Автор: Семенцова Елена Юрьевна
Должность: учитель физкультуры г.мичуринска тамбовской области
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: программа доп.образования Инклюзивная программа по физической культуре
Тема: адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Инклюзивная программа по физической
культуре для обучающихся, как часть
адаптированной образовательной
программы для детей с ОВЗ
Содержание
1. Пояснительная
записка…………………………………………………………………...
…………..…...3
2. Планируемые
результаты…………………………………………………………………………
……....6
3. Содержание программы………………………………………………………...
………………………....7
4. Календарно-тематическое
планирование………………………………………………………………..9
6. Перечень информационно-методического обеспечения……………...
……………...………………..10
7. Приложение…………….……………………...
……………………………………………………...….12
Пояснительная записка
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
то
предполагаем,
в
том
числе,
доступность
к
духовной
жизни
и
достижениям
науки.
В
реализации
образования
очень
важно,
чтобы
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного
образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей
все
большее
значение
приобретают
активные
формы.
К
ним
относятся
реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и
спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области
реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической
культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой
и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются
дети-инвалиды и их родители.
Цели и задачи программы
Программа
«Адаптивная
физкультура»
направлена
на
коррекцию
физического
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
реабилитацию двигательных функций организма.
Цель программы:
-Развитие
физических
качеств
и
способностей,
совершенствование
функциональных
возможностей
организма,
укрепление
индивидуального
здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма
ребёнка через оптимальные физические нагрузки
-
Формирование
жизненно
необходимых
двигательных
умений
и
навыков
-Содействие
воспитанию
нравственно-волевых
качеств,
развитию
коммуникативной и познавательной деятельности
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование
потребности
в
систематических
занятиях
физическими
упражнениями,
устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения
двигательных умений и навыков.
2.
Формирование
и
развитие
жизненно
необходимых
двигательных
умений и навыков.
3
. Обучение
технике
правильного
выполнения
физических
упражнений.
4 . Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в
пространстве.
Развивающие задачи:
1.
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости,
выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2.
Формирование
и
совершенствование
двигательных
навыков
прикладного характера.
3.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1.
Укрепление
и
сохранение
здоровья,
закаливание
организма
учащихся.
2.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
3.
Повышение
физиологической
активности
органов
и
систем
организма.
4.
Укрепление
и
развитие
сердечнососудистой
и
дыхательной
системы.
5.
Коррекция
нарушений
опорно-двигательного
аппарата
(нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6.
Коррекция
и
компенсация
нарушений
психомоторики
(преодоление
страха,
замкнутого
пространства,
высоты,
нарушение
координации движений, завышение или занижение самооценки).
7.
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8.
Обеспечение
условий
для
профилактики
возникновения
вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в
себе, своих силах и возможностях.
2.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков
осознанного
отношения
к
самостоятельной
деятельности,
смелости,
настойчивости.
3.
Воспитание
устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями.
4.
Формирование
у
учащихся
осознанного
отношения
к
своему
здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная
физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала
детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание
интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития,
развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-
тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
1.
физические упражнения;
2.
корригирующие упражнения;
3.
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4.
материально-технические
средства
адаптивной
физической
культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5.
наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный,
индивидуальный.
На
занятиях
с
детьми,
имеющими
нарушения
зрения,
используются
все
методы
обучения,
однако,
учитывая
особенности
восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах.
Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса
знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта,
навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным
зрением.
Остановимся на некоторых из них:
Метод
практических
упражнений
основан
на
двигательной
деятельности
воспитанников.
Чтобы
совершенствовать
у
детей
с
нарушенным
зрением
определённые
умения
и
навыки,
необходимо
многократное
повторение
изучаемых
движений
(больше,
чем
нормально
видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с
нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в
подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности,
комфортности и надёжной страховки.
Необходимо
выделить
следующие
направления
использования
метода
практических упражнений:
выполнение
упражнения
по
частям,
изучая
каждую
фазу
движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегчённых условиях;
выполнение
движения
в
усложнённых
условиях
(например,
использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади
опоры при передвижении и т.д.);
использование
сопротивлений
(упражнения
в
парах,
с
резиновыми амортизаторами и т.д.),
использование
ориентиров
при
передвижении
(звуковые,
осязательные, обонятельные и др.),
использование имитационных упражнений,
подражательные упражнения,
использование при ходьбе, беге лидера,
использование
страховки,
помощи
и
сопровождения,
которые
дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
использование
изученного
движения
в
сочетании
с
другими
действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в
цель и др.),
изменение
исходных
положений
для
выполнения
упражнения
(например,
сгибание
и
разгибание
рук
в
упоре
лёжа
от
гимнастической
скамейки или от пола),
изменение
внешних
условий
выполнения
упражнений
(на
повышенной опоре, на мяче и т.д.),
изменение
в
процессе
выполнения
упражнений
таких
характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда,
траектория и т.д.,
изменение
эмоционального
состояния
(бег
в
эстафетах,
в
подвижных
играх,
выполнение
упражнений
с
речитативами,
различным
музыкальным сопровождением и др.)
Метод
дистанционного
управления
(относится
к
методу
слова),
он
предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством
к
о
м
а
н
д
;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из
специфических особенностей использования методов обучения в процессе
ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному
выполнению
физических
упражнений.
Правильность
выполнения
оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия.
Начинать
занятия
можно
с
любого
периода,
учитывая
индивидуальные
особенности
детей.
Использовать
программу
адаптивной
физической
культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,
подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей
детей.
Планируемые результаты:
-
повышение
реабилитационного
потенциала
через
коррекцию
физического
развития.
Развитие
и
поддержание
интереса
занятиями
адаптивной физкультурой как образа жизни.
В
ходе
реализации
программы
оценивается
уровень
физического
развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных заданий.
Для
более
успешной
и
эффективной
работы
по
программе
устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа
«Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и
разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для
детей с особыми образовательными потребностями.
К
специфическим
принципам
работы
по
программе
«Адаптивная
физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Содержание программы
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди
теоретических
знаний,
предлагаемых
в
программе,
можно
выделить
вопросы
по
истории
физической
культуры
и
спорта,
личной
гигиене,
основам
организации
и
проведения
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями.
В
свою
очередь,
материал
по
способам
двигательной
деятельности
предусматривает
обучение
школьников
элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие
и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких
травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением
школьниками соответствующего содержания практических и теоретических
разделов.
К
формам
организации
занятий
по
физической
культуре
в
начальной
школе
относятся
разнообразные
уроки
физической
культуры,
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
в
режиме
учебного
дня
и
самостоятельные
занятия
физическими
упражнениями.
Для
более
качественного
освоения
предметного
содержания
настоящей
программы
рекомендуется
уроки
физической
культуры
подразделять
на
три
типа:
с
образовательно-познавательной,
образовательно-предметной
и
образовательно-тренировочной направленностью.
Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук
При утрате нижних конечностей или недостатке из работы, восполняя
утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В
то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и
травмам.
Они
вызываются
в
большинстве
случаев
мышечным
перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и
потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано
работе
двух
противодействующих
групп
мышц,
называемых
мышцами-
антагонистами.
Например,
разгибание
локтевого
сустава
требует
одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание
руки
в
локте
—
наоборот.
Мышечная
несбалансированность
как
раз
и
возникает,
когда
мышцы-антагонисты
развиты
не
в
равной
степени.
Это
ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие
травмы, в том числе растяжение сухожилий.
Раздел 3. Дыхательные упражнения
Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При
этих
заболеваниях
не
только
развиваются
соответствующие
изменения
в
дыхательных
путях
и
легочной
ткани,
но
и
существенным
образом
изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности
других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки
дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках
адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и
экономичности
дыхательного
аппарата
при
выполнении
упражнений,
я
использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания
(вдох
или
выдох)
строго
соответствовала
определенной
фазе
движения.
Задача сложная, но необходимая.
Под специальными навыками понимается:
1-
умение
управлять
актами
вдоха
и
выдоха
по
длительности
и
скорости
их
выполнения,
т.е.
произвольно
удлинять
или
укорачивать,
ускорять или замедлять вдох и выдох;
2-
хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
3-
умение задерживать дыхание на определенное время;
4-
умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости
легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
5-
владение
навыками
различных
типов
дыхания
-
грудным,
брюшным или диафрагмальным и смешанным.
Раздел 4. Упражнения на координацию
Упражнения
на
координацию
позволяют
постепенно
и
всесторонне
подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои
действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить
прочную
базу
для
изучения
более
сложных
комплексов
и
медитативных
упражнений.
Кроме
общеоздоровительного
эффекта,
стимуляции
деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления
мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке
устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего
спокойствия и сосредоточенности.
Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса
Сильные
и
хорошо
развитые
мышцы
живота
имеют
не
только
эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления
внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению
осанки.
На
животе
легко
откладывается
жир,
усугубляя
все
негативные
последствия,
вызванные
слабостью
брюшной
стенки.
Тренированные
же
мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку,
красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению
профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.
Раздел 6. Упражнения на гибкость
«Запас
гибкости»
(а
точнее
сказать,
«резервная
растяжимость»),
позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму
сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются
без излишнего напряжения, более экономично.
Кроме
того,
резервная
растяжимость
служит
гарантией
против
травм.
Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в
том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в
мышцах
активизируются
процессы
кровообращения
и
обмена
веществ.
Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более
эластичными
и
упругими
(повысить
«неметаболическую»
силу),
увеличивают мобильность суставов.
Это
способствует
повышению
координации
движений,
увеличивает
работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает,
как уже говорилось выше, профилактику травматизма.
По скольку
при
растягивающих
упражнениях
ул уч ш а е т с я
кровообращение
мышц,
данный
вид
упражнений
является
эффективным
средством,
ускоряющим
процессы
восстановления
после
объемных
и
скоростно-силовых
нагрузок,
за
счет
удаления
из
организма
продуктов
метаболического обмена (шлаков).
Раздел 7. Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической
культуры элементы спортивных игр.
Выполнение элементарных движений:
-подачи и передачи мяча в волейболе;
- отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе
- метание мяча на дальность и меткость и др.
Учебно-тематический план
№
п/п
темы
Количество часов
по программе
Описание
примерного
содержания
занятий
Дата
провед
ения
по
плану
Дата
проведе
ния по
факту
Теория
Практик
а
Раздел 1. Введение
1
1.1.Техника Безопасности.
Здоровый образ жизни.
Теоретические основы
В процессе уроков
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук
2
2.1. Упражнения на
расслабление мускулатуры
-
30
5
Следить за тонусом
мускулатуры.
плечевого пояса.
2.2. Упражнения на
тонизацию и активную
работу плечевым поясом
2.3. Упражнения на
согласованность работы
рук и ног.
2.4. Силовые упражнения
на мышцы плечевого
пояса.
5
5
15
Упражнения с
отягощениями.
3
Дыхательные упражнения.
-
5
Дыхательные
упражнения и
релаксация
4
Упражнения на
координацию
5
Упражнения на
равновесие и меткость
5
Упражнения на мышцы
брюшного пресса
10
Выполнение
упражнений на
мышцы всех отделов
брюшного пресса
6
Упражнения на гибкость
8
Выполнение
различных
упражнений на
растяжение мышц и
связок
7
Элементы спортивных игр
- футбол;
-волейбол.
-
10
5
5
Выполнение подачи и
передачи мяча.
Отбивание мяча
руками, коленями,
стопами
ВСЕГО 68 ч
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Список использованных источников:
1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3.
Гончарова
М.Н.,
Гринина
А.В.,
Мирзоева
И.И.
Реабилитация
детей
с
заболеваниями
и
повреждениями
опорно-двигательного
аппарата.
-
Л.:
«Медицина», 1974.
4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
5
. Загуменнов,
Ю.Л.
«Инклюзивное
образование:
создание
равных
возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.
6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата.
Учебное
пособие.
Издательство «ACADEMA», М., 2001.
7.
Лечебная
физическая
культура:
Справочник
/
Под
ред.
Проф.
В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004.
8. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.:
СпортАкадемПресс, 2002.
9.
Матвеев
Л.П.,
Теория
и
методика
физической
культуры:
Учеб.
Для
институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
10.
Мошков
В.Н.
Лечебная
физическая
культура
в
клинике
внутренних
болезней. – М.: Медицина, 1982.
11. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. - М., 1997.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под
ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.
13. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура
в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.
14. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др.
- М., 1997.
15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -
СПб., 1999.
16. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание
второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
17.
Фришман
И.И.
Методика
работы
педагога
дополнительного
образования. - М., 2001.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. 1. С.В. Алехина, Н.Я.
Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр
«Школьная книга», 2010.