Напоминание

Взаимодействие с семьями воспитанников


Автор: Шамонина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №158
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шамонина Е.А., МБДОУ г.Иркутска детский сад № 158

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не мо-

жет существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на

семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу —

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, чело-

века, который будет жить в XXI в.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются

как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конфе-

ренции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, пря-

мой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы основываются на педа-

гогике сотрудничества. Работа проводится в двух направлениях:педагог — роди-

тель;педагог — ребенок — родитель.

Моя педагогическаякопилка состоит из множества форм работ, таких как:

журнал «12 месяцев» в рамках работы детского издательства «Мир глазами де-

тей». Журнал создавали родители совместно с детьми. Каждый лист посвящен

определенному месяцу года: рисунки и аппликации детей и родителей, стихи, при-

меты, пословицы, загадки. Журнал используется и как наглядное пособие, и как

пособие при проведении НОД. Благодаря его созданию дети прекрасно ориенти-

руются в характеристиках времен года, особенностях каждого месяца, их последо-

вательности, содержании народного календаря.

Один из выпусков детского издательства посвящен семейному летнему отды-

ху. Это прекрасные фотографии детей и их родных из разных уголков мира. Каж-

дое фото сопровождается кратким рассказом о месте отдыха, ярких событиях.

Дети с удовольствием комментируют фото, делятся впечатлениями, тем самым по-

лучая новые знания о нашем огромном мире.

Самые нежные чувства у детей вызывает выпуск детского издательства «Мой

домашний питомец». Здесь и фотографии любимых питомцев, и рисунки детей о

жизни их подопечных, и восторженные рассказы, написанные совместно с родите-

лями.

Так

же

используются

такие

формы

работы

как:

оформление

стендов,

оформление выставок творческих совместных работ (" Времена года", "Мир гла-

зами детей", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима", конкурс "Лучшая поделка из

природного материала", выпуск фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

папок – передвижек, летбуков, книжек-малышек и т.д. В работе с родителями

использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на при-

роду дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать

свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки,

сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Экологические газеты содержат интересные факты из жизни растений, жи-

вотных, о явлениях природы. Родителями воспитанников была выпущена серия

плакатов: «Берегите нашу планету!»

Детям и родителям в рамках реализации тематических недель предлагается

подготовить электронные сообщения. Так, например: «Органы чувств - наши ум-

ные помощники», «Для чего человек леса сажает?», «Сосна и ель: сходства и от-

личия», «Четыре стихии», «Зеленая аптека: лекарственные растения тайги», «Эта-

жи леса», «Что такое ледоход?», «Когда бывает половодье?», «Муравьи-санитары

леса», «Радуга». Родители совместно с детьми готовят презентации, а дети расска-

зывают о наиболее интересных страницах сообщения и все вместе рассматриваем

картинки, смотрим видео, играем в наглядные игры.

Серия занятий «Тайная жизнь природы».Так, например, знакомство с жиз-

нью под снежным покровом, где дети узнают много нового о жизни растений и

животных

зимой.

Или

необыкновенное

путешествие

под

толщу

байкальского

льда, знакомство с эндемиками озера. Также проникновение под кору деревьев,

знакомство с удивительной жизнью дождевого червя в верхних слоях почвы. А как

интересно узнать о таинственной жизни животных леса под покровом ночи.

Наша

группа

присоединилась

к

Всероссийской

эколого-просветительской

кампании по сбору макулатуры и использованных элементов питания «Вторич-

ный бум», основная идея, которой, привлечение внимания к проблеме нерацио-

нального использования природных ресурсов, передача макулатуры и использо-

ванных элементов питания во вторичную переработку, сохранение лесных ресур-

сов. Акция стартовала в 2015 году и действует до сих пор.

Родители нашей группы приняли активное участие в сборе макулатуры и ис-

пользованных элементов питания, своим личным примером показав детям о необ-

ходимости и важности данной акции. Мы создали пункт приёма макулатуры. Сто-

ит отметить, что все очень активно и с радостью включились в процесс. После

проведения экологической акции в каждой группе появились коробки, в которые

начали складывать ненужную бумагу после различных видов деятельности. Мы с

ребятами решили продолжить это благородное дело. Так в детском саду родилась

полезная и добрая традиция.

Наша группа активно участвовала в акции «Помоги лохматому другу», в ходе

которой мы оказали посильную помощь питомнику «К-9». Был организован пункт

сбора корма для животных. Дети с родителями очень старались, каждый хотел по-

мочь животным питомника. Ребята приносили не только корм, но и теплые одеяла,

так как акция проходила в зимнее время.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлече-

ния. Я стараюсь привлекать к участию в таких мероприятиях и родителей. Роль

праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональ-

ную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведе-

ние знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание зага-

док на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осо-

знание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета ра-

зыгрываемойдетьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей пере-

живание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или ре-

шить возникшую проблемную ситуацию.Совместно с родителями и музыкальным

руководителеморганизованны и проведены:

Экологическая сказка «Колобок на новый лад», экологическое путешествие

«Стрекоза и Муравей», сказка «Красная шапочка на страже леса», эстафета «Эко-

логический лабиринт».

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет при-

родное окружение в детском саду. Это центр природы в группе, правильно оформ-

ленный

и

возделанный

участок,

дающие

возможность

постоянного

непосред-

ственного общения с природой; организация систематических наблюдений за при-

родными явлениями и объектами. Активными помощниками при обновлении и

обогащении центра природы являются родители, которые систематически прино-

сят новые отростки растений , собирают различные материалы для проведения

опытов. Весной папы изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают му-

сор, подготавливают почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на

совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность

человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотруд-

ничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого,

дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше

понять ребенка.

Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и

родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бе-

режного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу

экологической культуры.

Эффективность комплекса мероприятий подтверждается повышением уровня

экологических знаний дошкольников, благодаря подключению к образовательно-

му процессу семьи. Следовательно, эффективность экологического воспитания

дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

Благодаря комплексу мероприятий усиливается познавательная активность

детей. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Для

чего пауку столько ног?», «Почему у березы кора белая?», «Кто научил пчел соты

делать?», «Где ручеек начинается?», «Почему муха жужжит?», «Почему времена

года повторяются?», «Чем морская звезда дышит?».

Для большего развития интереса к окружающему миру в группе организован

сенсорный центр, где подобраны предметы и материалы, познавать которые мож-

но с помощью различных органов чувств.

Дети проявляют собственную инициативу, приносят в группу интересные им

природные материалы, книги о природе, фотоальбомы о животных, птицах, свои

рисунки, отображающие наблюдения объектов природы. В группе дети с удоволь-

ствием зарисовывают свои наблюдения в уголке природы за ростом растений, рас-

садой овощных культур.

Мы стараемся вовлекать родителей как активных участников в педагогиче-

ский процесс, создаем в группе коллектив единомышленников, ориентированных

на совместную деятельность по развитию детей группы. Помогаем родителям и

детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой се-

мейного общения. Мы опираемся на проявление заинтересованности самих роди-

телей, включая их в совместные с дошкольниками дела, направленные на заботу

об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Ухаживаем за саженцами дере-

вьев», «Кормушки для птиц».

Литература:

Л. И. Мосягина «Экологическое воспитание» Детство-Пресс 2016г.

З. А. Михайлова и др. Образовательная область «Познавательное развитие»

Детство-Пресс 2016г.

Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника. Вес-

на» Детство-Пресс 2007г.

Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника.

Осень» Детство-Пресс 2007г.

Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника.

Зима» Детство-Пресс 2007г.



В раздел образования