Напоминание

Рабочая программа по русскому языку 4 класс система Занкова


Автор: Моисеева Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №3
Населённый пункт: г Рубцовск Алтайский край
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Рабочая программа по русскому языку 4 класс система Занкова
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»

Рассмотрено

Руководитель МО

______

Протокол № ______

от « 26 » августа 2016 г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

______

« 29 » августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______

Приказ № 293

от «30 » августа 2016г.

Рабочая программа

по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для обучающихся 4 «Б» класса

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год

Разработчик: Моисеева О.В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория.

г. Рубцовск, 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:

ФГОС НОО;

Годового календарного учебного графика;

Федерального перечня учебников(приказ от 31.03.2014 г. № 253 в редакции от 26.01. 2016 г.);

Положения о рабочей программе в ОУ;

Примерной программы начального общего образования;

«Методических рекомендаций 3-4 классы» с учетом Федерального государственного

образовательного стандарта начального

общего образования.

А.В. Полякова, Н.А. Песняева.

Реализация программы направлена на достижение целей:

- создание условий для освоения учащимися федерального государственного образовательного

стандарта;

-

обеспечение

оптимального

для

каждого

учащегося

уровня

образованности,

который

характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь

на освоенный социальный опыт;

- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на

этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и

письменной

речи,

монологической

и

диалогической

речи,

а

также

навыков

грамотного,

безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические

задачи:

-освоить обязательный минимум содержания образования;

-

развивать

речь,

мышление,

воображение

школьников,

умение

выбирать

средства

языка

в

соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- развивать познавательные способности учащихся;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике

русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в

диалоге,

составлять

несложные

монологические

высказывания

том

числе

рассуждения)

и

письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- формировать навыки самоконтроля

Выбор данного УМК обусловлен тем, что при изучении курса «Русский язык» в системе Занкова

осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение,

классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к

контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК

Для учителя:

А.В. Полякова Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2

частях. М.: Просвещение,

А.В.Полякова, Н.А. Песняева «Русский язык» Методические рекомендации, 3—4 классы:

М.: Просвещение

Контрольные и проверочные работы. 1- полугодие. Система Л.В.Занкова / Сост. С.Г.

Яковлева. – 4-е изд., перераб. и доп.- Самара : Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Фёдоров»

2

Контрольные и проверочные работы. 2- полугодие. Система Л.В.Занкова / Сост. С.Г.

Яковлева. – 4-е изд., перераб. и доп.- Самара : Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Фёдоров»

Для учащихся:

1. Полякова А. В. Русский язык: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Просвещение. М.

2. Полякова. А.В. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Просвещение. М.

Данный учебный курс находится в основной части учебного плана.

На предмет «Русский язык » для 4 класса учебным планом начального общего образования

отводится 170 часов (5 часов в неделю). С учётом особенностей годового календарного графика на

2016-2017 учебный год общее количество увеличено (170 часов по учебному плану) на 2 часа.

В связи с тем, что в авторской программе не предусмотрены часы на контрольные работы и

на уроки развития речи эти уроки будут проведены за счёт резервных часов. Комплексная работа

будет проведена за счёт уплотнения материала.

Оставшиеся 9 резервных часов будут распределены следующим образом:

№ урока

Дата

Тема урока

Количество

часов

165

22.05

Комплексная работа

урока

Дата

Тема урока

Количество

часов

11

15.09

Р.р. Мини-сочинение из личного опыта

на тему: летние впечатления

1 ч

20

28.09

Р.р. Сочинение – описание по картине

М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером

волке»

1 ч

41

27.10

Р.р. Выборочное изложение

1 ч

58

28.11

Р.р. Изложение «Свиристели»

1 ч

76

22.12

Контрольный диктант за I полугодие.

1 ч

96

01.02

Р.р. Сочинение по картине В.Г. Перова

«Тройка»

1 ч

109

20.02

Р.р. Сжатое изложение

1 ч

141

14.04

Сочинение с элементами описания: Моя

мама

1 ч

147

24.04

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1 ч

151

28.04

Контрольный диктант за II полугодие

1 ч.

168

25.05

Р.р. Контрольное изложение

1 ч

Всего:

11 ч.

3

Формы работы:

Индивидуальные

Работа в парах

Работа в малых группах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения,

исследовательский, практические методы: работа с книгой, различными источниками

информации.

Средства обучения:

Печатные, наглядные плоскостные (карты, магнитные доски, портреты), электронные

образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, видеофильмы)

Используемые технологии:

системно-деятельностный подход.

личностно-ориентированные технологии,

здоровьесберегающие технологии,

технология проектного обучения

урока

Дата

Тема урока

Кол-

во ч

8

12.09

Знаки препинания в сложных предложениях

1

44

8.11

Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенном

падеже

1

52

18.11

Образование глаголов прошедшего времени от инфинитива.

1

77

23.12

Тренировка в правописании личных окончаний глаголов

1

85

17.01

Определение значения наречия

1

106

15.02

Запись предложений с разными видами обстоятельства

1

118

06.03

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

122

13.03

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

136

07.04

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

с

помощью

вопроса косвенного падежа

1

Всего:

9 ч.

4

Содержание учебного предмета (170 ч; 2 резерв)

1. Сложное предложение ( 3 ч.)

Предложение. Сложное предложение.

2. Союзы в сложных предложениях ( 4 + 1 = 5 ч.)

Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне). Союзы и, а, но, их роль в речи.

Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с

однородными членами).

3. Местоимение. Общее понятие ( 2 + 1 = 3 ч.)

Местоимение. Общее понятие о местоимении.

4. Личные местоимения ( 3 ч.)

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

5. Склонение личных местоимений (5 + 1 = 6 ч.)

Склонение личных местоимений.

6. Предлоги перед местоимениями ( 2 ч.)

Предлоги перед личными местоимениями.

7. Правописание гласных и согласных в приставках ( 5 ч.)

Приставка. Правописание гласных в приставках. Смысловое значение слов, употребляемых с

разными приставками

8. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам ( 7 ч.)

Настоящее время глагола. Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам. Личные

окончания глаголов. Будущее простое время глаголов. Изменение глаголов будущего простого

времени по лицам и числам

9. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам ( 9 + 2 = 11 ч. )

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Определение рода глаголов прошедшего

времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам

10. Неопределенная форма глагола ( 6 + 1 = 7 ч.)

Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и

«что сделать?». Значение и употребление в речи. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти,

-ть и глаголы на -чь.

11. Правописание частицы не с глаголами ( 3 ч.)

Понятие

о

частицах

(на

ознакомительном

уровне).

Отрицательная

частица н е , ее

значение,

правописание не с глаголами.

12. Первое и второе спряжение глаголов ( 12 + 1 = 13 ч.)

I и II спряжения глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое

овладение). Глаголы-исключения.

13. Правописание безударных окончаний глаголов ( 7 + 2 = 9 ч.)

Правописание личных окончаний глаголов. Подробный алгоритм правильного написания

безударного окончания глагола.

14. Наречие ( 3 ч.)

Наречие (на ознакомительном уровне). Значение наречий (на ознакомительном уровне).

15. Значение наречий ( 4 + 1 = 5 ч.)

Образование

наречий

от

косвенных

падежей

существительных (кругом,

сначала),

о т

прилагательных с помощью суффиксов о и е.

16. Образование наречий

Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов

17. Правописание наречий

5

Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками

с, из, до (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в, на, за (вправо, налево,

засветло).

18. Второстепенные члены предложения ( 10 + 2 = 12 ч.)

Второстепенный член предложения - обстоятельство .

Обстоятельства места и времени. Обстоятельства образа действия. Классификация обстоятельств

по видам.

19. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным

на конце основы ( 7 + 1 = 8 ч.)

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Склонение имён

прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы. Склонение

имен прилагательных мужского и среднего рода. Ударные и безударные окончания.

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.

20. Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным

на конце основы

( 4 + 1 = 5 ч.)

Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы. Склонение

прилагательных во множественном числе. Склонение имен прилагательных в единственном числе

женского рода.

21. Склонение прилагательных во множественном числе ( 3 + 1 = 4 ч.)

Безударные окончания имен прилагательных во множественном числе. Проверка безударных

окончаний прилагательных при помощи вопроса косвенного падежа

22. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным

на конце основы ( 5 ч.)

Формулирование вывода об окончаниях имен прилагательных мужского рода в именительном

падеже

в

единственном

числе.

Окончания

родительного,

дательного,

творительного

и

предложного падежей имен прилагательных

23. Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным

на конце основы ( 5 ч.)

Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным

на конце основы

24. Склонение прилагательных во множественном числе ( 3+ 1 = 4 ч.)

Окончания

прилагательных

во

множественном

числе.

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

с

помощью

вопроса

косвенного

падежа.

Морфологический

разбор

имен

прилагательных.

25. Образование прилагательных ( 3 + 1 = 4 ч.)

Способы образования имен прилагательных от основ существительных

26. Правописание глаголов с суффиксами –сь, -ся)

Понятие о возвратных глаголах. Употребление суффиксов –ся, -сь.

27.Правописание мягкого знака (ь) в глаголах второго лица ( 2 + 1 = 3 ч.)

Наблюдение за правописанием ь в глаголах 2-го лица. Подбор глаголов с возвратным значением и

запись их в форме 2-го лица единственного числа. Мягкий знак после шипящих в окончаниях

глаголов 2-го лица в единственном числе.

28.

Правописание глаголов в неопределенной форме и в третьем лице ( 6 + 1 = 7ч.)

Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов. Правило написания глаголов с –ться и –

тся. Применение правила на письме. Морфологический разбор глаголов.

29. Простое и сложное предложения ( 7 ч.)

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами

Сложное

предложение.

Деление

сложных

предложений

на

простые.

Выделение

основы

предложения

30. Речь ( 8 ч.)

6

Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в

прямой речи (на ознакомительном уровне).

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и

формой высказывания.

Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-

популярной статье.

Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.

Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь

Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями

текста.

Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.

Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и

взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения).

Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка,

описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.

Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты);

инструкции; заявления.

Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).

Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет,

журналов.

Составление плана к собственному сочинению.

Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.

7

Тематический поурочный план

п/п

Тема урока

Элементы содержания

урока

Дата

прове-

де-

ния

Кор-

рек-

ция

О с н о в н ы е

в и д ы

деятельности

обучающихся

Информационные

ресурсы

Учебное

оборудование

1. Сложное предложение (3 ч.)

1

Признаки

с л ож н о го

предложения

Новый вид предложений.

П р е д с т а в л е н и е

о

сложном предложении

01.09

Словарная работа;

работа с учебником,

работа с правилом;

работа в парах;

комментированное

письмо.

ЭОР

2

Н а б л ю д е н и е

з а

особенностями

сложного

предложения.

Нахождение

сложного

предложения

Выявление ориентира

для узнавания сложного

предложения

02.09

Словарная работа;

работа с учебником,

работа с правилом;

работа в парах;

творческая работа.

ЭОР

3

Н а б л ю д е н и е

з а

особенностями

сложного

предложения.

Нахождение

сложного

предложения

Составление схемы

сложного предложения

05.09

Словарная работа;

работа с учебником,

работа с правилом;

работа в парах;

творческая работа.

2. Союзы в сложных предложениях (4 + 1 = 5 ч.)

4

Понятие

союза

к а к

служебной части речи.

П о н я т и е

с о ю з а

к а к

служебной части речи.

06.09

Словарная работа;

работа с учебником,

работа с правилом;

работа в парах;

ЭОР

творческая работа.

5

О т л и ч и е

с л о ж н о г о

п р е д л о ж е н и я

о т

п р е д л о ж е н и я

с

однородными членами

Отличие сложного

предложения и

предложения с

однородными членами.

Сложное предложение,

состоящее из простых с

однородными членами.

07.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Таблица.

6

Знаки

препинания

в

сложных предложениях

Способы

соединения

простых

предложений в сложное.

08.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Таблица.

7

Знаки

препинания

в

сложных предложениях

Способы

соединения

простых

предложений в сложное.

09.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Таблица.

8

Проверочная

работа

Знаки

препинания

в

сложных

предложениях

Проверочная работа на

выявление умения

отличать простое

предложение от

сложного, расставлять

знаки препинания

12.09

Проверка

знаний

и

умений

Таблица.

3. Местоимение. Общее понятие (2 +1 = 3 ч.)

9

Понятие местоимения

как части речи

Понятие

местоимения,

различное

употребление

местоимений в речи. На

основе

характеристики

местоимений определить

отличие местоимений от

других частей речи.

13.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

ЭОР

9

10

Наблюдение за

местоимениями в речи

Употребление

м е с то и м е н и й ,

ко гд а

м е с т о и м е н и я

н е

заменяют

другие

части

речи.

14.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

11

Мини-сочинение из

личного опыта на

тему: летние

впечатления

Р.р.

Мини-сочинение

Формирование

умения

структурно

оформлять

т е к с т

с о б с т в е н н о г о

высказывания

15.09

Самостоятельная

работа

4. Личные местоимения (3 ч.)

12

Понятие личных

местоимений

Личные местоимения.

16.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Работа с правилом.

Самостоятельная

работа.

ЭОР

13

1,2,3-е лицо личных

местоимений

Л и ц о

м е с т о и м е н и й .

Согласование

м е с т о и м е н и я

с

существительным,

на

которое оно указывает

19.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Таблица.

14

Число личных

местоимений.

Выражение вежливости

при обращении

Ч и с л о

л и ч н ы х

местоимений.

20.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

5. Склонение личных местоимений (5 + 1 = 6 ч.)

15

И з м е н е н и е

о с н о в

м е с т о и м е н и й

п р и

склонении

Наблюдение за

различными падежными

формами местоимений

21.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

10

Зрительный диктант

работа.

Зрительный

диктант

16

Склонение

местоимений 1-го и 2-го

лица

Упражнение в

определении лица, рода,

падежа и числа

местоимений. Склонение

местоимений 1-2 лица

Слуховой диктант

22.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

р а б о т а .

С л у х о в о й

диктант

ЭОР

Таблица.

17

Склонение

местоимений 1-го и 2-го

лица

Упражнение в

определении лица, рода,

падежа и числа

местоимений. Склонение

местоимений 1-2 лица

Слуховой диктант

23.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

р а б о т а .

С л у х о в о й

диктант

18

Склонение

местоимений 3 -го лица

Составление

предложения, используя

местоимения в данных

падежных формах. Вывод

о совпадении основ в

косвенных падежах

местоимений м. р. и ср.

р.; Р. п.и В. п.

Выборочный диктант

26.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Таблица.

19

Склонение

местоимений 3-го лица

27.09

Словарная

р а б о т а .

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Выборочный

диктант

20

Сочинение – описание

п о

к а р т и н е

М.В.Васнецова «Иван-

ц а р е в и ч

н а

с е р о м

волке»

Р.р. Сочинение –

описание. Определение

темы и главной мысли в

собственном сочинении.

Составление текста-

описания.

28.09

Работа по картине.

Самостоятельная

работа

Репродукция

картины М.В.

Васнецова

«Иван-

царевич на

сером волке»,

орфограф.

словарь

6. Предлоги перед местоимениями (2 ч.)

11

21

Н а б л ю д е н и е

з а

написанием предлогов с

местоимениями

Раздельное написание

местоимений с

предлогами. Правило

правописания

местоимений 3-го лица в

косвенной форме без

предлога

29.09

Словарная

р а б о т а .

Работа

с

учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

ЭОР

22

Изменение

м е с т о и м е н и й

с

п р е д л о г а м и

п р и

склонении

Изменение местоимений

с предлогами при

склонении (видел его,

был у него; встретил их,

был у них)

30.09

7. Правописание гласных и согласных в приставках (5 ч.)

23

Правописание букв о и а

в приставках

Приставка. Правописание

гласных в приставках.

Смысловое значение

слов, употребляемых с

разными приставками

3.10

Словарная работа.

Работа с учебником.

Работа с правилом.

ЭОР

24

Правописание

приставок об-, от-, над-,

под-, в-, с-

Правописание согласных

в приставках Смысловое

значение слов,

употребляемых с

разными приставками

4.10

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

ЭОР

25

Правописание

приставок об-, от-, над-,

под-, в-, с-

Правописание согласных

в приставках Смысловое

значение слов,

употребляемых с

разными приставками

Слуховой диктант.

5.10

ЭОР

12

26

Правописание

приставок об-, от-, над-,

под-, в-, с-

Правописание согласных

в приставках Смысловое

значение слов,

употребляемых с

разными приставками

Слуховой диктант.

6.10

27

П о д г о т о в к а

к

написанию

изложения

(памятка)

Формировать умения

писать связный текст по

плану с элементами

сочинения «Лебеди».

7.10

Работа с памяткой.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

8. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (7 ч.)

28

Н а с т о я щ е е

в р е м я

глагола.

И зм е н е н и е

глаголов

в

настоящем

времени

по

лицам

и

ч и с л а м .

Л и ч н ы е

окончания глаголов.

Определение лица и

числа глаголов

настоящего времени.

10.10

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах,

группах.

ЭОР

29

Настоящее время

глагола. Изменение

глаголов в настоящем

времени по лицам и

числам. Личные

окончания глаголов.

11.10

13

30

Настоящее время

глагола. Изменение

глаголов в настоящем

времени по лицам и

числам. Личные

окончания глаголов.

12.10

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах.

31

Будущее простое время

глаголов.

Изменение

гл а го л о в

б уд у щ е г о

простого

времени

по

лицам и числам

Понятие о будущем

простом и сложном

времени. Развитие

умения различать глаголы

в будущем простом и

сложном времени

13.10

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах,

группах.

ЭОР

32

Будущее простое время

глаголов.

Изменение

гл а го л о в

б уд у щ е г о

простого

времени

по

лицам и числам

14.10

33

Будущее сложное время

глаголов. Особенности

изменения по лицам

глаголов будущего

сложного времени.

Закрепление умения

различать глаголы

настоящего и будущего

времени, определение

лица и числа глаголов

17.10

ЭОР

34

Будущее сложное время

глаголов.

Особенности

изменения

по

лицам

гл а го л о в

б уд у щ е г о

сложного времени.

18.10

9. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам (9 + 2 = 11 ч.)

.

14

35

Отличие

о ко н ч а н и й

глаголов

в

прошедшем

времени

от

окончаний

глаголов в настоящем и

будущем времени

Изменение глаголов в

прошедшем времени по

родам. Наблюдение за

особенностью в

произношении окончаний

женского и среднего

родов. Определение рода

и числа глаголов.

19.10

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

ЭОР

Таблица

36

Отличие

о ко н ч а н и й

глаголов

в

прошедшем

времени

от

окончаний

глаголов в настоящем и

будущем времени

Отличие окончаний

глаголов в прошедшем

времени от окончаний

глаголов в настоящем и

будущем времени

20.10

37

Изменение глаголов в

прошедшем времени по

родам. Определение

рода глаголов

прошедшего времени

Изменение глаголов в

прошедшем времени по

родам

21.10

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах,

группах.

ЭОР

38

Изменение

глаголов

в

прошедшем времени по

родам.

Определение

р о д а

г л а г о л о в

прошедшего времени

Изменение

глаголов

в

прошедшем

времени

по

родам

24.10

39

Изменение

гла голов

прошедшего времени по

числам

Правописание окончаний

глаголов

в

прошедшем

времени в зависимости от

р о д а

и

ч и с л а

существительного.

25.10

Таблица

40

Изменение

гла голов

прошедшего времени по

числам

Изменение глаголов

прошедшего времени по

числам

26.10

ЭОР

Таблица

41

В ы б о р о ч н о е

изложение

Р . р .

В ы б о р о ч н о е

и з л о ж е н и е Развитие

27.10

Самостоятельная

работа.

15

р е ч и .

В ы б о р о ч н о е

изложение

по

тексту

Р.

Сефа «Капитан»

42

Словосочетания

глаголов

с

именами

существительными

в

косвенном падеже

Словосочетания глаголов

с

и м е н а м и

суще ствительными

в

косвенном падеже

28.10

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах,

группах.

43

Словосочетания

глаголов с именами

существительными в

косвенном падеже

7.11

44

Словосочетания

глаголов с именами

существительными в

косвенном падеже

Проверочная

работа

на

выявление умения писать

окончания

глаголов

в

прошедшем времени.

8.11

Самостоятельная

работа.

45

Словосочетания

глаголов с именами

существительными в

косвенном падеже

Словосочетания глаголов

с

и м е н а м и

суще ствительными

в

косвенном падеже

9.11

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

10. Неопределенная форма глагола (6 + 1 = 7 ч.)

46

П о н я т и е

о

неопределенной

форме

глагола.

П о н я т и е

о

неопределенной

форме

глагола. Основа глагола в

неопределенной

форме.

Роль

неопределенной

ф о р м ы

г л а г о л а

в

предложении

10.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

16

47

П о н я т и е

о

неопределенной

форме

глагола.

П о н я т и е

о

неопределенной

форме

глагола. Основа глагола в

неопределенной

форме.

Роль

неопределенной

ф о р м ы

г л а г о л а

в

предложении

11.11

48

Простое

и

составное

сказуемое

(ознакомление)

Простое

и

со ст авно е

сказуемое

14.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Таблица

49

Образование

глаголов

прошедшего времени от

инфинитива.

Образование

глаголов

прошедшего

времени

от

инфинитива.

Словообразующие

суффиксы.

Формообразующие

суффиксы.

Уточнение

понятия основы.

15.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

Работа в группах.

50

Образование

глаголов

прошедшего времени от

инфинитива.

Образование

глаголов

прошедшего

времени

от

инфинитива.

Словообразующие

суффиксы.

Формообразующие

суффиксы.

Уточнение

понятия основы.

16.11

51

Образование

глаголов

прошедшего времени от

инфинитива.

Проверочная

работа

на

в ы я в л е н и е

у м е н и я

и з м е н я т ь

гл а гол ы

в

настоящем,

будущем

и

прошедшем

вр е м е н и ,

в ы п о л н я т ь

р а з б о р

17.11

Самостоятельная

работа.

17

глагола.

52

Образование

глаголов

прошедшего времени от

инфинитива.

Образование

глаголов

прошедшего

времени

от

инфинитива.

18.11

Словарная работа.

Работа с учебником.

Самостоятельная

работа.

Работа в группах.

11. Правописание частицы не с глаголами (3 ч.)

53

Служебные части речи

Служебные части речи

21.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

54

Отрицательная

частица

не.

Отрицательная

частица

н е .

Н а б л ю д е н и е

з а

написанием частицы не с

глаголами. Формулировка

правила.

Зрительный диктант

22.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа.

55

Глаголы,

которые

не

у п от р е бл я ю т с я

б е з

частицы не.

Глаголы,

которые

не

у п о т р е б л я ю т с я

б е з

частицы

не.

Слуховой

диктант

23.11

12. I и II спряжение глаголов. (12 +1 = 13 ч.)

56

Понятие

о

спряжении

глагола. I и II спряжения

глаголов.

Понятие о спряжении

глагола. I и II спряжения

глаголов. Признаки

спряжений глаголов.

24.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

Таблица

18

57

Понятие

о

спряжении

глагола. I и II спряжения

глаголов.

Понятие о спряжении

глагола. I и II спряжения

глаголов. Признаки

спряжений глаголов.

25.11

Таблица

58

И з л о ж е н и е

«Свиристели»

Р.р. Изложение

Подробное изложение

деформированного

описательного текста

«Свиристели»

28.11

Самостоятельная

работа.

59

Л и ч н ы е

о ко н ч а н и я

г л а г о л о в I

и II

спряжений глаголов.

Различие окончаний 1-го

и 2-го спряжения.

29.11

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Работа в парах,

группах.

Таблица

60

Л и ч н ы е

о ко н ч а н и я

г л а г о л о в I

и II

спряжений глаголов.

Различие окончаний 1-го

и 2-го спряжения.

30.11

Таблица

61

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Глаголы- исключения

1.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Работа в парах,

группах.

Самостоятельная

работа.

Таблица

62

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Глаголы- исключения

Зрительный диктант

2.12

Таблица

63

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Определение спряжения

глаголов с безударными

личными окончаниями.

Глаголы- исключения

Зрительный диктант

5.12

Таблица

64

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов. Слуховой

диктант

6.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Таблица

19

Работа в парах,

группах.

Самостоятельная

работа.

65

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов. Слуховой

диктант

7.12

Таблица

66

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов. Слуховой

диктант

8.12

Таблица

67

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов. Выборочный

диктант

9.12

Таблица

68

Правописание личных

безударных окончаний

глаголов

12.12

13 Правописание личных безударных окончаний глаголов (7 + 2 = 9 ч.

69

Подробный

алгоритм

правильного

написания

безударного

окончания

глагола

Алгоритм правильного

написания безударного

окончания глагола

13.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Работа в группах.

ЭОР

Таблица

70

Т р е н и р о в к а

в

правописании

личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

14.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Работа в парах.

Таблица

71

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

15.12

72

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Проверочный диктант на

выявление умения писать

безударные личные

окончания глаголов

16.12

Н а п и с а н и е

п о д

диктовку

текстов

в

с о о т в е т с т в и и

с

изученными

правилами

20

73

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

19.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Работа в парах.

74

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

20.12

75

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

Контроль знаний,

умений, навыков по

пройденному материалу

21.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Н а п и с а н и е

п о д

диктовку

текстов

в

с о о т в е т с т в и и

с

изученными

правилами

76

Контрольный диктант

за I полугодие

22.12

77

Тренировка в

правописании личных

окончаний глаголов

Правописание личных

окончаний глаголов

23.12

Фронтальная

работа.

Работа в парах.

14. Наречие (3 ч.)

78

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части речи

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части

речи.

Постановка

вопросов к наречиям

26.12

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Работа в группах.

ЭОР

79

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части речи

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части

речи.

Постановка

вопросов к наречиям

27.12

80

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части речи

Роль

наречий

в

языке.

Признаки

наречия

как

части

речи.

Постановка

вопросов к наречиям

28.12

21

15. Значение наречий (4 + 1 = 5 ч.)

81

Значение наречий

Значение наречий: место

д е й с т в и я ,

в р е м я

действия, образ действия,

с т е п е н ь

к а ч е с т в а .

Постановка

вопросов

к

наречиям

11.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Работа в парах.

ЭОР

82

Значение наречий

Значение наречий: место

д е й с т в и я ,

в р е м я

действия, образ действия,

с т е п е н ь

к а ч е с т в а .

Постановка

вопросов

к

наречиям

12.01

83

Определение

значения

наречия

Определение

значения

наречия

13.01

84

Определение

значения

наречия

Проверочная

работа

на

в ы я в л е н и е

у м е н и я

н а ход и т ь

н а р еч и я

и

определять их значение

16.01

Самостоятельная

работа.

85

Определение

значения

наречия

Определение

значения

наречия

17.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Работа в парах.

16. Образование наречий (4 ч.)

86

Образование наречий

Образование

наречий

с

помощью суффиксов –о-

и –е- и приставок

18.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

87

Образование наречий

Образование

наречий

с

помощью суффиксов –о-

и –е- и приставок

19.01

22

Р а б о т а

в

п а р а х .

Самостоятельная

работа.

88

Образование наречий

Образование

наречий

от

ко с в е н н ы х

п а д е ж е й

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

с

п р е д л о г а м и

и

б е з

предлогов

20.01

89

Образование наречий

Образование

наречий

от

ко с в е н н ы х

п а д е ж е й

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

с

п р е д л о г а м и

и

б е з

предлогов

23.01

17. Правописание наречий (5 ч.)

90

Правописание

наречий

на –о и -е

Правописание наречий с

приставками

24.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

Таблица

91

Правописание наречий с

приставками

Правописание наречий: о

и е на конце наречий с

приставками с-, из-, до- и

с приставками

в-,

на-,

за-.

25.01

Таблица

92

Правописание наречий с

приставками

Правописание наречий с

приставками

26.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах.

Таблица

93

Правописание наречий с

п р и с т а в к о й

п о -

и

суффиксами –ому, -ему

Правописание наречий: о

и е на конце наречий с

п р и с т а в к о й

п о - .

Зрительный диктант

27.01

94

Правописание наречий с

п р и с т а в к о й

п о -

и

суффиксами –ому, -ему

Правописание наречий: о

и е на конце наречий с

п р и с т а в к о й

п о - .

Слуховой диктант

30.01

18. Второстепенные члены предложения (10 + 2 = 12 ч.)

23

95

Второстепенный

член

п р е д л о ж е н и я

-

обстоятельство

Второстепенный

член

п р е д л о ж е н и я

обстоятельство.

31.01

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

96

Сочинение по картине

В.Г. Перова «Тройка»

Р.р Сочинение по картине

В.Г. Перова «Тройка»

1.02

Самостоятельная

работа.

97

Обстоятельство

места.

Обстоятельство времени.

Обстоятельство

образа

действия

Классификация

обстоятельств.

Формирование умения

находить обстоятельство

места, времени, образа

действий в предложении.

2.02

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

98

Обстоятельство

места.

Обстоятельство

времени.

Обстоятельство

образа

действия

3.02

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах.

99

Обстоятельство

места.

Обстоятельство

времени.

Обстоятельство

образа

действия

6.02

100

Постановка вопросов к

обстоятельствам.

О п р е д е л е н и е

в и д а

о б с т о я т е л ь с т в а

в

предложении

Классификация

обстоятельств.

Формирование

умения

находить

обстоятельства

в предложении.

7.02

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа. Работа в парах

101

Постановка вопросов к

обстоятельствам.

О п р е д е л е н и е

в и д а

о б с т о я т е л ь с т в а

в

предложении

8.02

102

Разбор предложения по

частям

речи

и

членам

предложения

9.02

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

24

Самостоятельная

работа. Работа в парах

103

Разбор предложения по

частям

речи

и

членам

предложения

10.02

104

Запись

предложений

с

р а з н ы м и

в и д а м и

обстоятельства

13.02

105

Запись

предложений

с

р а з н ы м и

в и д а м и

обстоятельства

14.02

106

Запись

предложений

с

р а з н ы м и

в и д а м и

обстоятельства

Проверочная

работа

на

в ы я в л е н и е

у м е н и я

находить второстепенные

члены

предложения

и

определять их вид

15.02

Самостоятельная

работа.

19. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы. (7 + 1 = 8 ч.)

107

Н а б л ю д е н и е

з а

окончаниями

прилагательных

мужского

и

среднего

рода

Н а б л ю д е н и е

з а

окончаниями

прилагательных

мужского и среднего рода

с твердым согласным на

конце

основы

при

их

склонении

16.02

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

Таблица

108

Окончание

родительного падежа

Окончание

родительного

падежа (произношение и

написание)

17.02

Таблица

109

Сжатое изложение

Р.р Сжатое изложение по

самостоятельно

составленному плану

20.02

Самостоятельная

работа.

110

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

21.02

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

25

существительным

существительным

Самостоятельная

работа

111

Безударные

окончания

имен

прилагательных

мужского

и

среднего

рода

С к л о н е н и е

и м е н

прилагательных,

падежные

о ко н ч а н и я

прилагательных

мужского и среднего рода

с

твердым

согласным

звуком на конце основы

22.02

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Самостоятельная

работа

112

Безударные

окончания

имен

прилагательных

мужского

и

среднего

рода

24.02

22.02

113

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

при

п о м о щ и

в о п р о с а

косвенного падежа

Проверка

безударных

окончаний

прилагат ель ны х

п р и

п о м о щ и

в о п р о с а

косвенного падежа

27.02

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Самостоятельная

работа

114

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

при

п о м о щ и

в о п р о с а

косвенного падежа

28.02

20. Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы (4 + 1 = 5 ч.)

115

Н а б л ю д е н и е

з а

падежными

окончаниями

прилагательных

женского

рода

при

их

склонении

1.03

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Самостоятельная

работа

26

116

Безударные

окончания

имен

прилагательных

женского рода

С к л о н е н и е

и м е н

прилагательных,

падежные

о ко н ч а н и я

прилагательных женского

р о д а

с

т в е р д ы м

согласным

звуком

на

конце основы

2.03

117

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

при

п о м о щ и

в о п р о с а

косвенного падежа

Проверка

безударных

окончаний

прилагательных

3.03

118

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

существительным

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

существительным

6.03

119

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

существительным

Проверочная

работа

на

выявление умения писать

о к о н ч а н и я

и м е н

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

твердым

согласным

на

конце основы

7.03

Самостоятельная

работа.

21. Склонение прилагательных во множественном числе (3 + 1 = 4 ч.)

120

Н а б л ю д е н и е

з а

о ко н ч а н и я м и

и м е н

п р и л а г ат е л ь н ы х

в о

множественном

числе

при их склонении

О к о н ч а н и я

и м е н

п р и л а г а т е л ь н ы х

в о

множественном числе

9.03

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

ЭОР

Таблица

27

Фронтальная

работа.

Самостоятельная

работа

121

Безударные

окончания

имен прилагательных во

множественном числе.

Безударные

окончания

имен

прилагательных

во

множественном

числе.

Проверка

безударных

окончаний

прилагат ель ны х

п р и

п о м о щ и

в о п р о с а

косвенного падежа

10.03

Таблица

122

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

существительным

13.03

Таблица

123

С в я з ь

и м е н и

п р и л а г а т е л ь н о г о

с

именем

существительным

Проверочный диктант на

выявление умения писать

окончания имен

прилагательных в

единственном и

множественном числе с

твердым согласным на

конце основы

14.03

Самостоятельная

работа

Таблица

22. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы (5 ч.)

124

Н а б л ю д е н и е

з а

прилагатель ными

с

основой,

оканчивающейся

н а

твердый согласный, и с

основой,

оканчивающейся

н а

мягкий согласный

Наблюдение за

прилагательными с

основой,

оканчивающейся на

твердый согласный, и с

основой,

оканчивающейся на

мягкий согласный

15.03

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

Таблица

28

Самостоятельная

работа

125

Формулирование

вывода

об

окончаниях

имен

прилагательных

м у ж с к о г о

р о д а

в

именительном падеже в

единственном числе

Окончания имен

прилагательных

мужского рода в

именительном падеже в

единственном числе

16.03

126

Окончание

родительного падежа

Окончание

родительного

падежа

17.03

127

Окончания

дательного,

т в о р и т е л ь н о г о

и

предложного

падежей

имен прилагательных

Окончания дательного,

творительного и

предложного падежей

имен прилагательных

20.03

128

Прилагательные,

перешедшие

в

разряд

существительных

Прилагательные,

перешедшие в разряд

существительных

21.03

23. Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы (5 ч)

129

Н а б л ю д е н и е

з а

падежными

окончаниями

прилагательных

женского рода

Наблюдение за

падежными окончаниями

прилагательных женского

рода с мягким согласным

на конце основы при их

склонении

22.03

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Таблица

130

Безударные

окончания

имен

прилагательных

женского рода

23.03

Таблица

131

В и н и т е л ь н ы й

и

творительный

падежи

прилагательных

женского рода с мягким

согласным

на

конце

основы

24.03

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

Таблица

29

132

Таблица

с к л о н е н и я

имен

прилагательных

мужского,

среднего

и

ж е н с к о г о

р о д а

в

единственном числе

Таблица склонения имен

прилагательных

3.04

Словарная работа.

Работа с таблицей.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

Таблица

133

Проверка

безударных

окончаний

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

п о м о щ ь ю

в о п р о с а

косвенного падежа

Проверочная работа на

выявление умения писать

окончания имен

прилагательных с мягким

согласным на конце

основы

4.04

Самостоятельная

работа.

24. Склонение прилагательных во множественном числе (3 + 1 = 4 ч.)

134

Н а б л ю д е н и е

з а

о ко н ч а н и я м и

и м е н

п р и л а г ат е л ь н ы х

в о

множественном

числе

при их склонении.

Н а б л ю д е н и е

з а

о к о н ч а н и я м и

и м е н

п р и л а г а т е л ь н ы х

в о

множественном

числе

п р и

и х

с к л о н е н и и .

Безударные

окончания

имен

прилагательных

во

множественном числе

5.04

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

Таблица

135

Окончания

п р и л а г ат е л ь н ы х

в о

множественном числе

Окончания

п р и л а г а т е л ь н ы х

в

родительном,

дательном

и предложном падежах во

множественном числе

6.04

ЭОР

Таблица

30

136

Проверка

безударных

окончаний

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

п о м о щ ь ю

в о п р о с а

косвенного падежа

Проверочный диктант на

выявление умения писать

о к о н ч а н и я

и м е н

п р и л а г а т е л ь н ы х

в

е д и н с т в е н н о м

и

множественном

числе

с

мягким

согласным

на

конце основы

7.04

Таблица

137

Проверка

безударных

окончаний

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

п о м о щ ь ю

в о п р о с а

косвенного падежа

10.04

Самостоятельная

работа.

25. Образование прилагательных (3 + 1 = 4 ч.)

138

Способы

образования

имен прилагательных от

основ существительных

Способы

образования

имен

прилагательных

от

основ

существительных

(при

помощи

суффиксов

–ск-, -н-, -ист-)

11.04

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

139

Способы

образования

имен прилагательных от

основ существительных

Способы

образования

имен

прилагательных

от

основ

существительных

(при

помощи

суффиксов

–ск-, -н-, -ист-)

12.04

140

Способы

образования

имен прилагательных от

основ существительных

Проверочный диктант на

выявление умения писать

окончания

п р и л а г а т е л ь н ы х

в

е д и н с т в е н н о м

и

множественном

числе

с

т в е р д ы м

и

м я г к и м

13.04

Самостоятельная

работа.

31

согласным

на

ко н ц е

основы

141

С о ч и н е н и е

с

элементами описания:

Моя мама

Сочинение с элементами

описания: Моя мама

14.04

Самостоятельная

работа.

26. Правописание глаголов с суффиксом –ся (- сь) (3 ч.)

142

Понятие

о

возвратных

глаголах

Правописание глаголов с

суффиксами – ся, – сь.

Написание

возвратных

глаголов.

17.04

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

143

Употребление

суффиксов –ся (-сь)

Формирование

навыка

написания

глаголов

с

суффиксами – ся, – сь.

18.04

ЭОР

144

Формообразующий

суффикс -ть

Формообразующий

суффикс -ть

19.04

ЭОР

27. Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица (2 +1 = 3 ч.)

145

Н а б л ю д е н и е

з а

правопис анием

ь

в

глаголах 2-го лица.

Н а б л ю д е н и е

з а

п р а в о п и с а н и е м

ь

в

гл а гол а х

2 - го

л и ц а .

П о д б о р

г л а г о л о в

с

возвратным

значением

и

запись

их

в

форме

2-го

л и ц а

е д и н с т в е н н о г о

числа

20.04

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

32

146

Н а б л ю д е н и е

з а

правопис анием

ь

в

глаголах 2-го лица.

Н а б л ю д е н и е

з а

п р а в о п и с а н и е м

ь

в

гл а гол а х

2 - го

л и ц а .

П о д б о р

г л а г о л о в

с

возвратным

значением

и

запись

их

в

форме

2-го

л и ц а

е д и н с т в е н н о г о

числа

21.04

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

147

Н а бл юд е н и е

з а

правопис анием

ь

в

глаголах 2-го лица.

Р

.

р И з л о ж е н и е

с

элементами

сочинения

«Случай с кошельком»

24.04

Самостоятельная

работа.

28. Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице (6 + 1 = 7 ч.)

148

Сравнение

глаголов

в

неопределенной

форме

и в 3-м лице

Правописание глаголов в

неопределенной форме и

в

3

л и ц е ,

н а в ы к

написания глаголов.

25.04

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

149

Сравнение

глаголов

в

неопределенной

форме

и в 3-м лице

26.04

150

Правило

н ап и с а н и я

глаголов с –ться и –тся.

Применение правила на

письме

Правописание глаголов в

неопределенной форме и

в

3

л и ц е ,

н а в ы к

написания глаголов.

27.04

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

ЭОР

151

Контрольный диктант

за II полугодие.

К о н т р о л ь

з н а н и й ,

умений,

навыков

п о

пройденному материалу

28.04

Н а п и с а н и е

п о д

диктовку

текстов

в

с о о т в е т с т в и и

с

изученными

правилами

152

Правило написания

глаголов с –ться и –тся.

Применение правила на

письме

Правописание глаголов в

неопределенной форме и

в

3

л и ц е ,

н а в ы к

напис ания

гл а г о л о в .

2.05

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа.

Слуховой диктант

33

Слуховой диктант

153

Правило написания

глаголов с –ться и –тся.

Применение правила на

письме

Правописание глаголов в

неопределенной форме и

в

3

л и ц е ,

н а в ы к

напис ания

гл а г о л о в .

Выборочный диктант

3.05

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная

работа

Выборочный диктант

154

Правило

н ап и с а н и я

глаголов с –ться и –тся.

Применение правила на

письме

Правописание глаголов в

неопределенной форме и

в 3 лице, навык

написания глаголов

4.05

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа

29. Простое и сложное предложения (7 ч.)

155

Простое

предложение.

Простое предложение с

однородными членами

Систематизация

знания

изученных

орфограмм.

Разбор

предложения

по

ч л е н а м .

В и д ы

предложений

5.05

Словарная работа.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

156

Простое

предложение.

Простое предложение с

однородными членами

Простое

предложение

с

однородными членами

8.05

157

Сложное

предложение.

Д е л е н и е

с л о ж н ы х

п р е д л о ж е н и й

н а

простые.

Выделение

основы предложения

Сложное предложение

10.05

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

158

Сложное

предложение.

Д е л е н и е

с л о ж н ы х

п р е д л о ж е н и й

н а

простые.

Выделение

основы предложения

Сложное предложение

11.05

ЭОР

34

159

Разбор предложения по

членам

и

частям

речи.

Знаки

препинания

в

сложных предложениях,

в

п р е д л о ж е н и я х

с

однородными членами

Разбор

предложения

по

членам и частям речи

12.05

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

160

Разбор предложения по

членам

и

частям

речи.

Знаки

препинания

в

сложных предложениях,

в

п р е д л о ж е н и я х

с

однородными членами

Разбор

предложения

по

членам и частям речи

15.05

161

Разбор предложения по

членам

и

частям

речи.

Знаки

препинания

в

сложных предложениях,

в

п р е д л о ж е н и я х

с

однородными членами

Разбор

предложения

по

членам и частям речи

16.05

30. Речь (9 ч.)

162

Заглавие текста. Главная

мысль

текста.

План

текста. Части текста

Формирование

навыка

определения темы текста,

о с н о в н о й

м ы с л и ,

определения

теста

по

с т и л ю ,

н а х о ж д е н и я

смысловых

связей

в

тексте.

17.05

Словарная работа.

Работа с правилом.

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

163

Изложение текста

Р

.

р Формирование

н а в ы ка

с о с т а в л е н и я

с о д е р ж а т е л ь н о г о

и

стилистически

точного

продолжения к тексту

18.05

Самостоятельная

работа

164

Изложение текста

19.05

Самостоятельная

работа

35

165

Жанры

текста.

Стили

текста

Комплексная работа

П о с л о в и ц а ,

с к а з к а -

небылица, стихотворение

Выявить уровень знаний

по изученному материалу.

22.05

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

166

Жанры

текста.

Стили

текста

П о с л о в и ц а ,

с к а з к а -

небылица, стихотворение

23.05

167

Д и а л о г

и

м о н о л о г.

Фразеологизмы

Д и а л о г

и

м о н о л о г.

Фразеологизмы

24.05

ЭОР

168

К о н т р о л ь н о е

изложение

Р.р Проверка знаний

25.05

Самостоятельная

работа.

169

Прямая

речь

и

слова

а в т о р а .

З н а к и

препинания при прямой

речи.

П р я м а я

р е ч ь ,

представление

о

прямой

речи и знаках препинания

26.05

Работа с учебником.

Фронтальная работа.

Самостоятельная

работа

ЭОР

170

Устаревшие слова.

Образные обороты речи

Ус т а р е в ш и е

с л о в а .

Образные обороты речи

29.05

ЭОР

171

Резерв

30.05

172

Резерв

31.05

Всего: 172 ч.

36

Планируемые образовательные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

представление

о

своей

гражданской

идентичности

в

форме

осознания

«Я»

как

гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

– способность к осознанию смысла и нравственного содержания собственных поступков и

поступков других людей;

знание

основных

моральных

норм

и

нравственности

и

умение

соотносить

их

с

собственными поступками;

-

навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения

избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- способность к пониманию чувств окружающих людей и к сопереживанию;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального

поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивой мотивации к различным видам деятельности;

- адекватного понимания и осознания причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

- дифференцированный самооценки и учебного действия оценки на основе выявленных

критериев успешности учебной деятельности;

- способности к решению морально-нравственных проблем с учетом позиций участников

общения;

- способности к оцениванию и осмыслению поступков, разрешению моральных

противоречий на основе общечеловеческих ценностей;

- осознанных эстетических предпочтений;

- способности к осознанию себя гражданином России, к отстаиванию собственных

интересов и поиску своей позиции;

- способности к взаимопониманию с представителями иных культур, народов,

мировоззрений на основе уважения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

- планировать и осуществлять контроль своих действий;

осуществлять

промежуточный

и

итоговый

контроль

своих

действий,

опираясь

на

результат;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и

других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера

сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,

– преобразовывать практическую задачу в познавательную, учебную;

– проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы по ходу действия и после него

– осуществлять полноценный контроль по результату и по способу действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно делать предположения, какая информация необходима для решения

учебной задачи;

- находить и отбирать информацию из разных источников в соответствии с поставленной

учебной задачей;

- осуществлять фиксацию информации, гипотез, предположений;

- создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы в соответствии с изменившимися

условиями учебной задачи, ситуации;

- строить устные и письменные высказывания-сообщения, участвовать в даскуссиях4

анализировать

изучаемые

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных

признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным

критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации и преобразовывать ее в соответствии

с изменением условий учебной задачи;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы с использованием ИКТ;

– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в

зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые источники

информации;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по

самостоятельно выделенным критериям);

– строить логическое рассуждение об объекте, явлении.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- распределять роли при работе в группе, планировать совместную деятельность по

выполнению задания;

- координировать различные позиции в учебном сотрудничестве;

- владеть продуктивной диалогической формой коммуникации как способом разхрешения

противоречий и позиционных конфликтов;

- строить монологическое высказывание как более сложную форму речевой деятельности;

– задавать вопросы педагогу и сверстникам в ходе постановки и решения учебной задачи;

– контролировать действия партнера;

- координировать позиции группы в учебном сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить в ходе дискуссии понятные для партнера высказывания с учетом его мнения,

позиции;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

38

- распределять и выполнять различные роли в группе при решении учебной задачи;

-предвидеть последствия группового решения;

-предотвращать и преодолевать конфликты;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

– осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в сотрудничестве;;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

-

оценивать

уместность

выбора

языковых

и

неязыковых

средств

устного

общения

в

ситуациях учебного и бытового общения;

- свободно выражать собственное мнение, аргументировать, отстаивать ее;

- владеть навыками речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

-

составлять

устные

монологические

высказывания

на

определенную

тему

с

использованием разных типов речи;

-

создавать

и

корректировать

собственные

и

заданные

тексты

с

учетом

точности,

правильности, богатства и выразительности письменной речи;

-использовать

в

речи

и

при

составлении

текстов

синонимы,

антонимы,

образные

сравнения, фразеологизмы;

- пользоваться в речи жанрами письма, записки, объявления, поздравления»

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- самостоятельно озаглавливать текст, составлять к нему план;

- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями и другими источниками

информации.

Обучающийся получит возможность научиться

- пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять тексты на определенную тему, используя различные типы, стили, жанры

текста;

- сравнивать и различать стилистически контрастные тексты;

-

выделять

в

тексте

главное,

высказывать

собственное

мнение,

соблюдая

правила

построения связного монологического высказывания;

- корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и

выразительности письменной речи;

- первоначальным умениям оформлять результаты творческих и исследовательских

работ.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- самостоятельно выполнять звуко - буквенный разбор слов по алгоритму, предложенному

в учебном пособии;

- соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов;

- узнавать позиционное чередование звуков в корне слова;

- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска необходимой информации.

Обучающийся получит возможность научиться

-

самостоятельно

выполнять

фонетико-графический

разбор

слов

и

оценивать

правильность выполнения разбора;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать

соблюдение этих норм в речи собеседников;

39

-

находить

с

помощью

взрослого

или

самостоятельно

ответ

при

сомнении

в

правильности произнесения и постановки ударения в словах.

Лексика

Обучающийся научится:

- находить слова, значение которых требует уточнения;

- определять значении слов по тексту или уточнять при помощи толкового словаря;

- находить в тексте и пояснять образные сравнения, эпитеты, олицетворения;

- объяснять значения пословиц и поговорок;

- находить фразеологические обороты среди словосочетаний, объяснять их значение.

Обучающийся получит возможность научиться

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- оценивать уместность использования слов в тексте.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные слова и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться

-

находить

в

словах

окончание,

основу,

корень,

приставку,

суффикс,

постфикс,

соединительные гласные в сложных словах;

- осознавать возможность образования слов с помощью приставки, суффикса и сложение

основ;

- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и

приставок;

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с

предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора

слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

- определять грамматические признаки существительных, прилагательных и глаголов.

– находить начальную форму имени прилагательного и глагола;

- выполнять морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глаголов

по алгоритму, оценивать правильность выполнения разбора.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать личные местоимения 1, 2, 3-го лица в форме единственного и

множественного числа;

- склонять личные местоимения;

- понимать признаки, значение и роль наречий в речи;

-наблюдать за образованием наречий, различать виды наречи;

- находить в тексте личные местоимения, наречия, предлоги, союзы, частицу не с

глаголами.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды)

члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

40

- выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи в соответствии

с предложенным алгоритмом и оценивать правильность выполнения разбора;

– различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

- различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- применять правила правописания;

- уточнять написание слова по орфографическому словарю;

- безошибочно списывать текст объемом;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;

- проверять собственный текст и предложенный, находить и исправлять орфографические

и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания;

- подбирать примеры слов на заданную орфограмму;;

-

при

составлении

собственных

текстов,

чтобы

не

допустить

орфографических

и

пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь;

- применять разные способы проверки написания слов.

41

Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения учебного предмета

Вид планируемого

результата

Формы

Методы

Средства

Периодичность

Форма

представления

результатов

Границы

применения

результатов

Предметный

Контрольная

работа

Письменный

Отметка

См.календарно-

тематическое

планирование

Отметка в журнале

Для оценивания

индивидуального

образовательного

результата

Метапредметный:

смысловое чтение и

работа с информацией

Комплексная

работа

Письменный

Уровни

См.календарно-

тематическое

планирование

Портфолио

Для оценивания

индивидуального

образовательного

результата

Периодичность оценки достижения предметных результатов освоения учебного предмета

Контрольные

мероприятия

Месяц, дата

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого за

год

Контрольная

работа

1

1

2

Практическая

работа

Зачет

Комплексная

работа

1

1

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Основные источники учебной информации для обучающихся:

А.В. Полякова Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2

частях. М.: Просвещение.

Дополнительные источники учебной информации для обучающихся:

Словари ( орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологизмов и др.)

Методическая литература для учителя:

А.В.Полякова, Н.А. Песняева «Русский язык» Методические рекомендации, 3—4 классы:

М.: Просвещение

Контрольные и проверочные работы. 1- полугодие. Система Л.В.Занкова / Сост. С.Г.

Яковлева. – 4-е изд., перераб. и доп.- Самара : Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Фёдоров»

Контрольные и проверочные работы. 2- полугодие. Система Л.В.Занкова / Сост. С.Г.

Яковлева. – 4-е изд., перераб. и доп.- Самара : Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Фёдоров»

Интернет- ресурсы:

1. Интернет – ресурсы: zankov

2.

Коллекция

Цифровых

Образовательных

Ресурсов.

Режим

доступа:

school-

collection.edu

3. Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале

учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: ttp://zankovpractice/stuff/article=50

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: nachalka/about/193

5.

Справочно-информационный

интернет-портал

«Русский

язык».

Режим

доступа:

gramota

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: nsc.

1septemberurok

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.

Ноутбук

2. Проектор

3.Экран

Контрольная работа за 1 полугодие

Осень царствовала в роще у речки. Около осинки на земле вырос удивительный нарядный

ковер. Клен стоит в пурпурной краске. Только дуб стоит в зеленой шубе. По речке плывет

плот из пестрых листьев. Как много осенних красок!

Маленький карась копался на дне берега. Нашел он мотыля. Тут на его добычу напал

другой карасище. Но маленький карасик выхватил своего мотыля. В укромном месте он

спокойно доел свой завтрак.

1.

Подчеркни глагол выхватил и укажи его спряжение.

2.

В словосочетании в пурпурной краске надпиши склонение и падеж

существительного.

3*. Выбери синоним к слову пурпурный.

Слова для справок: алый, ярко-красный, темно-красный, красно-фиолетовый,

пунцовый.

Контрольная работа за 11 полугодие

Утренняя заря осветила местность. Звезды на небе стали бледнеть и погасли. Взошло

солнце. Золотой луч заиграл на вершине могучего дуба. С речки потянул легкий свежий

ветерок. Задрожали листья на осине. С веток осыпались хрустальные капли росы.

Окрестности засверкали яркой зеленью. В густой чаще зазвенели веселые голоса птиц.

Хорошо идти по узкой лесной тропинке! Длинные тени ложатся под ногами. С ветки на

ветку лохматой ели прыгает белочка.

Скоро в гнездах запищат птенчики. Лес наполнится звуками, трелями, птичьими

разговорами.

1.

Первое предложение разбери по членам предложения.

2.

Над глаголом прыгает напиши время и спряжение.

3.

Разбери по составу слова звезды, ветерок.

44



В раздел образования