Автор: Голованова Анна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №131" комбинированного вида
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
Тема: С. Я. Маршак "Откуда стол пришёл"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление с художественной литературой. Чтение С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл»
Цель: упражнять детей в умении осознавать тему и содержание произведения.
Программное содержание: упражнять отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Продолжать развивать связную речь, логическое мышление. Обогащать словарь детей за счёт слов,
встречающихся в стихотворении. Воспитывать бережное отношение к лесу; умение слушать друг
друга.
Материал: портрет С. Я. Маршака, картинный план, кукольный столик, чёрный ящик, мяч.
Ход занятия:
На столе стоит укрытый кукольный столик.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что там может быть? (дети отгадывают).
Послушайте загадку и тогда узнаете, что же там находится.
Воспитатель загадывает загадку:
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг посадил. (стол)
Воспитатель открывает укрытый столик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда у нас взялся столик? Дети предлагают свои варианты
ответов.
Воспитатель: А вы хотите узнать, откуда стол пришёл?
Воспитатель показывает портрет С. Я. Маршака.
-С. Я. Маршак расскажет в своем стихотворении «Откуда стол пришел».
- Слушайте внимательно, а затем я вас спрошу.
Воспитатель объявляет: Самуил Яковлевич Маршак «Откуда стол пришел».
Чтение произведения.
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста:
1. Ребята, так откуда же стол пришел? (из леса)
2. Когда много деревьев, ёлок, как можно назвать одним словом? (лес, чаща, бор, глушь). А что такое
глушь? (глухое место, т. е. заросшее, запущенное).
3. Из чего сделан стол? (из дерева).
В стихотворении говорится: «Сочилась из его ствола прозрачная смола». Как вы думаете, что такое
смола? Смола- густой древесный сок хвойных деревьев.
4. Кто изготавливает стол, мебель? Как называется эта профессия? (Столяр).
5. Почему автор называет стол домашним жителем (Стоит дома).
Ребята, а сейчас все встанем и представим, как стол становится домашним жителем.
Воспитатель проводит физминутку.
-Сначала пилим дерево,
А можно и рубить.
Пропускаем доски,
Сколачиваем стол.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,
Как ладошка.
-Чтобы стол к нам пришел, что было сначала, а что потом?
Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Что сначала, что потом».
Раскладывает картинки в определенном порядке:
Дерево – бревно – доски - стол.
Воспитатель убирает картинки и предлагает детям расставить картинки в определенном порядке.
-Ребята, откуда стол начинает свой путь.
От леса, из леса выбираются нужные деревья, у дерева обрубают сучья, получается бревно. Эти
бревна везут на лесовозах в лесопилку. Там распиливают доски. Эти доски везут в столярную
мастерскую, а столяры из этих досок изготавливают стол и другую мебель, а затем эта мебель
поступает в мебельные магазины.
А сейчас поиграем в игру «Целое и часть» (с мячом)
Я – стол, а ты. (ножки, столешница.)
Я - дерево, а ты. (ствол, ветки, листья, корни.)
Я – лес, а ты. (дерево.)
Итог.
-Ребята, а можно деревья так просто пилить и рубить? (Нет).
-Лес нужно беречь, чтобы его вырастить требуется много времени. Без леса погибнут птицы и
животные, и люди.
-Чтобы природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной, пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол, сосновый стол к нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной, он сам когда-то был сосной.
Но в лес он больше не пойдет, он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год он будет нам служить.
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной -
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.
У нас под ним - паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провел,
Ветвями шевеля.
Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.
Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.
Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он - и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нем рогатый сук,
Виднеется глазок.
Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырех ногах!..
Но в лес он больше не пойдет -
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером - читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет