Автор: Петрова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 г.Йошкар-Олы
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения."
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках литературного чтения.
Я хочу рассказать о развитии творческих способностей младших школьников на
уроках
литературного
чтения.
С
самого
начала
своей
педагогической
деятельности
занимаюсь
самообразованием.
Ищу
в
методической
литературе,
газетах,
журналах,
интернете
новые
формы,
методы,
приемы
обучения
и
воспитания,
использую
опыт
передовых
учителей
и
собственное
творчество
-
всё
это
помогает
мне
повысить
мотивацию обучения учащихся.
Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и
усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Обществу нужны
творческие люди. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует
познающую личность и формирует ее.
В своей работе опираюсь на опыт педагогов-новаторов: С. Н. Лысенковой, Ш.
А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, который заставляет
каждого учителя думать, творить, работать над собой. От педагогов-новаторов я
почерпнула главное: необходимо работать не только с классом, но и с каждым
учеником, чтобы вместе с ним можно было почувствовать радость его победы в
решении трудной задачи.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я,
как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего певца, художника, писателя,
артиста
или
просто
доброго,
любящего
человека.
Я
пытаюсь
с
самых
первых
дней
обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю
раскрыться
способностям
каждого
ученика.
Для
этого
необходимо
приучать
детей
с
первых
дней
при
единой
для
всех
теме
выполнять
задания
в
своём
неповторимом
варианте, развивая тем самым самостоятельность. Активность, инициативу, т.е. качества,
сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей.
Я работаю по УМК «Школа 2100». Авторы программы по литературному чтению Р.
Н. Бунеев и Е. В. Бунеева. Цель программы - приобщить ребёнка к чтению и пониманию
художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское
сотворчество. Основная задача курса литературного чтения - воспитание эстетически
развитого читателя, способного понять замысел автора, иметь собственное суждение о
произведении и явлениях жизни, отображённых в нём.
Учебники этого курса не только книги для чтения, но и книги для творческого
размышления.
Авторы
предоставляют
большое
поле
для
творческой
деятельности
учителю и учащимся.
Я не случайно выбрала именно эту тему. Дети сейчас мало читают. Мне их жаль,
потому что они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть
волшебный
пейзаж,
услышать
сказочных
героев,
посочувствовать
главным
героям,
попадающим
в
неприятности,
и
посмеяться
вместе
с
добрыми,
сатирическими
персонажами повестей, басен, былин, сказок, рассказов.
Нельзя позволить компьютерным
играм,
современным
мультфильмам,
комиксам
полностью
затмить
художественную
литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность этой темы.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации
на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей
учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что
учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока
использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и
группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые,
исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки,
провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной
и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно
добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление
с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность,
любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти
формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.
Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса необходимо
использовать такое творческое задание, как работа над художественным словом, его
значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств и учит их
«метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» -
основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей
слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и
письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня,
когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит
слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных
тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение
«вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально
прозвучало и вызвало целую гамму чувств.
В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного
приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору
слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился.Далее то или
иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а
затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.
Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является
такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил
по крыше» - как ты это представляешь.Для воспитания внимания к слову я предлагаю
детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые
кроссворды.В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это
творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На
доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова
нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова,
подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы.
Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры
детского фольклора.Возможно использовать в работе над словом следующие
задания:Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два
предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор,
утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.Задание
«Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка,
одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так,
чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и
жестикулировать руками.Задание «Парад домашних творческих достижений». Даны
слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное
толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование
слов.Прием«Мозаика»Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать
вопросы по заданному отрывку текста.Прием «Ассоциативные загаБольшое внимание на
уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими
народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это
упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.
Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят
интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя
загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном,
реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна
особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда
короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для
записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание
загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом
самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для
сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по
ходу сочинения загадки.На что похоже? -…Чем отличается? -…
Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия
«созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную
форму.Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание
для исследования: догадаться, какая загадка старше?Один из самых благодатных способов
активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.Виды творческих работ с
пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет
прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать
и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем
ответить: «Не дам!», голосами тех же героев.
Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
Глубже понять образ героя, его мысли и действия помогают такие виды литературно-
творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить
свой складывающийся индивидуальный вкус. Работу над произведением строю так: автор
– художественный текст – читатель. Учу выражать «точку зрения» автора, героев и
читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное
явление жизни. Возможны разные интерпретации, порой даже неожиданные, потому что
творческие. Вариативность ответов – это показатель творческой читательской работы,
рождения индивидуальных способов прочтения.
Благодаря литературному творчеству идет практическое освоение языка, реализуются
цели, предусмотренные программой, формируется ориентация на общечеловеческие,
нравственные ценности. Через литературное развитие ребенок входит в мир человеческих
отношений.