Напоминание

адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ


Автор: Семенцова Елена Юрьевна
Должность: учитель физкультуры г.мичуринска тамбовской области
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: программа доп.образования Инклюзивная программа по физической культуре
Тема: адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инклюзивная программа по физической

культуре для обучающихся, как часть

адаптированной образовательной

программы для детей с ОВЗ

Содержание

1. Пояснительная

записка…………………………………………………………………...

…………..…...3

2. Планируемые

результаты…………………………………………………………………………

……....6

3. Содержание программы………………………………………………………...

………………………....7

4. Календарно-тематическое

планирование………………………………………………………………..9

6. Перечень информационно-методического обеспечения……………...

……………...………………..10

7. Приложение…………….……………………...

……………………………………………………...….12

Пояснительная записка

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

то

предполагаем,

в

том

числе,

доступность

к

духовной

жизни

и

достижениям

науки.

В

реализации

образования

очень

важно,

чтобы

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного

образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей

все

большее

значение

приобретают

активные

формы.

К

ним

относятся

реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и

спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области

реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической

культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой

и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются

дети-инвалиды и их родители.

Цели и задачи программы

Программа

«Адаптивная

физкультура»

направлена

на

коррекцию

физического

развития

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы:

-Развитие

физических

качеств

и

способностей,

совершенствование

функциональных

возможностей

организма,

укрепление

индивидуального

здоровья.

Задачи программы:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма

ребёнка через оптимальные физические нагрузки

-

Формирование

жизненно

необходимых

двигательных

умений

и

навыков

-Содействие

воспитанию

нравственно-волевых

качеств,

развитию

коммуникативной и познавательной деятельности

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование

потребности

в

систематических

занятиях

физическими

упражнениями,

устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения

двигательных умений и навыков.

2.

Формирование

и

развитие

жизненно

необходимых

двигательных

умений и навыков.

3

. Обучение

технике

правильного

выполнения

физических

упражнений.

4 . Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в

пространстве.

Развивающие задачи:

1.

Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости,

выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

2.

Формирование

и

совершенствование

двигательных

навыков

прикладного характера.

3.

Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4.

Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

1.

Укрепление

и

сохранение

здоровья,

закаливание

организма

учащихся.

2.

Активизация защитных сил организма ребёнка.

3.

Повышение

физиологической

активности

органов

и

систем

организма.

4.

Укрепление

и

развитие

сердечнососудистой

и

дыхательной

системы.

5.

Коррекция

нарушений

опорно-двигательного

аппарата

(нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

6.

Коррекция

и

компенсация

нарушений

психомоторики

(преодоление

страха,

замкнутого

пространства,

высоты,

нарушение

координации движений, завышение или занижение самооценки).

7.

Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

8.

Обеспечение

условий

для

профилактики

возникновения

вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

1.

Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в

себе, своих силах и возможностях.

2.

Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков

осознанного

отношения

к

самостоятельной

деятельности,

смелости,

настойчивости.

3.

Воспитание

устойчивого интереса к занятиям физическими

упражнениями.

4.

Формирование

у

учащихся

осознанного

отношения

к

своему

здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная

физкультура» относятся:

1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса;

4. Необходимость поощрения;

5. Социальная направленность занятий;

6. Активизации нарушенных функций;

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала

детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание

интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития,

развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-

тренировочных занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

1.

физические упражнения;

2.

корригирующие упражнения;

3.

коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4.

материально-технические

средства

адаптивной

физической

культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5.

наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный,

индивидуальный.

На

занятиях

с

детьми,

имеющими

нарушения

зрения,

используются

все

методы

обучения,

однако,

учитывая

особенности

восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах.

Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса

знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта,

навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным

зрением.

Остановимся на некоторых из них:

Метод

практических

упражнений

основан

на

двигательной

деятельности

воспитанников.

Чтобы

совершенствовать

у

детей

с

нарушенным

зрением

определённые

умения

и

навыки,

необходимо

многократное

повторение

изучаемых

движений

(больше,

чем

нормально

видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с

нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в

подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности,

комфортности и надёжной страховки.

Необходимо

выделить

следующие

направления

использования

метода

практических упражнений:

выполнение

упражнения

по

частям,

изучая

каждую

фазу

движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

выполнение движения в облегчённых условиях;

выполнение

движения

в

усложнённых

условиях

(например,

использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади

опоры при передвижении и т.д.);

использование

сопротивлений

(упражнения

в

парах,

с

резиновыми амортизаторами и т.д.),

использование

ориентиров

при

передвижении

(звуковые,

осязательные, обонятельные и др.),

использование имитационных упражнений,

подражательные упражнения,

использование при ходьбе, беге лидера,

использование

страховки,

помощи

и

сопровождения,

которые

дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

использование

изученного

движения

в

сочетании

с

другими

действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в

цель и др.),

изменение

исходных

положений

для

выполнения

упражнения

(например,

сгибание

и

разгибание

рук

в

упоре

лёжа

от

гимнастической

скамейки или от пола),

изменение

внешних

условий

выполнения

упражнений

(на

повышенной опоре, на мяче и т.д.),

изменение

в

процессе

выполнения

упражнений

таких

характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда,

траектория и т.д.,

изменение

эмоционального

состояния

(бег

в

эстафетах,

в

подвижных

играх,

выполнение

упражнений

с

речитативами,

различным

музыкальным сопровождением и др.)

Метод

дистанционного

управления

(относится

к

методу

слова),

он

предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством

к

о

м

а

н

д

;

Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из

специфических особенностей использования методов обучения в процессе

ознакомления с предметами и действиями.

Метод стимулирования двигательных действий.

Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному

выполнению

физических

упражнений.

Правильность

выполнения

оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия.

Начинать

занятия

можно

с

любого

периода,

учитывая

индивидуальные

особенности

детей.

Использовать

программу

адаптивной

физической

культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,

подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей

детей.

Планируемые результаты:

-

повышение

реабилитационного

потенциала

через

коррекцию

физического

развития.

Развитие

и

поддержание

интереса

занятиями

адаптивной физкультурой как образа жизни.

В

ходе

реализации

программы

оценивается

уровень

физического

развития, развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных заданий.

Для

более

успешной

и

эффективной

работы

по

программе

устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа

«Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и

разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для

детей с особыми образовательными потребностями.

К

специфическим

принципам

работы

по

программе

«Адаптивная

физкультура» относятся:

1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса;

4. Необходимость поощрения;

5. Социальная направленность занятий;

6. Активизации нарушенных функций;

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.

Содержание программы

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Среди

теоретических

знаний,

предлагаемых

в

программе,

можно

выделить

вопросы

по

истории

физической

культуры

и

спорта,

личной

гигиене,

основам

организации

и

проведения

самостоятельных

занятий

физическими

упражнениями.

В

свою

очередь,

материал

по

способам

двигательной

деятельности

предусматривает

обучение

школьников

элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие

и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких

травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением

школьниками соответствующего содержания практических и теоретических

разделов.

К

формам

организации

занятий

по

физической

культуре

в

начальной

школе

относятся

разнообразные

уроки

физической

культуры,

физкультурно-оздоровительные

мероприятия

в

режиме

учебного

дня

и

самостоятельные

занятия

физическими

упражнениями.

Для

более

качественного

освоения

предметного

содержания

настоящей

программы

рекомендуется

уроки

физической

культуры

подразделять

на

три

типа:

с

образовательно-познавательной,

образовательно-предметной

и

образовательно-тренировочной направленностью.

Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук

При утрате нижних конечностей или недостатке из работы, восполняя

утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В

то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и

травмам.

Они

вызываются

в

большинстве

случаев

мышечным

перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и

потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано

работе

двух

противодействующих

групп

мышц,

называемых

мышцами-

антагонистами.

Например,

разгибание

локтевого

сустава

требует

одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание

руки

в

локте

наоборот.

Мышечная

несбалансированность

как

раз

и

возникает,

когда

мышцы-антагонисты

развиты

не

в

равной

степени.

Это

ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие

травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Раздел 3. Дыхательные упражнения

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При

этих

заболеваниях

не

только

развиваются

соответствующие

изменения

в

дыхательных

путях

и

легочной

ткани,

но

и

существенным

образом

изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности

других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки

дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках

адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и

экономичности

дыхательного

аппарата

при

выполнении

упражнений,

я

использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания

(вдох

или

выдох)

строго

соответствовала

определенной

фазе

движения.

Задача сложная, но необходимая.

Под специальными навыками понимается:

1-

умение

управлять

актами

вдоха

и

выдоха

по

длительности

и

скорости

их

выполнения,

т.е.

произвольно

удлинять

или

укорачивать,

ускорять или замедлять вдох и выдох;

2-

хорошее владение навыком прерывистого дыхания;

3-

умение задерживать дыхание на определенное время;

4-

умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости

легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;

5-

владение

навыками

различных

типов

дыхания

-

грудным,

брюшным или диафрагмальным и смешанным.

Раздел 4. Упражнения на координацию

Упражнения

на

координацию

позволяют

постепенно

и

всесторонне

подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои

действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить

прочную

базу

для

изучения

более

сложных

комплексов

и

медитативных

упражнений.

Кроме

общеоздоровительного

эффекта,

стимуляции

деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления

мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке

устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего

спокойствия и сосредоточенности.

Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Сильные

и

хорошо

развитые

мышцы

живота

имеют

не

только

эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления

внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению

осанки.

На

животе

легко

откладывается

жир,

усугубляя

все

негативные

последствия,

вызванные

слабостью

брюшной

стенки.

Тренированные

же

мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку,

красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению

профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.

Раздел 6. Упражнения на гибкость

«Запас

гибкости»

точнее

сказать,

«резервная

растяжимость»),

позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму

сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются

без излишнего напряжения, более экономично.

Кроме

того,

резервная

растяжимость

служит

гарантией

против

травм.

Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в

том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в

мышцах

активизируются

процессы

кровообращения

и

обмена

веществ.

Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более

эластичными

и

упругими

(повысить

«неметаболическую»

силу),

увеличивают мобильность суставов.

Это

способствует

повышению

координации

движений,

увеличивает

работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает,

как уже говорилось выше, профилактику травматизма.

По скольку

при

растягивающих

упражнениях

ул уч ш а е т с я

кровообращение

мышц,

данный

вид

упражнений

является

эффективным

средством,

ускоряющим

процессы

восстановления

после

объемных

и

скоростно-силовых

нагрузок,

за

счет

удаления

из

организма

продуктов

метаболического обмена (шлаков).

Раздел 7. Элементы спортивных игр

Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической

культуры элементы спортивных игр.

Выполнение элементарных движений:

-подачи и передачи мяча в волейболе;

- отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе

- метание мяча на дальность и меткость и др.

Учебно-тематический план

п/п

темы

Количество часов

по программе

Описание

примерного

содержания

занятий

Дата

провед

ения

по

плану

Дата

проведе

ния по

факту

Теория

Практик

а

Раздел 1. Введение

1

1.1.Техника Безопасности.

Здоровый образ жизни.

Теоретические основы

В процессе уроков

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук

2

2.1. Упражнения на

расслабление мускулатуры

-

30

5

Следить за тонусом

мускулатуры.

плечевого пояса.

2.2. Упражнения на

тонизацию и активную

работу плечевым поясом

2.3. Упражнения на

согласованность работы

рук и ног.

2.4. Силовые упражнения

на мышцы плечевого

пояса.

5

5

15

Упражнения с

отягощениями.

3

Дыхательные упражнения.

-

5

Дыхательные

упражнения и

релаксация

4

Упражнения на

координацию

5

Упражнения на

равновесие и меткость

5

Упражнения на мышцы

брюшного пресса

10

Выполнение

упражнений на

мышцы всех отделов

брюшного пресса

6

Упражнения на гибкость

8

Выполнение

различных

упражнений на

растяжение мышц и

связок

7

Элементы спортивных игр

- футбол;

-волейбол.

-

10

5

5

Выполнение подачи и

передачи мяча.

Отбивание мяча

руками, коленями,

стопами

ВСЕГО 68 ч

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

Список использованных источников:

1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

3.

Гончарова

М.Н.,

Гринина

А.В.,

Мирзоева

И.И.

Реабилитация

детей

с

заболеваниями

и

повреждениями

опорно-двигательного

аппарата.

-

Л.:

«Медицина», 1974.

4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

5

. Загуменнов,

Ю.Л.

«Инклюзивное

образование:

создание

равных

возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.

6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата.

Учебное

пособие.

Издательство «ACADEMA», М., 2001.

7.

Лечебная

физическая

культура:

Справочник

/

Под

ред.

Проф.

В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004.

8. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая

характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.:

СпортАкадемПресс, 2002.

9.

Матвеев

Л.П.,

Теория

и

методика

физической

культуры:

Учеб.

Для

институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

10.

Мошков

В.Н.

Лечебная

физическая

культура

в

клинике

внутренних

болезней. – М.: Медицина, 1982.

11. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. - М., 1997.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под

ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.

13. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура

в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.

14. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др.

- М., 1997.

15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -

СПб., 1999.

16. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание

второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

17.

Фришман

И.И.

Методика

работы

педагога

дополнительного

образования. - М., 2001.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. 1. С.В. Алехина, Н.Я.

Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр

«Школьная книга», 2010.



В раздел образования