг, прямоуголь-

ник, треугольник».

- «Раздели все фигуры на группы».

- «Покажи и назови предметы, о кото-

рых можно сказать «большой и ма-

ленький», «высокий и низкий», «ко-

роткий и длинный», «широкий и уз-

кий».

- «Сравни предметы на картинках по

величине и назови их величину».

- «Разложи предметы по величине в

ряд: от маленького к большому».

-Набор

предметных

картинок

всех цветов спектра, а

так же

черный,

белый,

серый

и

кори-

чневый; набор разноцветных кар-

точек.

-

Предметная

картинка

с

изоб-

ражением

бабочек.

-

Набор предметных изображе-

ний разного цвета или игрушки.

- Набор плоскостных машинок (7-

10 шт.).

- Набор плоскостных геометричес-

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ник,

овал,

прямоугольник)

и

объемных

геометрических

тел

(куб, шар, цилиндр, конус, призма,

кирпичик).

- Набор игрушек или картинок.

- Набор фигур: квадраты, прямоу-

гольники, круги и квадраты.

- Набор предметов или картинок

разной величины.

- Набор предметных картинок раз-

ных по величине.

-Набор предметов разной величи-

ны (7-10 шт.).

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет-

ных изображений;

- Различение многопла

новых сюжетных изоб-

ражений.

Восприятие

сложных

изображений

- Складывание предме-

тов;

- Заполнение отсутству-

ющих деталей;

- Соотношение части и

целого.

Особенности воспри-

ятия

- Объем зрительного

внимания;

- Избирательность;

- Переключение и рас-

пределение (найти от-

личия);

- «Назови что нарисовано на картин-

ке?». «Какие предметы спрятали на

картинке?»

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-

рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка-

кие предметы спрятались за други-

ми?»

- «Посмотри на картинку и скажи, что

на ней нарисовано? Сложи такую же»

- «Посмотри и запомни картинку. По-

пробуй и сложи предмет по памяти».

- «Почини картинку и поставь выре-

занные кусочки на свои места».

- «Попробуй сложить все кусочки

вместе так, чтобы получилась целая

картинка».

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и запомни их. Вспомни

игрушки и расставь их».

- «Посмотри и назови предметы на

картинках. Посмотри и скажи, что из-

менилось?»

- «Посмотри внимательно на картин-

ки (игрушки) и найди отличия».

-

Предметные

картинки,

изобра-

жения

предметов

в

разных

мо-

дальностях: силуэты, контуры, за-

шумленные, наложенные.

- Сюжетное многоплановое изоб-

ражение.

- Образец предметной картинка,

состоящая из геометрических фи-

гур, геометрические фигуры.

- Предметная картинка с отсутству-

щими деталями.

- Разрезная картинка, состоящая из

восьми частей.

- 8-9 предметных картинок (иг-

рушки), 5-6 из которых предъяв-

ляются сразу.

- 6-7 картинок, 5-6 из которых

предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ-

ектов (две игрушки), имеющие 4-5

отличий, одно из них пространст.

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые

параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Ориентировка в про-

странственных

приз-

наках

-

Ориентировка на себе;

-

Ориентировка «от се-

бя»;

- Ориентировка « от

предмета»;

- Ориентировка на теле

напротив сидящего;

-Ориентировка в процес-

се передвижения.

Ориентировка на

микроплоскости

- Ориентировка на листе

бумаги;

- Моделирование про-

странственных

отноше-

ний;

- Ориентировка по пла-

ну;

-

Взаимоположение

предметов;

- Использование про-

странственной терми-

нологии.

-«Назови части своего тела и расскажи,

как они расположены».

- «Расположи игрушки, как я скажу:

слева, справа от себя, сзади, впереди.

- «Посади куклу на стол. Положи игруш

ки около куклы, как я скажу».

- « Покажи, где у меня правая рука, ле-

вый глаз, левая нога, правое ухо …»

-«Иди до стола. Поверни направо. Иди

до окна …».

- «Покажи на листе верхнюю

сторону, нижнюю, правую, левую,

середину, углы (верхний правый,

нижний левый и т.д.)».

- «Помоги кукле расставить мебель:

поставь диван справа, стол

посереди-не, стул между … и т.д.».

- «Нарисуй путь … на плане»

- «Рассмотри внимательно карточку

и найди среди других такую же».

- «Расскажи, как расположены час-

ти твоего тела. Назови, где сейчас

находится карандаш от тебя. Назови

игрушку, которая находится справа

от …, между …, слева от …».

- Набор игрушек.

- Кукла и игрушки среднего размера

-

Лист

бумаги.

-

Набор

мебели,

макет

комнаты.

-

Картинка-план.

- Набор

из 4-ех карточек,

две

из

которых

одинаковые,

на

карточке

5

предметов.

-

Карандаш,

игрушки.

4. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемы

е параметры

Диагностические задания

Используемы

й материал

- Представление о себе

и окружающих людях;

- Понимание и обозна-

чение в речи предме-

тов повседневного

пользования;

- Представление о

труде взрослых;

- Представление об

элементарных социаль-

но-бытовых ситуациях;

- Ориентированность в

окружающем мире;

- Владение навыками

социального поведе-

ния.

- «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего

папу?»,

« Назови свой адрес». «Расскажи о

своей семье».

« Расскажи о своем друге».

- «Назови предмет и расскажи для

чего он нужен».

- «Кто кем работает? Что делает че-

ловек этой профессии? Какие пред-

меты нужны человеку этой профес-

сии?»

- «Выбери нужную картинку: тебе

нужно купить лекарства, тебе нужна

помощь врача, ты хочешь купить про

дукты, тебе нужно купить мебель,

тебе нужно постричься, твоя мама

хочет сшить платье и т.д.»

- «Посмотри в окно. Какая сейчас

часть суток? Что наступит после …»

- «Какое время года на картинке?

Как ты догадался? Какое время года

наступит после…»

«Назови домашних, диких живот-

ных, зимующих и перелетных птиц.

Объясни, почему они так называют-

ся?»

« Назови предметы общим словом.

Какой предмет лишний? Почему?»

- « Я расскажу тебе о разных ситуа-

циях, а ты должен сказать, как пос-

тупишь: твой друг заболел , ты не

справляешься с каким-то делом, вы

с мамой идете домой, а у мамы тя-

желые сумки, у бабушки день рож-

дения …».

- Игрушки или цветные изображе-

ния

предметов

повседневного

пользования.

- Лото «Кем быть?», иллюстрации

-

Набор

предметных

изображе-

ний

разных

учреждений,

мага-

зинов и т.д.

Картинки

с

изображением

вре-

мен года, набор предметных изо-

бражений.



В раздел образования