Напоминание

"О леворуких людях"


Автор: Белышева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель, классный руководитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Кадетский корпус" им. Дмитрия Михайловича Пожарского
Населённый пункт: ЗАТО г. Радужный
Наименование материала: Классный час
Тема: "О леворуких людях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КЛАССНЫЙ ЧАС.

«О леворуких людях».

Цели и задачи:

1.Спосообствовать развитию познавательного интереса к необычайной

информации.

2. Воспитывать понимание и уважительное отношение к окружающим

людям, которые имеют физиологические особенности, связанные с

леворукостью.

Подготовительная работа.

1.Подготовка презентации «Знаменитые левши России».

2. Выставка рисунков «Рисуют левши».

Ход мероприятия.

Воспитатель:

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.

А зачем он левой рукой крестится?

Он – левша, и все левой рукой делает.

Так начал свой рассказ о леворуких людях известный русский писатель

Николай Семенович Лесков, сам писавший левой рукой.

Давайте проведем небольшой тест. Я прошу вас свести руки в замок.

(воспитанники выполняют задание).

Воспитатель:

Этот небольшой тест говорит сам за себя. У леворуких людей большой

палец левой руки увереннее лежит на поверхности правой руки.

По данным статистики 10% населения земного шара – левши. А с какой

статистикой столкнулись вы в нашем корпусе?

( воспитанники называют цифру).

Воспитатель:

Давайте обратимся к истории. Знаете ли вы, когда отмечается День левши?

Впервые Всемирный день левшей отмечали 13 августа 1992 года по

инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день

левши всего мира стремятся привлечь внимание к себе.

Воспитанник 1:

Давайте проследим жизнь левшей в истории. Начнем с Древнего Рима. Левша

на латыни именовалось как «зло», а правша, как добро, умение. Таким

образом, можно сделать вывод, что жизнь левшей была далеко не сладкой.

Но так было не везде. К примеру, древние инки считали, что быть левшой -

большое счастье. Если в семье рождался леворукий ребенок, считалось, что

семья отмечена богом.

Воспитанник 2:

А вот на Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали

давать показания в суде.

Очень долго в наших школах маленьких левшей переучивали в обязательном

порядке.

В Японии, например, муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет

левой рукой.

Воспитатель:

А кто же такие левши?

Воспитанник 3:

Внимание! Информационная справка.

Левша – человек, у которого предпочтительно используется во всех его

действиях левая рука. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют

левую руку намного чаще, чем правую.

Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд,

приготовления еды и подобных дел.

Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево –

или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя

левую руку для выполнения большинства других движений.

Воспитанник 4:

Жизнь леворуких людей затруднена. Связано это с тем, что все изобретения

человечества приспособлены под правую руку. Например. Кто из вас видел

леворукую компьютерную мышь или гитару , приспособленную под левую

руку?

Левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так – то

просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует

многочасовых усилий и напряжения, переучивание левши все равно

выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики,

художники, хотя пишут и едят они левой рукой.

Воспитанник 5:

Психологи считают, что люди - левши обладают сильным характером и

мощным творческим потенциалом. Одним из таких людей был известный

ученый – физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Писал он правой рукой, но

только потому, что его переучивали в школе, а вот рисовал все равно левой.

Воспитатель:

Давайте обратимся к тем заданиям, которые мы подготовили к этому

классному часу.

Итак, в нашем корпусе вы провели опрос и знаете, сколько у нас левшей. Еще

вы рисовали рисунки и писали тексты. Сейчас вам придется определить, где

рисунки и тексты написаны и нарисованы правшами, а где – левшами.

(воспитанники определяют).

Воспитанник 6:

У леворуких, по мнению ученых, гораздо сильнее выражены конкретно –

образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены

эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.

Одним из самых известных леворуких людей был известный итальянский

художник , ученый, изобретатель, инженер Леонардо да Винчи.

Сотни лет нет на земле знаменитого итальянского левши, а идеи его и сегодня

становятся реальностью.

Воспитанник 7:

Самый маленький в мире одноместный вертолет весом 75 кг. Создан в

Японии в соответствии с замыслом Леонардо да Винчи. Набросок Леонардо,

датируемый 1493 годом, признан сейчас первым проектом аппарата

вертикального взлета и посадки.

Внешне вертолет выглядит так: открытое кресло, над которым прикреплен

мотор и два ротора, вращающиеся в противоположных направлениях.

Вертолет уже успешно прошел испытания. Он может развивать скорость до

50 км в час.

Совсем недавно Книга рекордов Гиннеса зарегистрировала этот аппарат как

самый маленький в мире вертолет, способный нести человека. Напомним, что

Леонардо да Винчи создал набросок своего вертолета в 1493 году. Сам же

рисунок был найден 19 веке.

Воспитанник 8:

В вот какую легенду рассказал Николай Семенович Лесков, русский

писатель, о Левше, подковавшем блоху.

Давно это было, в незапамятные времена. Только история эта правдивая. О

человек умелом, и делах его славных.

После окончания Венского совета император Александр Павлович решает «

по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».

Состоящий при нем донской казак Платов «диковинкам» не удивляется,

потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

Воспитанник 9:

В самый последней кунсткамере за границей, среди собранных со всего света

диковин, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет танцевать.

Вскоре у Александра Павловича «от военных дел делается тоска и

меланхолия», как говорит автор, и он возвращается на родину, где умирает.

Взошедший на престол Николай Павлович иностранную блоху ценит, но, так

как не любит уступать иностранцем, отправляет Платова вместе с блохой к

тульским мастерам, чтобы заказать им изделие, которое могло бы по

изяществу превосходить созданное иностранными умельцами. В те време7на

тульские мастера славились на всю Россию.

Воспитанник 10:

Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они

отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в

домике у Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову

«секрет». Платову приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра обнаруживают, что «брюшная

машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов бьет и треплет Левшу, а

тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный

микроскоп.

Воспитанник 11:

Вновь пытаются царь с дочерью рассмотреть возможности блохи, но опять

им это не удается. Тогда Левша велит «всего одну ножку в подробности под

микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы

подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелескопе» можно

было бы увидеть, что на всякий подкове «мастеров имя» выставлено. При

этом выкованные им гвоздики для подков вовсе рассмотреть невозможно».

Платов просит у Левши прощения. Затем отправляют Левшу отвезти блоху в

подарок англичанам.

Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую

веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить,

даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно

отзывается об англичанках.

Воспитанник 12:

Мы узнали, что написал о Левше писатель. А вот что говорят ученые о

праворукости леворукости людей.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение

функций между левым и правым полушариями.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную

деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное

восприятие).

Левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также

математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому

левое полушарие называют преобладающим.

Воспитанник 13:

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного

мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое

полушарие, соответственно, левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей

доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. И

наоборот, у левшей доминирует правое полушарие, а преобладающей

является левая рука.

Ученые провели исследования среди любителей компьютерных игр и

выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее

анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению

ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а

также другими представителями профессий подобного рода.

Воспитатель:

Я предлагаю викторину «Кто этот левша?».

Я буду давать характеристику знаменитым русским людям – левшам. Ваша

задача – догадаться, о ком идет речь.

1. Датчанин по происхождению, он дал толкование многих русских слов,

которые до него не были описаны. (Это Владимир Иванович Даль –

писатель).

2. Главными героями его самого большого романа являются Наташа Ростова

и Андрей Болконский. Кто автор этого романа? (Лев Николаевич Толстой).

3.Этому ученому человечество обязано открытиями в области физиологии.

Он описал действие условных и безусловных рефлексов. (Ученый – физиолог

Иван Петрович Павлов).

4. Он – один из выдающихся шахматистов планеты. Только он способен был

вызвать на соревнование с собой компьютер. (Гарри Каспаров – чемпион

мира по шахматам).

Воспитанник 15:

Я расскажу о великих иностранцах, которые пополнили список левшей:

Юлий Цезарь – император, Наполеон Бонапарт – император, Александр

Македонский – полководец, Бетховен – композитор, Моцарт – композитор,

Брюс Уиллис – актер, Рафаэль – художник, Чарли Чаплин – актер, и многие

другие.

В одной из научных статей написано: «левша» - понятие многогранное. По

ведущему глазу человек может быть левшой, по ведущей руке – правшой, и

наоборот. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука,

нога, глаз и ухо, в Европе, где пишут правой рукой и читают слева направо –

примерно 42 %. А абсолютных левшей, в среднем, только 8 – 10%.

Воспитатель:

Вот такой у нас с вами получился классный час. Я думаю, что вовсе неважно,

леворукий ты или праворукий – важно, что ты имеешь право быть понятным

в обществе и получить помощь, если она тебе нужна.

Воспитанник 16:

Коля с Петей пишут правой,

И они конечно, правы.

Ну а мне удобней левой –

Я берусь за дело смело;

Буквы ровно вывожу,

За линеечкой слежу.

Дом из кубиков умело

Возвожу я тоже левой.

И вообще, любое дело

Мне удобней делать левой-

Молотком стучать, лепить,

Просто чай из чашки пить.

Мяч бросать и рисовать,

Резать, клеить и играть.



В раздел образования