Напоминание

"Капустные посиделки"


Автор: Коршунова Елена Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава структурное подразделение "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область Волжский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Капустные посиделки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коршунова Елена Александровна

воспитатель ГБОУ СОШ структурного

подразделения «Детский сад» «Созвездие»

пгт Петра Дубрава Волжский район,

Самарская область

Конспект занятия «Капустные посиделки»

ЦЕЛИ:

- закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу;

- приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными

традициями;

- воспитывать трудолюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ:

блюдо с разными овощами, блюдца с кусочками овощей на каждого ребенка,

пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и солёная капуста, бочонок, ёмкость

для посола капусты, морковь, шинковка, соль, круг, груз.

ХОД:

Воспитатель: - Ребята, перед вами блюдо с разными овощами. Рассмотрите

их. Теперь выберите любой овощ и расскажите о нём.

Игра «Отгадай на вкус?»

У каждого ребенка блюдце с ломтиками разных овощей. Желающий

ребенок

садится

в

центре

с

закрытыми

глазами,

ему

дают

попробовать

кусочек какого-либо овоща. Он съедает этот ломтик и затем отгадывает его

название,

описывает

вкус

испробованного

овоща.

(Игра

продолжается

с

другими детьми).

Воспитатель: - Послушайте загадку.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …. (капуста)

После

воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат пироги,

пирожки, кочерыжки, свежая и солёная капуста.

- В эти дни на Руси во всех деревнях начинался капустный сбор. Что же это

значило – капустный сбор?

- Я сейчас вам расскажу. С этого дня, как в народе говорят, «птица в полет

двинулась, а медведь залегает в берлогу».

- Наступают первые заморозки, «бабье лето» подходит к концу. Дни в эту

пору выпадают обычно тёплые, солнечные. Летели длинные серебристые

нити паутины – знамения «бабьего лета».

Осень – пора множества дел, связанных с подготовкой к зиме. Крестьяне

всегда дорожили в эту пору каждым часом.

Капуста всегда была важным продуктом питания для людей. Например, в

Поволжье, крестьяне капустой засаживали половину своего огорода. Три дня

капусту убирали во всех огородах. И тому, кто не успевал срубить капусту с

грядок,

помогали

всей

деревней,

односельчане

оказывали

трёхдневные

«помочи».

Так издавна заведено на Руси «миром» помогать бедствующим, «миром»

оплакивать горе односельчан, «миром» играть свадьбы и веселиться. Люди

заботились друг о друге, не было равнодушных к беде соседа. После долгой

зимы основными продуктами оставались только хлеб да капуста. Капуста

считалась вторым продуктом питания в каждой крестьянской семье после

хлеба. И это обстоятельство тоже отразилось в народном фольклоре: «Хлеб

да капуста лихого не попустят».

Картофель распространился на Руси уже позже. Поэтому в каждой семье

старались

запастись

капустой

«вдоволь»

да

«впрок».

Капусту

рубили,

квасили, солили.

Издавна у нас к капусте особое уважение было: её и хвалили, и любили, и

песни о ней слагали, да часто в прибаутках, приметах вспоминали:

«На воздвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца».

«Смекай, баба, про капусту – воздвиженье пришло».

Воздвиженье по всей Руси считалось «капустным днём».

Капусту

рубили

крестьяне

все

вместе:

сначала

в

одном

дворе,

затем

переходили в другой – пока всей деревней не управятся. Рубка капусты

затягивалась

почти

на

две

недели.

Рубили

её

в

дубовых

корытах

специальными

тяпками,

а

ребятишки

ждали,

когда

можно

полакомиться

хрустящими сочными кочерыжками.

Воспитать показывает кочерыжки на тарелке.

- Кто из вас никогда не пробовал этот продукт?

Воспитатель предлагает детям попробовать свежую, соленую, квашеную

капусту, кочерыжки.

Воспитатель: - Кому какая капуста нравится? Какая она по виду?

(ответы: кислая, соленая, хрустящая, белокочанная, полезная и т.д.)

- Кто видел, как капусту солят ваши бабушки, мамы? Кто может рассказать,

как солят капусту в наше время? (рассказы детей)

Игра «Расскажи стишок руками»

Мы капусту рубим, мы морковку трём,

Мы капусту солим, мы капусту жмём.

(дети имитируют движения в соответствии с текстом).

Предложить

детям

засолить

в

бочонке

капусту.

Нашинковать

капусту,

посолить, добавить специи, все перемешать. Затем переложить капусту в

бочонок,

сверху

положить

круг

и

груз,

чтобы

капуста

дала

сок.

В

собственном соке капуста солится в течение одного месяца. Периодически

промывается круг и снимается плесень.

При объяснении можно использовать наглядное пособие в виде схемы

посола капусты. Затем предложить детям самостоятельно по схеме рассказать

последовательность посола капусты.

Посол капусты с комментариями воспитателя. Посильное участие детей в

посолке.

Воспитатель: - Вечером после посола все девушки, парни, стряхнув с себя

усталость, собирались у кого-либо в одной избе на «капустные посиделки».

Весело

и

задорно

играла

гармошка,

молодежь

пела,

плясала,

угощалась

кочерыжками и капустными пирогами, шутила и веселилась.

- Вот и мы с вами, вспомнив народные традиции, как в старину, устроим

капустные посиделки с пирогами, да пирожками.

На столе пироги, пирожки с капустой. Чаепитие проходит под русские

народные наигрыши на гармони.



В раздел образования