Напоминание

"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Лопатина Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 55 г. Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 г. Благовещенска»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

Подготовила: воспитатель

Лопатина Светлана Васильевна

г. Благовещенск, 2017

Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий

для формирования личности с экологически ориентированным сознанием.

Экологическое образование должно решать три основные задачи:

1.

формирование

адекватных

экологических

представлений

о

взаимосвязях в природе;

2.

развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание

себя как части природы;

3.

формирование

системы

умений

и

навыков

экологически

целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

С экологией как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе.

Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном

детстве

преждевременно

и

не

соответствует

возрастным

возможностям.

Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является

таким

возрастным

периодом,

когда

активно

формируются

основы

мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему

миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у

детей

понимания

того,

что

все

в

природе

взаимосвязано.

Сегодняшние

дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире

с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности,

социальной

активности,

ответственности

будет

зависеть

преодоление

экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном

возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и

разнообразию

ее

красок

и

форм,

необходимо

формировать

первые

представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к

живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает

складываться

его

эмоциональная

сфера.

Ребенок

этого

возраста

чуток

и

отзывчив.

Он

начинает

сопереживать

героям

сказок

и

мультфильмов.

Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или

хромая

собачка.

Однако

сочувствие

к

хромой

собачке

не

обязательно

приведет к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие

своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка,

потому что им сказали, что он грязный, что у него блохи. В этом случае у

ребенка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у

него дома, а животное, достойное места под солнцем, - это его кошка. Такое

отношение

воспитывается

взрослыми,

которые,

выходя

за

порог

своей

квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после

себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник.

Чтобы

воспитать

у

ребенка

чувство

причастности

к

природе

вообще,

отношение к планете как дому, всему живому как самоценности, необходимо

найти

баланс

между

некоторыми

знаниями

о

природе

и

формированием

эмоционального отношения к ней. Если ребенок не знает ничего о том, что

происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения

к этому миру у него возникнуть не может. В дошкольном возрасте у ребенка

резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой

мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу

вопросов, основной из которых «почему?». Это говорит о том, что ребенка

интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов

и

явлений

большого

мира.

Кроме

того,

формируется

его

отношение

к

окружающему.

Период

дошкольного

детства

характеризуется

тем,

что

у

ребенка

развиваются

синтетические

формы

восприятия

пространства

и

времени,

наглядно-образное

мышление,

творческое

воображение,

формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и

воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки

живых

организмов

и

их

жизненных

проявлений

в

процессе

игровой

и

практической деятельности ребенка в форме наглядных образов для него

открываются

не

только

внешняя

видимость

явлений

природы,

но

и

простейшие

причинные

и

функциональные

связи

между

ними.

Таким

образом, у ребенка начинают складываться такие чувственного познания

природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но

и для будущей его взрослой жизни.

И, наконец, в период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное

социальное

развитие,

которое

осуществляется

при

его

взаимодействии

с

окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого

ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в

котором

ему

предстоит

жить.

Ребенок

учится

следовать

определенным

общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет

включено

не

только

формирование

эмоционально-положительного

отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным,

но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и

восстанавливающего природу, - это принесет положительный результат не

только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им

экологически

правильную

ориентацию.

Здесь

изначально

закрепляется

сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это

один

из

многочисленных

организмов

планеты,

который

должен

жить

в

согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей,

а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда,

зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому

окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом

мире, каждый делает свою важную работу по сохранению и продолжению

жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся

в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях,

приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических

катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей

планеты.



В раздел образования