Автор: Лобанова Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №6" г. Коряжма
Населённый пункт: г. Коряжма Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Познавательная деятельность человека"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока по теме «Познание и его виды»
Тема урока
Познание и его виды
Дата проведения
02.10.2017 (2 урока)
Класс
10 «а», инженерно-технологический профиль (в нем – классный руководитель)
Образовательные ресурсы
Обществознание :10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: базовый уровень/О.Б. Соболева,
В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин: под редакцией Г.А.Бардовского.-2-е издание, М.: Вентана- Граф, 2015
Презентация «Познание и его виды», дополнительные источники
План урока:
1.
Познание и его виды
2.
Ненаучное познание
а) Мифологическое познание
б) Народная мудрость
в) Здравый смысл
г) Практика
д) Паранаука
3.
Научное познание и его формы
а) Эмпирическое познание
б) Рациональное познание
в) Особенности науки
Цель урока
Создать условия для формирования представления о многообразии человеческих знаний, особенностях научного и
ненаучного познания
Технологии
Проектная технология, технология смыслового (продуктивного) чтения
Формы и методы обучения
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы: частично - поисковый
Основные понятия
Гносеология, эмпирическое и рациональное познание
Планируемые образовательные результаты
Объём освоения и уровень владения коммуникациями
Приобретённая компетентность
Научиться: определять проблем ы познаваемость мира, что такое
наука, характеризовать основные особенности научного мышления,
определять
что
представляет
собой
знание
и
процесс
познания,
объяснять
сущность
чувственного
и
рационального
познания,
анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира.
Получат
возможность
научиться:
анализировать
объекты,
формировать
собственную
точку
зрения,
осуществлять
поиск
нужной информации, выделять главное
Целостно-смысловая компетенция:
умеют: определять ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам
деятельность, вступать в речевое общение,
работать с книгой, осуществлять
индивидуальные образовательные траектории с учётом общих требований и норм
Организационная структура урока
Этап урока
В
р
е
м
я
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формы
организации
совзаимодейс
твия на уроке
УУД
Формы
контроля
1.Мотивац
ия к
учебной
деятельнос
ти
4
Подготовка
класса к
уроку
Проверяет готовность
учащихся к уроку, озвучивая
тему и план урока
Посмотрите на 1 слайд и
определите, чем занимаются
Записывают тему и план урока,
самостоятельно формируют цели
Тема урока – ПОЗНАНИЕ
Составляют план (они же задачи
урока)
Фронтальн
ая работа
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают
его.
Регулятивные:
Запись в
тетрадь
люди (значит тема нашего
урока…)
Что бы вы хотели узнать об
этой теме
принимают учебную
задачу.
2.Актуализ
ация
знаний
5
Беседа по
теме
«Познание»
Вопросы;
1.Кто может о себе сказать: я знаю,
что ничего не знаю?
2.Можно ли полагаться на
достоверность информации только
при помощи органов чувств?
3.Как отличить истинные знания от
ложных?
4. Как вы думаете, какие методы
познания возникли раньше: наука
или ненаучные формы?
Высказывают мнение, слушают,
обсуждают мнение
одноклассников
Фронтальн
ая работа
Коммуникативные:
применяют правила
личностного
сотрудничества,
сравнивают разные точки
зрения
Устный
опрос
3.Изучение
нового
материала
2
5
1.Презента
ции
«Ненаучны
е познание
и его
виды»
Указывает виды ненаучного
познания
Выслушивает результаты
работы групп, комментирует
Итоги работы: мы
определили, что хотя…. И
ненаучное, но всё же
познание, так ………….
Проверяют правильность слайда
и ищут провокацию
(Учащиеся на прошлом уроке
разработали план изучения темы,
разделились на группы, начали
работать над мини проектом)
Защита мини проектов,
созданных в группе в качестве
домашнего задания
Комментируют выступления групп
Индивидуа
льная
работа
Групповая
работа
Познавательные:
Общеучебные – умеют
находить нужную
информацию, выделять
главное
Логические - дополняют
и расширяют имеющиеся
знания и представления о
ненаучном познании.
Запись в
тетради
Защита,
презентаци
я проекта
1
5
2.Научное
познание
Давайте посмотрим, какие
существуют подходы к
познаваемо-
сти мира (слайд)
Как вы думаете, а что
такое наука?
Используя технологию
продуктивного чтения даёт
задания
1.Классифицируйте данные
слова
(какое отношение эти слова
имеют к теме урока
предтекстовая
деятельность
2. Текст на с.24-25,
прочитать и:
Учащиеся пытаются
классифицировать и объясняют
принципы классификации, дают
ответы на поставленные вопросы
Класс выполняет задание
Спросить желающих высказаться
Заполнение кластера
Проверяют правильность
терминов,
Записываю методы и
Индивидуа
льная
работа
Класс
разбит на
группы по
4-5 человек
Групповая
работа
Познавательные:
Общеучебные – умеют
находить нужную
информацию, выделять
главное
Логические - дополняют
и расширяют имеющиеся
знания и представления о
научном познании.
Коммуникативные:
применяют правила
личностного
сотрудничества,
сравнивают разные точки
зрения
Запись в
тетради,
устные
ответы
½ класса - составляет план
текста, ½ - выписывает
новые слова и их значение
(текстовая деятельность)
3.Заполнение кластера
4.Работа с таблицей (исправь
ошибку) послетекстовая
деятельность
мыслительные операции
1
0
3.Истина
Читает притчу, организует
беседу:
В чем смысл притчи?
Согласны ли вы с суждениями
старика?
Нацеливает учащихся на
работу Мы узнали про 2
формы научного познания,
но мой внутренний скептик
мне кричит – не правда, не
верю…
Работа с текстом с.30-32
Организует работу по чтение
про себя с пометками
Заполнение кластера
Поясняет непонятное,
проводит обсуждение
информации
В чем вы видите
особенности любой науки?
Анализируют текс притчи,
рассуждают, высказывают
собственное мнение
Чтение про себя с пометками
Самостоятельно выполняют
задания
Дают ответы, проверяют себя по
слайду
Фронтальн
ая работа
Индивидуа
льная
работа
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении,
обмениваются мнениями,
слушают друг друга
Регулятивные:
удерживают цель
деятельности до
получения результата,
осуществляют
самостоятельный
контроль за своей
деятельностью
Личностные: сохраняют
мотивацию к учебной
деятельности, проявляют
интерес к новому
учебному материалу.
Устные
ответы,
запись в
тетради
4.Первично
е
осмысление
и
закрепление
изученного
материала
5
Выполнени
е тестовых
заданий
Организует работу с
тестовыми заданиями
Выполняют тестовые задания
Индивидуа
льная
работа
Коммуникативные:
участие в коллективном
обсуждении вопросов,
делятся мнением,
выслушивают друг друга,
Тест
5.Итоги
урока.
Рефлексия.
5
Обобщающ
ая беседа
Беседа:
Какое значение в
познавательной деятельности
имеет чувственное познание?
Почему истина чаще всего не
Отвечают на вопросы, оценивают
свою работу
Определяют своё эмоциональное
Фронтальн
ая
Личностные: оценивают
свою учебную
деятельность
Регулятивные: умеют
Оценивани
е учащихся
за работу
на уроке
является окончательной и
абсолютной?
состояние на уроке
оценивать свою работу на
уроке, анализируют своё
эмоциональное состояние,
6.
Домашнее
задание
2
Варианты
д/з
1.ответить
на вопросы
после §5
2.Найти,
доказать
относитель
ность уже
известных
им истин
(то есть
каких то
правил,
законов,
таблиц и
т.п)
Конкретизирует домашнее
задание
Записываю домашнее задание
Индивидуа
льная
работа
Предыдущий урок, разработка плана проекта: Цель рассмотреть, что …вид познания
Задачи: дать определение ……..
Найти цель, средства, особенности результаты данного вида познания
доказать, что познание, это деятельность, а… - ненаучное познание