Автор: Мазур Татьяна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №6
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Конспект
Тема: "Сохранение психического здоровья детей в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
Конспект
образовательной деятельности по социально-коммуникативному
развитию на тему: «Сохранение психологического здоровья»
для детей подготовительной группы ( 6-7 лет)
Автор:
Мазур Татьяна Викторовна, педагог-психолог
г. Яролавль
2017 год
Цель:
сохранение
психологического
здоровья
детей
в
условиях
ДОУ
и
профилактика отклонений в развитии ребенка
Задачи:
1.
Развитие коммуникативных навыков
2.
Снятие внутреннего эмоционального напряжения
3.
Создание положительного эмоционального настроя в группе
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Здоровье начинается дома»
с целью формирования понятия у детей здоровья, здоровый образ жизни.
Ход занятия:
(психолог)
- Ребята, что такое здоровье?
(ответы детей)
- это, когда не болеешь/ - это, когда убираешь в своей комнате/- это, когда
кушаешь полезную еду
(психолог)
- да, все верно. Молодцы. А как Вы думаете, что такое психологическое
здоровье?
(ответы детей)
- это, когда у тебя хорошее настроение/- когда не обижаешь других детей/-
когда слушаешься взрослых
(психолог)
- Молодцы.
Упражнение «Цветок моего настроения».
(психолог)
- Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним
наше настроение с цветками. (Приложение 1) У каждого из вас лежат цветы
–
настроения,
посмотрите
на
них
внимательно
и
выберете
тот
цветок,
к о т о р ы й
с о о т в е т с т в у е т
В а ш е м у
н а с т р о е н и ю .
(дети)
рассматривают
пиктограммы
(цветов
-
настроения),
определяют
изображённые на них эмоции. А затем каждый выбирает один из цветков
настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и
о б ъ я с н я ю т
с в о й
в ы б о р .
(психолог)
- Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших
цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
- А сейчас давайте мы подарим свое хорошее настроение соседу. Поделимся
улыбкой с другом.
(дети)
Ребята поворачиваются друг к другу и обмениваются улыбками.
Упражнение «Карнавал животных»
Музыкальное сопровождение «Барбарики»
(психолог)
- Ребята для того, чтобы группа у Вас была дружная и сплоченная, прежде
всего мы должны чувствовать настроение друг друга. Сейчас мы с Вами под
музыку будем перевоплощаться в животных в разных ситуациях.
Дети встают со стульев, начинают движение по кругу.
(психолог)
Злой
медведь,
лиса
на
охоте,
спящая
кошка,
тигр
охраняет
своих
детенышей…
Упражнение «Съедобное-несъедобное»
(психолог)
-Дети, а сейчас я посмотрю, насколько вы внимательные и послушные. Я
буду называть Вам съедобные и несъедобные предметы, если съедобное, то
вы хлопаете в ладоши, если несъедобное, то громко топаете.
(каша, лопата, банан, зонт, камень, цветок…)
Упражнение «Лимон»
(снятие внутреннего напряжения)
(психолог)
- Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь
на
спинку
стула,
ноги
опустите
на
пол,
пусть
обе
ваши
руки
свободно
свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их,
пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно
выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к
своему телу.
Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно
сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете,
как
напряглись
ваши
рука
и
ладонь,
когда
вы
его
сжимаете?
А
теперь
выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена.
Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще
сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова
возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до
капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь
расслабьтесь, пусть лимон сам
выпадет из вашей руки.
Релаксация «Полет бабочки»
Музыкальное сопровождение медленная спокойная музыка.
(психолог)
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед
собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие
крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз,
вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких
цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться
к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь
на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще
раз его аромат ... и откройте глаза.
Закройте
глаза
и
слушайте
мой
голос.
Дышите
легко
и
глубоко,
...
спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний
день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с
цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и
грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него
красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и
плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А
теперь
взгляните
на
пестрый
луг,
над
которым
вы
летите.
Посмотрите,
сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и
постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете
аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую
серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его
аромат ... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
(дети)
- мне было очень спокойно/- я думала, что по настоящему умею летать/- мне
охота улыбаться.
(пихолог)
- Спасибо большое за Ваши ответы.
- Ребята, скажите мне, а что сегодня нового о здоровье Вы узнали, что такое
психологическое здоровье?
(дети)
- что здоровым быть, это не только не болеть, но еще это приходить в садик с
хорошим настроением.
- надо уметь договариваться друг с другом, уступать друг другу
- слушаться воспитателей и родителей…
(психолог)
- в заключении нашего занятия давайте нарисуем общее настроение группы.
Перед детьми кладется большой ватман, дети рисуют красками/карандашами
настроение группы.
Список используемой литературы:
1.
Княжева
Н.
Л.
«Развитие
эмоционального
мира
детей»
Ярославль
«Академия развития» 1996.
2
Клюева
Н.
В.,
Касаткина
Ю.
В.
Учим
детей
общению»
Ярославль
«Академия развития» 1997.
3. Семенака С. И. «Уроки добра» М: АРКТИ, 2005.
4. Саранская О. Н. «Психологичесий тренинг для дошкольников «Давайте
дружить»»
5. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998.
Приложение 1
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед
собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие
крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз,
вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких
цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться
к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь
на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще
раз его аромат ... и откройт
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед
собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие
крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз,
вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких
цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться
к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь
на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще
раз его аромат ... и откройте глаза.