Напоминание

"Музыкальное воспитание и музыкальное образование в начальном периоде обучения игре на фортепиано"


Автор: Рахматуллина Лейсан Самигулловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО (Нурлатская Детская Школа Искусств)
Населённый пункт: г. Нурлат
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Музыкальное воспитание и музыкальное образование в начальном периоде обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА

ФОРТЕПИАНО»

Рахматуллина Л. С.

Преподаватель МБУ ДО

«Нурлатской детской школы искусств»

Г. Нурлат

«Чем больше будет учитель сам

учиться, тем легче будет учиться ученику».

Л.Н.Толстой.

Музыкальное воспитание- это всё то, что составляет реакцию на музыкальную культуру времени, всё, что впитывает человек из звучащей

современной среды - будь то народные песни, народные празднества, церковные богослужения или театральный, оперный спектакль.

Что же делать когда ученик пришёл в первый раз? Мне кажется, что начинать надо с того, что бы ученик понял, что обучение на

фортепиано – это смысл его жизни. И необходимо сразу поставить задачу подтянуть эмоциональный мир ребёнка к тому миру, который

несёт в себе музыка. Это самая важная задача на первых порах обучения музыке. Необходимо построить и показать мостик из того мира,

где он сейчас находиться, к тому миру, который несёт в себе музыка.

И с чего же надо начинать? Надо начинать с комплекса задач слуховых, эмоциональных и двигательных, задач подготовки того особого –

слухового внимания, которое требуется в занятиях музыкой.

Сначала ребёнок должен отработать свободное движение рук. И вслед за этим – координацию движения рук. На первых порах очень

много слуховой, образной работы, работы над крупными движениями и всеми вопросами ориентации ученика на клавиатуре. И здесь

важно не ускорять искусственный темп развития, а работать над заполнением музыкального сознания, развитием слуховой сферы

восприятия и собственно музыкальных представлений ребёнка.

Итак, одна из самых главных задач начального воспитания – воспитание правильных мышечных ощущений при игре на фортепиано.

Необходимо только ознакомить ученика с основами методики освобождения мышц тела и рук, не пугая его непонятными задачами, то

есть работать в образной системе детского восприятия.

Спрашиваем: «Что наши ручки умеют делать?». Показываем – перечисляем ( все действия, которые развивают кистевую гибкость)-

плескаться в воде, мыть ручки, кормить птичек. Детям очень нравиться кормить птичек – клавиши. Кормим птичек. Рассыпаем из кулачка

зёрнышки. А вот птичка клюёт. На колонке поклевала, на крышке рояля поклевала. Тут уже ощущение свободной кисти, тут же и кончик

сцепления появился у пальчика, он зацепился за клавишу – у птички остренький клювик. А потом потанцуем – сначала под раз и два и, а

потом под музыку в том же темпе. Правда, под музыку несравненно приятнее танцевать? Важно заложить на первых уроках ритм шага,

несложного танца, ритм пляски, ритм колыбельной.

А ещё ручки – кулачки умеют стучаться. Вот и сказка пригодилась: « Кто-кто в теремочке живёт?»- мягким, «пушистым» кулачком по

чёрным клавишам. Это получается сразу у всех! А ведь в сказке есть и зайчик, и медведь с волком. Значит, вся клавиатура под руками и

тембровый слух развивается!

Первые уроки - это всегда радость для ребёнка. Так должно быть. А если сразу дать задание написать ноты и выучить, где какая нота

находится, на какой линейке и клавише - ребёнок будет разочарован. Ведь он пришёл не письму учиться. Он ждёт звука, образа, тайны!

А что может быть интереснее семи волшебных нот? Есть много средств создать у ребёнка ощущение, что он уже играющий музыкант.

Ансамбль с педагогом – ученик играет одну – две ноты, а музыка звучит! Ансамблевая игра детей. Одному трудно. Вдвоём легче играть

любимые пьески. Должно быть ощущение, что ребёнок может всё, если очень захочет. Он уже может играть в ансамбле с педагогом.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что педагог не должен начинать со зрительных впечатлений (изучение нотного стана, чтение нот).

Основным объектом развития является слух.

Воспитание слуха направлено:

1. На развитие восприятия учеником отдельных звуков, их высоты и силы; ученик должен привыкнуть различать звуки отрывистые,

короткие, лёгкие, тяжёлые.

2. Восприятие и исполнение мотивов из двух и трёх звуков. Двух звучные мотивы играются легато на «импровизацию» распева слов,

имён или фраз.

3. Восприятие длинной мелодической линии. Можно начинать разучивать гаммы, как песенки – с разным ритмом вверх и вниз, с

произношением слов на два слога вверх: « Петя, Вася, Толя, Коля, Зина, Машенька и я» и трезвучными мотивами – триолями –

вниз: «Петенька Коленька, Васенька, Толенька, Машенька, Танечка, Катя и я». Можно наверх с остановкой в середине – на слове

«шёл». «По дороге Петя шёл – и горошинку нашёл», а вниз – покатились под горку без остановок: «А горошинка упала, покатилась

и пропала». Важно ощущение, что горошинка катится, перекатывается от нотки к нотке.

4. Восприятие двух или нескольких одновременно звучащих мелодий, исполненных с различной артикуляцией, с различной

динамикой и силой.

5. Различение слухом интервала октавы, других интервалов. Отличие консонансов от диссонансов, мажора и минора.

6. Приобщение слуха ребёнка к звучанию аккомпанемента.

Воспитание основ чувства ритма – метрической устойчивости и ритмической подвижности. М.Баринова писала о ритме так: «Чувство

ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Сначала ребёнок приучается слухом различать разнообразие

ритмических фигур. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и легко воспроизводиться ребёнком на слух,

можно объяснять правила записи ритма – объяснять размер, такт, группировки. Воспитанием ритма является внедрение в музыкальное

сознание ребёнка основ ритмического порядка, равновесие и разнообразие ритма в музыке». Народные песни предоставляют богатый

материал для воспитания чувства ритма.

С первых уроков необходимо готовить ученика к самостоятельной работе с нотным текстом.

Постепенно, от задач музыкального

воспитания

педагог

переходит

к

музыкальному

образованию,

расширяя

круг

профессиональных

знаний

ученика.

Ученик

должен

ознакомиться со знаками альтерации, точно исполнять все длительности и паузы, знать исполнительские штрихи и аппликатуру. Но как

сосредоточить внимание ученика? Прежде всего через интерес к музыке. Приведу высказывание С. Ляховицкой : «Интерес – лучшее

средство сосредоточить внимание ученика, собрать волю, усилить слуховой контроль. Интерес вызывается не только качеством урока, но

и умелым подбором репертуара».

Дети нашего времени уже хорошо знают, что такое трансформер. Им приходилось строить самолёт человечка из одних и тех же крепко

соединяющихся деталей. В музыке так же и иначе – из одних и тех же нот строим разные музыкальные звучания. Необычайно то, что мы

сразу это умеем: «пристраиваем» к кружочкам и чёрточкам разные звучания, раскрашиваем их, по-разному наряжаем или соединяем –

меняем лад, регистр ритм, динамические оттенки, штрихи, фактуру. Играем пьеску «Маляр» Е. Гнесиной: ровное движение восьмыми

превращается в пунктирный ритм, в весёлую песенку, в грустную, в страшную страшилку - голосом волка, в песенку «Дюймовочки», так

можно спеть колыбельную или плясовую. Одна и та де мелодия поётся разными голосами и рисует разные картинки – образы. Из одной

простой мелодии получаются разные пьески, и можно одной и той же несложной темой рассказывать настоящие сказки и рисовать целые

картинки – фильмы. Педагог сначала показывает, как можно варьировать тему – исполнительскими штрихами – легато, нон легато,

стаккато, певуче или отрывисто, громко или тихо, в высоком регистре или низком – всюду находим новые и новые звучания, неистощимое

богатство музыкальных красок. То есть, помимо семи названий нот, которые ребёнок вскоре запоминает, он сразу постигает оркестровый

мир фортепиано, в который ему предстоит войти и по возможности овладеть им. Поначалу это пьески пятипальцевой позиции – и в ней

тоже можно очень много изменить, поменять местами отдельные нотки – звуки, придать им разные темпы ритмические рисунки. Песенки

играем

в

разных

тональностях,

постигая

основы

тонального

мира

музыки.

Педагог

знакомит

ученика

с

механикой

инструмента,

особенностями звукоизвлечения на фортепиано. На это обращает внимание М.Баринова, высказавшая наблюдение, что дети с интересом

узнают, что «при опускании клавиши молоточек ударяет об струну и моментально отскакивает, занимая положение не прежнее, а

несколько ниже струны». Важно объяснить ученику, что сила звука зависит не от силы давления на клавишу, а от быстроты её опускания.

Фортепиано – высокопрофессиональный инструмент и требует, чтобы ему было отдано много сил, внимания и времени. Более того,

занятия ребёнка в музыкальной школе откладывают отпечаток на укладе всей семьи. Служить этому «божеству» должна вся семья.

Поэтому на преподавателя фортепиано ложится ответственность за эмоциональный настрой не только ученика, но и всей семьи.

Как

совместить

доброжелательность

и

требовательность?

Как

не

заглушить

инициативу

ученика?

Необходимо,

чтобы

ребёнок

почувствовал и понял, что обучение в музыкальной школе помогает ему в жизни, а не отнимает время и силы.

Какие же качества характера, так необходимые в жизни. Даёт обучение в музыкальной школе? Думаю, что не просто трудолюбие,

усидчивость, внимание и волю, а прежде всего – уважение к себе, своему труду. Ребёнок получает полноту эмоциональных ощущений через

внутреннее достоинство, свой труд, доверие к себе и окружающему миру, который оценил этот труд. Как оценил? Оценкой на экзамене? Не

только. Главное – тем, что начинающий пианист уже может что-то сыграть и быть интересным для других. Часто дети, придя на урок,

рассказывают, что в общеобразовательной школе сверстники просят их исполнить что-нибудь на фортепиано. Так дети понимают, что

музыка даёт им возможность в чём-то отличиться от других и постепенно всё – их характер, мировоззрение, способ контакта с людьми

приходит в гармоническое соответствие Тихие и замкнутые дети становятся общительными, активными, уверенными в себе, лучше учатся в

школе. А непоседы, для которых раньше была проблема что-нибудь доделать. Становятся уравновешенными, выдержанными, усидчивыми.

Образ

классической

музыки.

Он

очень

красив,

привлекателен

для

ребёнка.

Ребёнок

постигает

мир

церемониала,

уважение

к

человеческому достоинству, начинает понимать выразительность организованных и тонких чувств. Ребёнок получает «дозу» особой

культуры, культуры человеческих отношений, выраженных через музыку. У него меняется взгляд, осанка, и он из класса выйдет чуть-чуть

уже другой.

Старинные танцы. Целый мир новых для современных ребят ритмов. Он очень красив, привлекателен для ребят. Вот к этому миру

приобщаются дети на уроках музыки. Работа с начинающими – это очень нелёгкий труд. Это двойная нагрузка, потому что на этом этапе

педагог обычно работает не только на своего ученика, но и на его мать, которая каждый урок присутствует, пишет каждое слово. Если мать

хочет сидеть на уроке, пусть сидит, только тихо – не пытаясь воздействовать на ребёнка: «Ну, давай, ты ведь вчера хорошо играл!» или

ещё в таком роде. Пусть она накапливает информацию, но ни в коем случае не вмешивается. К тому же, образование и воспитание

получает не только ученик, но и его мать. Она тоже, как и её ребёнок преображается. Она тоже приобщается к вашей методике. Я и

матери говорю: «Лучше ученик выучит две ноты, но проинтонирует, поймёт. Про что они, прочувствует. А набор нот учить, это ни в коем

случае нельзя». И занятия должны быть в удовольствие. С этой точки зрения важен подбор репертуара. Впрочем, если мать не приходит на

уроки, то работа с учеником ведётся на том же уровне и с теми же результатами .Особую категорию составляют бабушки и дедушки.

Например. Бабушка говорит: «Мы пришли сюда играть». Правильно. Не учиться играть, а играть. И у нас на последней страничке

дневника – репертуарный лист. Пожалуйста, мы уже умеем играть вот это. Мы можем сыграть вам это в любой момент.

Для кого ребёнок учится? Для себя? Обычно говорят: «Он учится для себя, а не для концертной деятельности». На самом деле ребёнок

учится для мамы, для своих друзей, знакомых, а дальше – для своих будущих детей. Он учится для своих слушателей, чтобы всем вокруг

него было хорошо и интересно. Дома должен научиться маму свою развлекать, и бабушку, и гостей. И потому у ребёнка на каждом этапе

обучения должен быть готовый к исполнению репертуар. Он – музыкант. И поэтому дома все должны проявить интерес не только и не

столько тому, учит ли он что-нибудь, а более всего – к музыке, которая звучит в его исполнении и к музыке в доме вообще. Здесь важно

всё: домашние фонотеки, посещение концертов, совместное пение или слушание ребёнка, отбор репертуара для домашнего слушания.

Ребёнок занимается в музыкальной школе, и подготовка к уроку должна быть связана с организацией внимания, сосредоточенности на

музыке, достижение в домашних занятиях той или иной конкретной исполнительской цели. На концерт человек собирается = он тоже

собирается с мыслями, думает о той музыке, которая будет звучать. Собирает в себе тишину и музыку, хоть играть будет не он, а

настоящий артист. Тем более – собраться на урок, когда играть придётся самому.

И – предвкушение – с урока он уйдёт уже более

продвинутым, что-то получится ещё лучше. И так, капелька к капельке, шаг за шагом – растёт юный музыкант.

Список литературы:

1. Геталова О, Визная И. В музыку с радостью. СПб.: Композитор, 1997

2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. С.15

3. Ляховицкая С.С. Педагогические способности. Л.,1963. С.37

4. Баринова М.Н. Конспекты уроков по фортепианной технике. РНБ. Ф. 1256. №29. Л.667.



В раздел образования