Авторы: Епишенкова Елена Юрьевна, Чулибаева Елена Диловаровна
Должность: тифлопедагоги
Учебное заведение: ГБОУ Школа №338
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики детей с пониженной остротой зрения
Тема: "Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
« Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики
детей с пониженной остротой зрения (0,05-0,4)»
Тифлопедагоги: Епишенкова Е.Ю.
Чулибаева Е.Д.
Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением
зрения
Предисловие
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения,
помимо общих,
решаются
и
специальные
коррекционно-педагогические
задачи.
Важнейшими из
них
являются
социальная адаптация и абилитация детей.
Успешность решения этих задач обеспечивается точной
диагностикой
развития
каждого
ребенка,
выявляющей
имеющиеся
проблемы
и
адекватным
(в
соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до
сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией
зрения.
Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного
возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете
познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной
Л.И.
Данный материал
предлагается вниманию учителей-дефектологов
(тифлопедагогов) , рабо-
тающих
в
детских
садах
для
детей
с
нарушением
зрения.
По
сути,
он
является попыткой
систематизировать
существующие
методики
и
практический
о п ы т учителей-дефектологов
по
тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для
изучения
дошкольников,
страдающих
косоглазием
и
амблиопией,
а
также
детей
с
пониженным
зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания,
остроты зрения и других характеристик со-
стояния зрительных функций каждого ребенка).
Цели и задачи тифлопедагогической диагностики
дошкольника с нарушением зрения
Для четкого и точного восприятия детьми диагностического материала и предлагаемых в процессе
диагностики заданий (инструкций,
вопросов)
тифлопедагогу необходимо знать диагноз зрительного
заболевания и состояние зрительных функций (острота зрения,
цветовое зрение,
характер зрения,
поле зрения, а также вид и угол косоглазия) каждого обследуемого ребенка. Тифлопедагог должен также
знать
особенности
зрительного
восприятия при
той
или
иной
зрительной
патологии.
В
соответствии
с
этими
показателями
необходимо
подбирать
игровой,
дидактический
и
иллюстративный материал для обследования и методику его проведения. Целью диагностического
обследования дошкольника
с
патологией
зрения
является
выявление
имеющихся
отклонений
в
развитии
его
познавательной
деятельности
д л я последующей
их
коррекции
и
контроля
над
происходящими изменениями.
В
процессе
обследования
тифлопедагог решает
следующие
задачи:
определяет
индивидуальные
особенности
познавательной
деятельности
ребенка,
готовность ребенка
к
коррекционному обучению,
возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности
и
других
нарушений в
развитии.
Большое
значение
имеет
в ы я в л е н и е умений
ребенка
пользоваться своим нарушенным зрением и уровня развития сохранных анализаторов (в первую
очередь осязания и слуха) . Представленный нами материал для диагностического обследования
включает
в
себя
основные
направления:
зрительное
восприятие,
осязание
и
мелкая
моторика,
пространственная
ориентировка
и
социально-бытовая
ориентировка.
В процессе проведения обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности,
осложняющие
овладение
ребенком
познавательной
деятельностью,
проанализировать
и х
причины;
выявить особенности поведения ребенка,
его отношение к предлагаемым заданиям, его
работоспособность.
Все
эти
данные
о
р е б е н ке позволяют
тифлопедагогу
понять,
на
что
опираться в коррекционном обучении,
определить степень и характер необходимой ему помощи,
наметить основные задачи коррекционного обучения.
Организация диагностического обследования
Знакомство
тифлопедагога
с
ребенком начинается
с
изучения
документации
(записей,
сделанных
специалистами
ПМПК,
направившей
ребенка
в
данное
учреждение,
общей
медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о
психофизическом развитии ребенка,
о его соматическом состоянии,
об имеющихся заболеваниях,
о
диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.
Предлагаемая «Схема тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушением зрения»
построена
на
м а т е р и а л е коррекционных
программ
(« П р о г р а м м ы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред.
Л.И.Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153) и позволяет проводить диагностику детей с 3-х
до 7-ми лет.
Схема включает в себя выявляемые параметры, перечень диагностических заданий и используемого
материала и является рабочим материалом тифлопедагога, на который он опирается при организации
обследования. В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности
выполнения ребенком предлагаемых заданий и оценивает работу ребенка по 4-бальной шкале. После
завершения
всего
комплекса
обследования
(по
всем
коррекционным
в и д а м деятельности)
тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий. (Приложение
1. «Критерии определения уровней развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с
нарушением зрения»). Затем фиксируются результаты тифлопедагогического обследования ребенка
(выявленные
тифлопедагогом
уровни)
по
каждому
коррекционному
виду
деятельности.
(Приложение
2. «Индивидуальная
карта
динамики
развития
ребенка»). Тифлопедагогическая
диагностика осуществляется в начале и конце учебного года.
Анализ тифлопедагогом ответов
ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него
вторичные
отклонения
в
развитии.
По
данным
обследования,
проводимого
в
начале
года,
составляется
тифлопедагогическая
характеристика
и
намечаются
о с н о в н ы е направления
коррекционно-педагогической работы с ребенком (Приложение
3. «Перспективное планирование
коррекционно-педагогической
работы»).
В
конце
учебного
года
анализируются
данные
всех
проведенных
обследований.
Так
тифлопедагог
получает
возможность
проследить динамику
овладения
различными
ви д ам и деятельности
каждым
ребенком
в
процессе коррекционного
обучения.
Прежде, чем приступить к непосредственному изучению ребенка с использованием «Схемы...»,
необходимо
некоторое
в р е м я понаблюдать
за
ним
во
время
игр,
на
общеобразовательных
занятиях,
на прогулке,
в различные режимные моменты его пребывания в детском саду.
Это
необходимо, так как наиболее полные и объективные представления о ребенке можно получить в
результате
целенаправленного
наблюдения
в различных
видах
деятельности
ребенка.
Все
это
позволяет
тифлопедагогу
подготовиться
к
общению
с
ребенком
и
его
родителями.
В
процессе
наблюдений
и
обследования тифлопедагог
должен
наладить
с
к а ж д ы м ребенком
положительный
эмоциональный контакт,
расположить
к
себе,
заинтересовать в
общении.
Это
является
одним
из
условий успешности
коррекционной
работы.
Большое
значение
имеет
правильная
организация
места
обследования
(оно
должно быть
комфортным
для
ребенка
и
достаточно освещенным
- в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями) . Если тиф-
лопедагогическое
диагностирование
осуществляется в кабинете,
необходимо позаботиться о
том, чтобы было тихо, не было отвлекающих ребенка предметов и игрушек. Прежде чем приступить к
предъявлению ребенку диагностических заданий,
следует познакомить его с кабинетом (если
о н впервые
его
посещает).
В
процессе
обследования
р е б е н к у предъявляется
только
тот
материал
(предметы
ближайшего
окружения,
игрушки,
геометрические
фигуры,
картинки),
который необходим для выполнения определенного задания.
Остальной диагностический ма-
териал
убирается
в
коробки,
в
шкаф
и
предъявляется
по
мере
надобности.
Необходимо
учитывать,
что диагностирование
дошкольников
с
нарушением
зрения
предполагает
элементы
обучения.
Это
необходимо
для
определения
необходимой
ребенку
степени
коррекционно-
педагогической
помощи
и
его
возможностей
принимать
эту
помощь.
Обследование
дошкольников
3-4
лет
рекомендуется
проводить
ближе
к
полудню
(до
12
часов).
Детей
старшего
дошкольного
возраста
можно
диагностировать
в
любое
время
дня,
но
при
условии
создания
оптимально
комфортных
условий
для
их
зрительного
восприятия.
Непрерывная
зрительная
нагрузка
во
время
обследования
должна
определяться
индивидуально
(с
учетом
возраста
и
состояния
зрения
ребенка).
Время,
которое
дается
ребенку
для
рассматривания
диагностического
материала
и
осмысления
заданий,
должно
быть
увеличено
вдвое
(а
в
некоторых
случаях,
например,
если
у
ребенка
очень
низкое
зрение,
и
в
несколько
раз
больше),
чем
в
норме.
Выполнение
заданий,
построенных
на
речевом
материале,
предполагает
предварительную
проверку
понимания
детьми
значения
используемых
слов,
выражений,
их
соответствия
реальным
представлениям.
В
случаях
необходимости
тифлопедагог
проводит
разъяснительную
работу
с
демонстрацией
тех
предметов,
игрушек,
явлений,
о
которых
говорится
в
заданиях.
Тифлопедагогическое
обследование
может
проходить
как
в
кабинете,
так
и
в
помещении
группы,
которую
посещает
ребенок.
Как
правило,
это
бывает
связано
с
тем,
что
маленький
ребенок
еще
не
адаптировался,
он
боится
покидать
свою
группу,
в
которой
уже
немного
освоился.
Ни
в
коем
случае
нельзя
настаивать
на
том,
чтобы
ребенок
пошел
в
кабинет,
это
может
вызвать
негативную
реакцию.
Как
правило,
обследование
проводится
индивидуально,
за
исключением
тех
ситуаций,
когда
тифлопедагог
ставит
задачу
проанализировать
возможности
взаимодействия
детей
в
процессе
выполнения
определенных
видов
деятельности.
Схема
тифлопедагогического
обследования
ребенка
3-
х – 4-х лет
(младшая группа)
1. Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Осязание
- Определение мате-
риала (по образцу);
-
Различение
свойств
поверхности
(по
образ-
цу).
Выполнение
действий
- Всей рукой;
- Отдельными пальца-
ми.
Графо-моторные
на-
выки
- Проведение прямой
линии;
- Соединение точек
(по образцу);
- Рисование дорожек:
прямых,
извилистых.
-«Эта матрешка деревянная. Потрогай
ее и найди такую же на ощупь».
-«Найди
каждому
кругу
пару.
Пощу-
пай пальчиками круги
и найди та-
кие же».
- «Возьми игрушку»,
- «Нажми на кнопку средним пальцем,
указательным, большим, мизинцем,
безымянным».
- «Нарисуй всем шарикам ниточки».
- «Если ты правильно соединишь все
точки, то здесь получится картинка.
Посмотри, я соединю эту точку с этой.
А теперь ты…».
- « Нарисуй, как едут машины по доро-
гам».
-Набор
игрушек
из
разного
ма-
териала
(деревянные,
резино-
вые,
пластмассовые).
-
Набор
кругов
разной
поверх-
ности:
гладкие,
бархатные,
ко-
лючие
и
т.д.
- Любая знакомая игрушка.
-
Настольная
лампа
с
кнопочным
выключателем или игрушка с кноп-
ками.
- Лист бумаги с изображением воз-
душных
шариков
без
ниточек,
ка-
рандаши.
- Лист бумаги с точечным изображе-
нием домика, карандаши.
- Лист бумаги с изображением ма-
шин и дорог, карандаши.
2. Зрительное восприятие
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Цвет
- Различение основных
цветов (локализация и
соотнесение);
- Различение и называ-
ние цвета окружающих
предметов.
Форма
- Различение и называ-
ние геометрических
фигур и тел;
- Соотнесение формы
предмета с геометри-
ческим эталоном;
- Дифференциация
близких по форме гео-
метрических фигур.
Величина
- Различение величины
окружающих предме-
тов;
- Обозначение в речи
величины
предметов;
- Выстраивание пред-
метного ряда по вели-
чине.
Восприятие изобра-
жений
- Различение предмет-
ных изображений;
- Различение однопла-
Локализация: «покажи кукле все ша-
рики зеленого цвета, как на картин-
ке».
Соотнесение: «Возьми все игрушки та-
кого же цвета, как на карточке».
-«Найди
пирамидку
названного
цвета», «Какого цвета игрушка?».
- «Назови фигуру (игрушку)»,
«Найди такую же фигуру (игрушку)».
- «Положи фигуру рядом с предме-
том такой же формы».
- «Разложи в тарелочки печенье похо-
жее на квадраты».
- «Возьми большой (маленький) мяч,
покажи высокую (низкую) елочку,
прокати машинку по длинной (ко-
роткой) дорожке».
- «Сравни игрушки и скажи, какой это
мячик по размеру, а этот; эта машин-
ка какая, а эта?».
- « Положи круги рядом красиво от
большого до маленького».
- «Назови что нарисовано на картин-
-Изображение
куклы
с
шара-
ми
разных
оттенков
зеленого,
карточка
образец
зеленого
цвета;
-
Набор
карточек:
красного,
желтого, зеленого, синего цвета,
черного и белого; игрушки.
-
Одноцветные
пирамидки ( н а -
званных
цветов);
набор пред-
метных изображений разного
цвета или игрушки.
- Набор плоскостных геометричес-
ких фигур (круг, квадрат, треуголь-
ник) и объемных геометрических
тел (куб, шар).
-
Набор
игрушек
и
плоскостных
геометрических фигур.
-
Набор
прямоугольных
и
квад-
ратных печенья, изображение та-
релок.
- Набор игрушек: большой и ма-
ленький
мяч,
высокая
и
низкая
елочка, короткая и длинная полос-
ка, машинка.
-
Набор
игрушек
двух
размеров:
больших и маленьких.
-
Набор
кругов
разной
величины
(3-4 шт.)
- Предметные картинки.
-Простое одноплановое сюжетное
изображение
известных
детям
животных.
Восприятие
сложных
изображений
- Складывание предме-
тов из геом. фигур;
- Заполнение отсутству-
ющих деталей;
- Соотношение части и
целого.
Особенности воспри-
ятия
- Объем зрительного
внимания.
- «Посмотри на картинку и скажи, что
на ней нарисовано? Сложи такую же»
- «Почини картинку и поставь выре-
занные кусочки на свои места».
- «Попробуй сложить все кусочки
вместе так, чтобы получилась целая
картинка».
- «К тебе в гости пришли игрушки. На-
зови их. Закрой глаза. Найди те игруш
ки, которые приходили к тебе в гос-
ти».
- Образец предметной картинка,
состоящая из геометрических фи-
гур, геометрические фигуры.
- Предметная картинка с отсутству-
щими деталями.
- Разрезная картинка, состоящая из
трех частей.
- Пять игрушек, три из которых
предъявляют в начале и две до-
бавляют в конце задания.
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Ориентировка в про-
странственных
приз-
наках
-
Ориентировка на себе;
-
Ориентировка «от се-
бя»;
- Ориентировка в процес-
се передвижения.
Ориентировка на ми-
кроплоскости
- Ориентировка на листе
бумаги;
- Моделирование про-
странственных
отноше-
ний;
- Ориентировка по пла-
ну;
- Использование прост-
ранственной термино-
логии.
-«Покажи, где у тебя голова, спина
и т.д.»,
«Возьми кубик в правую (левую) руку»,
«Топни правой (левой) ногой».
- «Покажи флажком направо (налево)
, вперед (назад), вверх (вниз).
- «Иди вперед. На столе лежит кубик.
Возьми его и принеси. Найди игрушку,
которая стоит слева (справа) от тебя».
- «Разложи игрушки на листе справа,
слева, вверху, внизу, посередине».
- «Поставь игрушки так же, как на сто-
ле», «Поставь красный кубик на зеле-
ный».
- «Поставь игрушки, как на картинке».
- «Какая эта рука (нога)? В какую сто-
рону ты показываешь флажком?»
-
2
кубика
средней
величины.
- Флажок.
- Кубик, игрушки.
- Набор игрушек небольшой вели-
чины и светло-зеленый лист бума-
ги.
-Набор игрушек средней величины.
- Картинка-план, игрушки.
4. Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
- Представление о себе и
окружающих людях;
- Понимание и обозначе-
ние в речи предметов
повседневного пользо-
вания;
- Представление о труде
взрослых;
- Ориентированность в
окружающем мире;
- Владение навыками со-
циального поведения.
- «Назови свое имя, фамилию»,
«Как зовут твою маму, твоего папу?».
- «Что это? Для чего нужен этот пред-
мет? или: «Что можно с ним делать?»
«Покажи, что можно делать с этим
предметом».
- «Что сейчас делает няня, воспита-
тель?»
- «Посмотри в окно. Какое сейчас вре-
мя года? Как ты догадался?»
- «Что сейчас – утро или вечер? Как ты
догадался?»
- «Посмотри, вот кукла, мишка, маши-
на. Как о них можно сказать одним сло
вом?».
- «Назови ласково игрушку (мишку,
куклу, зайчика)», «Поблагодари за по-
мощь, угощение.
- Игрушки и предметы повседнев-
ного пользования ребенком.
- Набор игрушек.
- Набор игрушек.
Схема
тифлопедагогического
обследования
ребенка
4-
х – 5-ти лет
(средняя группа)
1. Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Знание о пальцах рук
- Представления о наз-
начении рук и пальцев.
Осязание
- Обследование игрушки
двумя руками в опреде-
ленной последователь-
ности;
- Определение материа-
ла;
- Различение
свойств
поверхности.
Выполнение
действий
- Всей рукой;
- Отдельными пальцами.
Графо-моторные на-
выки
- Проведение прямой
линии, линий разных по
длине;
- Соединение точек;
- Рисование дорожек:
прямых,
извилистых
;
- «Спрячь мизинец (указательный,
средний, безымянный, большой палец)
в кулаке другой руки».
- «Назови игрушку. Назови все части и
детали игрушки».
-«Выбери деревянные (металлические,
пластмассовые и т.д.) предметы».
-«Найди
предмет
с
такой
же
повер-
хностью,
как
эта».
- «Открой коробку, закрой»,
- «Сложи палочки в коробочку двумя
пальцами».
- «Нарисуй на шляпке гриба сверху
вниз прямые линии, а на ножке – слева
направо», «Нарисуй в первой иголке
нитку, во второй иголке – короче, а в
третьей иголочке – длиннее».
- «Если ты правильно соединишь все
точки, то здесь получится картинка.
Соедини эту точку с этой. А теперь эту
точку с этой …».
- «Нарисуй внутри дорожки такие же
линии как сами дорожки».
-
Игрушка
с
четко
выраженны-
ми
осязат.
признаками.
-Набор
игрушек
из
разного
ма-
териала
(деревянные,
резино-
вые,
пластмассовые).
- Предметы
с
разной поверх-
ностью.
- Коробочка с набором счетных па-
лочек.
- Лист бумаги с изображением гри-
ба, иголок без ниток, карандаши.
- Лист бумаги с точечным изображе-
нием домика, карандаши.
- Лист бумаги с изображением до-
рожек, карандаши.
- Рисование геометри-
ческих фигур.
- «Нарисуй в круг, квадрат, треуголь-
ник».
- Лист бумаги, карандаши.
2. Зрительное восприятие
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Цвет
- Различение основных
цветов (локализация и
соотнесение);
- Различение и называ-
ние цвета окружающих
предметов;
- Составление цветоря-
да.
Форма
- Различение и называ-
ние геометрических
фигур и тел;
- Соотнесение формы
предмета с геометри-
ческим эталоном;
- Дифференциация
близких по форме гео-
метрических фигур.
Величина
- Различение величины
окружающих предме-
тов;
- Обозначение в речи
величины
предметов;
-Локализация: « Покажи все красные
цветы».
- Соотнесение: «Покажи рыбок такого
цвета».
- «Какого цвета игрушка (картин-
ка)?».
- «Разложи в домики окошки. В пер-
вый домик самое светлое, во второй-
чуть потемнее, в третий – еще темнее
в четвертый – самое темное.
- «Назови фигуру (тело)»,
«Покажи фигуру (тело), которую я на-
зову».
- «Покажи игрушку, похожую на ква-
драт, круг, прямоугольник, треуголь-
ник».
- «Рассмотри кораблик и покажи, где
на нем квадраты, а где прямоуголь-
ники».
- «Возьми большой (маленький) мяч,
покажи высокую (низкую) елочку,
прокати машинку по длинной (ко-
роткой) дорожке, покажи широкую
(узкую) ленточку».
- «Сравни игрушки и скажи, какой это
мячик по размеру, а этот?», «Сравни
дерево и куст, дерево по высоте ка-
-Предметная
картинка
цветов
в
вазе.
-
Предметная
картинка
с
изоб-
ражением
рыбок
и
карточки-
образцы.
-
Набор предметных изображе-
ний разного цвета или игрушки.
- Картинка с изображением домов
и набор окон желтого цвета 4-ех
оттенков.
- Набор плоскостных геометричес-
ких фигур (круг, квадрат, треуголь-
ник,
овал,
прямоугольник)
и
объемных
геометрических
тел
(куб, шар, цилиндр).
- Набор игрушек.
- Предметная картинка кораблика,
состоящий из геометрических фи-
гур.
- Набор игрушек: большой и ма-
ленький
мяч,
высокая
и
низкая
елочка, короткая и длинная полос-
ка, машинка, ленточки разной ши-
рины.
- Набор игрушек или предметных
картинок разных по величине.
- Выстраивание пред-
метного ряда по вели-
чине.
Восприятие изобра-
жений
- Различение предмет-
ных изображений;
- Различение однопла-
новых сюжетных изо-
бражений;
- Различение сюжет-
ных 2-плановой.
Восприятие
сложных
изображений
- Складывание предме-
тов из геом. фигур;
- Заполнение отсутству-
ющих деталей;
- Соотношение части и
целого.
Особенности воспри-
ятия
- Объем зрительного
внимания;
- Избирательность;
- Переключение и рас-
пределение (найти от-
личия);
- «Разложи стаканчики по величине в
ряд: от маленького к большому».
- «Назови что нарисовано на картин-
ке? Какие предметы спрятались?».
- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-
рисован?»
- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-
рисован? Кто ближе? Кто дальше?»
- «Посмотри на картинку и скажи, что
на ней нарисовано? Сложи такую же»
- «Почини картинку и поставь выре-
занные кусочки на свои места».
- «Попробуй сложить все кусочки
вместе так, чтобы получилась целая
картинка».
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и запомни их. Вспомни
игрушки и расставь их».
- «Посмотри и назови предметы на
картинках. Посмотри и скажи, что из-
менилось?»
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и найди отличия».
-Набор стаканчиков (3-5 шт.).
- Предметные картинки и изобра-
жения предметов в разных модаль
ностях: силуэты, контуры, зашум-
ленные, наложенные.
-Простое одноплановое сюжетное
изображение известных детям жи-
вотных.
- Сюжетная картинка с 2-плановой
перспективой.
- Образец предметной картинка,
состоящая из геометрических фи-
гур, геометрические фигуры.
- Предметная картинка с отсутству-
щими деталями.
- Разрезная картинка, состоящая из
четырех частей.
- 5-6 предметных картинок (иг-
рушки), 4-ре из которых предъяв-
ляются сразу.
- 5 картинок, четыре из которых
предъявляются сразу.
- Предметные картинки двух объ-
ектов (две игрушки), имеющие 1-3
отличия.
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Ориентировка в про-
странственных
приз-
наках
-
Ориентировка на себе;
-
Ориентировка «от се-
бя»;
- Ориентировка в процес-
се передвижения.
Ориентировка на
микроплоскости
-
Ориентировка на листе
бумаги;
- Моделирование про-
странственных
отноше-
ний;
- Ориентировка по пла-
ну;
-
Взаимоположение
предметов;
- Использование прост-
ранственной термино-
логии.
-«Покажи и назови, что у тебя впереди
(грудь), сзади (спина), вверху (голова)
внизу (ноги), справа и слева (руки)»,
«Подними правую (левую) руку», «Топ-
ни правой (левой) ногой».
- «Расположи игрушки, как я скажу:
слева, справа от себя, сзади, впереди.
- «Иди до названного объекта».
- «Покажи на листе верхнюю сторону,
нижнюю, правую, левую, середину».
- «Помоги кукле расставить мебель:
поставь диван справа, стол посередине
и т.д.».
- «Расставь игрушки на полки, как на
схеме».
- «Рассмотри внимательно карточку и
найди среди других такую же».
- «Какая эта рука (нога). Где у тебя
расположена спина (грудь)? В какую
сторону едет машина? В какую сторо-
ну ты бросаешь мяч?»
- Набор игрушек.
- Игрушки-ориентиры.
- Лист бумаги.
- Набор мебели, макет комнаты.
-
Картинка-план,
игрушки,
макет
полки.
- Набор из 4-ех карточек, две из
которых одинаковые, на карточке –
три предмета.
- Машинка, мяч.
4. Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
- Представление о себе и
окружающих людях;
- Понимание и обозначе-
ние в речи предметов
повседневного пользо-
вания;
- Представление о труде
взрослых;
- Представление об эле-
ментарных социально-
бытовых ситуациях;
- Ориентированность в
окружающем мире;
- Владение навыками
социального поведе-
ния.
- «Назови свое имя, фамилию»,
«Как зовут твою маму, твоего папу?»,
« Ты знаешь свой адрес? Назови его».
- «Найди предметы мебели. Расскажи,
зачем нужен стол, стул, шкаф?».
«Расскажи о своей одежде. Зачем нуж-
на одежда?».
- «Что делает в детском саду, воспита-
тель, няня, повар, медсестра?».
- «Расскажи, что делают дети в группе?
А что делают в кабинете у врача? И т.д.
- «Какое время года на картинке? Как
ты догадался?»
«Какое время года наступит после…»
«Выбери игрушки, посуду, одежду,
мебель, овощи, фрукты, обувь».
- «Поздоровайся с игрушками».
- «Попроси о помощи».
- «Поблагодари за помощь».
- « Предложи свою помощь».
- Игрушки.
-Картинки с изображением времен
года,
набор
предметных
изобра-
жений.
- Игрушки.
Схема
тифлопедагогического
обследования
ребенка
5-ти
– 6-ти лет
(старшая группа)
1. Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Знание о пальцах рук
- Расположение и назва-
ния каждого пальца;
- Представление о назна
чении рук.
Осязание
- Обследование игрушки
двумя руками в опреде-
ленной последователь-
ности;
- Определение материа-
ла;
- Различение
свойств
поверхности.
Графо-моторные на-
выки
- Проведение прямой
линии, линий разных по
длине;
- Соединение точек;
- Рисование дорожек:
прямых,
извилистых
;
- Рисование геометри-
ческих фигур.
- «Покажи и назови каждый палец на
руке».
- «Помоги другу застегнуть рубашку.
Объясни, как ты это сделал?»
- «Назови игрушку. Назови все части и
детали игрушки».
-«Выбери деревянные (металлические,
пластмассовые и т.д.) предметы».
-«Найди
предмет
с
такой
же
повер-
хностью,
как
эта».
- «Заштрихуй все лепестки у цветка в
разных направлениях», «Нарисуй, как
из тучи капает дождь. Первая струя
любой длины, вторая – короче, третья
– длиннее, еще длиннее, теперь самую
короткую».
- «Если ты правильно соединишь все
точки, то здесь получится картинка.
Соедини точки по порядку прямыми
линиями».
- «Продолжи и нарисуй все дорожки
до конца».
- «Нарисуй в прямоугольнике круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоу-
гольник».
-
Игрушка
с
четко
выраженны-
ми
осязат.
признаками.
-Набор
игрушек
из
разного
ма-
териала
(деревянные,
резино-
вые,
пластмассовые).
- Предметы
с
разной
поверх-
ностью.
- Лист бумаги с изображением цвет-
ка, тучи, карандаши.
- Лист бумаги с точечным изображе-
нием собаки, карандаши.
- Лист бумаги с началом дорожек,
карандаши.
- Лист бумаги, карандаши.
2. Зрительное восприятие
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Цвет
- Различение основных
цветов (локализация и
соотнесение);
- Различение и называ-
ние цвета окружающих
предметов;
- Составление цветоря-
да.
Форма
- Различение и называ-
ние геометрических
фигур и тел;
- Соотнесение формы
предмета с геометри-
ческим эталоном;
- Дифференциация
близких по форме гео-
метрических фигур.
Величина
- Различение величины
окружающих предме-
тов;
- Обозначение в речи
величины
предметов;
- Выстраивание пред-
метного ряда по вели-
чине.
-Соотнесение: «Покажи картинки оди-
накового цвета».
- Локализация: «Посмотри на мячик и
покажи котенку такие синие мячи».
-«Какого цвета игрушка (предмет)?».
- «Разложи шляпки грибов от светло-
оранжевого до темного, а ножки для
грибов – наоборот.
- «Назови фигуру (тело)»,
«Покажи фигуру (тело), которую я на-
зову».
- «Покажи игрушку (картинку), похо-
жую на квадрат, круг, прямоуголь-
ник, треугольник».
- «Первому слону отдай круглые ша-
ры, а второму – овальные»
- «Покажи и назови предметы, о кото-
рых можно сказать «большой и ма-
ленький», «высокий и низкий», «ко-
роткий и длинный», «широкий и уз-
кий».
- «Сравни предметы на картинках по
величине и назови величину».
- «Разложи предметы по величине в
ряд: от маленького к большому».
-Набор
картинок
красного,
же-
лтого, зеленого, синего, черного,
белого , коричневого, голубого, ора-
нжевого и серого цветов.
-
Предметная
картинка
с
изоб-
ражением
мячей
синего
цвета
и
котенка
и
карточка-образец.
-
Набор предметных изображе-
ний разного цвета или игрушки.
- Набор плоскостных шляпок и но-
жек для грибов.
- Набор плоскостных геометричес-
ких фигур (круг, квадрат, треуголь-
ник,
овал,
прямоугольник)
и
объемных
геометрических
тел
(куб, шар, цилиндр, конус).
- Набор игрушек или картинок.
- Картинка с изображением двух
слонов и набор кругов и овалов.
- Набор предметов или картинок
разной величины.
- Набор предметных картинок раз-
ных по величине.
-Набор предметов разной величи-
ны (5-7 шт.).
Восприятие изобра-
жений
- Различение предмет-
ных изображений;
- Различение сюжет-
ной 3-плановой.
Восприятие
сложных
изображений
- Складывание предме-
тов из геом. фигур;
- Заполнение отсутству-
ющих деталей;
- Соотношение части и
целого.
Особенности воспри-
ятия
- Объем зрительного
внимания;
- Избирательность;
- Переключение и рас-
пределение (найти от-
личия);
- «Назови что нарисовано на картин-
ке?». «Какие предметы спрятали на
картинке?»
- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-
рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка-
кие предметы спрятались за други-
ми?»
- «Посмотри на картинку и скажи, что
на ней нарисовано? Сложи такую же»
- «Посмотри и запомни картинку. По-
пробуй и сложи предмет по памяти».
- «Почини картинку и поставь выре-
занные кусочки на свои места».
- «Попробуй сложить все кусочки
вместе так, чтобы получилась целая
картинка».
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и запомни их. Вспомни
игрушки и расставь их».
- «Посмотри и назови предметы на
картинках. Посмотри и скажи, что из-
менилось?»
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и найди отличия».
-
Предметные
картинки,
изобра-
жения
предметов
в
разных
мо-
дальностях: силуэты, контуры, за-
шумленные, наложенные.
- Сюжетная картинка с 3-плановой
перспективой.
- Образец предметной картинка,
состоящая из геометрических фи-
гур, геометрические фигуры.
- Предметная картинка с отсутству-
щими деталями.
- Разрезная картинка, состоящая из
шести частей.
- 7-8 предметных картинок (иг-
рушки), 4-5 из которых предъяв-
ляются сразу.
- 5-6 картинок, 4-5 из которых
предъявляются сразу.
- Предметные картинки двух объ-
ектов (две игрушки), имеющие 3-4
отличия.
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Ориентировка в про-
странственных
приз-
наках
-
Ориентировка на себе;
-
Ориентировка «от се-
бя»;
- Ориентировка « от
предмета»;
- Ориентировка в про-
цессе
передвижения.
Ориентировка на
микроплоскости
- Ориентировка на листе
бумаги;
- Моделирование про-
странственных
отноше-
ний;
- Ориентировка по пла-
ну;
-
Взаимоположение
предметов;
- Использование прост-
ранственной термино-
логии.
-«Назови части своего тела и расскажи,
как они расположены».
- «Расположи игрушки, как я скажу:
слева, справа от себя, сзади, впереди.
- «Посади куклу на стол. Положи игруш
ки около куклы, как я скажу».
- «Иди вперед. Поверни направо …»
- «Покажи на листе верхнюю сторону,
нижнюю, правую, левую, середину,
углы (верхний правый, нижний левый
и т.д.)».
- «Помоги кукле расставить мебель:
поставь диван справа, стол посередине
и т.д.».
- «Нарисуй путь … на плане»
- «Рассмотри внимательно карточку и
найди среди других такую же».
- «Расскажи, как расположенны части
твоего тела. Назови, где сейчас нахо-
дится карандаш от тебя».
- Набор игрушек.
- Кукла и игрушки среднего размера
Лист бумаги.
- Набор мебели, макет комнаты.
- Картинка-план.
- Набор из 4-ех карточек, две из
которых одинаковые, на карточ-ке –
4 предмета.
- Карандаш.
4. Социально-бытовая ориентировка
Выявляемы
е параметры
Диагностические задания
Используемы
й материал
- Представление о себе
и окружающих людях;
- Понимание и обозна-
чение в речи предме-
тов повседневного
пользования;
- Представление о
труде взрослых;
- Представление об
элементарных социаль-
но-бытовых ситуациях;
- Ориентированность в
окружающем мире;
- Владение навыками
социального поведе-
ния.
- «Назови свое имя, фамилию»,
«Как зовут твою маму, твоего
папу?»,
« Назови свой адрес». «Расскажи о
своей семье».
- «Выбери предметы, необходимые
в домашнем труде. Объясни их наз-
начение. Что надо папе, чтобы почи-
нить стул? А что нужно, чтобы приго-
товить обед».
- «Люди каких профессий нарисова-
ны? Расскажи, что делает повар,
врач, шофер … Кем работает твоя
мама, а твой папа ?»
- «Выбери нужную картинку: тебе
нужна помощь врача, ты хочешь ку-
пить продукты, тебе нужно пост-
ричься … и т.д.
- «Посмотри в окно. Какая сейчас
часть суток? Что наступит после …»
- «Какое время года на картинке?
Как ты догадался? Какое время года
наступит после…»
- «Назови домашних (диких) живот-
ных. Почему их так называют?»
«Назови общим словом эти пред-
меты. Какой предмет лишний на кар
тинке. Почему?»
- «Рассмотри картинку. О чем она
рассказывает? Как ты думаешь, пра-
вильно поступает герой картины?
Как ты поступишь в такой ситуации?
Почему?»
- Игрушки или цветные изображе-
ния.
- Лото «Кем быть?», иллюстрации
-
Набор
предметных
изображе-
ний
разных
учреждений,
мага-
зинов и т.д.
-Картинки
с
изображением
вре-
мен года, набор предметных изо-
бражений.
- Сюжетные картинки различных
бытовых ситуаций, например,
сцена в транспорте, в магазине
Схема
тифлопедагогического
обследования
ребенка
6-ти
– 7-ми лет
(подготовительная группа)
1. Осязание и мелкая моторика
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Знание о пальцах рук
- Расположение и назва-
ния каждого пальца;
- Представление о назна
чении рук.
Осязание
- Обследование игрушки
двумя руками в опреде-
ленной последователь-
ности;
- Определение материа-
ла;
- Различение
свойств
поверхности.
Графо-моторные на-
выки
- Проведение прямой
линии, линий разных по
длине;
- Соединение точек;
- Рисование дорожек:
прямых,
извилистых
;
- Рисование геометри-
ческих фигур.
- «Покажи и назови каждый палец на
руке».
- «Как руки тебе помогают в работе?»
- «Обследуй игрушку. Назови все части
и детали игрушки».
-«Выбери деревянные (металлические,
пластмассовые и т.д.) предметы».
-«Найди
предмет
с
такой
же
повер-
хностью,
как
эта».
- «Заштрихуй крылья у бабочки в раз-
ных направлениях», «Нарисуй, как из
тучи капает дождь. Обведи самую
длинную стрелу, теперь стрелу – ко-
роче, самую короткую, длиннее».
- «Если ты правильно соединишь точ-
ки по порядку, то здесь получится кар-
тинка».
- «Продолжи и нарисуй все дорожки
до конца».
- «Нарисуй в прямоугольнике круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоу-
гольник».
-
Игрушка
с
четко
выраженны-
ми
осязат.
признаками.
-Набор
игрушек
из
разного
ма-
териала
(деревянные,
резино-
вые,
пластмассовые).
- Предметы
с
разной
поверх-
ностью.
- Лист бумаги с изображением ба-
бочки и стрел, карандаши.
- Лист бумаги с точечным изображе-
нием слона, карандаши.
- Лист бумаги с началом дорожек,
карандаши.
- Лист бумаги, карандаши.
2. Зрительное восприятие
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Цвет
- Различение основных
цветов (локализация и
соотнесение);
- Различение и называ-
ние цвета окружающих
предметов;
- Составление цветоря-
да.
Форма
- Различение и называ-
ние геометрических
фигур и тел;
- Соотнесение формы
предмета с геометри-
ческим эталоном;
- Дифференциация
близких по форме гео-
метрических фигур.
Величина
- Различение величины
окружающих предме-
тов;
- Обозначение в речи
величины
предметов;
- Выстраивание пред-
метного ряда по вели-
чине.
-Соотнесение: «Покажи вазу такого
же цвета».
-Локализация: «Покажи всех оранже-
вых бабочек».
-«Какого цвета игрушка (предмет)?».
- «Разложи машинки от светло-фио-
летового до темного оттенка.
- «Назови фигуру (тело)»,
«Покажи фигуру (тело), которую я на-
зову».
- «Покажи игрушку (картинку), похо-
жую на квадрат, круг, прямоуголь-
ник, треугольник».
- «Раздели все фигуры на группы».
- «Покажи и назови предметы, о кото-
рых можно сказать «большой и ма-
ленький», «высокий и низкий», «ко-
роткий и длинный», «широкий и уз-
кий».
- «Сравни предметы на картинках по
величине и назови их величину».
- «Разложи предметы по величине в
ряд: от маленького к большому».
-Набор
предметных
картинок
всех цветов спектра, а
так же
черный,
белый,
серый
и
кори-
чневый; набор разноцветных кар-
точек.
-
Предметная
картинка
с
изоб-
ражением
бабочек.
-
Набор предметных изображе-
ний разного цвета или игрушки.
- Набор плоскостных машинок (7-
10 шт.).
- Набор плоскостных геометричес-
ких фигур (круг, квадрат, треуголь-
ник,
овал,
прямоугольник)
и
объемных
геометрических
тел
(куб, шар, цилиндр, конус, призма,
кирпичик).
- Набор игрушек или картинок.
- Набор фигур: квадраты, прямоу-
гольники, круги и квадраты.
- Набор предметов или картинок
разной величины.
- Набор предметных картинок раз-
ных по величине.
-Набор предметов разной величи-
ны (7-10 шт.).
Восприятие изобра-
жений
- Различение предмет-
ных изображений;
- Различение многопла
новых сюжетных изоб-
ражений.
Восприятие
сложных
изображений
- Складывание предме-
тов;
- Заполнение отсутству-
ющих деталей;
- Соотношение части и
целого.
Особенности воспри-
ятия
- Объем зрительного
внимания;
- Избирательность;
- Переключение и рас-
пределение (найти от-
личия);
- «Назови что нарисовано на картин-
ке?». «Какие предметы спрятали на
картинке?»
- «Рассмотри картинку. Кто на ней на-
рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка-
кие предметы спрятались за други-
ми?»
- «Посмотри на картинку и скажи, что
на ней нарисовано? Сложи такую же»
- «Посмотри и запомни картинку. По-
пробуй и сложи предмет по памяти».
- «Почини картинку и поставь выре-
занные кусочки на свои места».
- «Попробуй сложить все кусочки
вместе так, чтобы получилась целая
картинка».
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и запомни их. Вспомни
игрушки и расставь их».
- «Посмотри и назови предметы на
картинках. Посмотри и скажи, что из-
менилось?»
- «Посмотри внимательно на картин-
ки (игрушки) и найди отличия».
-
Предметные
картинки,
изобра-
жения
предметов
в
разных
мо-
дальностях: силуэты, контуры, за-
шумленные, наложенные.
- Сюжетное многоплановое изоб-
ражение.
- Образец предметной картинка,
состоящая из геометрических фи-
гур, геометрические фигуры.
- Предметная картинка с отсутству-
щими деталями.
- Разрезная картинка, состоящая из
восьми частей.
- 8-9 предметных картинок (иг-
рушки), 5-6 из которых предъяв-
ляются сразу.
- 6-7 картинок, 5-6 из которых
предъявляются сразу.
- Предметные картинки двух объ-
ектов (две игрушки), имеющие 4-5
отличий, одно из них пространст.
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые
параметры
Диагностические задания
Используемый
материал
Ориентировка в про-
странственных
приз-
наках
-
Ориентировка на себе;
-
Ориентировка «от се-
бя»;
- Ориентировка « от
предмета»;
- Ориентировка на теле
напротив сидящего;
-Ориентировка в процес-
се передвижения.
Ориентировка на
микроплоскости
- Ориентировка на листе
бумаги;
- Моделирование про-
странственных
отноше-
ний;
- Ориентировка по пла-
ну;
-
Взаимоположение
предметов;
- Использование про-
странственной терми-
нологии.
-«Назови части своего тела и расскажи,
как они расположены».
- «Расположи игрушки, как я скажу:
слева, справа от себя, сзади, впереди.
- «Посади куклу на стол. Положи игруш
ки около куклы, как я скажу».
- « Покажи, где у меня правая рука, ле-
вый глаз, левая нога, правое ухо …»
-«Иди до стола. Поверни направо. Иди
до окна …».
- «Покажи на листе верхнюю
сторону, нижнюю, правую, левую,
середину, углы (верхний правый,
нижний левый и т.д.)».
- «Помоги кукле расставить мебель:
поставь диван справа, стол
посереди-не, стул между … и т.д.».
- «Нарисуй путь … на плане»
- «Рассмотри внимательно карточку
и найди среди других такую же».
- «Расскажи, как расположены час-
ти твоего тела. Назови, где сейчас
находится карандаш от тебя. Назови
игрушку, которая находится справа
от …, между …, слева от …».
- Набор игрушек.
- Кукла и игрушки среднего размера
-
Лист
бумаги.
-
Набор
мебели,
макет
комнаты.
-
Картинка-план.
- Набор
из 4-ех карточек,
две
из
которых
одинаковые,
на
карточке
–
5
предметов.
-
Карандаш,
игрушки.
4. Социально-бытовая ориентировка
Выявляемы
е параметры
Диагностические задания
Используемы
й материал
- Представление о себе
и окружающих людях;
- Понимание и обозна-
чение в речи предме-
тов повседневного
пользования;
- Представление о
труде взрослых;
- Представление об
элементарных социаль-
но-бытовых ситуациях;
- Ориентированность в
окружающем мире;
- Владение навыками
социального поведе-
ния.
- «Назови свое имя, фамилию»,
«Как зовут твою маму, твоего
папу?»,
« Назови свой адрес». «Расскажи о
своей семье».
« Расскажи о своем друге».
- «Назови предмет и расскажи для
чего он нужен».
- «Кто кем работает? Что делает че-
ловек этой профессии? Какие пред-
меты нужны человеку этой профес-
сии?»
- «Выбери нужную картинку: тебе
нужно купить лекарства, тебе нужна
помощь врача, ты хочешь купить про
дукты, тебе нужно купить мебель,
тебе нужно постричься, твоя мама
хочет сшить платье и т.д.»
- «Посмотри в окно. Какая сейчас
часть суток? Что наступит после …»
- «Какое время года на картинке?
Как ты догадался? Какое время года
наступит после…»
«Назови домашних, диких живот-
ных, зимующих и перелетных птиц.
Объясни, почему они так называют-
ся?»
« Назови предметы общим словом.
Какой предмет лишний? Почему?»
- « Я расскажу тебе о разных ситуа-
циях, а ты должен сказать, как пос-
тупишь: твой друг заболел , ты не
справляешься с каким-то делом, вы
с мамой идете домой, а у мамы тя-
желые сумки, у бабушки день рож-
дения …».
- Игрушки или цветные изображе-
ния
предметов
повседневного
пользования.
- Лото «Кем быть?», иллюстрации
-
Набор
предметных
изображе-
ний
разных
учреждений,
мага-
зинов и т.д.
Картинки
с
изображением
вре-
мен года, набор предметных изо-
бражений.