Автор: Белышева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель, классный руководитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Кадетский корпус" им. Дмитрия Михайловича Пожарского
Населённый пункт: ЗАТО г. Радужный
Наименование материала: Классный час
Тема: "О леворуких людях"
Раздел: дополнительное образование
КЛАССНЫЙ ЧАС.
«О леворуких людях».
Цели и задачи:
1.Спосообствовать развитию познавательного интереса к необычайной
информации.
2. Воспитывать понимание и уважительное отношение к окружающим
людям, которые имеют физиологические особенности, связанные с
леворукостью.
Подготовительная работа.
1.Подготовка презентации «Знаменитые левши России».
2. Выставка рисунков «Рисуют левши».
Ход мероприятия.
Воспитатель:
Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.
А зачем он левой рукой крестится?
Он – левша, и все левой рукой делает.
Так начал свой рассказ о леворуких людях известный русский писатель
Николай Семенович Лесков, сам писавший левой рукой.
Давайте проведем небольшой тест. Я прошу вас свести руки в замок.
(воспитанники выполняют задание).
Воспитатель:
Этот небольшой тест говорит сам за себя. У леворуких людей большой
палец левой руки увереннее лежит на поверхности правой руки.
По данным статистики 10% населения земного шара – левши. А с какой
статистикой столкнулись вы в нашем корпусе?
( воспитанники называют цифру).
Воспитатель:
Давайте обратимся к истории. Знаете ли вы, когда отмечается День левши?
Впервые Всемирный день левшей отмечали 13 августа 1992 года по
инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день
левши всего мира стремятся привлечь внимание к себе.
Воспитанник 1:
Давайте проследим жизнь левшей в истории. Начнем с Древнего Рима. Левша
на латыни именовалось как «зло», а правша, как добро, умение. Таким
образом, можно сделать вывод, что жизнь левшей была далеко не сладкой.
Но так было не везде. К примеру, древние инки считали, что быть левшой -
большое счастье. Если в семье рождался леворукий ребенок, считалось, что
семья отмечена богом.
Воспитанник 2:
А вот на Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали
давать показания в суде.
Очень долго в наших школах маленьких левшей переучивали в обязательном
порядке.
В Японии, например, муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет
левой рукой.
Воспитатель:
А кто же такие левши?
Воспитанник 3:
Внимание! Информационная справка.
Левша – человек, у которого предпочтительно используется во всех его
действиях левая рука. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют
левую руку намного чаще, чем правую.
Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд,
приготовления еды и подобных дел.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево –
или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя
левую руку для выполнения большинства других движений.
Воспитанник 4:
Жизнь леворуких людей затруднена. Связано это с тем, что все изобретения
человечества приспособлены под правую руку. Например. Кто из вас видел
леворукую компьютерную мышь или гитару , приспособленную под левую
руку?
Левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так – то
просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует
многочасовых усилий и напряжения, переучивание левши все равно
выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики,
художники, хотя пишут и едят они левой рукой.
Воспитанник 5:
Психологи считают, что люди - левши обладают сильным характером и
мощным творческим потенциалом. Одним из таких людей был известный
ученый – физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Писал он правой рукой, но
только потому, что его переучивали в школе, а вот рисовал все равно левой.
Воспитатель:
Давайте обратимся к тем заданиям, которые мы подготовили к этому
классному часу.
Итак, в нашем корпусе вы провели опрос и знаете, сколько у нас левшей. Еще
вы рисовали рисунки и писали тексты. Сейчас вам придется определить, где
рисунки и тексты написаны и нарисованы правшами, а где – левшами.
(воспитанники определяют).
Воспитанник 6:
У леворуких, по мнению ученых, гораздо сильнее выражены конкретно –
образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены
эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.
Одним из самых известных леворуких людей был известный итальянский
художник , ученый, изобретатель, инженер Леонардо да Винчи.
Сотни лет нет на земле знаменитого итальянского левши, а идеи его и сегодня
становятся реальностью.
Воспитанник 7:
Самый маленький в мире одноместный вертолет весом 75 кг. Создан в
Японии в соответствии с замыслом Леонардо да Винчи. Набросок Леонардо,
датируемый 1493 годом, признан сейчас первым проектом аппарата
вертикального взлета и посадки.
Внешне вертолет выглядит так: открытое кресло, над которым прикреплен
мотор и два ротора, вращающиеся в противоположных направлениях.
Вертолет уже успешно прошел испытания. Он может развивать скорость до
50 км в час.
Совсем недавно Книга рекордов Гиннеса зарегистрировала этот аппарат как
самый маленький в мире вертолет, способный нести человека. Напомним, что
Леонардо да Винчи создал набросок своего вертолета в 1493 году. Сам же
рисунок был найден 19 веке.
Воспитанник 8:
В вот какую легенду рассказал Николай Семенович Лесков, русский
писатель, о Левше, подковавшем блоху.
Давно это было, в незапамятные времена. Только история эта правдивая. О
человек умелом, и делах его славных.
После окончания Венского совета император Александр Павлович решает «
по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».
Состоящий при нем донской казак Платов «диковинкам» не удивляется,
потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
Воспитанник 9:
В самый последней кунсткамере за границей, среди собранных со всего света
диковин, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет танцевать.
Вскоре у Александра Павловича «от военных дел делается тоска и
меланхолия», как говорит автор, и он возвращается на родину, где умирает.
Взошедший на престол Николай Павлович иностранную блоху ценит, но, так
как не любит уступать иностранцем, отправляет Платова вместе с блохой к
тульским мастерам, чтобы заказать им изделие, которое могло бы по
изяществу превосходить созданное иностранными умельцами. В те време7на
тульские мастера славились на всю Россию.
Воспитанник 10:
Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они
отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в
домике у Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову
«секрет». Платову приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра обнаруживают, что «брюшная
машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов бьет и треплет Левшу, а
тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный
микроскоп.
Воспитанник 11:
Вновь пытаются царь с дочерью рассмотреть возможности блохи, но опять
им это не удается. Тогда Левша велит «всего одну ножку в подробности под
микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы
подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелескопе» можно
было бы увидеть, что на всякий подкове «мастеров имя» выставлено. При
этом выкованные им гвоздики для подков вовсе рассмотреть невозможно».
Платов просит у Левши прощения. Затем отправляют Левшу отвезти блоху в
подарок англичанам.
Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую
веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить,
даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно
отзывается об англичанках.
Воспитанник 12:
Мы узнали, что написал о Левше писатель. А вот что говорят ученые о
праворукости леворукости людей.
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение
функций между левым и правым полушариями.
Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную
деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное
восприятие).
Левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также
математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому
левое полушарие называют преобладающим.
Воспитанник 13:
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного
мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое
полушарие, соответственно, левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей
доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. И
наоборот, у левшей доминирует правое полушарие, а преобладающей
является левая рука.
Ученые провели исследования среди любителей компьютерных игр и
выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее
анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению
ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а
также другими представителями профессий подобного рода.
Воспитатель:
Я предлагаю викторину «Кто этот левша?».
Я буду давать характеристику знаменитым русским людям – левшам. Ваша
задача – догадаться, о ком идет речь.
1. Датчанин по происхождению, он дал толкование многих русских слов,
которые до него не были описаны. (Это Владимир Иванович Даль –
писатель).
2. Главными героями его самого большого романа являются Наташа Ростова
и Андрей Болконский. Кто автор этого романа? (Лев Николаевич Толстой).
3.Этому ученому человечество обязано открытиями в области физиологии.
Он описал действие условных и безусловных рефлексов. (Ученый – физиолог
Иван Петрович Павлов).
4. Он – один из выдающихся шахматистов планеты. Только он способен был
вызвать на соревнование с собой компьютер. (Гарри Каспаров – чемпион
мира по шахматам).
Воспитанник 15:
Я расскажу о великих иностранцах, которые пополнили список левшей:
Юлий Цезарь – император, Наполеон Бонапарт – император, Александр
Македонский – полководец, Бетховен – композитор, Моцарт – композитор,
Брюс Уиллис – актер, Рафаэль – художник, Чарли Чаплин – актер, и многие
другие.
В одной из научных статей написано: «левша» - понятие многогранное. По
ведущему глазу человек может быть левшой, по ведущей руке – правшой, и
наоборот. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука,
нога, глаз и ухо, в Европе, где пишут правой рукой и читают слева направо –
примерно 42 %. А абсолютных левшей, в среднем, только 8 – 10%.
Воспитатель:
Вот такой у нас с вами получился классный час. Я думаю, что вовсе неважно,
леворукий ты или праворукий – важно, что ты имеешь право быть понятным
в обществе и получить помощь, если она тебе нужна.
Воспитанник 16:
Коля с Петей пишут правой,
И они конечно, правы.
Ну а мне удобней левой –
Я берусь за дело смело;
Буквы ровно вывожу,
За линеечкой слежу.
Дом из кубиков умело
Возвожу я тоже левой.
И вообще, любое дело
Мне удобней делать левой-
Молотком стучать, лепить,
Просто чай из чашки пить.
Мяч бросать и рисовать,
Резать, клеить и играть.