Автор: Ханеева Светлана Юльевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №197"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Значение музыкального воспитания в формировании личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Значение музыкального воспитания в формировании личности
дошкольника.
Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени
остается
актуальным.
Стремясь
к
воспитанию
современного
человека,
необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о
том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания,
получаемые от общения с искусством.
Нельзя
говорить
об
эстетическом
воспитании
без
учета
возрастного
развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность
воспринимать,
чувствовать,
понимать
прекрасное
в
жизни
и
искусстве,
стремление
самому
участвовать
в
создании
прекрасного.
Музыкальное
искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в
первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном
развитии.
Музыка
близка
эмоциональной
натуре
ребенка.
Под
влиянием
музыки
развивается
его
художественное
восприятие,
богаче
становятся
переживания.
Учитывая
огромное
влияние
музыки
на
жизнь
человека,
мы
должны
позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю
красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей
к
музыке,
мы
должны
как
можно
раньше
познакомить
детей
с
ней,
определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было
доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и
ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше
обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.
Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность,
ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом
передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием
личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности
формируется
и
развивается
в
деятельности.
Через
деятельность
у
дошкольника
формируется
и
выражается
тип
отношения
к
миру.
Музыкальная
деятельность
дошкольника
синкретична.
Генезис
развития
музыкальной
деятельности
в
дошкольном
возрасте
обусловлен
общими
закономерностями развития ребенка в этот период.
Становление
музыкальной
деятельности
дошкольников
проходит
ряд
этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка ребенка
вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая
деятельность,
когда
музыка
становится
источником
обогащения
опыта
эмоциональных
отношений
и
переживаний,
что
позволяет
обогащать
социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной
деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка
- игра.
Решению
вопросов
музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки
зрения
ученых,
осуществлять
процесс
музыкального
воспитания
в
этом
возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для
производства игровой деятельности.
В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах
А.Н.
Леонтьева,
Д.Б.
Эльконина,
В.Н.
Мясищева,
игра
определяется
как
деятельность,
предмет
и
мотив
которой
лежат
в
самом
процессе
ее
осуществления.
Игровая
деятельность
характеризуется
процессами
сознательной
организации
способа
осуществления
деятельности,
которые
основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу
содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду
детской деятельности. Она является эффективным средством формирования
личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется
потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра
- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным
процессом.
Воспитательное
значение
игры
во
многом
зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии
ребенка,
учета
его
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
от
правильного
методического
руководства
взаимоотношениями
детей,
от
четкой организации и проведения всевозможных игр.
Сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой
должны
быть
подчинены
все
остальные
задачи
-
заинтересовать
детей
музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке»
(К. Станиславский). Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней
обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям
свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и
познавательную роль.
Музыка
способна
вдохновлять
людей,
пробуждать
в
них
высокие
и
благородные чувства. Человек с развитым слухом и музыкальным вкусом
слышит в музыке больше и получает большее художественное наслаждение,
чем человек мало музыкальный и никогда не интересовавшийся музыкой.
Главной задачей массового музыкально-эстетического воспитания является
не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку
на весь духовный мир воспитанников, прежде всего, на их нравственность.
Активное восприятие прекрасного в музыке требует деятельности мысли.
Музыкальный критик и теоретик Б. Асафьев писал: «Никогда не следует
отказываться
от
утверждения
интеллектуального
начала
в
музыкальном
творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем
те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал,
производим
отбор,
оцениваем,
следовательно,
мыслим».
Воспитание
эмоционально-эстетического
восприятия,
эстетических
вкусов,
развитие
художественных способностей, постоянно взаимодействует с умственным и
нравственным воспитанием.
М и р
с о в р е м е н н о й
м у з ы к и
б о г ат
и
с л ож е н .
О н
т р е б у е т
дифференцированного отношения к различным музыкальным явлениям, не
терпит
единых
мерок
и
категорий.
Эти
обстоятельства
ставят
перед
музыкальной
педагогикой
необычайно
трудные
задачи.
Система
музыкального
воспитания
должна:
воспитывать
слуховое
сознание,
способное
к
дальнейшему
развитию,
восприятию
разнообразных
художественных явлений и процессов; обеспечивать свободу музыкально-
эстетической
ориентации,
высокую
требовательность
и
широту
вкуса,
обоснованность оценок.
Музыкальное воспитание детей должно начинаться как можно раньше,
уже
в
раннем
дошкольном
возрасте.
Музыка
обладает
возможностями
воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.
Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая
мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося
ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного
можно
сделать
вывод
о
том,
сколь
важно
создавать
условия
для
формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Значимость
музыкального
воспитания
дошкольников
пытались
обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия
дошкольному
воспитанию,
считавшие,
что
главное
заключается
в
формировании
у
дошкольников
музыкальности,
чувства
ритма
и
слуха.
Однако организаторы общества отмечали, что выполнение этого требования -
дело довольно трудное, поэтому что нет ясности в программах, недостаточен
опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка.
Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия за
счет использования упражнений на развитие музыкального воспитания, а
также применения маршировки под музыку.
В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий
дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и
городских училищах», где его автор, И. Белов, попытался разработать методы
знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для
детей
всех
возрастов»
А.
Дуссек
предлагал
игру
по
музыкальным
впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В
музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис)
были подобраны игры, популярные по сей день в музыкальной работе с
детьми («Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки»).
Заслуживают
внимания
направления
в
организации
музыкальной
деятельности в детских садах, работающих по методике А.С. Симонович, в
«идеальном детском саде» К.Н. Вентцеля, в дошкольном учреждении С.Т. и
В.Н.
Шацких.
Здесь
музыкальное
воспитание
осуществлялось
наиболее
системно.
Так,
А.С.
Симонович
считала,
что
музыка
должна
выполнять
иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий
по «Родиноведению» нужно исполнять песни о погоде, в физкультурных
занятиях использовать игры - забавы и игры с пением.
Наиболее
заметный
вклад
внесла
А.Симонович
в
вопрос
проведения
детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность
при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое
впечатление,
развивать
чувство
коллективизма,
детям
необходимо
видеть
красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация
праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее. Основной
принцип
музыкального
воспитания
А.
Симонович
-
опора
на
желание
дошкольников.
Создатель модели «идеального детского сада» К.Н. Вентцель предложил
свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов
деятельности:
пение,
слушание,
танцев,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки
зрения,
не
формирование
навыков
копирования
и
механического
воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он,
надо
опираться
на
свободную
активность
детей,
исходить
из
природы
ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». В музыкальной
работе, по мнению педагога, должно быть два этапа:
- первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на
инструменте, а он слушает;
- второй - строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря
этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на
музыкальном инструменте.
Развитию
художественно-творческих
представлений
детей
помогает
воспитатель,
который
создает
соответствующую
атмосферу,
подбирает
музыкальный
репертуар,
учитывая
при
этом
потребности,
переживания,
желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К.Н. Вентцеля
по
поводу
роли
взрослого
в
воспитании
детей
в
детском
саду
-
«не
порабощать
воли
и
ума
ребенка,
заботиться
о
духовном
общении
и
равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения
наслаждаться искусством».
Третьим
направлением
в
развитии
теории
и
практики
музыкального
воспитания
можно
считать
работу
детского
сада
супругов
Шацких.
Эстетическое
воспитание
было
основообразующим
и
интегрирующим
элементом
педагогической
концепции
С.Т.
Шацкого.
Оно
строилось
на
культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и
организация жизни в искусстве, поэтому девиз С.Т. Шацкого «музыка должна
быть!». По мнению автора, необходимо учитывать следующее:
-
музыкальная
жизнь
должна
быть
организована
в
соответствии
с
возрастом и потребностями детей;
- должна опираться на личный опыт ребенка;
-
должны
быть
созданы
условия
для
развития
музыкального
слуха,
музыкального языка, творческого восприятия.
Важно
систематически
обследовать
степень
музыкального
развития
детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие
способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому
подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах,
вечерах, специальных занятиях.
В
детском
саду
Шацких
музыкальное
воспитание
осуществлялось
наиболее системно и последовательно, поэтому не случайно, что книга В.Н.
Шацкой
«Музыка
в
детском
саду»,
до
сих
пор
считается
первым
методическим
пособием
по
музыкальному
воспитанию
дошкольников.
Именно
в
нем
впервые
говорится
о
методике
проведения
музыкально
групповых занятиях, определяются задачи музыкальной работы в каждой
возрастной
группе,
обобщаются
основные
положения
об
организации
слушания,
пения,
музыкально-ритмических
движений,
обосновываются
квалификационные требования к подготовке педагога-музыканта в детском
саду.
Основными
задачами
музыкального
воспитания
дошкольников,
по
мнению ученых, можно считать:
-
развитие
музыкальных
и
творческих
способностей
(с
учетом
возможностей
каждого)
посредством
различных
видов
музыкальной
деятельности;
- формирование начал музыкальной культуры, способствующих развитию
общей духовной культуры.
Успешное
решение
этих
задач
зависит
от
содержания
музыкального
воспитания,
и
прежде
всего,
от
значимости
используемого
репертуара,
методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности
детей.
В
ребенке
важно
развивать
все
лучшее,
что
заложено
в
нем
от
природы;
учитывая
склонности
к
определенным
видам
музыкальной
деятельности,
формировать
на
основе
различных
природных
задатков
специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.