Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы металлургического производства по специальности Металлургия черных металлов


Автор: Серебренникова Татьяна Валерьевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО НТГМК
Населённый пункт: г.Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы металлургического производства по специальности Металлургия черных металлов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы металлургического производства

по специальности

150401 Металлургия черных металлов

(базовая подготовка)

Нижний Тагил

2012

Одобрена цикловой комиссией горно-

металлургических дисциплин

Председатель ЦК:

_____________П.С. Кочкина

«__»____________2012 г.

Утверждена заместителем директора

по учебной работе

________________ В.М. Караваев

«___»_____________2012 г.

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

по

специальности среднего профессионального образования

150101 МЕТАЛЛУРГИЯ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

Разработчик:

Серебренникова Т.В.., преподаватель, ГБОУ СПО СО

«НТГМК»

Рецензент:

Исупов Ю.Д., начальник патентного бюро технического

управления, ОАО «ЕВРАЗ-НТМК»

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

Структура и содержание учебной дисциплины 5

Условия реализации программы учебной дисциплины

12

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

учебной

дисциплины

14

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы металлургического производства»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы металлургического

производства»

является частью основной профессиональной образовательной программы

в

соответствии

с

ФГОС

по

специальности

СПО

150401

Металлургия

черных металлов.

1.2.

Место

учебной

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в

профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-

производить

расчеты

основных

параметров

металлургического

производства;

- составлять технологические схемы производства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- виды металлургического топлива, его основные характеристики;

- исходные материалы, необходимые для производства чугуна и стали, и

способы их подготовки к плавке;

-

физико-химические

основы

процессов,

происходящих

при

выплавке

чугуна и стали.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы

учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 126 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64часа;

обязательных аудиторных практических занятий – 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 42 часа.

1.5 Использование часов вариативной части ОПОП

Учебная

дисциплина

предполагает

использование 72

часов

вариативной части ОПОП для реализации общих и профессиональных

компетенций

с

учетом

региональных

требований,

отраженных

в

функциональной карте по специальности.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

84

в том числе:

Практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

внеаудиторная

самостоятельная

работа

по

изучению

дополнительных тем курса

42

Итоговая аттестация в форме экзамена (4 семестр)

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы металлургического производства»

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Задачи и содержание учебной дисциплины, ее значение для подготовки

квалифицированных специалистов отрасли. Металлургический комплекс

России

на

современном

этапе.

Современное

состояние

и

основные

направления технического прогресса в черной металлургии, роль ученых в

ее развитии.

2

1

Раздел 1. Топливо и

огнеупорные материалы

6+2пр+5сам

Тема 1.1.

Понятие о топливе, виды

топлива

Содержание учебного материала

Характеристика металлургического топлива.

Виды топлива.

2

2

Самостоятельная работа

Свойства топлива. Виды топлива.

2

Тема 1.2. Технология

получения кокса

Содержание учебного материала

Процесс получения кокса. Коксовые батареи.

Практическая работа № 1

Разработка технологии процесса получения кокса.

2

2

2

Самостоятельная работа

Назначение кокса в металлургии. Экономия кокса

1

Тема 1.3

Понятие об огнеупорных

материалах

Содержание учебного материала

Классификация огнеупорных материалов.

Свойства огнеупоров..

Самостоятельная работа

Способы подготовки сырья для производства огнеупоров

2

2

Раздел 2. Металлургия

чугуна

16+6пр+7сам

6

Тема 2.1.

Сырые материалы для

производства чугуна

Содержание учебного материала

Характеристика железных руд.

Классификация руд. Флюсы.

Практическая работа № 2

Сравнительная характеристика железных руд.

Экскурсия в геологический музей колледжа

4

2

2

Самостоятельная работа

Отходы металлургического производства.

Использование сырьевой базы черной металлургии.

2

Тема 2.2.

Подготовка руд к доменной

плавке

Содержание учебного материала

Современная схема подготовки руд к плавке.

Характеристика применяемого оборудования.

Сущность процессов: дробления, грохочения, сортировки, обогащения,

окускования, агломерации.

2

2

Самостоятельная работа

Качество подготовки руд.

Методы обогащения руд.

2

Тема 2.3.

Доменная печь и ее

вспомогательное

оборудование.

Содержание учебного материала

Изучение конструкции доменной печи.

Футеровка и применяемые огнеупоры.

Схема загрузки доменной печи.

Рудный двор и бункерная эстакада.

Литейный двор и его оборудование.

2

2

Практическая работа №3

Изучение современной доменной печи по чертежам и в условиях учебной

лаборатории

4

Самостоятельная работа

Схема очистки доменного газа.

2

7

Тема 2.4.

Работа доменной печи,

технико-экономические

показатели доменной

плавки

Содержание учебного материала

Распределение и движение шихтовых материалов. Восстановление

элементов, науглероживание железа.

Образование чугуна и шлака.

Технико-экономические показатели доменной плавки.

4

Самостоятельная работа

Побочные продукты доменной плавки и их применение в народном

хозяйстве

1

Тема 2.5

Внедоменное получение

железа и перспективы его

производства

Содержание учебного материала

Сущность процесса прямого получения железа. Классификация способов

прямого получения железа по температуре, по виду восстановления.

Способы прямого восстановления: Мидрекс-процесс, производство

губчатого железа. Технологические схемы производства.

4

Раздел 3. Металлургия

стали

8+4пр+8

Тема 3.1.

Структура

сталеплавильного

производства

Содержание учебного материала

Общая характеристика сталеплавильных процессов.

Сущность процесса получения стали.

Классификация стали.

2

2

Самостоятельная работа

Повышение качества стали.

Изучение новейших технологий получения стали.

2

Тема 3.2.

Современные способы

получения стали

Содержание учебного материала

Сущность Кислородно-конвертерного,

Мартеновского, Электросталеплавильного

производства.

2

Практическая работа №4

Разработка технологии получения стали в условиях ККЦ ОАО « ЕВРАЗ

НТМК»

4

Самостоятельная работа

Разновидности способов получения стали, их преимущества и недостатки.

3

8

Тема 3.3.

Современные технологии

производства стали

высокого качества

Содержание учебного материала

Сущность внепечной обработки стали.

Способы внепечной обработки.

2

2

Самостоятельная работа

Значение внепечной обработки стали.

1

Тема 3.4.

Разливка стали

Содержание учебного материала

Способы разливки стали. Применяемое оборудование.

Преимущества и недостатки способов разливки.

2

2

Самостоятельная работа

Разливка стали по изложницам. Разливка

сверху сифоном.

2

Раздел 4. Производство

ферросплавов

2+2сам

Тема 4.1.

Производство

ферросплавов

Содержание учебного материала

Сущность получения ферросплавов.

Способы получения. Виды ферросплавов. Назначение

Самостоятельная работа

Область применения ферросплавов. Зашита окружающей среды от

вредных выбросов ферросплавного производства.

2

2

2

Раздел 5. Порошковая

металлургия

2+2сам

Тема 5.1.

Порошковая металлургия.

Содержание учебного материала

Технология получения металлических порошков и изготовления изделий

из них. Свойства и область применения порошковых материалов

2

2

Самостоятельная работа

История развития порошковой металлургии.

2

Раздел 6.

Основы прокатного

производства

12+4пр+7сам

9

Тема 6.1.

Основные способы

обработки металлов

давлением

Содержание учебного материала

Сущность процесса пластической деформации металлов. Величины,

характеризующие деформацию, и их оптимальное значение при разных

способах обработки металлов давлением. Способы обработки металлов

давление. Способы прокатки

4

2

Самостоятельная работа

Состояние и перспективы развития прокатного производства

2

Тема 6.2.

Нагрев металла перед

обработкой давлением.

Содержание учебного материала

Нагревательные печи. Режимы нагрева. Дефекты нагрева.

Самостоятельная работа

Разновидность нагревательных печей.

2

1

2

Тема 6.3.

Основное и

вспомогательное

оборудование прокатных

станов.

Содержание учебного материала

Классификация прокатных станов. Основное и вспомогательное

оборудование.

2

2

Практическая работа №5

Изучение оборудования прокатного стана в условиях учебной

лаборатории и расчет режимов обжатия при прокатке

2

Самостоятельная работа

Вспомогательное оборудование прокатных станов.

1

Тема 6.4

Технологические

схемы прокатки.

Содержание учебного материала

Основные типовые схемы технологических процессов обработки металлов

давлением. Технология получения заготовок для проката.

2

2

Практическая работа №6

Построение технологических схем изготовления изделий разными

методами ОМД

2

Самостоятельная работа

Сортамент изделий получаемых прокаткой.

2

Тема 6.5.

Производство труб и

специальных видов

проката.

Содержание учебного материала

Классификация труб. Технология прокатки труб, колес.

4

2

Самостоятельная работа

Сортамент труб, колес.

1

10

Раздел 7.

Основы литейного

производства.

8+4пр+8

Тема 7.1.

Структура литейного

производства.

Содержание учебного материала

Сущность литейного производства. Способы получения литых изделий.

Структура литейного производства

2

2

Самостоятельная работа

Состояние и перспективы развития литейного производства

2

Тема 7.2.

Технология изготовления

литейных форм.

Содержание учебного материала

Общие сведения о литейных формах. Модельный комплект, eгo состав и

назначение. Назначение стержней. Формовочные материалы и их свойства:

прочность, пластичность, податливость, газопроницаемость,

теплопроводность, долговечность и т.д. Машинная и ручная формовки.

Литниковая система.

Изготовление литейных форм.

2

2

Практическая работа №7

Разработка литейной технологии

4

Самостоятельная работа

Свойства смесей. Назначение.

Литниковая система, ее элементы.

2

Тема 7.3.

Производство отливок.

Содержание учебного материала

Состав и свойства литейных сплавов, их выплавка. Способы заливки,

выбивки, очистки литья.

Производство отливок из чугуна, стали, цветных сплавов.

2

2

Самостоятельная работа

Контроль качества отливок. Устранение дефектов.

2

Тема 7.4.

Специальные виды литья.

Содержание учебного материала

Виды специального литья: литье в металлические формы, под давлением,

центробежное литье, литье по выплавленным моделям, в оболочковые

формы, непрерывное. Технология и применяемое оборудование

2

2

11

Самостоятельная работа

Новые технологии в литейном производстве

2

Раздел 8.

Понятие о сварке и пайке

металлов

6+3сам

Тема 8.1.

Общие сведения о

сварочном производстве.

Содержание учебного материала

Сущность, классификация способов сварки.

2

2

Самостоятельная работа

Преимущества сварки перед пайкой.

1

Тема 8.2.

Технология группы сварок

плавлением.

Содержание учебного материала

Технология электродуговой, газовой сварки.

2

2

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика

с другими видами сварки.

1

Тема 8.3.

Технология группы сварок

давлением.

Содержание учебного материала

Технология, виды сварки давлением.

1

2

Самостоятельная работа

Ультразвуковая сварка, преимущества ,недостатки.

0.5

Тема 8.4.

Пайка материалов.

Содержание учебного материала

Сущность процесса пайки. Технологические

приемы и способы пайки.

Самостоятельная работа

Флюсы применяемые при пайке.

1

0.5

2

Всего:

126

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Требования

к

минимальному

материально

техническому

обеспечению

Реализация

учебной

дисциплины

требует

наличия

учебного

кабинет

«Основы металлургического производства».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- учебно-наглядные стенды по основным разделам дисциплины.

Технические средства обучения:

- программируемые микрокалькуляторы;

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивный комплекс.

3.2.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. «Начала металлургии», Екатеринбург 2005г. под редакцией проф. В.И.

Коротича В.А.

2. Б.В. Линчевский. Металлургия черных металлов. М., “Металлургия”,

2000г.

3.

Подручный

сталевара

широкого

профиля,

Москва,

1999г.

под

редакцией докт. техн. наук профессора И.И. Борнадского .

4. Производство стали, Москва, 2000г. под редакцией . под редакцией

докт. техн. наук профессора И.И. Борнадского.. –[1]

5. В.Г. Воскобойников, общая металлургия, Москва, 2005г.

6. Г.А. Соколов. Производство стали. М., «Металлургия”, 1991.

Дополнительные источники:

1.

Научно-технический

и

производственный

журнал

«Металлург»

1-

2011г. Москва. Металлургиздат.

2.

Научно-технический

и

производственный

журнал

«Металлург»

2-

2011г. Москва. Металлургиздат.

3. Научно-технический и производственный журнал «Сталь» 1-2011г.

Москва. Интернет Инжиниринг.

4.

Научно-технический и производственный журнал «Сталь» 2-2011г.

Москва. Интернет Инжиниринг.

5. Научно-технический и производственный журнал «Сталь» 3-2011г.

Москва. Интернет Инжиниринг.

13

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕ ЗУЛЬТАТОВ

О СВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и

оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем

в

процессе

проведения

контрольных

работ,

тестирования,

а

также

выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

Умения:

производить

расчеты

основных

параметров

металлургического производства;

индивидуальный: контроль выполнения

практических работ

составлять технологические схемы

производства

индивидуальный: контроль выполнения

практических работ

Знания:

-

видов

металлургического

топлива,

его

основные характеристики;

-

исходных

материалов,

необходимых

для

производства чугуна и стали, и способы их

подготовки к плавке;

-

физико-химических

основ

процессов,

происходящих при выплавке чугуна и стали.

Комбинированный:

индивидуальный

и

фронтальный опрос в ходе аудиторных

з а н я т и й ,

ко н т р о л ь

в ы п о л н е н и я

индивидуальных и групповых заданий,

заслушивание рефератов.

14



В раздел образования