Автор: Лопатина Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 55 г. Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 г. Благовещенска»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей
Подготовила: воспитатель
Лопатина Светлана Васильевна
г. Благовещенск, 2017
Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий
для формирования личности с экологически ориентированным сознанием.
Экологическое образование должно решать три основные задачи:
1.
формирование
адекватных
экологических
представлений
о
взаимосвязях в природе;
2.
развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание
себя как части природы;
3.
формирование
системы
умений
и
навыков
экологически
целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
С экологией как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе.
Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном
детстве
преждевременно
и
не
соответствует
возрастным
возможностям.
Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является
таким
возрастным
периодом,
когда
активно
формируются
основы
мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему
миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у
детей
понимания
того,
что
все
в
природе
взаимосвязано.
Сегодняшние
дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире
с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности,
социальной
активности,
ответственности
будет
зависеть
преодоление
экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном
возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и
разнообразию
ее
красок
и
форм,
необходимо
формировать
первые
представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к
живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает
складываться
его
эмоциональная
сфера.
Ребенок
этого
возраста
чуток
и
отзывчив.
Он
начинает
сопереживать
героям
сказок
и
мультфильмов.
Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или
хромая
собачка.
Однако
сочувствие
к
хромой
собачке
не
обязательно
приведет к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие
своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка,
потому что им сказали, что он грязный, что у него блохи. В этом случае у
ребенка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у
него дома, а животное, достойное места под солнцем, - это его кошка. Такое
отношение
воспитывается
взрослыми,
которые,
выходя
за
порог
своей
квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после
себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник.
Чтобы
воспитать
у
ребенка
чувство
причастности
к
природе
вообще,
отношение к планете как дому, всему живому как самоценности, необходимо
найти
баланс
между
некоторыми
знаниями
о
природе
и
формированием
эмоционального отношения к ней. Если ребенок не знает ничего о том, что
происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения
к этому миру у него возникнуть не может. В дошкольном возрасте у ребенка
резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой
мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу
вопросов, основной из которых «почему?». Это говорит о том, что ребенка
интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов
и
явлений
большого
мира.
Кроме
того,
формируется
его
отношение
к
окружающему.
Период
дошкольного
детства
характеризуется
тем,
что
у
ребенка
развиваются
синтетические
формы
восприятия
пространства
и
времени,
наглядно-образное
мышление,
творческое
воображение,
формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и
воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки
живых
организмов
и
их
жизненных
проявлений
в
процессе
игровой
и
практической деятельности ребенка в форме наглядных образов для него
открываются
не
только
внешняя
видимость
явлений
природы,
но
и
простейшие
причинные
и
функциональные
связи
между
ними.
Таким
образом, у ребенка начинают складываться такие чувственного познания
природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но
и для будущей его взрослой жизни.
И, наконец, в период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное
социальное
развитие,
которое
осуществляется
при
его
взаимодействии
с
окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого
ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в
котором
ему
предстоит
жить.
Ребенок
учится
следовать
определенным
общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет
включено
не
только
формирование
эмоционально-положительного
отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным,
но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и
восстанавливающего природу, - это принесет положительный результат не
только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им
экологически
правильную
ориентацию.
Здесь
изначально
закрепляется
сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это
один
из
многочисленных
организмов
планеты,
который
должен
жить
в
согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей,
а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда,
зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому
окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом
мире, каждый делает свою важную работу по сохранению и продолжению
жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся
в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях,
приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических
катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей
планеты.