Автор: Пастухова Светлана Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4 "Сказка" Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Труд кормит, а лень портит" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Связная речь:Обучать детей пересказывать рассказ последовательно близко к тексту,
отвечать на вопросы полным ответом.
Словарь: Обогащать словарь детей глаголами грести, плести, косить, жать, молотить,
ворошить.
Формировать интонационную речь детей.
Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к труду, трудолюбию.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о труде, лени.
2 .Заучивание пословиц, поговорок, стихов.
3 .Наблюдение за трудом взрослых.
4 . Труд детей на участке.
5 .Поделки из природного материала.
Материал:
1.Иллюстрации картин художника Елисеева.
2.Конверт.
3.Фишки.
4.Аудиозапись.
5.Презентация к рассказу «Ленивая подушка»
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы поговорим на тему пословицы «Труд кормит, а лень портит»
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это?
Ответы детей.
- Но ленивые встречаются не только среди взрослых, но и детей.
-Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Ленивая подушка. Вы внимательно
послушайте, а потом мне последовательно точно перескажите.
Чтение рассказа «Ленивая подушка».
Беседа по прочитанному.
К чему не смогла привыкнуть первоклассница Ирина?
1.
С какой просьбой она обратилась к своему дедушке?
2.
Что посоветовал Ирине дедушка?
3.
Как она выполнила его совет?
4.
Чему улыбался дедушка, когда Ирина выбивала подушку?
5.
Кто же был действительно ленивым?
6.
Есть ли в нашей группе дети, которые спят на ленивых подушках?
Пересказ рассказа детьми (2-3 человека)
Слышится музыка.
Входит Антошка, приносит картины Елисеева.
- Ребята, вам надо выполнить такое задание: подобрать к этим картинам пословицы,
которые бы соответствовали содержанию картин.
Подбор иллюстраций.
- Молодцы, ребята, вы правильно подобрали иллюстрации к пословицам.
- А какие еще пословицы о труде и лени вы знаете?
Дети называют пословицы.
Вставай, Архип, петух охрип.
Поскорей подрастай да к работе поспевай.
Хочется есть, да не хочется лезть.
Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Шел бы воевать, да лень шапку вынимать.
- Тит, иди молотить!
- Живот болит
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
- Оттого парень с лошади свалился, что что мать криво посадила.
- Лень, отвори дверь, сгоришь!
- Хоть сгорю, но не отворю.
Физминутка.
Антошка уходит.
Но он, ребята, нам оставил какое-то задание в конверте. Что это? Да это литературная
викторина. Я вам буду зачитывать вопросы и вы, если будете знать ответ, будете
отвечать.
Вопросы викторины:
1.
Назовите сказки, в которых рассказывается о трудолюбие и лени. (Рукодельница и
ленивица «Айога»).
2.
Кто автор рассказа «На горке»? (Носов)
3.
Из какого произведения эти строки: «Понял, Мишка, как нужно ножик терпению
учить»? (Торопливый ножик)
4.
Что случилось с матерью, дети которой поленились принести воды? (Превратилась
в кукушку)
5.
К какому рассказу подходит пословица «Ленивые руки, чужие труды любят»?
6.
Как звали из сказки, которая превратилась из-за лени в гуся? (Айога)
7.
Назовите рассказ, к которому подходит эта иллюстрация? (Ленивая подушка)
-Кто собрал больше всего фишек? (1 место, 2 место, 3 место). Давайте их
поприветствуем.
- Мы очень рады за вас.
- Ой, а это кто еще опаздывает на занятие, только проснулась.
Драматизация.
1 ребенок – Проснулась Ульяна не поздно не рано.
2 ребенок – Люди – косить
1 ребенок – А она голову ложить
2 ребенок – Люди – грести
1 ребенок – А она косу плести
2 ребенок – Люди – жать
1 ребенок – А она на меже лежать.
2 ребенок – Люди – молотить
1 ребенок – А она пыль ворошить.
2 ребенок – А обедать пойдут
Вместе: Она тут как тут.
Воспитатель: «Иди, Ульяна, хоть на конец занятия, да смотри не ленись, ведь у нас
в России ленивых не любят. Люди у нас умели хлеб вырастить, крепкий дом
построить, добрым делом соседям помогут.»
- А сейчас вы подумайте и скажите мне одним словом, как надо это делать?
- Просыпаться как? - Что делает воспитатель?
- Помогать как? - Что делают дети?
- Рисуем как? - Строитель что делает?
- Работаем как? - Что делает врач?
- Занимаемся как? - Что делает парикмахер?
Скороговорка.
Еле, еле Лена ела
Есть от лени не хотела.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились. А сейчас я вас приглошаю на
выставку поделок из природного материала.
ВОПРОСЫ
1.
К чему не могла привыкнуть первоклассница Ирина?
2.
С какой просьбой она обратилась к своему дедушке?
3.
Что посоветовал Иринке дедушка?
4.
Как она выполнила его совет?
5.
Чему улыбался дедушка, когда Иринка выбивала подушку?
6.
Кто же был действительно ленивый?
7.
Есть ли в нашей группе дети, которые спят на «ленивых подушках»?
ЛЕНИВАЯ ПОДУШКА.
Маленькой Ирине нужно очень рано просыпаться, чтобы идти в школу, но не
хочется, ох как не хочется.
- Дедушка, почему утром просыпаться не хочется? Научите меня дедушка спать
так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.
- Это подушка у тебя ленивая, - ответил дедушка.
- А что же ей сделать, чтобы она не была ленивая?
- Знаю я тайну, - шепотом сказал дедушка. Именно тогда, когда вставать не хочется,
возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо выбей ее кулаками – она и не
будет ленивой.
- Правда? - Обрадовалась Иринка – Я так и сделаю завтра.
Еще очень рано, но надо собираться в школу. Не хочется подниматься Иринке, но
нужно наконец – то подушку приучить, лень из нее выбить!
Поднялась Иринка быстро, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на
скамейку – и ну ее кулачками, кулачками.
Вернулась в дом, положила подушку на кровать – и умываться пошла.
А дедушка в усы улыбается.
В. Сухомлинский