Авторы: Куценко Ирина Владимировна, Алексеева Ольга Валентиновна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: станица Каневская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий".
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием
инновационных технологий.
Куценко Ирина Владимировна - учитель-логопед МАДОУ детский сад №1
Алексеенко Ольга Валентиновна - воспитатель МАДОУ детский сад №1
ст. Каневская, Краснодарского края
В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного
возраста
большую
роль
играет
взаимосвязь
всех
направлений
работы
учителя-логопеда и воспитателя группы.
Совместная коррекционная работа
предусматривает решение следующих
задач:
1.
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей
2.
Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки
В работе логопеда и воспитателя можно выделить два направления:
1.
Коррекционно-воспитательное
2.
Общеобразовательное
Воспитатель, совместно
с
логопедом
участвует
в
исправлении
речевого
нарушения, а также процессов, связанных с ним. Кроме того, осуществляет
ряд
общеобразовательных
мероприятий,
предусмотренных
массовой
программой
детского
сада
(умственное,
нравственное,
эстетическое,
патриотическое и
др.).
Из
двух
направлений
первое
–
коррекционно-
воспитательное
–
является
наиболее
значимым,
ведущим.
А
второе
–
общеобразовательное – подчиненным.
Мы знаем, что работа учителя-логопеда заключается в:
1.
проведении общей и мелкой моторики
2.
работе над развитием речевого дыхания
3.
подготовке речевого аппарата к постановке звуков
4.
постановке, автоматизации, дифференциации звуков
5.
развитии лексико-грамматических категорий
6.
развитии связной речи.
Все
эти
мероприятия
проводятся
на
фронтальных,
подгрупповых
и
индивидуальных занятиях.
Современным детям уже недостаточно просто что-то рассказать или показать
картинку, их нужно заинтересовать. Поэтому в своей работе мы используем
инновационные технологии, такие как:
1.
Арт-терапия – песочная терапия и сказкатерапия
2.
Здоровьесберегающие
технологии
–
пальчиковые
гимнастики
с
использованием
мячей
«ежиков»,
су-джок;
артикуляционная
гимнастика с элементами биоэнергопластики, шнуровки, пальчиковые
театры, речь с движением под музыку, самомассаж, игры со льдом и
водой.
3.
Технологии сенсорного воспитания – палочки Кьюзенера
и блоки
Дьенеша
4.
Информационные
технологии
–
различные
презентации
по
звукопроизношению,
по
лексическим
темам;
компьютерные
игры,
сайты с интерактивными играми.
Хочется обратить ваше внимание на один из таких сайтов, с которым мы
работаем – это МЕРСИБО. МЕРСИБО – это сайт с интерактивными играми
для детей разного возраста и уровня развития. Этот сайт позволяет решать
коррекционные задачи наиболее эффективным
для ребенка способом – в
игре. На портале размещены более 194 игр.
Игры направлены на развитие речи, логического мышления, зрительного и
слухового внимания, улучшают память, обучают чтению и математическим
навыкам.
Игры
активно
способствуют
расширению
словарного
запаса
и
представлению об окружающем мире.
Работая
в
группе
комбинированной
направленности,
воспитатель
осуществляет
ряд
следующих
мероприятий
,
которые
согласованы
с
логопедом:
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)
выполняется в течении дня 3-5 раз.
На развитие и совершенствование мелкой моторики используется не только
пальчиковая
гимнастика,
которая
выполняется
в
комплексе
с
артикуляционной, 3-5 раз в день, а также проводится работа с вкладышами
и
шнуровками,
обводка
контуров
предметов,
трафаретов,
штриховка
и
закрашивание
контурных
рисунков,
выкладывание
узоров
из
мелких
предметов, рисование по клеткам. В группе имеются разнообразные виды
вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки подобраны по лексическим
темам.
Для
выкладывания
узоров
были
приобретены
индивидуальные
наборы и наполнены крупами, семенами, бисером, бусинами.
Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и
стопы
выполняется
ежедневно
после
сна,
упражнения
с
массажными
мячиками, Су – Джок мячиками.
Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие
звукопроизношение.
Фронтальные занятия по развитию речи с лексической темой недели.
Коррекционная работа проводится в течении дня и в режимных моментах -
это и потешки, и чистоговорки , и загадки, и скороговорки, пословицы и
поговорки.
Комплексы
артикуляционной,
дыхательной
гимнастики,
которые
подбираются логопедом.
Вечерние
индивидуальные
занятия
по
заданию
логопеда
воспитатель
проводит во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый
логопедический час.
Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом
уголке.
Здесь
устанавливается
зеркало.
Также
имеются
различные
картотеки, настольные и театральные игры на развитие речи. Кроме того,
у
нас
в
группе
имеется
дидактический
и
картинный
материал
для
закрепления звуков.
Коррекционная работа,
осуществляется
через все виды деятельности:
художественно
–
эстетическое
развитие,
познавательное
развитие,
социально
–
коммуникативное
развитие,
речевое
развитие,
сюжетно-
ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.д.).
Таким
образом,
и
логопед,
и
воспитатель
должны,
помогая
друг
другу,
достигнуть
единой
цели
–
воспитать
у
ребенка
правильную
речь
и
подготовить его для успешного обучения в школе.
Литература:
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду
для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
Давыдова
М.
С.
Взаимосвязь
логопеда
со
специалистами
дошкольного
учреждения- «Логопед» №1, 2008
Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной
логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
Лакомых С. М. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и
воспитателя – «Логопед» №3, 2009
Лиханова И. П., Дмитриева Е. А. Совместная работа учителя-логопеда и
педагогов ДОУ – «Логопед» №2, 2008.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
-М., 1991.