Напоминание

"Литературно-художественные праздники как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста"


Автор: Шаймиева Лилия Асхатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей 83- Образовательный центр
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Литературно-художественные праздники как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Литературно-художественные праздники как средство эстетического

воспитания детей младшего школьного возраста»

В настоящее время, в эпоху научного и технического прогресса, эстетическое воспитание

становится как никогда востребованной частью воспитания современного человека. Развитие

российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего

места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности

эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в

том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном

передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между

поколениями. Время, в котором мы живем, - время активного поиска новых путей развития

личности, развития ее творческой инициативы, самостоятельности, мобильности. Стратегический

смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы создать среду, обеспечивающую

саморазвитие человека. В век всеобщей компьютеризации остается мало времени для того чтобы

чувствовать, мыслить, рассуждать, общаться. Поэты, художники явно уступают место

программистам. Дети не уделяют должного внимания классической литературе и искусству.

Поэтому большую значимость в эстетическом воспитании учащихся должны иметь внеклассные

мероприятия, в частности литературно- художественные праздники, огромный воспитательный

потенциал которых может быть успешно реализован только тогда, кода учителю удастся увлечь

учащихся и повести за собой в постижении тех нравственных и эстетических ценностей, которые

заложены в произведениях русской литературы и культуры. В этой связи, литературно-

художественные праздники в полной мере могут способствовать эстетическому воспитанию

школьников. Литературные вечера могут вносить в жизнь школьников особое настроение, вводить

их в мир поэзии, музыки, живописи, настраивать на особую и неповторимую волну общения.

Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических

потребностей, интересов и вкусов детей можно лишь в том случае, если мы будем знать их

содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения. Поскольку эстетическое

воспитание немыслимо без духовного контакта с учащимися, необходимо найти правильный

подход к сердцам ребят, раскрыть огромные резервы их эстетического развития. Изучение

возрастных и индивидуальных особенностей школьников поможет преподавателям более

эффективно использовать литературно-художественные мероприятия для эстетического

воспитания. Младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения,

вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы),

а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период –

сенситивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной

деятельности осуществляют с помощью воображения. В соответствии со своим возрастом,

младшие школьники основную часть своей активной деятельности осуществляют с помощью

воображения. Игры детей, следствие работы фантазии, только благодаря игре, дети с увлечением

занимаются творческой деятельностью. Основой учебной деятельности также является творческое

воображение. В процессе школьного обучения дети сталкиваются с необходимостью усваивать

абстрактный материал и им требуются аналогии, но сказывается недостаток жизненного опыта,

здесь, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Л. С. Выгодский отмечал, что творческая

деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия

прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его

воображение. Для достижения высокого уровня эстетической культуры школьника каждый

педагог должен в полной мере использовать имеющиеся средства, формы, методы эстетического

воспитания. Выделим основные средства эстетического воспитания: окружающая среда

(природа);

искусство;

труд;

учебный процесс;

внеучебная деятельность.

Чтобы учащиеся

могли полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить

и углубить свое художественное образование, в каждой школе предусмотрена разнообразная

внеклассная деятельность, являющаяся действенным средством эстетического воспитания

школьников. Художественная самодеятельность. Она является для детей одним из

первостепенных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для

самовыражения и самоутверждения личности. Организуя самодеятельность, педагоги получают

возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей. Кружковые занятия. В

современной школе широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические,

музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики,

скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии.

Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их

художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный

кругозор. Массовые формы внеклассных занятий. К таковым относятся: предметные вечера,

предметные недели, конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали, выставки,

соревнования, слеты, встречи с интересными людьми, школьные праздники. Согласимся с

мнением К.Д. Ушинского, который считает, что большую эстетическую ценность имеют школьные

праздники, соединяющие различные виды художественной деятельности людей, однако

непременным условием этих праздников должна стать их художественность, они не должны быть

грубыми и тяжеловесными, в них недопустима нудная торжественная напыщенность. Внеклассная

работа по литературе, в частности литературно- художественные праздники, повышает общий

культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает

художественный вкус, прививает любовь к искусству. Школьникам интересны разнообразные

формы этой работы, с помощью которых могут удовлетворить свои интересы, наклонности,

проявить способности, а иногда и дарования, глубже соприкоснуться с произведениями

художественной литературы и искусства. Приведем пример особенностей восприятия литературы

и искусства детьми младшего школьного возраста. Класс Особенности изучения литературы Связь

литературы и искусства 1 класс 2 класс В ходе и зуч е н и я л и т е ратуры происходит

формирование навыков качественного чтения. Однако ребенок должен учиться не только бегло

читать, но и понимать смысл прочитанного, уметь выразительно передавать текст произведения.

Во втором классе продолжается формирование навыков чтения: повышение скорости и качество

чтения, происходит развитие речи, расширение , углубление , упорядочени е читатель с ко го

кругозора , ч т о с п о с о б с т вуе т развитию личности ребенка. Так как в младшем школьном в о з

р а с т е у р е б е н к а р а з в и т о эмоционально-образное мышление, то важно привлекать к

литературе и другие виды искусства: живопись, музыку, что значительно обогатит и расширит

кругозор юного ученика. В данном возрасте у учащихся активно работает фантазия, они могут с

энтузиазмом использовать изобразительное искусство во время чтения, что помогает ребенку

лучше п о н я т ь и с о п е р е ж и в а т ь литературному сюжету произведения. 3-4 класс В 3-4

классах важно сделать акцент на освещение событий, характеров героев, на несходстве их

позиций, м и р о о щ у щ е н и й . О с н о в н ы м предметом изучения является художественное

произведение во взаимосвязи с теми явлениями жизни, которые в нем отражены. Этот реальный

фон играет роль установки на чтение и анализ художественного текста. Литература на данном

этапе требует работы воображения, что п р и в о д и т к о с о б о й с т е п е н и причастно сти к

описываемым событиям, сочувствия героям. Идет р а б от а п о р а з в и т и ю р еч е в о й культуры.

Задача данного периода заключена в сохранении способности читателя к сопереживанию. С л о в

о с т а н о в и т с я с р ед с т в ом постижения других видов искусств. Задачей этого периода

является формирование навыков восприятия литературы в диалогических связях с другими

видами искусства, прежде всего на семантическом уровне: школьник должен научиться видеть

общность сюжетов, тем разных видов и с к у с с т в а и в т о ж е в р е м я распознавать их отличие. В

сфере собственного художественного творчества ребенка работа должна в е с т и с ь в н а п р а в л

е н и и с о в е р ш е н с т в о в а н и я н а в ы ко в интерпретации литературного текста с р е д с т в а

м и д р у г и х в и д о в художественного творчества на о с н о в е н е п о с р е д с т в е н н о г о э м о

ц и о н а л ь н о г о о т к л и к а н а произведение, должен идти активный п р о ц е с с н а к о п л е н

и я о п ы т а э с т е т и ч е с к о г о о с в о е н и я действительности. Школьникам по их

эмоциональной реакции и внутренним потребностям музыка и живопись ближе, яснее, нежели л

и т е р а т у р н о е п р о и з в е д е н и е . З ву ч а щ а я м у з ы к а п о р ож д а е т эмоциональную

реакцию у детей, в то время как «сухое» прочтение лирики ожидаемой читательской реакции в

этом возрасте может не дать. Параллельная работа с музыкой и стихами освобождает

воображение детей от стереотипов восприятия лирических произведений, музыка становится

звучащей установкой на чтение лирики. Проведение литературно-художественных праздников

является одной из распространенных форм массовой внеклассной работы. Основные виды таких

праздников определяются целями их проведения: это могут быть вечера на темы, углубляющие

знания учащихся по основным разделам программного курса; вечера, посвященные жизни и

деятельности писателей и поэтов, вечера по произведениям литературы и смежных с ней искусств.

Основными задачами таких мероприятий могут и должны быть: Образовательные: формировать

представление об известных произведениях великих

авторов, их жизни, историко-культурном

контексте творчества; осуществлять межпредметные связи в образовательном процессе.

Воспитательные: формировать и воспитывать художественный вкус;

помочь формированию

духовно-нравственных принципов;

воспитывать веру в свои силы;

привлекать к работе по

подготовке и проведению мероприятий и др.

Развивающие: развивать способности, дарования

детей;

создавать условия для художественного самовыражения каждого

школьника; развивать

эмоции, создавая ситуации удивления, радости,

занимательности, тем самым воздействовать на

чувства учеников; р а з в и ват ь п о з н а ват е л ь н ы й и н т е р е с , л ю б о з н ат е л ь н о с т ь ,

инициативность, трудолюбие, самостоятельность и др. Литературно-художественные праздники –

это мероприятия, включающие в себя не только углубленное знакомство с литературой, но и с

различными видами искусств. Поэтому нельзя не отметить о диалоге искусств и литературы на

таких мероприятиях. Для того чтобы диалог литературы и других видов художественного

творчества стал реальностью, содержанием и формой внеклассной работы, необходимо наличие

ряда условий, без которых решение этой задачи окажется невозможным: 1. Читатель на

доступном ему уровне должен постигнуть то, что делает каждый вид искусства уникальным, и то

общее, что объединяет все виды в единую семью, в единое целое, - мир художественной

культуры. 2. Н е о бход и м о с ф о рм и р о ват ь в ш кол ь н и ке э с т е т и ч е с ку ю

восприимчивость, развивать в читателе собственные художественные способности и потребность

реализовать их в собственном художественном творчестве. Изобразительная, литературная,

музыкальная, танцевальная или театральная деятельность – наиболее доступные и активные

формы эстетического освоения мира детьми, развития их врожденных и приобретенных

творческих способностей. В процессе литературно- художественного творчества ребенок получает

возможность выразить свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному; проявляет

мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям

действительности. Подготовка к литературно-художественному празднику проводится обычно в 4

этапа: 1. выбор темы; 2. сбор материала; 3. составление программы (сценария) вечера;

распределение поручений, репетиции чтецов, подготовка участников художественной

самодеятельности; 4. работа по оформлению зала или класса, где будет проводиться

мероприятие. Подготовку и проведение литературно-художественных праздников можно по праву

относить к дополнительному образованию. Такая форма образования, как и учебный процесс,

должны быть непрерывными. Более того, такое образование носит творческий характер,

благодаря чему развивает творческие и эстетические способности участников мероприятия. На

первых стадиях подготовки культурных мероприятий идет проявление творческих способностей

ребят; по мере получения эстетических и культурных знаний, связанных с проведением

мероприятия, происходит развитие их способностей; в итоге – школьник получает возможность к

самостоятельному творчеству в старшем школьном возрасте. Таким образом, рассмотрев

литературно-художественные праздники как одно из средств эстетического воспитания

школьников, можно сказать, что главная общая цель таких мероприятий: ввести учащихся в мир

прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к

духовным исканиям выдающихся писателей, научить понимать художественное слово и на этой

основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности.



В раздел образования