Автор: Володина Елена Семёновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 323 "Сказка"
Населённый пункт: Н.Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Программа коррекционно-развивающих занятий «Сказки по ролям».
Цель: Совершенствование аффективно-мотивационного компонента
саморегуляции поведения и деятельности у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи работы:
Коррекционно-развивающие: Снятие эмоционального напряжения у детей с
ЗПР, развитие уверенности в себе, формирование мотивации достижения
поставленной цели, осознание и понимание своих действий и поступков
через действия персонажей сказок.
Формировать умения принимать самого себя и других людей; Формировать
умения осознавать свои чувства; Развивать у детей с ЗПР умение чувствовать
и понимать другого;
Образовательные: Обогатить словарь детей образными выражениями,
метафорами и пословицами;
Воспитательные: Учить уважительно, с любовью относиться к людям,
сопереживать, воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за
другого; воспитывать самостоятельность, активность,
дисциплинированность, выдержку.
Гипотеза: Коррекционно-развивающая работа средствами НОД (области
коммуникация и чтение художественной литературы) способствуют развитию
аффективно-мотивационной сферы у старших дошкольников с ЗПР.
К
сожалению,
сейчас
все
больше
внимания
стали
уделять
интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают учить своих
детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой,
материальной жизни. Да и детские сады взяли направление - подготовки
детей к школе, что не является их основной функцией.
Ребенка принуждают к интеллектуальным усилиям, к которым он еще
не готов ни физически, ни морально.
Для
ребенка
дошкольного
возраста
важнее
всего
развитие
своей
внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это
время
эмоции
являются
главным
регулятором
деятельности
ребенка.
Его
интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только
играть. Играть с тем, что творится у него внутри.
Сказочный
мир
замечательно
приспособлен
для
таких
игр.
Само
творение
сказки,
ее
композиция,
яркое
противопоставление
добра
и
зла,
фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный
язык,
динамика
событий,
особые
причинно-следственные
связи
явлений,
доступные
пониманию
дошкольника,
результаты
разных
характеристик поступков, - все это делает сказку особенно интересной и
волнующей для детей.
Сказки - незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
Они - как солнце и витамины - необходимые элементы для построения
здоровой личности. Если этих элементов нет в духовной пище - получится
слабая, искривленная, неустойчивая личность.
Сказка
вводит
ребенка
в
особый,
исключительный
мир
чувств,
глубоких переживаний и эмоциональных открытий, заставляет задуматься
над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или
вообще невозможно в повседневной жизни.
Сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции.
Какие бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими
эмоции
совершенно
реальны.
В
сказке
ребенок
проживает
такие
эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Сказку
можно назвать испытательной площадкой для трудных эмоций и базовым
руководством для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные.
Отождествляясь с героем, ребенок не умом, а всем своим существом
проживает необходимые для него состояния. И здесь мы встречаемся еще с
одним замечательным свойством сказки: она требует от ребенка активного
участия.
Погружаясь
в
сказочный
мир,
ребенок
живет
за
своих
героев,
преодолевает
препятствия,
побеждая
самостоятельно
зло,
изменяется
внутренне,
приобретает
новые
возможности
и
опыт,
т.е.
превращается
в
самостоятельного, компетентного субъекта деятельности.
Психологи признают, что сказки всецело связаны с работой фантазии,
именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для
ребенка те или иные чувства и в этом тайна живучести в нашей душе
сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И
не только познает, но и откликается на события и явления окружающей
действительности.
Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать
персонажам, и в результате этого сопереживания у ребенка появляются не
только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего
мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. Но
сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения,
умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать.
Сказка и естественные психологические потребности ребенка
Сказка
в
определенной
степени
удовлетворяет три
естественные
психологические потребности ребенка.
1.Потребность в автономности
В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего
пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на
свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе)
Герой
оказывается
способным
преодолеть
самые
невероятные
препятствия, и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха,
хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности
Герой
всегда
активен,
находится
в
действии:
куда-то
идет,
кого-то
встречает, кому-то помогает, что-то добывает; с кем-то борется, от кого-то
убегает
и
т.д.
Иногда
собственно
поведение
героя
вначале
не
является
активным,
то
толчок
к
активности
провоцируется
извне,
порождается
другими персонажами.
Результатом
удовлетворения
этих
потребностей
я вл я е т с я
формирование таких качеств личности как:
1. Автономность(выражающуюся в стремлении проявить свое личное
мнение, позицию или взгляды).
2.
Активность,
которая
предполагает
способность
владеть
инициативой
в
общении,
умение
организовать
внимание
партнеров,
стимулировать
их
коммуникативность,
управлять
процессом
общения,
эмоционально
откликнуться
на
состояние
партнеров,
способность
к
самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
3.
Социальная
компетентность, которая
состоит
из
нескольких
компонентов:
•
мотивационного, включающего отношение к другому человеку
(проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания, содействия);
•
когнитивного,
который
связан
с
познанием
другого
человека,
способностью
понять
его
особенности,
интересы,
потребности,
заметить
изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
•
поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций
способов
общения
и
поведения,
и
предполагает
знание
норм
и
правил
общения, владение его технологией.
Обладая
определенным
уровнем
автономности,
активности,
компетентности, личность вступает в общение, имея определенный уровень
самоуважения и самоосознания. Личность становится персонифицированным
субъектом общения.
Тематическое планирование
Этапы
работы
Тематическ
ие блоки
Задачи работы
Занятия
Методы и приемы
1этап
Блок
«Осень»
Снятие
эмоционального
напряжения у
детей, развитие
уверенности в
себе.
Формирование
интереса.
Развитие
способности
н а бл юд ат ь
и
запоминать
выразительные
движения,
мимику,
позы,
пространственн
ое
расположение,
перемещение
сверстников;
1.Знакомство
со сказкой
(по сказке
Сутеева
«Под
грибом»)
2.Сказка в
гости к нам
пришла. (по
сказке
Сутеева
«Под
грибом»)
3.Занятие по
сказке
«Гуси-
лебеди»
4.Игра-
драматизаци
я (по сказке
«Гуси-
лебеди»)
1.Чтение сказки и
беседа по
наводящим
вопросам по
осмыслению
нравственного
урока сказки и
осознанию
проблемной
ситуации.
2.Психогимнастик
а (Герой
изображается при
помощи мимики и
жестов).
3.Упражнение
«Произнеси
фразу
с
р а з н о й
интонацией»
4..
Проигрывание
эпизодов сказки в
играх-
драматизациях .
5.Ролевые
действия.
Основно
й этап
Блок
«Домашние
и дикие
животные»
Формирование
мотивации
достижения
поставленной
цели
.
1.Знакомство
со сказкой
«Заюшкина
избушка»
2. «Поможем
1.
рассказывание и
чтение
художественного
произведения;
У ч и т ь
д е т е й
адекватно
передавать
собственное
аффективное
с о с т о я н и е
в
движении,
мимике,
слове
(страх,
огорчение);
Развивать
умение
произвольно
н а п р я г а т ь
и
расслаблять
м ы ш ц ы
д л я
снятия
телесных
барьеров.
Развитие
способности
распознавать
различные
э м о ц и и
п о
выражению
лица,
мимике,
жестам;
Развитие
способности
выражать
настроение
вербальными и
невербальными
средствами
общения.
зайке» (по
сказке
«Заюшкина
избушка»)
3. Сказка
«Три
поросенка»
4. Сказка
«Царевна-
лягушка»
5. Сказка
«Сивка-
бурка»
6.
Знакомство
со сказкой
«Цветик –
семицветик»
.
7.
Театральное
представлен
ие по сказке
«Цветик –
семицветик»
.
8
.
Знакомство
со сказкой
Сказка
Маршака
«Теремок»
2.беседа на тему
данного текста;
3.рисование
ребенком
иллюстраций к
тексту, который
прочитали;
4.пересказ
произведения или
отрывка;
5.драматизация -
разыгрывание
сценок из сказки,
можно в форме
викторины;
6.ролевые
действия
7.Решение
сказочных задач.
8.Пальчиковые
игры
9.Отгадывание
загадок про
сказочных героев.
10.Упражнение
«Из какой сказки».
10.Психогимнасти
ка.
3 этап
Блок «Наш
дом»
Перенос
полученного
эмоционального
опыта в
личностное
психологическо
е пространство.
Осознание и
понимание
1.
Драматизаци
я сказки
«Теремок»
2.Сказка
«Муравейка»
3. Игра –
представлен
ие по сказке
1.Собственное
сочинение сказки.
Рисование
иллюстрации
сказки.
2.оценка и
суждение - рассказ
ребенком о
своих действий
и поступков
через действия
персонажей
сказок.
Оптимизация
аффективно-
мотивационной
сферы.
Учить
угадывать по
выразительному
исполнению
образов
сказочных
героев и их
аффективные
состояния.
«Муравейка»
4.
Придумаем
свою сказку.
любимом герое и
доказательство его
достоинств;
3.Проблемные
ситуации.
4.Организация
творческого
диалога в ролевой
игре «Договорим
то, чего не
придумал автор».
5.Инсценирование
сказки
(организация
сказочного
пространства),
6.Групповые
д и с к у с с и и
-
обсуждения
действий
героев
сказки;
7.Разыгрывание
сказки по ролям.
6.Музыкальное
сопровождение
-
п о д б о р
б о л е е
подходящей
музыки
к
данной
сказке;
7Литературные
игры - организация
игр, "часов
сказок", викторин,
оформление
"уголка" сказок
.
8.Психогимнастик
а
Основные методы и приемы, используемые при реализации задач
коррекционной работы:
1. Выразительное чтение (или образное рассказывание) помогает
правдиво довести до маленьких слушателей образы произведения, правильно
понять идею произведения. От точности и яркости воссозданных образов во
многом зависит глубина осмысления текста.
Читающий или рассказывающий, сохраняя язык автора, передает все
оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
Одно
из
главных
условий
рассказа,
сказки
-
это
эмоциональное
отношение
взрослого
к
рассказываемому.
Здесь
педагог
берет
на
себя
функцию
образца.
При
рассказе
от
взрослого
требуется
выражение
подлинных
эмоций
и
чувств,
так
как
дети
очень
тонко
чувствуют
преувеличение и фальшь.
Взрослый
является
как
бы
образцом
эмоционального
отношения
к
чему-либо. Он показывает ребенку, как реагировать на то или иное действие,
поступок, слово.
Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед
детьми
так,
чтобы
они
могли
видеть
его
лицо,
наблюдать
за
мимикой,
выражением глаз, жестами, так как это формы проявления чувств дополняют
и усиливают впечатления от прочтения.
При
пересказе
важно
не
только
передать
замысел
и
сюжет,
но
и
сохранить стиль произведения.
В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.
Педагогу,
прежде
чем
преподнести
текст
детям,
необходимо
заранее
подготовить и воспроизвести его для себя.
Рассказыванию или чтению может предшествовать краткая вводная
беседа, подготавливающая ребенка к восприятию, связывающая их опыт,
текущие события с темой произведения. Беседа мобилизует жизненный опыт
детей, необходимый для осознания текста.
Иногда
дети
нуждаются
в
конкретизации
художественных
образов.
Взрослому необходимо при чтении произведений учитывать, что в состоянии
воспринять дети, к чему их надо подвести, какие представления следует
формировать до чтения произведения. Для конкретизации образов можно
использовать наблюдения, картины, натуральные предметы и т.д., возможно
заменить непонятное слово синонимом, словом более понятным для ребенка.
Чтение
художественного
произведения
не
следует
прерывать.
Если
слушание текста требует длительного времени, надо предусмотреть перерыв
по окончании чтения части, законченной в смысловом отношении.
Рассматривание иллюстраций углубляет понимание текста, облегчая
проникновение в смысл произведения полнее раскрывает художественные
образы.
Однако
следует
помнить,
что
показ
иллюстраций
не
должен
нарушать целостного восприятия текста. Если книга разделена на главки,
иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части. И только при
чтении книги познавательного характера картинка используется в любой
момент для пояснения текста.
При
использовании
элементов
кукольного
театра
манипуляции
с
куклами должны быть также предварительно отработаны, чтобы во время
показа не фиксировать на этом внимания. Работая с куклой, звуки речи
должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции,
о достаточной силе голоса.
Действуя
куклой,
надо
следить
за
тем,
чтобы
ее
движения
соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и
речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.
Особенный
всплеск
эмоций
вызывает
общение
персонажа
сказки
с
детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В этой ситуации
педагог берет на себя
функцию советника. От лица героя сказки педагог
преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к
решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы
действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием
второстепенных
моментов,
игрой
кукольных
персонажей,
а
донести
до
ребенка идею сказки, основное ее содержание, выделив при этом основные
моменты
нужной
интонацией
голоса,
громкостью
или
паузой.
В
этом
выражается следующая функция педагога в работе со сказкой -функция
инструктора.
При чтении педагог следит не только за своим исполнением, но и за
восприятием, за вниманием слушателей.
Важно не читать, а рассказывать, т.к. необходимо видеть лицо ребенка,
его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Рассказывая
сказку и выполняя вышеназванные функции, педагог параллельно выполняет
функцию
наблюдателя.
Наблюдая
за
ребенком,
можно
заметить,
какие
моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому, можно
определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует
ребенка в данный момент его жизни.
Педагог должен, насколько это возможно, ориентироваться в эмоциях
дошкольника, вызванных сказкой.
В откликах на разные моменты побед или неудач их любимых героев
имеют место индивидуальные особенности поведения детей. Вначале дети
сосредотачивают свое внимание на содержательных моментах сюжета. Этот
процесс сопровождается такими моментами как застывание в одной позе,
двигательное беспокойство, неосознанные или неожиданные действия.
По
мере
развития
сюжета
проявляется
уже
более
определенное
сопереживание
и
сочувствие
персонажам:
а)
с о п е р е ж и ва н и е ,
соответствующее
состоянию
персонажа,
превращающееся
иногда
в
копирование действий; б) так называемое реальное восприятие различных
эпизодов сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам; в) желание
отключиться от сильного сопереживания.
По мере развития сюжета, сопереживание героям у детей усиливается,
углубляется
усвоение
содержания,
появляется
эмоциональная
оценка
событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться
друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя
их
на
своих
сверстниках
(понимающие
переглядывания,
взаимные
подталкивания,
общий
смех:
восклицания,
относящиеся
к
конкретным
персонажам),
Здесь педагог берет на себя функцию партнера, которая проявляется в его
реакции на эмоциональную активность детей. Не следует делать детям
замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать ребенку полноценно
переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки
детей. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и
предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают
сомнений. Но бываю дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не
замечая вокруг. По ходу сказки воспитателю необходимо выделить таких
детей.
2. Необходимо толковое объяснение педагога, который бы заставил его
беспрестанно
вникать
в
смысл
прочитанного.
С
этой
целью
необходимо
после чтения провести беседу. Дети с удовольствием включаются в такую
беседу,
так
как
им
необходимо
поделиться
с
окружающими
своими
впечатлениями от прочитанного.
Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по
поводу
различных
персонажей,
особенно
нравственно
противоположных
типов,
проявлять
отзывчивость,
умения
пожалеть,
посочувствовать,
порадоваться,
вспомнить
собственные
отрицательные
и
положительные
поступки.
Задача педагога в процессе беседы после чтения уточнить, углубить
первоначальное восприятие и понимание текста.
Планируя вопросы беседы о прочитанном, педагог стремится помочь
ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.
3.
Особенное
внимание
в
этой
работе
необходимо
уделить
детям,
которые проявляли равнодушие или неадекватные реакции при слушании
сказки.
Им
можно
предложить игры-беседы
с
куклами-персонажами.
Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как
проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и зная все
горести и радости данного персонажа, отнестись к
нему
уже со своей
позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным
персонажам и возмущение поступками отрицательных.
Используя
эмоциональное
погружение
в
какую-либо
тему,
дается
общее
видение
того
нового
знания,
которым
будет
овладевать
ребенок,
постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - героями сказок.
Слушая
или
читая
сказку,
ребенок
проигрывает
ее
в
своем
воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким
образом
он
в
своем
воображении
видит
целый
спектакль.
Поэтому
совершенно естественной является постановка сказки в виде театрализации с
использованием кукольного спектакля. Соответствующий интерьер к сказке и
музыкальное
сопровождение
способствуют
глубинному
эмоциональному
вживанию.
Эмоциональное погружение в тему может длиться не один день, а
может распространяться на недельный цикл занятий. В случае недельного
погружения
ребенок
получает
наиболее
полную,
объемную
информацию
разного плана: когнитивную, эмоциональную, телесную и имеет возможность
полного самовыражения.
4. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после
прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в
них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства
выразительности и т.д., педагог может узнать, кто из героев сказки вызвал у
детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким
представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т.д..
Таким
образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей)
или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать
сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться
источником новых художественных впечатлений детей.
И
чем
интенсивнее
эмоциональное
воздействие,
которое
сказка
производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.
Опыт
показывает, что, иногда, просмотрев спектакль или прослушав текст сказки,
дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом
бумаги, вертят в руках карандаш и т.д.. Дело в том, что изобилие впечатлений
мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и, уж
тем более, ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к
работе и нарисует то, что в наибольшей степени взяло его за душу, что задело
его эмоциональную сферу. Ведь известно, что ситуация свободного выбора -
важнейшее условие развития детского творчества.
5. Эмоциональное погружение
Используя
эмоциональное
погружение
в
какую-либо
тему,
дается
общее
видение
того
нового
знания,
которым
будет
овладевать
ребенок,
постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - героями сказок.
Слушая
или
читая
сказку,
ребенок
проигрывает
ее
в
своем
воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким
образом
он
в
своем
воображении
видит
целый
спектакль.
Поэтому
совершенно естественной является постановка сказки в виде театрализации с
использованием кукольного спектакля. Соответствующий интерьер к сказке и
музыкальное
сопровождение
способствуют
глубинному
эмоциональному
вживанию.
Эмоциональное погружение в тему может длиться не один день, а
может распространяться на недельный цикл занятий. В случае недельного
погружения
ребенок
получает
наиболее
полную,
объемную
информацию
разного плана: когнитивную, эмоциональную, телесную и имеет возможность
полного самовыражения.
6.
Кукольные
спектакли
по
сюжетам
художе ственных
произведений
Кукольные
спектакли
по
сюжетам
художественных
произведений
продолжают и упрочивают сближение ребенка с персонажами.
Куклы-персонажи готовятся или педагогом, или совместно с ребенком.
Для кукольного спектакля можно использовать несколько вариантов кукол:
пальчиковые, теневые, петрушечные, марионетки.
Перед спектаклем педагог с ребенком обсуждает сцены, которые будут
разыграны в спектакле. Желательно, чтобы педагог незаметно наталкивал
ребенка на разыгрывание нравственных ситуаций.
Основные дидактические материалы, необходимые для реализации
программы:
Чтение
и
рассказывание
возможно
с
использованием наглядного
материала:
•
чтение и рассказывание игрушками:
•
настольный театр;
•
кукольный театр;
•
теневой театр;
•
фланелеграф;
•
диафильмы;
•
костюмы.
Литература
1.
Грабенко
Т.М.
Зачем
читать
детям
сказки:
Колобок.
Ружье
и
сердце. – СПб.: Речь, 2006. – 64с.
2.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: О курочке Рябе и
Рождестве Зверей. – СПб.: Речь, 2006. – 64с.
3.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Мужик, медведь и лиса.
Противоречка. – СПб.: Речь, 2006. – 90с.
4.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
5.
Зимняя,
И.А.
Педагогическая
психология:
Учеб.пособие
/И.А.
Зимняя. - Ростов-на-Дону, 1997.
6.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии
/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2001.
7.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д
Практикум
по
сказкотерапии/
Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Речь, 2013. – 320с.
8.
Иванова,
Э.
Сказка
и
современное
детство
/Э.
Иванова
//Дошкольное воспитание. - N 9. - 1985.
9.
Соколов, Д. Сказка и сказкотерапия /Д.Соколов. - М.: Класс, 1997.
10.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой /Л.Б. Фесюкова. - Харьков:
Фолио, 1996.