Напоминание

"Значение музыкального воспитания в формировании личности дошкольника"


Автор: Ханеева Светлана Юльевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №197"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Значение музыкального воспитания в формировании личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение музыкального воспитания в формировании личности

дошкольника.

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени

остается

актуальным.

Стремясь

к

воспитанию

современного

человека,

необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о

том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания,

получаемые от общения с искусством.

Нельзя

говорить

об

эстетическом

воспитании

без

учета

возрастного

развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность

воспринимать,

чувствовать,

понимать

прекрасное

в

жизни

и

искусстве,

стремление

самому

участвовать

в

создании

прекрасного.

Музыкальное

искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в

первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном

развитии.

Музыка

близка

эмоциональной

натуре

ребенка.

Под

влиянием

музыки

развивается

его

художественное

восприятие,

богаче

становятся

переживания.

Учитывая

огромное

влияние

музыки

на

жизнь

человека,

мы

должны

позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю

красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей

к

музыке,

мы

должны

как

можно

раньше

познакомить

детей

с

ней,

определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было

доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и

ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше

обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.

Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность,

ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом

передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием

личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности

формируется

и

развивается

в

деятельности.

Через

деятельность

у

дошкольника

формируется

и

выражается

тип

отношения

к

миру.

Музыкальная

деятельность

дошкольника

синкретична.

Генезис

развития

музыкальной

деятельности

в

дошкольном

возрасте

обусловлен

общими

закономерностями развития ребенка в этот период.

Становление

музыкальной

деятельности

дошкольников

проходит

ряд

этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка ребенка

вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая

деятельность,

когда

музыка

становится

источником

обогащения

опыта

эмоциональных

отношений

и

переживаний,

что

позволяет

обогащать

социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной

деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка

- игра.

Решению

вопросов

музыкального

воспитания

детей

дошкольного

возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки

зрения

ученых,

осуществлять

процесс

музыкального

воспитания

в

этом

возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для

производства игровой деятельности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах

А.Н.

Леонтьева,

Д.Б.

Эльконина,

В.Н.

Мясищева,

игра

определяется

как

деятельность,

предмет

и

мотив

которой

лежат

в

самом

процессе

ее

осуществления.

Игровая

деятельность

характеризуется

процессами

сознательной

организации

способа

осуществления

деятельности,

которые

основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу

содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду

детской деятельности. Она является эффективным средством формирования

личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется

потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра

- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму

существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве

воспитательным

процессом.

Воспитательное

значение

игры

во

многом

зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии

ребенка,

учета

его

возрастных

и

индивидуальных

особенностей,

от

правильного

методического

руководства

взаимоотношениями

детей,

от

четкой организации и проведения всевозможных игр.

Сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой

должны

быть

подчинены

все

остальные

задачи

-

заинтересовать

детей

музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке»

(К. Станиславский). Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней

обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям

свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и

познавательную роль.

Музыка

способна

вдохновлять

людей,

пробуждать

в

них

высокие

и

благородные чувства. Человек с развитым слухом и музыкальным вкусом

слышит в музыке больше и получает большее художественное наслаждение,

чем человек мало музыкальный и никогда не интересовавшийся музыкой.

Главной задачей массового музыкально-эстетического воспитания является

не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку

на весь духовный мир воспитанников, прежде всего, на их нравственность.

Активное восприятие прекрасного в музыке требует деятельности мысли.

Музыкальный критик и теоретик Б. Асафьев писал: «Никогда не следует

отказываться

от

утверждения

интеллектуального

начала

в

музыкальном

творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем

те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал,

производим

отбор,

оцениваем,

следовательно,

мыслим».

Воспитание

эмоционально-эстетического

восприятия,

эстетических

вкусов,

развитие

художественных способностей, постоянно взаимодействует с умственным и

нравственным воспитанием.

М и р

с о в р е м е н н о й

м у з ы к и

б о г ат

и

с л ож е н .

О н

т р е б у е т

дифференцированного отношения к различным музыкальным явлениям, не

терпит

единых

мерок

и

категорий.

Эти

обстоятельства

ставят

перед

музыкальной

педагогикой

необычайно

трудные

задачи.

Система

музыкального

воспитания

должна:

воспитывать

слуховое

сознание,

способное

к

дальнейшему

развитию,

восприятию

разнообразных

художественных явлений и процессов; обеспечивать свободу музыкально-

эстетической

ориентации,

высокую

требовательность

и

широту

вкуса,

обоснованность оценок.

Музыкальное воспитание детей должно начинаться как можно раньше,

уже

в

раннем

дошкольном

возрасте.

Музыка

обладает

возможностями

воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен

для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая

мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося

ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного

можно

сделать

вывод

о

том,

сколь

важно

создавать

условия

для

формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Значимость

музыкального

воспитания

дошкольников

пытались

обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия

дошкольному

воспитанию,

считавшие,

что

главное

заключается

в

формировании

у

дошкольников

музыкальности,

чувства

ритма

и

слуха.

Однако организаторы общества отмечали, что выполнение этого требования -

дело довольно трудное, поэтому что нет ясности в программах, недостаточен

опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка.

Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия за

счет использования упражнений на развитие музыкального воспитания, а

также применения маршировки под музыку.

В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий

дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и

городских училищах», где его автор, И. Белов, попытался разработать методы

знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для

детей

всех

возрастов»

А.

Дуссек

предлагал

игру

по

музыкальным

впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В

музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис)

были подобраны игры, популярные по сей день в музыкальной работе с

детьми («Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки»).

Заслуживают

внимания

направления

в

организации

музыкальной

деятельности в детских садах, работающих по методике А.С. Симонович, в

«идеальном детском саде» К.Н. Вентцеля, в дошкольном учреждении С.Т. и

В.Н.

Шацких.

Здесь

музыкальное

воспитание

осуществлялось

наиболее

системно.

Так,

А.С.

Симонович

считала,

что

музыка

должна

выполнять

иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий

по «Родиноведению» нужно исполнять песни о погоде, в физкультурных

занятиях использовать игры - забавы и игры с пением.

Наиболее

заметный

вклад

внесла

А.Симонович

в

вопрос

проведения

детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность

при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое

впечатление,

развивать

чувство

коллективизма,

детям

необходимо

видеть

красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация

праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее. Основной

принцип

музыкального

воспитания

А.

Симонович

-

опора

на

желание

дошкольников.

Создатель модели «идеального детского сада» К.Н. Вентцель предложил

свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов

деятельности:

пение,

слушание,

танцев,

игры

на

детских

музыкальных

инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки

зрения,

не

формирование

навыков

копирования

и

механического

воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он,

надо

опираться

на

свободную

активность

детей,

исходить

из

природы

ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». В музыкальной

работе, по мнению педагога, должно быть два этапа:

- первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на

инструменте, а он слушает;

- второй - строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря

этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на

музыкальном инструменте.

Развитию

художественно-творческих

представлений

детей

помогает

воспитатель,

который

создает

соответствующую

атмосферу,

подбирает

музыкальный

репертуар,

учитывая

при

этом

потребности,

переживания,

желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К.Н. Вентцеля

по

поводу

роли

взрослого

в

воспитании

детей

в

детском

саду

-

«не

порабощать

воли

и

ума

ребенка,

заботиться

о

духовном

общении

и

равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения

наслаждаться искусством».

Третьим

направлением

в

развитии

теории

и

практики

музыкального

воспитания

можно

считать

работу

детского

сада

супругов

Шацких.

Эстетическое

воспитание

было

основообразующим

и

интегрирующим

элементом

педагогической

концепции

С.Т.

Шацкого.

Оно

строилось

на

культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и

организация жизни в искусстве, поэтому девиз С.Т. Шацкого «музыка должна

быть!». По мнению автора, необходимо учитывать следующее:

-

музыкальная

жизнь

должна

быть

организована

в

соответствии

с

возрастом и потребностями детей;

- должна опираться на личный опыт ребенка;

-

должны

быть

созданы

условия

для

развития

музыкального

слуха,

музыкального языка, творческого восприятия.

Важно

систематически

обследовать

степень

музыкального

развития

детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие

способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому

подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах,

вечерах, специальных занятиях.

В

детском

саду

Шацких

музыкальное

воспитание

осуществлялось

наиболее системно и последовательно, поэтому не случайно, что книга В.Н.

Шацкой

«Музыка

в

детском

саду»,

до

сих

пор

считается

первым

методическим

пособием

по

музыкальному

воспитанию

дошкольников.

Именно

в

нем

впервые

говорится

о

методике

проведения

музыкально

групповых занятиях, определяются задачи музыкальной работы в каждой

возрастной

группе,

обобщаются

основные

положения

об

организации

слушания,

пения,

музыкально-ритмических

движений,

обосновываются

квалификационные требования к подготовке педагога-музыканта в детском

саду.

Основными

задачами

музыкального

воспитания

дошкольников,

по

мнению ученых, можно считать:

-

развитие

музыкальных

и

творческих

способностей

учетом

возможностей

каждого)

посредством

различных

видов

музыкальной

деятельности;

- формирование начал музыкальной культуры, способствующих развитию

общей духовной культуры.

Успешное

решение

этих

задач

зависит

от

содержания

музыкального

воспитания,

и

прежде

всего,

от

значимости

используемого

репертуара,

методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности

детей.

В

ребенке

важно

развивать

все

лучшее,

что

заложено

в

нем

от

природы;

учитывая

склонности

к

определенным

видам

музыкальной

деятельности,

формировать

на

основе

различных

природных

задатков

специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.



В раздел образования