Автор: Куликова Екатерина Леонидовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: КГБПОУ Красноярский базовый медицинский колледж имени В.М. Крутовского
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности информационных образовательных технологий по развитию творческого мышления студентов медицинских колледжей
Раздел: среднее профессиональное
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
«Ускорение инновационного развития потребует не
просто параллельной,
а опережающей подготовки квалифицированных кадров,
научных и медицинских работников,
носителей технологий»
Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцовой
Одной
из
проблем
сложившейся
системы
медицинского
образования
является то, что в этой системе по-прежнему господствует информационная
парадигма, в задачи которой входит, преимущественно, простая передача
информации и знаний обучающимся.
Сегодня невозможно получить универсальную информацию, потому что
уже
завтра
появится
новая,
более
современная,
невозможно
овладеть
универсальными умениями, потому что уже завтра они станут устаревшими.
Сегодня
нужно
сформировать
в
молодом
человеке
способность
социализироваться,
адаптироваться
в
быстро
меняющихся
социально-
экономических условиях, действовать в нестандартной ситуации, работать с
информацией, преобразовывать её в знания завтрашнего дня.
Одной из основных целей системы образования нередко является только
подготовка
необходимого
обществу
квалифицированного
участника
производственного
процесса.
Все
прочие
потенциальные
возможности
личности,
в
том
числе
и
творческие
остаются
невостребованными.
Как
результат, выпускник - с недостаточно развитым творческим мышлением в
дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющейся
информации, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен
улавливать
связи
между
понятиями
и
явлениями,
даже
незначительно
отличающимися от привычных.
Поэтому
перед
образовательными
учреждениями
должна
быть
поставлена задача развития у обучающегося компетенций, творческого, то
есть созидательного, а не стандартного мышления, основанного па усвоении
информации.
Результатом образования должна стать способность применять несколько
интегративных
действий,
обеспечивающих
успех
жизнедеятельности
в
целом.
Для
формирования
компетенций
у
студентов
требуется
специальным
образом организованная образовательная среда. Так называемые «локальные»
методики развития компетенций (например, решение нестандартных задач),
безусловно,
полезны.
Но
в
результате
их
применения,
студенты
просто
запоминают
некоторые
новые
способы
решения
и
впоследствии
воспроизводят
усвоенные
действия.
Именно
поэтому
для
формирования
компетенций
у
студентов
нужна
специальная
среда,
обеспечивающая
многостороннее системное воздействие на обучающихся.
Во многих российских вузах, в том числе в Первом МГМУ имени Н.М
Сеченова
внедрена
система
управления
обучением
Moodle,
включающая
инструменты,
необходимые
для
формирования
компетентости.
Основным
элементом
контента
системы:
Moodle
является
учебный
курс,
который
разрабатывает
преподаватель.
В
рамках
такого
курса
преподаватель
для
поддержки образовательного процесса может организовать следующие виды
познавательной и коммуникативной деятельности:
взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем
черед форумы и чаты;
предоставление учебного контента в электронном виде на веб-
страницах;
проверка
качества
обучения
с
помощью
тестирования
и
выполнения контрольных заданий.
Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная
среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS.
Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:
CMS - course managment system - система управления курсами
LMS - learning managment system - система управления обучением
Основные возможности Moodle:
система
реализует
философию
"Педагогики
социального
конструкционизма"
(сотрудничество,
действия,
критическое
осмысление и т.д.);
на
100%
подходит
для
организации
online-классов,
а
также
подходит для организации традиционного обучения;
Система Moodle может обеспечить:
Выбор
удобного
времени
и
места
для
обучения
как
для
преподавателя, так и для ученика
Прочное усвоение знаний
Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если
ученик работает он контактирует с преподавателем.
Индивидуализацию обучения.
Экономию
времени
и
денег
-
отпадает
необходимость
тратить
время и деньги на учебные занятия
Современный
мир
стремительно
меняется.
Развитие
компьютерной
техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не
осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена,
когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт
учителя
и
ученика.
Существуют
способы
интенсифицировать
процесс
обучения используя методы и средства электронного обучения. Предлагается
использовать
возможности
электронного
обучения,
на
основе
системы
управления электронными курсами Moodle.
Например,
в
электронном
учебном
курсе
«Лидерство»
обучающимся
предлагаются:
электронные
задания
творческого
характера,
требующие
развернутого ответа в виде файла (оригинальное решение задачи, написание
эссе, презентация проекта): участие в опросе, что предполагает постановку
преподавателем вопроса, на который невозможно дать однозначный ответ
либо поиск общего мнения в процессе исследования проблемы; прохождение
разных
типов
тестовых
заданий
(ответ
на
вопросы
с
несколькими
вариантами, с бинарным выбором типа «верно неверно, открытого типа, на
соответствие и др.)».
Такой
элемент
курса
как
«Электронная
лекция»
позволяет
изучить
учебный материал в интересной и гибкой форме, способствует развитию
творческого мышления. С этой целью в конце каждой электронной страницы
лекции
предлагаете
вопрос,
ответ
на
который
определяет
дальнейшую
образовательную траекторию обучающегося. Другой элемент электронного
курса «Форум» предоставляет среду для педагогического взаимодействия и
обсуждения
различных
вопросов
с
возможностью
оценки
сообщений
участников. Таким образом, коммуникационные технологии позволяют по-
новому
реализовывать
методы,
активизирующие
творческую
активность.
Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в
аудитории, но и виртуально.
Элемент «Глоссарии» позволяет создавать и редактировать содержание
определений
ключевых
терминов
электронного
курса
в
процессе
внеаудиторной самостоятельной работы.
Функционал
системы
управления
обучением
Moodle
дополняет
еще
целый
ряд
удобных
инструментов
для
формирования
компетенций
обучающихся.
Таким
образом,
можно
утверждать,
в
современной
информационной
образовательной
среде,
к
которой
относится
система
управления обучением Moodle, есть катализаторы творческого процесса, но
они
проявляют
себя
в
том
случае,
если
преподаватель
ставит
перед
обучаемыми творческие задачи.
Профессионал хорошо работает в созданных для него условиях
Конкурентоспособный
специалист
сам
себе
создаёт
условия
для
успешной деятельности