Автор: Шаймиева Лилия Асхатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей 83- Образовательный центр
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления
внеурочной деятельности младших школьников
В статье обосновывается эффективность музейных занятий, ис- пользуемых учителем начальных
классов во внеурочной деятельности с целью реализации общекультурного направления развития
личности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного
образовательного стан- дарта начального общего образования. Ключевые слова: младшие
школьники, общекультурное направление, внеурочная деятельность, музейные занятия, развитие
личности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика
обучения и воспитания (по предметным областям). В последнее время в научных исследованиях
все чаще отмечается духовный кризис нашего общества: утрата прежних нравственных ценностей,
обретение новых. Вместе с тем характерной чертой нынешнего состояния общества является
кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей и
нравственных идеалов, усиление бездуховности и социальной дезадаптации. В настоящее время
«российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия» [1]. В связи с этим актуальной становится проблема сохранения
культуры и нравственности в обществе. Ведущая роль в процессе формирования личности
принадлежит начальной школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (ФГОС НОО) указывается на необходимость «приобщения
обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте
формирования у них гражданской идентичности» [2]. Процесс реформирования начальной школы
связан, прежде всего, сформиро- ванием культуры ребенка, становлением его нравственного
облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно-
эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым культурно-историческим
наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к по- строению
педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих
современную социокультурную обстановку. Связь образования и культуры выражается в «их
взаимозависимости и закрепляется в одном из фундаментальных принципов педагогики –
принципе культуросообразности. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного
направления внеурочной деятельности младших школьников.2 духовную сущность человека, это
культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителя – человека,
активного в культурном строительстве как внешнего, так и собственного внутреннего мира» [3].
Все это указывает на важную проблему, которая заключается в поиске и разработке наиболее
оптимальных условий, выдвигаемых сложившейся в России социокультурной ситуацией, для
успешного формирования основ общей культуры младших школьников средствами музейной
педагогики..Первоначальное восприятие всего богатства культурного наследия через репродукции
картин, произведения детской художественной литературы сообщает перцепции ребенка
чувственную неполноценность, не формирует целостного образа культуры, так как не
предполагает познания действительности через опыт личного переживания и чувственного
соприкосновения с реалиями исторического прошлого. В результате мировоззрение ребенка, его
мироощущение и миропонимание отражают лишь малую часть социокультурного опыта и
закрепляют в сознании ребенка интерпретацию культуры, присвоенную и адаптированную
педагогами» . Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания
целостного культурно-образовательного пространства и быть сориентировано на комплексное
развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое
обеспечит сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с
природой, обществом, государством. Цельное культурно-образовательное пространство должно
включать в себя сле дующие компоненты: 1. Общекультурную направленность содержания в
образовании. Культуросозидающая направленность содержания образования должна, по
возможности, смягчать негативные последствия технической цивилизации, которая односторонне
гипертрофирует развитие технико-технологических знаний в ущерб гуманитарному знанию. 2.
Важнейшим условием формирования социально и профессионально значимых ценностей
является создание культурно-образовательного пространства образовательного учреждения, в
границах которого происходит процесс их присвоения. 3. Дополнительное образование в системе
общекультурного развития. Целями дополнительного образования становятся общекультурное
развитие и компенсация дефицита знаний в различных областях экономики и духовной жизни. В
этом проявляется социальная защита специалистов, реальная забота об эффективном включе- нии
их в динамично обновляющийся мир производственных отношений. 4. Сфера досуга в системе
развития общей культуры. Новая социально-куль- турная ситуация, новые требования к
общекультурному развитию личности предопре- деляют развитие культуры досуга на основе
расширения образовательных и воспита- тельных функций организующих их структур и
учреждений: формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потреб-
ности
и умения конструктивно использовать свое свободное время, реализовывать его в активном
отдыхе, духовно насыщенном общении; организация досуга, который обеспечивает рекреацию и
дальнейшее духов-
ное и физическое развитие личности. Таким образом, воспитание младших
школьников на современном этапе должно осуществляться в контексте культуры и в соответствии
с общекультурной направлен- Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в
осуществлении об- щекультурного направления внеурочной деятельности младших школьни-
ков // Концепт. – 2015. – № 05 (май). – ART 15154. – 0,4 п. л. – URL:
ekoncept2015/15154.htm. – ISSN 2304-120X. 3 ностью воспитания. Важной является
необходимость создания культурной среды об- разовательного учреждения и организации
культурного досуга, который будет в со- стоянии насыщать личность духовным и культурным
общением. Преодолеть указанную ограниченность возможно при условии расширения соци-
окультурного пространства, включения в учебно-воспитательный процесс музейной среды как
части культурного наследия России и ее регионов как основы, на которой разворачивается
широкая панорама картины мира. Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в
осуществлении общекультурного развития младших школьников. Согласно ФГОС, «внеурочная
(внеучебная) деятельность учащихся – это деятель- ностная организация на основе вариативной
составляющей базисного учебного (обра- зовательного) плана, организуемая участниками
образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, секции,
конференции, диспуты, КВНы, олим- пиады, научные исследования, соревнования и т. д.);
позволяющая в полной мере ре- ализовать требования федеральных государственных
образовательных стандартов общего и начального образования [5]. Через организацию
внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы
деятельности обу- чающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовно-
нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также
осуществ- ляется саморазвитие и самосовершенствование ребенка» [6]. Приобщение к культуре
следует начинать с самого раннего возраста, когда ре- бенок стоит на пороге открытия
окружающего мира. Несмотря на то что детская ауди- тория традиционно является приоритетной
категорией музейного обслуживания, тем не менее, не все дети в одинаковой степени и с
одинаковой частотой имеют возмож- ность посещать музеи и музейные экспозиции в силу
различных причин. В связи с этим появляется необходимость включать во внеурочную
деятельность занятия о музеях, элементы музейных занятий, экскурсии в музеи и др. ФГОС НОО
большое внимание уделяет общекультурному развитию личности младшего школьника, которое
должно осуществляться на основе историко-культурного, этнического и регионального наследия. В
связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий,
мероприятий, основанных на материале культурно-исторического наследия, занятий с
использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное
наследие подрастающему поколению. В связи с этим музей располагает специальными методами
и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ,
хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой
воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [7].
Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются: а)
«научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; б) формировать
понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре,
неразрывно связанной с прошлым; в) формировать устойчивую потребность взаимодействия с
памятниками куль- туры и музеем; г) развивать способность к эстетическому созерцанию; д)
формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие». 4 Музейное
занятие облает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития
личности младшего школьника, а также требует дифференцированного подхода к детям,
соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и
возможностям каждого ребенка. Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами,
дают богатую пищу для размышлений и раздумий. С их помощью происходит погружение ребенка
в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны ор- ганично
вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-
исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов. Музейные занятия
предполагают использование различных педагогических технологий. Особенно эффективны при
проведении музейных занятий игровые технологии, технология коллективных творческих дел,
технологии проблемного и индивидуального обучения. К нетрадиционным технологиям
проведения музейных занятий относятся: а) «интегрированные занятия, основанные на
межпредметных связях; б) занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин; в)
занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала
(урок мудрости, урок любви, урок мужества); г) занятия с использованием фантазии (урок-сказка)
В контексте рассмотрения образования через призму понятия культуры обще- культурная
направленность воспитания, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем
обученности, воспитанности и развития и ориентированная на использование культурных
эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого,
жизненного, профессионального характера, определяется следующими характеристиками:
представления об общей культуре, жизненных ценностях, знание норм поведения и их
соблюдение; знание традиций, усвоение правил общественного бытия, опыта и достижений;
знание исторического наследия, генеалогических корней, готовность к деятельности (знания о
профессиях), творчеству и самосовершенствованию, а также социальная активность. Нами было
проведено исследование по выявлению общей культуры младших школьников. Был разработан
ряд диагностических процедур для выявления имеющихся общекультурных навыков у младших
школьников. На первом этапе детям можно предложить ответить на ряд таких вопросов: Какого
человека ты считаешь культурным?
Какие традиции существуют в твоей семье?
Ты
добросовестно относишься к своим обязанностям по дому и в школе?
Как ты проводишь свое
свободное время?
Какие исторические места своего города ты знаешь?
Имена каких известных
людей связаны с городом?
Знаешь ли ты генеалогическое древо своей семьи?
Из каких
источников человек узнает о культуре?.
Участие школьников в музейных занятиях существенно повышает статус музея, вместе с тем
ребята учатся понимать про- изведения искусства. У них формируются конкретные знания в
области истории и культуры, воспитывается чувство любви к историческому и культурному
прошлому своего края. Разнообразие методов и приемов, которыми располагает музей, создает у
младших школьников интерес к музейному предмету, а вместе с тем к историческому прошлому,
культуре, что чрезвычайно важно для формирования их нравственности, патриотизма, духовных
ценностей и общей культуры. Мероприятия общекультурной направленности внеурочной
деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно
обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступают
не пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. Музейные занятия,
используемые учителем во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации
общекультурного направления развития личности младших школьников.