Автор: Коршунова Елена Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава структурное подразделение "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область Волжский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Капустные посиделки"
Раздел: дошкольное образование
Коршунова Елена Александровна
воспитатель ГБОУ СОШ структурного
подразделения «Детский сад» «Созвездие»
пгт Петра Дубрава Волжский район,
Самарская область
Конспект занятия «Капустные посиделки»
ЦЕЛИ:
- закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу;
- приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными
традициями;
- воспитывать трудолюбие.
ОБОРУДОВАНИЕ:
блюдо с разными овощами, блюдца с кусочками овощей на каждого ребенка,
пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и солёная капуста, бочонок, ёмкость
для посола капусты, морковь, шинковка, соль, круг, груз.
ХОД:
Воспитатель: - Ребята, перед вами блюдо с разными овощами. Рассмотрите
их. Теперь выберите любой овощ и расскажите о нём.
Игра «Отгадай на вкус?»
У каждого ребенка блюдце с ломтиками разных овощей. Желающий
ребенок
садится
в
центре
с
закрытыми
глазами,
ему
дают
попробовать
кусочек какого-либо овоща. Он съедает этот ломтик и затем отгадывает его
название,
описывает
вкус
испробованного
овоща.
(Игра
продолжается
с
другими детьми).
Воспитатель: - Послушайте загадку.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …. (капуста)
После
воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат пироги,
пирожки, кочерыжки, свежая и солёная капуста.
- В эти дни на Руси во всех деревнях начинался капустный сбор. Что же это
значило – капустный сбор?
- Я сейчас вам расскажу. С этого дня, как в народе говорят, «птица в полет
двинулась, а медведь залегает в берлогу».
- Наступают первые заморозки, «бабье лето» подходит к концу. Дни в эту
пору выпадают обычно тёплые, солнечные. Летели длинные серебристые
нити паутины – знамения «бабьего лета».
Осень – пора множества дел, связанных с подготовкой к зиме. Крестьяне
всегда дорожили в эту пору каждым часом.
Капуста всегда была важным продуктом питания для людей. Например, в
Поволжье, крестьяне капустой засаживали половину своего огорода. Три дня
капусту убирали во всех огородах. И тому, кто не успевал срубить капусту с
грядок,
помогали
всей
деревней,
односельчане
оказывали
трёхдневные
«помочи».
Так издавна заведено на Руси «миром» помогать бедствующим, «миром»
оплакивать горе односельчан, «миром» играть свадьбы и веселиться. Люди
заботились друг о друге, не было равнодушных к беде соседа. После долгой
зимы основными продуктами оставались только хлеб да капуста. Капуста
считалась вторым продуктом питания в каждой крестьянской семье после
хлеба. И это обстоятельство тоже отразилось в народном фольклоре: «Хлеб
да капуста лихого не попустят».
Картофель распространился на Руси уже позже. Поэтому в каждой семье
старались
запастись
капустой
«вдоволь»
да
«впрок».
Капусту
рубили,
квасили, солили.
Издавна у нас к капусте особое уважение было: её и хвалили, и любили, и
песни о ней слагали, да часто в прибаутках, приметах вспоминали:
«На воздвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца».
«Смекай, баба, про капусту – воздвиженье пришло».
Воздвиженье по всей Руси считалось «капустным днём».
Капусту
рубили
крестьяне
все
вместе:
сначала
в
одном
дворе,
затем
переходили в другой – пока всей деревней не управятся. Рубка капусты
затягивалась
почти
на
две
недели.
Рубили
её
в
дубовых
корытах
специальными
тяпками,
а
ребятишки
ждали,
когда
можно
полакомиться
хрустящими сочными кочерыжками.
Воспитать показывает кочерыжки на тарелке.
- Кто из вас никогда не пробовал этот продукт?
Воспитатель предлагает детям попробовать свежую, соленую, квашеную
капусту, кочерыжки.
Воспитатель: - Кому какая капуста нравится? Какая она по виду?
(ответы: кислая, соленая, хрустящая, белокочанная, полезная и т.д.)
- Кто видел, как капусту солят ваши бабушки, мамы? Кто может рассказать,
как солят капусту в наше время? (рассказы детей)
Игра «Расскажи стишок руками»
Мы капусту рубим, мы морковку трём,
Мы капусту солим, мы капусту жмём.
(дети имитируют движения в соответствии с текстом).
Предложить
детям
засолить
в
бочонке
капусту.
Нашинковать
капусту,
посолить, добавить специи, все перемешать. Затем переложить капусту в
бочонок,
сверху
положить
круг
и
груз,
чтобы
капуста
дала
сок.
В
собственном соке капуста солится в течение одного месяца. Периодически
промывается круг и снимается плесень.
При объяснении можно использовать наглядное пособие в виде схемы
посола капусты. Затем предложить детям самостоятельно по схеме рассказать
последовательность посола капусты.
Посол капусты с комментариями воспитателя. Посильное участие детей в
посолке.
Воспитатель: - Вечером после посола все девушки, парни, стряхнув с себя
усталость, собирались у кого-либо в одной избе на «капустные посиделки».
Весело
и
задорно
играла
гармошка,
молодежь
пела,
плясала,
угощалась
кочерыжками и капустными пирогами, шутила и веселилась.
- Вот и мы с вами, вспомнив народные традиции, как в старину, устроим
капустные посиделки с пирогами, да пирожками.
На столе пироги, пирожки с капустой. Чаепитие проходит под русские
народные наигрыши на гармони.