Автор: Носкова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №158
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка как одна из основных задач процесса формирования дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Социализация ребенка как одна из основных задач процесса
формирования дошкольника
Формирование позитивной социализации подразумевает воспитание дружеских
взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование
умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими
поступками.
Взрослые с самого детства должны воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность
прийти на помощь друг другу - если тебе трудно обратись за помощью, если трудно товарищу-
окажи ему помощь.
Ценность правил взрослые должны объяснять на конкретных примерах, в следствии чего
дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следовать этим правилам.
В дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее
воспитание и обучение, формируется личность человека, закладывается нравственная основа
личности. К сожалению, в наше время в обществе происходит смена устоявшихся традиций,
стиля общения и взаимодействия людей. Происходит искажение представлений о добре,
милосердии, справедливости, смена идеалов. Также наблюдается глубокий кризис семейного
воспитания, особенно в молодых семьях. Дома все больше говорят об оплате труда, чем о
желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше об интересной. Все это вызывает
отклонения в социальном развитии ребенка.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого
социального опыта способствуют дальнейшей адаптации ребенка сначала в школе, а затем и d
взрослой жизни. Поэтому на протяжении многих лет я занимаюсь проблемой формирования
социальной компетентности у старших дошкольников. Мною составлена адаптационная
программа « Я- Россиянин», новизна которой заключается во включении регионального
содержания , разработанного с учетом исторического прошлого , настоящего и будущего Сибири
и Иркутска. На материале богатом историей Сибири и Иркутска дети знакомятся с культурой
быта и духовности, что позволяет показать человеческие ценности через культуру и историю
своего края. Программа имеет блочное строение и состоит из 6 блоков и реализуется через
активные методы и формы работы. Одни из блоков « Я и взрослые», « Я и сверстники». По
данным блокам используются различные формы взаимодействия взрослых и детей.
Ребенок с самого начала развивается как социальное существо. Он должен уметь ставить
перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными
источниками информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать
контакты с окружающими, да еще и заботиться о своем здоровье.
Для формирования таких навыков себя хорошо зарекомендовал метод проектов, что
пробуждает принимать активное участие детей и их родителей, способствует реализации
творческого потенциала семьи, развитию межличностных отношений между всеми участниками
образовательного процесса. В соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной
деятельности ДОО в начале недели на групповом сборе с детьми оговаривается тема, после чего,
дети самостоятельно решают с кем и в каком центре они будут работать по выбранной теме.
В своей работе я также активно использую такие методы, как изготовление макетов и
каскадов в соответствии с календарно-тематическим планированием, выполнение творческих
коллективных работ. В практике моей работы хорошо зарекомендовала себя такая форма работы,
как создание большой книги коллективного творчества, которая составляется из еженедельных
итоговых продуктов детской деятельности. Благодаря таким методам дети приобретают опыт
общения друг с другом, учатся работать в команде, договариваться между собой, совместно
решать поставленные задачи.
Приобретенный опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на развитие
детского самосознания. В совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие
свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение
устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные
роли), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей.
Мы убеждены, что важным фактором воспитания и развития ребенка, приобретения им
социального опыта является семья. Ребенок именно в семье учится общению, приобретает
первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Семья и ДОО должны
взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Мы рекомендуем родителям, чтобы
они включали детей в совместную деятельность, давали им посильные поручения. Также мы
привлекаем родителей в организации и участии в различных конкурсах и мероприятиях
совместно с детьми: « Алло, мы ищем таланты, «Овощные фантазии», «Подарок Деду Морозу», «
Папа, мама, я - спортивная семья». «День Семьи» ит.д.
Участие родителей в проводимых мероприятиях очень значима. Родители увидят своих
детей в коллективе, их поведение вне дома, как они общаются, играют. А дети в свою очередь
получат опыт взаимодействия с партнерами, а также эмоциональное удовольствие от совместного
участия со своими родителями. Часто такие детские воспоминания дети несут во взрослую
жизнь. Совместное участие формирует у детей чувство принадлежности к семье, доверия,
уважения к родителям, близость.
Важно, чтобы старшие дошкольники легко могли входить в контакт с людьми, умели
общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно
взаимодействовать с партнерами по общению ит.д. Не менее важно, чтобы они были готовы
пополнить свои знания. Опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче
адаптироваться к условиям школьной жизни, иследовательно, быть социально-активной
личностью, умеющей самореализоваться.