Автор: Зверева Кристина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №62"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические аспекты жизненной активности современной молодежи"
Раздел: среднее образование
Психологические аспекты жизненной активности современной
молодежи
Проблема
активности личности в психологии является чрезвычайно
сложной
и
дискуссионной.
Часто
понятие
"активность"
рассматривается
достаточно
абстрактно.
Поэтому
в
данной
статье
понятие
«активность»
определялось,
как
жизненно-функциональные
высшие
способности,
обеспечивающие
возможность
личности
быть
субъектом.
Это
позволило
понять
активность
не
только
как
производную
потребностно
-
мотивирующих
"движущих
сил",
но
и
как
способность
и
способ
самовыражения, самореализации и саморазвития личности.
Для того, чтобы выявить относятся ли к числу факторов, повышаю-
щих жизненную активность студентов: темперамент, мотивация к успеху и
степень осознанности представления личности о себе, проводилась исследо-
вательская работа со студентами 1 и 2 курсов Чувашского государственного
университета им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары в количестве 110 человек. В
исследовании жизненной активности студентов применялся ряд психологи-
ческих методик:
Анализ показал, что
у большинства студентов присутствует
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию (40%), сочетающееся
с наличием глубокого желания познать себя, что в нашем исследовании
является основой их жизненной активности. Данный показатель сочетается с
высокой
степенью
осознанности
представления
личности
о
себе
и
позитивным
самовосприятием.
Стремление
к
саморазвитию
у
студентов
характеризуется
постановкой реальных
целей и настроенностью
на
их
достижение. Отсутствие
желания
самосоврешенствоваться
и
развиваться
присутствует
лишь
у
5%
испытуемых
студентов,
но
они
представляли
особый
интерес
для
нашего
исследования. Мотивы
их
деятельности
бессистемны, неиерархизированы. У них хронический недостаток средств
достижения
поставленных
целей,
сильная
зависимость
от
ситуации,
от
других
людей,
склонность
переоценивать
результат
своей
деятельности.
Удача
вызывает
приступы
сильного
веселья,
неудачи
провоцируют
неадекватное
горе,
боятся
неудач,
предпочитают
малый
или,
наоборот,
слишком большой уровень риска, отсутствие надежды на успех. Для них
важны такие ценности, как счастливая семейная жизнь, наличие хороших
друзей
и
материально
обеспеченная
жизнь.
У
30%
испытуемых
могут
возникнуть проблемы в процессе саморазвития и самосовершенствования,
так как саморазвитие имеет большое значение, чем желание понять себя. Их
поведение настолько спонтанно. Система представления о себе осознанна,
им
свойственно
ощущение
собственной
ценности.
Для
них
характерна
сильная
ответная
реакция
на
возбуждение,
стимул,
быстрый
переход
от
одних видов деятельности к другим. В результате их жизненная активность
носит
скорее
хаотичный
характер,
цели
не
сбалансированы.
27%
испытуемых пока еще не владеют навыками самосовершенствования, но при
этом
стремятся
к
самопознанию.
Как
следствие
их
цели
не
всегда
обоснованы, неустойчивы.
Анализ структуры ценностных ориентаций студентов показал, что к
числу значимых они относят: здоровье,
счастливая семейная жизнь, любовь,
наличие
хороших
и
верных
друзей,
материально
обеспеченная
жизнь
(отсутствие материальных проблем). Можно предположить, что характер их
жизненной активности в первую очередь направлен на удовлетворение их
личных интересов. Счастье других и творчество находится в конце списка
предпочитаемых ценностей.
При сравнении результатов исследования юношей и девушек было
установлено, что юношам свойственно ставить перед собой реальные цели,
они
настроены
на
достижение
успеха.
У
них
присутствует
постоянная
потребность
в
действии,
желание
преодоления
препятствий,
достижения
высокого уровня в труде, склонность сильно увлекаться работой. Девушки
имеют не достаточно хорошее представления о себе, в некоторой степени
недооценивают себя, отрицают, тем самым стремятся все более глубоко
познавать себя, сочетая с это потребностью самосовершенствоваться.