Напоминание

"Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий".


Авторы: Куценко Ирина Владимировна, Алексеева Ольга Валентиновна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: станица Каневская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием

инновационных технологий.

Куценко Ирина Владимировна - учитель-логопед МАДОУ детский сад №1

Алексеенко Ольга Валентиновна - воспитатель МАДОУ детский сад №1

ст. Каневская, Краснодарского края

В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного

возраста

большую

роль

играет

взаимосвязь

всех

направлений

работы

учителя-логопеда и воспитателя группы.

Совместная коррекционная работа

предусматривает решение следующих

задач:

1.

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей

2.

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

В работе логопеда и воспитателя можно выделить два направления:

1.

Коррекционно-воспитательное

2.

Общеобразовательное

Воспитатель, совместно

с

логопедом

участвует

в

исправлении

речевого

нарушения, а также процессов, связанных с ним. Кроме того, осуществляет

ряд

общеобразовательных

мероприятий,

предусмотренных

массовой

программой

детского

сада

(умственное,

нравственное,

эстетическое,

патриотическое и

др.).

Из

двух

направлений

первое

коррекционно-

воспитательное

является

наиболее

значимым,

ведущим.

А

второе

общеобразовательное – подчиненным.

Мы знаем, что работа учителя-логопеда заключается в:

1.

проведении общей и мелкой моторики

2.

работе над развитием речевого дыхания

3.

подготовке речевого аппарата к постановке звуков

4.

постановке, автоматизации, дифференциации звуков

5.

развитии лексико-грамматических категорий

6.

развитии связной речи.

Все

эти

мероприятия

проводятся

на

фронтальных,

подгрупповых

и

индивидуальных занятиях.

Современным детям уже недостаточно просто что-то рассказать или показать

картинку, их нужно заинтересовать. Поэтому в своей работе мы используем

инновационные технологии, такие как:

1.

Арт-терапия – песочная терапия и сказкатерапия

2.

Здоровьесберегающие

технологии

пальчиковые

гимнастики

с

использованием

мячей

«ежиков»,

су-джок;

артикуляционная

гимнастика с элементами биоэнергопластики, шнуровки, пальчиковые

театры, речь с движением под музыку, самомассаж, игры со льдом и

водой.

3.

Технологии сенсорного воспитания – палочки Кьюзенера

и блоки

Дьенеша

4.

Информационные

технологии

различные

презентации

по

звукопроизношению,

по

лексическим

темам;

компьютерные

игры,

сайты с интерактивными играми.

Хочется обратить ваше внимание на один из таких сайтов, с которым мы

работаем – это МЕРСИБО. МЕРСИБО – это сайт с интерактивными играми

для детей разного возраста и уровня развития. Этот сайт позволяет решать

коррекционные задачи наиболее эффективным

для ребенка способом – в

игре. На портале размещены более 194 игр.

Игры направлены на развитие речи, логического мышления, зрительного и

слухового внимания, улучшают память, обучают чтению и математическим

навыкам.

Игры

активно

способствуют

расширению

словарного

запаса

и

представлению об окружающем мире.

Работая

в

группе

комбинированной

направленности,

воспитатель

осуществляет

ряд

следующих

мероприятий

,

которые

согласованы

с

логопедом:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)

выполняется в течении дня 3-5 раз.

На развитие и совершенствование мелкой моторики используется не только

пальчиковая

гимнастика,

которая

выполняется

в

комплексе

с

артикуляционной, 3-5 раз в день, а также проводится работа с вкладышами

и

шнуровками,

обводка

контуров

предметов,

трафаретов,

штриховка

и

закрашивание

контурных

рисунков,

выкладывание

узоров

из

мелких

предметов, рисование по клеткам. В группе имеются разнообразные виды

вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки подобраны по лексическим

темам.

Для

выкладывания

узоров

были

приобретены

индивидуальные

наборы и наполнены крупами, семенами, бисером, бусинами.

Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и

стопы

выполняется

ежедневно

после

сна,

упражнения

с

массажными

мячиками, Су – Джок мячиками.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие

звукопроизношение.

Фронтальные занятия по развитию речи с лексической темой недели.

Коррекционная работа проводится в течении дня и в режимных моментах -

это и потешки, и чистоговорки , и загадки, и скороговорки, пословицы и

поговорки.

Комплексы

артикуляционной,

дыхательной

гимнастики,

которые

подбираются логопедом.

Вечерние

индивидуальные

занятия

по

заданию

логопеда

воспитатель

проводит во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый

логопедический час.

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом

уголке.

Здесь

устанавливается

зеркало.

Также

имеются

различные

картотеки, настольные и театральные игры на развитие речи. Кроме того,

у

нас

в

группе

имеется

дидактический

и

картинный

материал

для

закрепления звуков.

Коррекционная работа,

осуществляется

через все виды деятельности:

художественно

эстетическое

развитие,

познавательное

развитие,

социально

коммуникативное

развитие,

речевое

развитие,

сюжетно-

ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.д.).

Таким

образом,

и

логопед,

и

воспитатель

должны,

помогая

друг

другу,

достигнуть

единой

цели

воспитать

у

ребенка

правильную

речь

и

подготовить его для успешного обучения в школе.

Литература:

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду

для детей с нарушениями речи. — М., 1992.

Давыдова

М.

С.

Взаимосвязь

логопеда

со

специалистами

дошкольного

учреждения- «Логопед» №1, 2008

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной

логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.

Лакомых С. М. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и

воспитателя – «Логопед» №3, 2009

Лиханова И. П., Дмитриева Е. А. Совместная работа учителя-логопеда и

педагогов ДОУ – «Логопед» №2, 2008.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.

-М., 1991.



В раздел образования