Автор: Немчинова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №4 (очно-заочная)"
Населённый пункт: г. Омск,
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка и проведение зачета"
Раздел: полное образование
Немчинова Т.А.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТА В (очно-заочной) ШКОЛЕ
В
вечерней
школе
при
различных
формах
обучения
применяется
зачетная система. Подготовка к зачету начинается с самой первой групповой
консультации, на которой учитель задает основу:
содержание, структуру и количество зачетных разделов;
объем знаний и умений, которые должны достичь обучающиеся;
уровни усвоения учебного материала.
Уровень
обучения
в
целом
должен
превышать
уровень
обязательных
требований. Каждый ученик должен в полном объеме услышать изучаемый
материал, увидеть в определенном смысле идеальные образцы деятельности.
И одни воспримут эти образцы полностью, присвоят их, сделают своим
знанием и опытом, другие — не потеряются в обилии информации, а усвоят
из
нее
то,
что
предусматривается
обязательным
минимумом
содержания
образования.
Возможность
выбрать
уровень
усвоения,
в
частности
ограничиться
уровнем обязательных требований при изучении нелюбимых или трудных
предметов, поможет избежать перегрузки обучающихся. С другой стороны,
только освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы
сможем
направить
его
усилия
в
область
склонностей
и
интересов,
способствуя развитию и полному раскрытию способностей.
Эти уровни и, прежде всего уровень обязательной подготовки, должны
быть открытыми, т. е. известными учащимся и понятными им. Только в этом
случае
можно
рассчитывать
на
их
познавательную
активность,
на
заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому открытость уровней
подготовки
является
механизмом
формирования
положительных
мотивов
учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на
самооценку
ученика
в
выборе
индивидуального
пути
его
развития.
Необходимо признать, что каждый имеет право сам, добровольно выбирать
для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда.
Именно
такой
подход
способствует
психологическому
комфорту
обучающихся в школе, формирует чувство уважения к себе и к окружающим,
вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.
Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является
проверка достижения школьниками уровня обязательной подготовки.
Одним
из
видов
организации
такого
контроля
является
уровневая
дифференциация.
Ее
основная
особенность
состоит
в
дифференциации
требований к знаниям и умениям. Контроль должен иметь двухступенчатую
структуру. А именно, в контроле необходимо выделять два принципиальных
этапа
— проверку
достижения
уровня
обязательной
подготовки
и
проверку на повышенном уровне.
Основное требование, выполнение которого необходимо при разработке
содержания
контроля,
состоит
в
том,
что
в
целом контроль
должен
обеспечивать,
возможно,
большую
полноту
проверки
на
обязательном
у р о в н е . Именно
полная
информация
об
овладении
обязательными
результатами
обучения
дает
возможность
судить
о
готовности
или
неготовности к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении
учеником программных требований. В течение учебного года это поможет
выявить
затруднения
обучающихся,
предупредить
устойчивые
пробелы
в
знаниях, в конце года позволит дать объективную оценку прочности знаний и
умений учащихся в соответствии с программными требованиями.
И еще один принцип контроля связан с отбором содержания заданий
повышенного
уровня: на
повышенном
уровне
не
следует
требовать
от
учащихся проявления полноты усвоения материала; здесь основной акцент
делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний.
С
помощью
зачетов
проверяют
овладение
различными
порциями
учебного
материала.
Зачеты
проводятся
по каждому
разделу курса.
Их
содержание
отбирается
таким
образом,
чтобы
обязательные
результаты
обучения были представлены максимально полно. Каждый ученик сдает все
предусмотренные
планом зачеты. Зачет считается сданным, если ученик
выполнил
верно в с е предложенные
ему задания
обязательного
уровня. В
противном случае (если хотя бы одно задание осталось не выполнено) оценка
не
выставляется.
При
этом
зачет
подлежит
пересдаче.
Обучающийся
пересдает не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не
справился.
В соответствии с этим зачеты можно разделить на тематические и текущие.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены
на проверку усвоения материала в целом.
Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы
по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оба вида зачетов можно проводить, условно говоря, в открытой или
закрытой форме. В первом случае ученик предварительно знакомятся со
списком заданий обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном
виде учащимся не предъявляется.
Вот
что
представляет
собой,
например, открытый тематический
зачет. Он проводится как завершающая проверка по какой-то теме. В начале
изучения темы учитель вывешивает в классе или раздает учащимся список
заданий, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, и
сообщает, что после ее изучения будет зачет, на котором будет проверяться
умение
выполнять
задания
подобного
типа.
Учитель
указывает
также
примерные сроки проведения зачета. Учащимся предлагается проверочная
работа, охватывающая содержание изученной темы. Ее удобно составлять из
двух частей. Первая — это собственно задания зачета. Она содержит задания
обязательного уровня, аналогичные тем, которые были приведены в списке
обязательных результатов обучения. Вторая — это дополнительные, более
сложные
задания
по
проверяемой
теме,
рассчитанные
на
хорошо
подготовленных учеников.
Закрытый тематический зачет отличается от открытого только
тем, что список заданий, отвечающих уровню обязательной подготовки,
учащимся не сообщается. В то же время в ходе изучения материала
учитель
указывает
на
обязательные
умения,
обращает
внимание
на
задания обязательного уровня.
Текущие зачеты(ТЕСТЫ) проводятся несколько раз в ходе изучения
темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по
объему материал, поэтому, на их проведение не требуется много времени и их
можно
включать
в
процесс
урока.
Это
могут
быть
небольшие
работы,
рассчитанные
на
10—20
мин
и
направленные
на
проверку
одного-двух
умений, формируемых в течение нескольких уроков.
Объем зачета, его обязательной части, а также дополнительных заданий
планируется
таким
образом,
чтобы
их
выполнение
было
посильно
успевающему ученику в отведенное для зачета время. Можно составить
несколько аналогичных по содержанию вариантов для зачета. При этом,
однако, важно предусмотреть, чтобы совокупностью вопросов охватывалось
все
основное
содержание
подвергаемого
проверке
материала
и
чтобы
у
каждого ученика были проверены основные виды умений.
Применение
системы
текущих
зачетов
дает
возможность
в
ходе
формирования основных умений получать своевременную информацию об
их овладении учащимися и вовремя устранять возникающие пробелы. Кроме
того, некоторым ученикам легче сдавать материал небольшими порциями.
Вместе с тем текущие зачеты не дают объективной итоговой информации об
усвоении темы, не нацелены на проверку прочности овладения материалом.
Существенным
при
подготовке
к
тематическому
зачету
является
проведение
зачетно-обобщающей
групповой
консультации.
На
такую
консультацию
выносятся
вопросы,
позволяющие
проверить
усвоение
наиболее
важного
материала
темы.
Поэтому
отбор
вопросов
для
этой
консультации должен быть хорошо продуман, чтобы дать нужный результат.
Рассмотрим на примере применение зачетной системы:
(алгебра и начала анализа 11 класс, очно-заочной формы обучения)
І зачетный раздел
по теме:
«Тригонометрические формулы.
Тригонометрические уравнения»
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
(
Перечень требований
с информацией по подготовке к текущему зачету
должен быть оформлен в классе на специальном стенде.
)
По зачётному разделу: «
«Тригонометрические формулы.
Тригонометрические уравнения»
Срок сдачи зачета: декабрь
Иметь представление:
О
применении
тригонометриче ских
функций
в
смежных
общеобразовательных курсах, различных отраслях народного хозяйства
и развитии научно – технического прогресса;
О единичной окружности и начальном радиусе;
Об образе произвольного угла на единичной окружности;
Об
определении
тригонометрических
функций
на
прямоугольном
треугольнике;
О
доказательстве
основных
тригонометрических
тождеств
и
их
применении при преобразовании выражений;
О
г р а ф и ч е с ко й
и н т е р п р е т а ц и и
р е ш е н и й
п р о с т е й ш и х
тригонометрических уравнений;
О простейших тригонометрических неравенствах.
Знать:
Формулы перевода углов из градусной меры в радианную, и наоборот;
Обозначения основных радианных и градусных угловых величин на
единичной окружности;
Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
Уметь:
Грамотно оформлять изучаемый материал в виде справочника и уметь
им пользоваться;
Показывать
образ
угла
произвольной
величины
на
единичной
окружности;
Определять значения тригонометрических функций по таблице;
Решать задачу по нахождению значений тригонометрических функций
одного и то же аргумента;
Применять
изученные
формулы
и
свойства
тригонометрических
функций
при
вычислениях
и
преобразованиях
тригонометрических
выражений;
Решать простейшие тригонометрические уравнения.
Текст зачетной работы
Зачет № 1 по алгебре и началам математического анализа по теме
«Тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения»
I вариант
Теоретическая часть
1. Определить знак числа:
а)
sin 134
0
б)
cos
2 π
7
в)
tg
(−
300
0
)
.(1б)
2. Формулы синуса и косинуса двойного угла.(1б)
3. Дайте определения: а) арккосинуса числа
a
б) арксинуса отрицательного числа
a
. (1б)
4. Напишите формулы корней следующих уравнений:
а)
cos x
=
0
;
б)
cos x
=−
1
; в)
sin x
=
1
. (1б)
Практическая часть
1.
sin α
=
5
13
,
π
2
<
α
<
π
. Найти
cosα
,
tg α
,
sin 2 α
.(2б)
2. Вычислите:
4 arccos
√
3
2
−
6 arcsin
(
−
1
2
)
. (2б)
3. Решите уравнения:
а)
cos6 x
=
√
3
2
. б)
sin
(
3 x
−
π
2
)
=
1
. (2б)
4. Упростите выражение:
sin
(
π
−
α
)
cos
(
π
2
−
α
)+
cos
2
(
2 π
−
α
)
.(2б)
5. Решите уравнение:
1
+
cos 5 x
⋅
sin 4 x
=
cos 4 x
⋅
sin 5 x
.(3б)
Критерий оценки:
Оценка «2»- 0-6 баллов
Оценка «3»- 7-9 баллов
Оценка «4»- 10-14 баллов
Оценка «5»- 15 баллов
Зачет № 1 по алгебре и началам математического анализа по теме
«Тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения»
II вариант
Теоретическая часть
1. Определить знак числа:
а)
sin 200
0
б)
cos
3 π
5
в)
tg
(−
385
0
)
.(1б)
2. Синус, косинус и тангенс углов
α
и
−
α
.(1б)
3. Дайте определения:
а) арксинуса числа
a
б) арккосинуса отрицательного числа
a
(1б)
4. Напишите формулы корней следующих уравнений:
а)
sin x
=
0
б)
sin x
=−
1
в)
cos x
=
1
(1б)
Практическая часть
1.
cos α
=−
2
3
,
π
<
α
<
3 π
2
. Найти
sin α
,
tg α
,
cos2 α
.(2б)
2. Вычислите:
2 arccos
1
2
−
3arcsin
(
−
√
3
2
)
.(2б)
3. Решите уравнения:
а)
cos
(
2 x
+
π
4
)
=
0
б)
sin 4 x
=
√
2
2
(2б)
4. Упростите выражение:
cos
(
3 π
2
+
α
)
sin
(
π
−
α
)+
cos
2
(
π
−
α
)
.(2б)
5. Решите уравнение:
1
−
sin x
⋅
cos 2 x
=
cos x
⋅
sin 2 x
.(3б)
Критерий оценки:
Оценка «2»- 0-6 баллов
Оценка «3»- 7-9 баллов
Оценка «4»- 10-14 баллов
Оценка «5»- 15 баллов