Напоминание

Возможности информационных образовательных технологий по развитию творческого мышления студентов медицинских колледжей


Автор: Куликова Екатерина Леонидовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: КГБПОУ Красноярский базовый медицинский колледж имени В.М. Крутовского
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности информационных образовательных технологий по развитию творческого мышления студентов медицинских колледжей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

«Ускорение инновационного развития потребует не

просто параллельной,

а опережающей подготовки квалифицированных кадров,

научных и медицинских работников,

носителей технологий»

Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцовой

Одной

из

проблем

сложившейся

системы

медицинского

образования

является то, что в этой системе по-прежнему господствует информационная

парадигма, в задачи которой входит, преимущественно, простая передача

информации и знаний обучающимся.

Сегодня невозможно получить универсальную информацию, потому что

уже

завтра

появится

новая,

более

современная,

невозможно

овладеть

универсальными умениями, потому что уже завтра они станут устаревшими.

Сегодня

нужно

сформировать

в

молодом

человеке

способность

социализироваться,

адаптироваться

в

быстро

меняющихся

социально-

экономических условиях, действовать в нестандартной ситуации, работать с

информацией, преобразовывать её в знания завтрашнего дня.

Одной из основных целей системы образования нередко является только

подготовка

необходимого

обществу

квалифицированного

участника

производственного

процесса.

Все

прочие

потенциальные

возможности

личности,

в

том

числе

и

творческие

остаются

невостребованными.

Как

результат, выпускник - с недостаточно развитым творческим мышлением в

дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющейся

информации, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен

улавливать

связи

между

понятиями

и

явлениями,

даже

незначительно

отличающимися от привычных.

Поэтому

перед

образовательными

учреждениями

должна

быть

поставлена задача развития у обучающегося компетенций, творческого, то

есть созидательного, а не стандартного мышления, основанного па усвоении

информации.

Результатом образования должна стать способность применять несколько

интегративных

действий,

обеспечивающих

успех

жизнедеятельности

в

целом.

Для

формирования

компетенций

у

студентов

требуется

специальным

образом организованная образовательная среда. Так называемые «локальные»

методики развития компетенций (например, решение нестандартных задач),

безусловно,

полезны.

Но

в

результате

их

применения,

студенты

просто

запоминают

некоторые

новые

способы

решения

и

впоследствии

воспроизводят

усвоенные

действия.

Именно

поэтому

для

формирования

компетенций

у

студентов

нужна

специальная

среда,

обеспечивающая

многостороннее системное воздействие на обучающихся.

Во многих российских вузах, в том числе в Первом МГМУ имени Н.М

Сеченова

внедрена

система

управления

обучением

Moodle,

включающая

инструменты,

необходимые

для

формирования

компетентости.

Основным

элементом

контента

системы:

Moodle

является

учебный

курс,

который

разрабатывает

преподаватель.

В

рамках

такого

курса

преподаватель

для

поддержки образовательного процесса может организовать следующие виды

познавательной и коммуникативной деятельности:

взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем

черед форумы и чаты;

предоставление учебного контента в электронном виде на веб-

страницах;

проверка

качества

обучения

с

помощью

тестирования

и

выполнения контрольных заданий.

Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная

среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS.

Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

CMS - course managment system - система управления курсами

LMS - learning managment system - система управления обучением

Основные возможности Moodle:

система

реализует

философию

"Педагогики

социального

конструкционизма"

(сотрудничество,

действия,

критическое

осмысление и т.д.);

на

100%

подходит

для

организации

online-классов,

а

также

подходит для организации традиционного обучения;

Система Moodle может обеспечить:

Выбор

удобного

времени

и

места

для

обучения

как

для

преподавателя, так и для ученика

Прочное усвоение знаний

Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если

ученик работает он контактирует с преподавателем.

Индивидуализацию обучения.

Экономию

времени

и

денег

-

отпадает

необходимость

тратить

время и деньги на учебные занятия

Современный

мир

стремительно

меняется.

Развитие

компьютерной

техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не

осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена,

когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт

учителя

и

ученика.

Существуют

способы

интенсифицировать

процесс

обучения используя методы и средства электронного обучения. Предлагается

использовать

возможности

электронного

обучения,

на

основе

системы

управления электронными курсами Moodle.

Например,

в

электронном

учебном

курсе

«Лидерство»

обучающимся

предлагаются:

электронные

задания

творческого

характера,

требующие

развернутого ответа в виде файла (оригинальное решение задачи, написание

эссе, презентация проекта): участие в опросе, что предполагает постановку

преподавателем вопроса, на который невозможно дать однозначный ответ

либо поиск общего мнения в процессе исследования проблемы; прохождение

разных

типов

тестовых

заданий

(ответ

на

вопросы

с

несколькими

вариантами, с бинарным выбором типа «верно неверно, открытого типа, на

соответствие и др.)».

Такой

элемент

курса

как

«Электронная

лекция»

позволяет

изучить

учебный материал в интересной и гибкой форме, способствует развитию

творческого мышления. С этой целью в конце каждой электронной страницы

лекции

предлагаете

вопрос,

ответ

на

который

определяет

дальнейшую

образовательную траекторию обучающегося. Другой элемент электронного

курса «Форум» предоставляет среду для педагогического взаимодействия и

обсуждения

различных

вопросов

с

возможностью

оценки

сообщений

участников. Таким образом, коммуникационные технологии позволяют по-

новому

реализовывать

методы,

активизирующие

творческую

активность.

Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в

аудитории, но и виртуально.

Элемент «Глоссарии» позволяет создавать и редактировать содержание

определений

ключевых

терминов

электронного

курса

в

процессе

внеаудиторной самостоятельной работы.

Функционал

системы

управления

обучением

Moodle

дополняет

еще

целый

ряд

удобных

инструментов

для

формирования

компетенций

обучающихся.

Таким

образом,

можно

утверждать,

в

современной

информационной

образовательной

среде,

к

которой

относится

система

управления обучением Moodle, есть катализаторы творческого процесса, но

они

проявляют

себя

в

том

случае,

если

преподаватель

ставит

перед

обучаемыми творческие задачи.

Профессионал хорошо работает в созданных для него условиях

Конкурентоспособный

специалист

сам

себе

создаёт

условия

для

успешной деятельности



В раздел образования