Автор: Шамонина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №158
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Шамонина Е.А., МБДОУ г.Иркутска детский сад № 158
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не мо-
жет существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является
одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на
семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу —
воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, чело-
века, который будет жить в XXI в.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются
как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конфе-
ренции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, пря-
мой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы основываются на педа-
гогике сотрудничества. Работа проводится в двух направлениях:педагог — роди-
тель;педагог — ребенок — родитель.
Моя педагогическаякопилка состоит из множества форм работ, таких как:
журнал «12 месяцев» в рамках работы детского издательства «Мир глазами де-
тей». Журнал создавали родители совместно с детьми. Каждый лист посвящен
определенному месяцу года: рисунки и аппликации детей и родителей, стихи, при-
меты, пословицы, загадки. Журнал используется и как наглядное пособие, и как
пособие при проведении НОД. Благодаря его созданию дети прекрасно ориенти-
руются в характеристиках времен года, особенностях каждого месяца, их последо-
вательности, содержании народного календаря.
Один из выпусков детского издательства посвящен семейному летнему отды-
ху. Это прекрасные фотографии детей и их родных из разных уголков мира. Каж-
дое фото сопровождается кратким рассказом о месте отдыха, ярких событиях.
Дети с удовольствием комментируют фото, делятся впечатлениями, тем самым по-
лучая новые знания о нашем огромном мире.
Самые нежные чувства у детей вызывает выпуск детского издательства «Мой
домашний питомец». Здесь и фотографии любимых питомцев, и рисунки детей о
жизни их подопечных, и восторженные рассказы, написанные совместно с родите-
лями.
Так
же
используются
такие
формы
работы
как:
оформление
стендов,
оформление выставок творческих совместных работ (" Времена года", "Мир гла-
зами детей", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима", конкурс "Лучшая поделка из
природного материала", выпуск фотогазет, экологических альбомов, плакатов,
папок – передвижек, летбуков, книжек-малышек и т.д. В работе с родителями
использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на при-
роду дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать
свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки,
сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.
Экологические газеты содержат интересные факты из жизни растений, жи-
вотных, о явлениях природы. Родителями воспитанников была выпущена серия
плакатов: «Берегите нашу планету!»
Детям и родителям в рамках реализации тематических недель предлагается
подготовить электронные сообщения. Так, например: «Органы чувств - наши ум-
ные помощники», «Для чего человек леса сажает?», «Сосна и ель: сходства и от-
личия», «Четыре стихии», «Зеленая аптека: лекарственные растения тайги», «Эта-
жи леса», «Что такое ледоход?», «Когда бывает половодье?», «Муравьи-санитары
леса», «Радуга». Родители совместно с детьми готовят презентации, а дети расска-
зывают о наиболее интересных страницах сообщения и все вместе рассматриваем
картинки, смотрим видео, играем в наглядные игры.
Серия занятий «Тайная жизнь природы».Так, например, знакомство с жиз-
нью под снежным покровом, где дети узнают много нового о жизни растений и
животных
зимой.
Или
необыкновенное
путешествие
под
толщу
байкальского
льда, знакомство с эндемиками озера. Также проникновение под кору деревьев,
знакомство с удивительной жизнью дождевого червя в верхних слоях почвы. А как
интересно узнать о таинственной жизни животных леса под покровом ночи.
Наша
группа
присоединилась
к
Всероссийской
эколого-просветительской
кампании по сбору макулатуры и использованных элементов питания «Вторич-
ный бум», основная идея, которой, привлечение внимания к проблеме нерацио-
нального использования природных ресурсов, передача макулатуры и использо-
ванных элементов питания во вторичную переработку, сохранение лесных ресур-
сов. Акция стартовала в 2015 году и действует до сих пор.
Родители нашей группы приняли активное участие в сборе макулатуры и ис-
пользованных элементов питания, своим личным примером показав детям о необ-
ходимости и важности данной акции. Мы создали пункт приёма макулатуры. Сто-
ит отметить, что все очень активно и с радостью включились в процесс. После
проведения экологической акции в каждой группе появились коробки, в которые
начали складывать ненужную бумагу после различных видов деятельности. Мы с
ребятами решили продолжить это благородное дело. Так в детском саду родилась
полезная и добрая традиция.
Наша группа активно участвовала в акции «Помоги лохматому другу», в ходе
которой мы оказали посильную помощь питомнику «К-9». Был организован пункт
сбора корма для животных. Дети с родителями очень старались, каждый хотел по-
мочь животным питомника. Ребята приносили не только корм, но и теплые одеяла,
так как акция проходила в зимнее время.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлече-
ния. Я стараюсь привлекать к участию в таких мероприятиях и родителей. Роль
праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональ-
ную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведе-
ние знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание зага-
док на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осо-
знание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета ра-
зыгрываемойдетьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей пере-
живание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или ре-
шить возникшую проблемную ситуацию.Совместно с родителями и музыкальным
руководителеморганизованны и проведены:
Экологическая сказка «Колобок на новый лад», экологическое путешествие
«Стрекоза и Муравей», сказка «Красная шапочка на страже леса», эстафета «Эко-
логический лабиринт».
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет при-
родное окружение в детском саду. Это центр природы в группе, правильно оформ-
ленный
и
возделанный
участок,
дающие
возможность
постоянного
непосред-
ственного общения с природой; организация систематических наблюдений за при-
родными явлениями и объектами. Активными помощниками при обновлении и
обогащении центра природы являются родители, которые систематически прино-
сят новые отростки растений , собирают различные материалы для проведения
опытов. Весной папы изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают му-
сор, подготавливают почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на
совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность
человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотруд-
ничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого,
дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше
понять ребенка.
Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и
родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бе-
режного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу
экологической культуры.
Эффективность комплекса мероприятий подтверждается повышением уровня
экологических знаний дошкольников, благодаря подключению к образовательно-
му процессу семьи. Следовательно, эффективность экологического воспитания
дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.
Благодаря комплексу мероприятий усиливается познавательная активность
детей. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Для
чего пауку столько ног?», «Почему у березы кора белая?», «Кто научил пчел соты
делать?», «Где ручеек начинается?», «Почему муха жужжит?», «Почему времена
года повторяются?», «Чем морская звезда дышит?».
Для большего развития интереса к окружающему миру в группе организован
сенсорный центр, где подобраны предметы и материалы, познавать которые мож-
но с помощью различных органов чувств.
Дети проявляют собственную инициативу, приносят в группу интересные им
природные материалы, книги о природе, фотоальбомы о животных, птицах, свои
рисунки, отображающие наблюдения объектов природы. В группе дети с удоволь-
ствием зарисовывают свои наблюдения в уголке природы за ростом растений, рас-
садой овощных культур.
Мы стараемся вовлекать родителей как активных участников в педагогиче-
ский процесс, создаем в группе коллектив единомышленников, ориентированных
на совместную деятельность по развитию детей группы. Помогаем родителям и
детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой се-
мейного общения. Мы опираемся на проявление заинтересованности самих роди-
телей, включая их в совместные с дошкольниками дела, направленные на заботу
об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Ухаживаем за саженцами дере-
вьев», «Кормушки для птиц».
Литература:
Л. И. Мосягина «Экологическое воспитание» Детство-Пресс 2016г.
З. А. Михайлова и др. Образовательная область «Познавательное развитие»
Детство-Пресс 2016г.
Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника. Вес-
на» Детство-Пресс 2007г.
Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника.
Осень» Детство-Пресс 2007г.
Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника.
Зима» Детство-Пресс 2007г.