Автор: Политико Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Населённый пункт: д.Добрунь, Брянского района,Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Из опыта
работы
учителя
начальных
классов
МБОУ «Лицей №1 Брянского района»
Политико Н.В.
по
теме
:
«
Словарная
работа
на
уроках
русского
языка
в
начальной
школе
.»
Словарная работа – это не эпизод в работе
учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно
построенная работа, связанная со всеми
разделами курса русского языка.
А.В. Текучев
«Методика русского языка в средней школе»
Современная
начальная
школа
видит
одной
из
главных
задач
обучения
–
развитие
речи
и
мышления
младших
школьников
.
Одним
из
показателей
умственного
и
речевого
развития
школьников
служит
богатство
их
словарного
запаса
.
Словарный
запас
необходим
языку
как
строительный
материал
.
С
помощью
слова
человеческое
мышление
связывается
с
объективной
действительностью
,
так
как
слово
обозначает
предмет
действительности
и
выражает
понятие
о
нем
.
Слово
,
по
определению
Михаила
Ростиславовича
Львова
"
представляет
собой
частицу
знания
,
частицу
обобщения
опыта
,
которая
хранится
в
памяти
и
используется
человеком
в
процессе
мышления
и
речи
".
Любого
учителя
начальной
школы
глубоко
волнует
вопрос
,
как
помочь
учащимся
стать
грамотными
,
как
усвоить
написание
непроверяемых
слов
,
традиционно
именуемых
в
школьной
практике
«
словарными
».
Мышление
учащихся
начальных
классов
носит
наглядно
-
образный
характер
,
т
.
е
.
оно
опирается
на
конкретные
представления
и
образы
.
В
связи
с
этим
у
большинства
из
них
соответственно
преобладает
и
образный
тип
памяти
.
Здесь
я
использую
следующие
способы
:
а
)
чтение
загадки
,
отгадывание
ее
учащимися
;
б
)
прослушивание
грамзаписи
и
определение
предмета
,
о
котором
идет
речь
;
в
)
рассматривание
предметной
картинки
(
из
набора
«
картинный
словарь
»);
г
)
описание
призн
a
ков
предмета
или
предъявление
слова
-
синонима
.
Таким
образом
,
дети
определяют
,
какое
слово
они
будут
изучать
.
Затем
они
начинают
работать
над
так
называемым
«
слуховым
»
образом
слова
.
1.
Работа
над
слуховым
образом
слова
.
Учащиеся
проговаривают
слово
хором
орфоэпически
правильно
,
затем
по
одному
,
без
выделения
слогов
,
определяют
в
нем
«
трудное
»
место
.
Это
очень
важно
для
всей
последующей
работы
,
так
как
именно
здесь
не
учителем
,
а
самими
детьми
ставится
орфографическая
задача
.
После
усвоения
орфоэпического
произношения
ученики
сразу
могут
назвать
в
этом
слове
трудное
место
.
Как
известно
,
дети
лучше
запоминают
то
,
что
,
как
им
кажется
,
они
нашли
сами
.
Если
младшие
школьники
умеют
определять
«
трудное
»
место
в
слове
до
начала
письма
,
то
процесс
письма
становится
для
них
более
осознанным
.
После
того
как
дети
определят
ударный
и
безударный
слоги
,
они
записывают
словарное
слово
в
тетрадь
.
Важнейшее
условие
состоит
в
том
,
чтобы
учащиеся
,
записывая
слово
.
До
того
,
как
учащиеся
записали
слово
,
они
пытаются
подобрать
к
нему
проверочное
слово
и
определить
нужную
букву
.
Когда
это
сделать
не
удается
,
дети
обращаются
к
авторитетному
источнику
.
Здесь
либо
я
сама
показываю
написание
нового
слова
–
записываю
на
доске
,
выделяя
цветным
мелком
орфограмму
, –
либо
предъявляю
карточку
или
прошу
посмотреть
слово
в
учебнике
на
соответствующей
странице
.
Вставив
нужную
букву
,
учащиеся
еще
раз
записывают
слово
,
проговорив
орфографически
,
то
есть
так
,
как
оно
написано
.
Важно
,
чтобы
ученики
при
работе
со
словами
с
непроверяемыми
написаниями
научились
прежде
всего
обнаруживать
орфограмму
,
совершенствовали
свою
орфографическую
зоркость
.
2.
Работа
над
зрительным
образом
слова
.
На
данном
этапе
можно
предложить
учащимся
получить
ответ
на
поставленный
вопрос
(
о
нужной
букве
),
обратившись
к
орфографическому
словарю
(
или
к
словарю
учебника
) .
Это
способствует
,
во
-
первых
,
накоплению
опыта
работы
со
словарями
,
во
-
вторых
,
формированию
умения
не
только
ставить
,
но
и
решать
орфографическую
задачу
самостоятельно
.
Для
лучшего
усвоения
орфографического
облика
слова
на
этой
стадии
работы
полезно
использовать
элементы
этимологического
анализа
(
если
он
помогает
объяснить
написание
слова
).
Проиллюстрирую
все
сказанное
примером
из
практики
.
Приведу
фрагмент
урока
во
2-
м
классе
.
Проводится
работа
над
словом
берёза
.
Учитель
.
Отгадайте
загадку
.
В
белом
сарафане
Встала
на
поляне
.
Летели
синицы
,
Сели
на
косицы
.
Дети
находят
отгадку
,
сообщают
признаки
,
по
которым
они
определили
предмет
.
Учащиеся
проговаривают
слово
«
береза
»
орфоэпически
,
называют
ударный
и
безударные
слоги
.
Учитель
:
Прежде
чем
мы
вставим
нужную
букву
,
послушайте
,
что
написано
о
березе
в
книге
Успенского
«
Почему
не
иначе
?»:
«
Береза
.
Это
дерево
мы
считаем
нашим
,
русским
деревом
,
но
название
его
знакомо
большинству
родственных
народов
.
Оно
восходит
к
корню
«bhe» (
бе
) ,
уходящему
в
глубокую
древность
,
означавшему
«
блеск
», «
белизна
» .
Ведь
и
ее
кора
–
береста
–
носит
название
,
связанное
с
тем
же
корнем
».
Итак
,
слово
береза
образовано
от
того
же
корня
,
что
и
слово
белый
,
и
дерево
названо
так
по
белому
цвету
коры
.
Какую
же
букву
,
как
подсказывает
эта
история
,
нужно
написать
в
первом
слоге
?
Учитель
:
Проговорим
,
как
будем
писать
это
слово
.
Вставим
в
нужную
букву
.
Затем
слово
еще
раз
прочитывается
орфографически
,
закрывается
и
под
орфографическую
самодиктовку
каждым
учеником
записывается
.
Таким
образом
,
на
этапе
введения
нового
слова
работа
над
непроверяемым
написанием
включает
в
себя
:
устное
предъявление
слова
,
постановку
орфографической
задачи
,
которая
фиксируется
пропуском
соответствующей
буквы
,
выбор
способа
решения
и
собственно
решение
орфографической
задачи
,
в
том
числе
,
если
это
целесообразно
,
с
использованием
этимологического
анализа
.
Завершающий
шаг
–
запись
слова
,
организованная
так
,
чтобы
обеспечить
запоминание
его
орфографического
облика
.
Учитель
:
Прочитайте
пословицы
,
объясните
их
значение
.
На
доске
:
И
у
берёзки
слёзы
текут
,
когда
с
неё
кору
дерут
.
Берёзой
обогреешься
,
а
не
оденешься
.
Где
дубняк
,
там
и
березняк
.
Учитель
:
Когда
так
говорят
: «
Дать
березовой
каши
»?
Дети
.
Когда
хотят
наказать
розгами
,
выпороть
,
высечь
.
У
читель
:
Замените
выражение
одним
словом
.
Вставьте
пропущенные
буквы
.
На
доске
:
Сделанный
из
берёзы
- ...
Берёзовый
лес
- ...
Гриб
,
который
растёт
под
берёзой
- ...
Учитель
:
Составьте
словосочетания
со
словами
,
предложенными
вам
.
На
доске
:
За
берёзу
–(
спрятаться
)
За
берёзой
– (
ухаживать
)
На
берёзу
–
влезть
На
берёзе
–
сидеть
под
берёзу
–
сесть
,
лечь
с
берёзы
–
слезть
,
упасть
Учитель
:
Опишите
березу
:
какая
она
?
Дети
:
Огромная
,
тонкая
,
маленькая
,
ветвистая
,
сухая
,
старая
,
молодая
,
кудрявая
...
Хорошему
усвоению
правильного
написания
слова
способствует
использование
мнемонических
приемов
.
К
мнемоническим
можно
отнести
такие
стихи
,
рассказы
,
ребусы
,
рисунки
,
которые
вызывают
у
детей
определенные
ассоциации
,
помогают
детям
запомнить
трудное
слово
.
С
большим
интересом
дети
относятся
к
рисункам
,
схемам
,
опирающимся
на
образы
,
например
:
Для
того
,
чтобы
запомнить
непроверяемую
букву
интересно
,
с
учетом
психологической
особенности
мышления
младшего
школьника
,
надо
«
оживить
»
букву
,
создать
ее
«
образ
»
в
конкретном
слове
.
Трудная
орфограмма
словарного
слова
связывается
с
ярким
ассоциативным
образом
,
который
вспоминается
при
написании
данного
словарного
слова
,
помогая
правильно
написать
орфограмму
.
Успешному
запоминанию
способствует
соблюдение
определенных
условий
:
•
установка
на
запоминание
:
ученик
должен
хотеть
запомнить
то
,
что
ему
надо
запомнить
;
•
заинтересованность
:
легче
запоминается
то
,
что
интересно
;
•
яркость
восприятия
:
лучше
запоминается
все
яркое
,
необычное
,
то
,
что
вызывает
определенные
эмоции
;
•
образность
запечатления
:
запоминание
,
опирающееся
на
образы
,
гораздо
лучше
механического
запоминания
.
В
работе
над
словарными
словами
часто
используются
загадки
,
ребусы
,
пословицы
,
поговорки
,
скороговорки
,
стихи
,
например
:
Трудные
учить
слова
Помогает
нам
игра
.
Петуха
назвали
"
Петя
" –
Петь
он
любит
на
рассвете
.
А
медведь
,
наоборот
,
Петь
не
любит
,
любит
мёд
.
Лиса
–
лисица
,
посмотри
,
Очень
любит
букву
И
.
3.
Описание
технологии
опыта
.
Для
более
прочного
усвоения
правописания
слов
возникла
необходимость
разбить
слова
на
блоки
по
смысловому
или
какому
-
либо
ещё
признаку
.
Количество
блоков
даёт
возможность
целую
неделю
работать
над
каждым
блоком
слов
.
Работа
по
освоению
«
словарных
»
слов
проводится
в
несколько
этапов
,
каждый
из
которых
призван
решать
конкретную
задачу
.
Знания
не
даются
в
готовом
виде
,
поэтому
можно
использовать
загадку
,
ребус
,
анаграмму
,
толкование
слова
.
Например
:
1.
Ребусы
:
2.
Анаграммы
:
Зонтгори
,
ялела
,
бильмоавто
,
водаз
,
десеба
,
стенарие
,
нокежо
,
краторт
,
среда
.
Прочитайте
зашифрованные
слова
.
Запишите
правильно
их
в
тетрадях
и
определите
их
род
. (
Перевернуть
карточки
).
Проверьте
.
При
обсуждении
написания
слов
один
из
учащихся
произносит
орфографически
слово
,
остальные
записывают
.
Параллельно
один
из
учащихся
работает
у
доски
.
Он
ставит
ударение
,
определяет
ошибкоопасные
места
.
Карточки
с
изучаемыми
словами
помещаются
в
кармашки
словаря
(
стенд
находится
на
лицевой
стороне
класса
рядом
с
доской
) .
На
первом
уроке
можно
использовать
сведения
об
этимологии
слова
,
в
данном
пособии
этот
этап
работы
называется
«
К
истокам
слова
» .
Когда
все
слова
записаны
на
доске
и
в
тетрадях
,
задаю
вопрос
: «
Что
интересного
вы
заметили
? »
Как
правило
,
ребята
сами
называют
,
почему
эти
слова
объединены
в
один
блок
,
какое
слово
«
лишнее
»
и
по
какому
признаку
,
на
какие
группы
можно
разделить
слова
и
т
.
д
.
Такой
интерес
к
словам
способствует
более
прочному
усвоению
уже
на
первом
этапе
,
тем
более
что
эти
же
слова
они
пишут
и
дома
.
Можно
дать
творческое
задание
,
например
,
составить
словосочетания
,
а
ещё
лучше
рассказ
или
сказку
,
а
может
и
научную
статью
(
в
зависимости
от
возраста
и
степени
развития
речи
данного
класса
).
Пример
словарной
работы
.
1
этап
.
1.
Предъявление
слов
воробей
,
ворона
,
ласточка
с
помощью
загадок
.
2.
Запись
слов
на
доске
и
в
тетрадях
с
предварительным
орфографическим
проговариванием
.
3.
Рассказ
о
происхождении
слов
(
этимология
).
4.
Что
интересного
заметили
?
Все
слова
объединены
темой
«
Птицы
».
Все
слова
обозначают
предмет
,
это
–
одушевлённые
имена
существительные
.
Все
слова
трёхсложные
,
в
них
три
гласных
буквы
.
В
словах
воробей
и
ворона
первые
два
слога
одинаковы
,
есть
сочетания
–
оро
-.
В
слове
ласточка
есть
орфограмма
ЧК
,
это
сочетание
пишется
без
мягкого
знака
.
В
первом
слове
ударение
падает
на
третий
слог
,
во
втором
–
на
второй
,
а
в
третьем
–
на
первый
.
5 .
Если
уч
-
ся
сами
не
догадались
,
можно
спросить
: «
А
какое
слово
«
лишнее
»?
Слово
ласточка
–
начинается
с
буквы
К
,
а
остальные
слова
–
с
буквы
В
.
В
слове
ворона
нет
мягких
согласных
,
а
в
остальных
есть
(
называют
,
доказывают
).
Воробей
–
это
существительное
мужского
рода
,
а
остальные
существительные
женского
рода
.
2
этап
.
На
втором
уроке
следующий
этап
:
подбор
однокоренных
слов
,
расширение
словарного
запаса
уч
-
ся
.
Очень
часто
убеждаешься
в
том
,
что
словарный
запас
уч
-
ся
ограничен
,
тем
более
необходимо
подобрать
как
можно
больше
родственных
слов
,
например
:
воробей
,
воробушек
,
воробышек
,
воробьиха
,
воробьятник
,
воробьиный
.
Не
огорчайтесь
,
если
на
этом
уроке
вы
не
сможете
подобрать
однокоренные
слова
ко
всем
словам
этого
блока
,
вы
можете
сделать
это
на
следующем
уроке
.
При
подборе
слов
можно
помочь
детям
,
например
:
Как
назвать
мелкий
,
короткий
шаг
? /
Воробьиный
/
Можно
на
этом
уроке
предложить
в
качестве
домашнего
задания
вспомнить
или
отыскать
пословицы
,
поговорки
,
загадки
,
книги
об
этих
птицах
.
Уч
-
ся
3 - 4
классов
могут
выпустить
так
называемую
«
Страничку
слова
»
и
разместить
на
специально
предназначенном
стенде
.
А
если
вы
объявите
конкурс
между
рядами
(
каждый
ряд
выбирает
своё
слово
из
блока
для
выпуска
странички
) ,
то
работа
будет
выполнена
с
ещё
большим
воодушевлением
.
3
этап
.
На
следующем
уроке
необходимо
включить
данные
слова
в
словосочетания
или
предложения
.
Составить
могут
их
сами
дети
,
а
если
учитель
сам
хочет
предложить
виды
работ
,
то
опять
же
не
предлагайте
в
готовом
виде
,
чтобы
всем
было
интересно
.
Например
:
Девочка
писала
рассказ
,
а
словаря
рядом
не
было
,
поэтому
все
неизвестные
ей
словарные
слова
она
просто
пропустила
.
А
как
бы
поступил
на
ее
месте
ты
?
Попробуй
с
помощью
словаря
восстановить
ее
рассказ
.
Как
ты
думаешь
,
у
всех
детей
в
классе
получится
одинаково
?
Передо
мной
на
ветке
сидел
_________ .
Да
такой
нарядный
!
Верх
головки
серенький
,
будто
серенькая
шапочка
надета
.
Грудь
и
брюшко
тоже
серые
,
а
спинка
и
крылья
потемнее
:
они
коричневатые
,
пёстренькие
,
вверху
на
крыльях
–
белая
полоска
.
Повернул
___________
ко
мне
голову
.
Гляжу
–
щёчки
у
него
почти
беленькие
,
а
под
шейкой
большое
чёрное
пятно
,
совсем
как
бант
или
широкий
галстук
.
Когда
слова
вставлены
,
предложения
с
ними
можно
выписать
и
подчеркнуть
грамматическую
основу
или
определить
части
речи
.
Таким
образом
,
ребята
повторяют
пройденный
материал
по
русскому
языку
,
а
также
расширяют
знания
об
окружающем
мире
(
интеграция
).
На
этом
же
уроке
определяем
многозначность
слов
,
если
такие
слова
есть
в
данном
блоке
.
Например
,
слова
рецепт
,
салат
.
Предлагаю
детям
составить
предложения
таким
образом
,
чтобы
можно
было
проследить
многозначность
слова
,
исходя
из
контекста
:
Врач
выписал
рецепт
лекарства
.
Мама
знает
рецепт
приготовления
праздничного
пирога
.
На
новогоднем
столе
было
много
вкусных
салатов
.
Салат
–
это
травянистое
овощное
растение
,
листья
которого
идут
в
пищу
в
сыром
виде
.
4
этап
.
Следующий
урок
чаще
всего
посвящаю
работе
с
пословицами
,
поговорками
,
приметами
,
фразеологизмами
,
крылатыми
и
образными
выражениями
.
Русский
фольклор
–
замечательный
материал
для
развития
мышления
,
сообразительности
,
смекалки
.
В
каждой
пословице
,
поговорке
таится
народная
мудрость
,
возможность
для
воспитания
детей
,
развития
положительных
человеческих
качеств
.
Например
,
предлагаю
задания
такого
вида
:
1.
«
Пословица
рассыпалась
,
сложи
её
из
слов
,
постарайся
объяснить
,
какую
мудрость
вложил
в
неё
народ
и
постарался
передать
нам
,
потомкам
» :
Слово
,
не
,
поймаешь
,
воробей
,
не
,
вылетит
.
2.
Когда
так
говорят
?
Стреляный
воробей
,
воробью
по
колено
,
воробьиный
шаг
,
короче
воробьиного
носа
,
воробьиная
ночь
.
Дядя
,
достань
воробушка
.
3.
Знакомимся
с
приметами
,
расширяя
знания
об
окружающем
мире
:
Ласточки
прилетели
–
скоро
гром
загремит
.
Ласточки
летают
низко
над
землёй
–
жди
дождя
.
4.
Проводим
конкурс
«
Кто
может
чётко
и
быстро
произнести
скороговорку
? »
Например
:
1 )
Проворонила
ворона
воронёнка
.
2 )
Стерегла
цыплят
Варвара
,
а
ворона
воровала
.
Всех
цыплят
поворовала
!
Проворонила
Варвара
.
5
этап
.
А
последний
день
недели
лучше
посвятить
контролю
или
закреплению
изученных
слов
.
Можно
предложить
упражнения
по
исправлению
ошибок
,
например
:
Разве
можно
без
улыбки
видеть
Петины
ошибки
.
Пишет
Петя
-
первоклассник
:
Проваронила
варона
варанёнка
.
Пете
быстро
помогай
и
ошибки
исправляй
!
Словарные
диктанты
можно
проводить
,
предлагая
толкование
слов
или
загадки
,
такая
форма
работы
позволяет
учителю
отследить
результаты
усвоения
слов
,
а
также
уровень
развития
речи
.
После
проведения
подробного
анализа
словарного
диктанта
по
каждому
учащемуся
,
выявляются
слова
,
в
которых
допустили
ошибки
несколько
учащихся
.
На
следующем
уроке
необходимо
ещё
раз
обратить
внимание
на
эти
слова
,
сделав
работу
над
ошибками
,
и
обязательно
включить
их
в
последующие
словарные
диктанты
.
По
следующим
словарным
диктантам
будет
видно
усвоены
ли
эти
слова
или
над
ними
нужно
продолжать
работу
.
Можно
использовать
для
контроля
карточку
,
в
которой
слова
изученных
блоков
напечатаны
с
пропущенной
буквой
,
тогда
времени
на
контроль
тратится
ещё
меньше
.
На
этом
уроке
зачитываю
домашние
сочинения
детей
,
написанные
с
использованием
слов
блока
.
Определяем
вместе
с
учащимися
самые
интересные
сочинения
.
Лучшие
работы
помещаем
на
стенд
класса
.
4.
Творческие
работы
учащихся
(
сочинения
).
Б
ерёза
,
ветер
,
поляна
,
природа
.
Наш
край
.
Наш
край
очень
красивый
.
Однажды
летом
мы
с
классом
поехали
в
лес
.
Выехали
на
большую
поляну
.
Вокруг
поляны
росли
берёзки
,
дубы
,
сосны
.
Внизу
текла
бурная
горная
река
.
Над
рекой
склонялись
ветви
ивы
.
Дул
слабый
ветер
,
и
листья
берёзы
тихонько
шумели
.
Я
очень
люблю
наш
край
!
Экскурсия
.
Весной
мы
с
классом
ездили
на
природу
.
В
лесу
было
много
деревьев
,
среди
которых
были
и
стройные
берёзы
.
Стояла
солнечная
погода
,
но
дул
лёгкий
ветерок
.
Всем
было
очень
весело
,
и
мы
пошли
играть
на
поляну
в
мяч
.
Время
на
отдыхе
пролетело
незаметно
.
Шофёр
быстро
домчал
нас
домой
.
Голос
,
мороз
,
простуда
,
ресницы
.
Без
названия
.
На
уроке
пения
я
сорвала
голос
.
Когда
шла
из
школы
домой
,
был
снег
и
мороз
.
Снег
залепил
мне
ресницы
.
Я
сильно
замёрзла
и
простудилась
.
Три
дня
не
ходила
в
школу
.
Но
всё
равно
я
рада
снегу
!
Новый
год
будет
весёлый
.
Город
,
Москва
,
праздник
.
Город
Москва
.
Москва
–
столица
России
.
Это
красивый
современный
город
.
Москвичи
готовятся
к
большому
празднику
–
Новому
году
.
Перед
праздником
город
украшают
новогодними
ёлками
,
гирляндами
,
мишурой
,
огоньками
.
Ночью
Москва
ещё
красивее
:
сверкает
тысячами
огней
.
Сказка
.
Волшебное
слово
«
спасибо
».
Давным
-
давно
,
когда
никто
не
знал
слово
«
спасибо
»,
все
люди
были
невежливыми
по
отношению
друг
к
другу
.
Один
маг
,
побывавший
в
Стране
Вежливых
Слов
,
сказал
: «
В
вашей
стране
нет
вежливых
слов
,
но
если
вы
все
выучите
слово
«
спасибо
»,
то
полюбите
друг
друга
!
Поначалу
люди
не
хотели
принимать
это
слово
,
а
потом
согласились
.
С
тех
пор
все
люди
стали
вежливыми
.
На
этапе
закрепления
использую
задания
,
формирующие
умение
делать
умозаключения
,
развивающие
операции
мышления
,
такие
как
,
сравнение
,
обобщение
,
классификация
,
выделение
существенного
.
Ученики
наблюдают
,
сравнивают
,
классифицируют
,
группируют
,
делают
выводы
,
выясняют
закономерности
.
Такая
деятельность
захватывает
всю
личность
:
напрягаются
ум
и
воля
,
развивается
стремление
довести
дело
до
конца
,
пробуждаются
интеллектуальные
чувства
–
удовлетворение
от
сделанной
работы
.
5.
Упражнения
,
развивающие
интерес
к
слову
.
На
уроках
русского
языка
для
формирования
устойчивого
интереса
к
словам
с
непроверяемыми
написаниями
можно
использовать
и
следующие
упражнения
:
1.
Выпиши
те
слова
,
в
которых
все
буквы
гласных
звуков
расположены
по
алфавиту
:
колбаса
,
кефир
,
килограмм
,
котлета
,
апельсин
,
кастрюля
,
кипеть
,
вагон
.
2.
Выпиши
из
ряда
слов
:
лопата
,
вагон
,
арбуз
,
помидор
,
килограмм
,
компот
,
морковь
,
магазин
.
1)
слова
,
в
которых
есть
три
орфограммы
;
2)
слова
,
в
которых
есть
две
одинаковых
орфограммы
;
3)
слова
,
в
которых
есть
одна
проверяемая
и
одна
непроверяемая
орфограммы
:
3.
Найди
и
выпиши
следующие
слова
из
ряда
:
полотенце
,
макароны
,
жираф
,
корзина
,
дорога
,
жаворонок
,
котлета
.
1)
слово
,
в
котором
"
спряталось
"
название
животного
;
2)
слово
,
в
котором
"
спряталось
"
название
цветка
;
3)
слово
,
в
котором
"
спряталось
"
название
птицы
.
4.
Петя
прибежал
домой
радостный
: "
Мама
!
Я
смогу
теперь
все
эти
слова
–
сова
,
мешок
,
цветок
,
печенье
,
коты
,
трава
,
помидор
–
написать
безошибочно
,
потому
что
в
школе
меня
научили
подбирать
проверочные
слова
" .
Прав
ли
Петя
?
Найди
слова
,
для
верного
написания
которых
недостаточно
уметь
подбирать
проверочное
слово
,
и
выпиши
их
.
5.
Подумай
,
по
какому
признаку
эти
слова
можно
разделить
на
три
группы
:
завтракать
,
лопата
,
вагон
,
деревенский
,
жужжит
,
помидор
,
кастрюля
,
интересный
,
апельсиновый
,
поужинал
.
Отметь
все
орфограммы
и
запиши
слова
в
три
столбика
.
6.
Мальчик
выполнил
задание
учительницы
:
записать
все
известные
ему
словарные
слова
на
букву
к
.
Он
написал
:
корова
,
котенок
,
кефир
,
касса
,
колосок
,
кастрюля
,
килограмм
,
крот
,
кипеть
.
Не
открывая
словаря
,
проверь
,
правильно
ли
выполнил
задание
ученик
.
Как
будешь
рассуждать
?
Спиши
только
словарные
слова
.
7.
Выбери
из
предложенных
слов
такие
,
чтобы
получилось
стихотворение
со
смыслом
и
рифмой
.
Возможно
,
тебе
понадобится
изменять
слова
по
команде
вопросов
.
Ой
,
как
маме
тяжело
!
Сумка
давит
на
плечо
.
Из
________
мама
[
килаграм
]
Несет
четыре
________. [
груша
]
Сын
ее
любимый
[
магазин
]
Любит
____________. [
апильсин
]
8.
Составь
рассыпавшиеся
слова
.
Те
,
в
которых
есть
непроверяемые
орфограммы
,
выпиши
.
де
са
ня
жать
га
рев
ма
зин
бе
ли
9.
Стихотворение
читается
учителем
.
Слова
такие
разные
:
Котлета
и
пирог
,
Вагон
и
потолок
,
Шоссе
и
чемодан
.
Как
написать
их
нам
?
–
Ребята
рассуждали
,
И
одного
не
знали
Что
способ
,
как
писать
,
один
,
Его
ведь
ты
подскажешь
им
?
Способ
написания
обсуждается
,
после
чего
словарные
слова
сначала
записываются
с
"
окошками
" ,
а
затем
учащиеся
обращаются
к
словарю
.
С
...
сиски
в
ужасе
кричали
,
К
...
тлеты
тоже
не
молчали
.
В
к
...
стрюле
распластались
м
...
к
...
роны
,
К
...
фир
прижался
к
стенке
ровной
.
Полдня
играл
в
футбол
Сережка
,
Проголодался
он
немножко
.
Вновь
собирался
холодильник
он
открыть
И
все
,
что
там
осталось
,
проглотит.
Заполнение
"
окошек
"
предполагается
либо
по
памяти
(
на
этапе
проверки
) ,
либо
по
словарю
(
на
этапе
усвоения
) .
А
также
возможно
организовать
прочитайте
стихотворения
на
слух
,
чтобы
избежать
готового
выделения
орфограмм
в
виде
"
окошек
".
10.
Девочка
писала
рассказ
,
а
словаря
рядом
не
было
,
поэтому
все
неизвестные
ей
словарные
слова
она
просто
пропустила
.
А
как
бы
поступил
на
ее
месте
ты
?
Попробуй
с
помощью
словаря
восстановить
ее
рассказ
.
Как
ты
думаешь
,
у
всех
детей
в
классе
получится
одинаково
?
Мама
приготовила
на
_______
вкусный
_______
.
Все
были
очень
рады
.
А
Саша
сказал
,
что
он
не
любит
_______ ,
а
любит
_______ .
11.
Проверь
работы
учеников
2-
го
класса
.
Катя
написала
:
Многие
посажиры
вышли
из
вагона
на
этой
станции
.
Витя
написал
:
В
деревне
у
бабушки
живут
бальшой
кот
Василий
и
зиленый
попугайчик
Гоша
.
Исправь
ошибки
.
Подумай
,
чего
не
знал
каждый
из
ребят
,
из
-
за
чего
допустил
свои
ошибки
.
Запиши
верно
Катино
предложение
,
объясняй
орфограммы
.
12.
Работа
в
паре
.
Каждый
открывает
словарь
и
выписывает
пять
любых
слов
с
"
окошками
" .
При
этом
правописание
незнакомых
слов
нужно
запомнить
.
Словари
закрываются
.
Ребята
обмениваются
листочками
.
Все
известные
им
буквы
они
вписывают
,
неизвестные
спрашивают
у
своего
соседа
.
6.
Построение
словарной
статьи
.
Каждая
словарная
статья
состоит
из
нескольких
разделов
:
1.
Толкование
слова
.
2.
Загадка
.
3.
Однокоренные
слова
.
4.
К
истокам
слова
(
этимология
).
5.
Когда
так
говорят
? (
значение
фразеологизмов
)
6.
Пословицы
и
поговорки
.
7.
Это
интересно
.
8.
Тексты
и
предложения
.
Например
:
БЕРЁЗА
, –
ы
,
ж
. р.
Лиственное
дерево
с
белой
(
реже
тёмной
)
корой
и
с
сердцевидными
листьями
.
Белая
берёза
.
Чёрная
берёза
.
Карликовая
берёза
.
Загадки
:
1.
В
белом
сарафане
стала
на
поляне
.
Летели
синицы
,
сели
на
косицы
.
2.
Она
весну
встречает
–
серёжки
надевает
.
А
платьице
–
в
полоску
.
Ты
узнаёшь
...?
К
истокам
слова
.
Это
дерево
мы
считаем
своим
,
исконно
русским
,
хотя
название
его
знакомо
большинству
индоевропейских
народов
.
Оно
уходит
в
глубокую
древность
и
означает
«
блеск
», «
белизна
».
Ведь
и
кора
берёзы
–
береста
–
носит
название
,
связанное
с
тем
же
корнем
.
Ни
в
одной
стране
нет
столько
берёз
,
как
у
нас
.
Мила
она
русскому
человеку
.
Берёза
и
в
песнях
,
и
в
загадках
,
и
в
сказках
.
А
сколько
рек
,
сёл
,
деревень
названо
в
честь
нашей
весёлой
берёзки
!
Любит
наш
народ
свою
зелёную
красавицу
и
за
красоту
её
,
и
за
пользу
,
которую
она
приносит
.
Пословицы
:
Берёза
не
угроза
:
где
стоит
,
там
и
шумит
.
Где
дубняк
,
там
и
березняк
.
И
у
берёзы
слёзки
текут
,
когда
с
неё
кору
дерут
.
Берёзой
обогреешься
,
а
не
оденешься
.
Когда
так
говорят
?
Дать
берёзовой
каши
? –
наказать
розгами
,
выпороть
,
высечь
.
Однокоренные
слова
:
берёза
,
берёзка
,
берёзонька
,
берёзина
,
березняк
,
берёзовый
,
берёзовик
,
подберёзовик
.
Предложения
:
Берёзы
жёлтою
резьбою
блестят
в
лазури
голубой
. /
Бунин
/
Улыбнулись
сонные
берёзки
,
растрепали
шёлковые
косы
. /
С
.
Есенин
/
Хороши
и
чисты
берёзовые
светлые
рощи
. /
И
.
Соколов
-
Микитов
/
Солнце
спускается
за
знакомый
березняк
. /
И
.
Гончаров
/
Я
шёл
купаться
в
реке
в
тени
березняка
. /
Л
.
Толстой
/
Берёза
моя
,
берёзонька
,
берёза
моя
белая
,
берёза
моя
кудрявая
. /
Русская
нар
.
песня
/
Учитель
сам
может
варьировать
,
выбирая
полюбившиеся
виды
работ
,
занимательные
задания
,
используя
творческие
замыслы
своих
учеников
.
Самое
главное
заинтересовать
ребят
,
поверьте
,
они
с
удовольствием
будут
заниматься
словарной
работой
,
и
показывать
достаточно
высокие
результаты
.
При
использовании
данной
технологии
работы
со
словами
с
непроверяемыми
написаниями
учащиеся
усваивают
орфографию
не
только
слов
,
предусмотренных
программой
,
но
и
многих
других
.
А
каждый
учитель
знает
:
чем
больше
слов
усвоит
учащийся
,
тем
богаче
его
речь
,
тем
легче
ему
учиться
,
тем
глубже
и
прочнее
его
знания
по
всем
предметам
.
Путь
к
знаниям
лежит
через
усвоение
слов
.