Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка"


Автор: Политико Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Населённый пункт: д.Добрунь, Брянского района,Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта

работы

учителя

начальных

классов

МБОУ «Лицей №1 Брянского района»

Политико Н.В.

по

теме

:

«

Словарная

работа

на

уроках

русского

языка

в

начальной

школе

Словарная работа – это не эпизод в работе

учителя, а систематическая, хорошо

организованная, педагогически целесообразно

построенная работа, связанная со всеми

разделами курса русского языка.

А.В. Текучев

«Методика русского языка в средней школе»

Современная

начальная

школа

видит

одной

из

главных

задач

обучения

развитие

речи

и

мышления

младших

школьников

.

Одним

из

показателей

умственного

и

речевого

развития

школьников

служит

богатство

их

словарного

запаса

.

Словарный

запас

необходим

языку

как

строительный

материал

.

С

помощью

слова

человеческое

мышление

связывается

с

объективной

действительностью

,

так

как

слово

обозначает

предмет

действительности

и

выражает

понятие

о

нем

.

Слово

,

по

определению

Михаила

Ростиславовича

Львова

"

представляет

собой

частицу

знания

,

частицу

обобщения

опыта

,

которая

хранится

в

памяти

и

используется

человеком

в

процессе

мышления

и

речи

".

Любого

учителя

начальной

школы

глубоко

волнует

вопрос

,

как

помочь

учащимся

стать

грамотными

,

как

усвоить

написание

непроверяемых

слов

,

традиционно

именуемых

в

школьной

практике

«

словарными

».

Мышление

учащихся

начальных

классов

носит

наглядно

-

образный

характер

,

т

.

е

.

оно

опирается

на

конкретные

представления

и

образы

.

В

связи

с

этим

у

большинства

из

них

соответственно

преобладает

и

образный

тип

памяти

.

Здесь

я

использую

следующие

способы

:

а

)

чтение

загадки

,

отгадывание

ее

учащимися

;

б

)

прослушивание

грамзаписи

и

определение

предмета

,

о

котором

идет

речь

;

в

)

рассматривание

предметной

картинки

(

из

набора

«

картинный

словарь

»);

г

)

описание

призн

a

ков

предмета

или

предъявление

слова

-

синонима

.

Таким

образом

,

дети

определяют

,

какое

слово

они

будут

изучать

.

Затем

они

начинают

работать

над

так

называемым

«

слуховым

»

образом

слова

.

1.

Работа

над

слуховым

образом

слова

.

Учащиеся

проговаривают

слово

хором

орфоэпически

правильно

,

затем

по

одному

,

без

выделения

слогов

,

определяют

в

нем

«

трудное

»

место

.

Это

очень

важно

для

всей

последующей

работы

,

так

как

именно

здесь

не

учителем

,

а

самими

детьми

ставится

орфографическая

задача

.

После

усвоения

орфоэпического

произношения

ученики

сразу

могут

назвать

в

этом

слове

трудное

место

.

Как

известно

,

дети

лучше

запоминают

то

,

что

,

как

им

кажется

,

они

нашли

сами

.

Если

младшие

школьники

умеют

определять

«

трудное

»

место

в

слове

до

начала

письма

,

то

процесс

письма

становится

для

них

более

осознанным

.

После

того

как

дети

определят

ударный

и

безударный

слоги

,

они

записывают

словарное

слово

в

тетрадь

.

Важнейшее

условие

состоит

в

том

,

чтобы

учащиеся

,

записывая

слово

.

До

того

,

как

учащиеся

записали

слово

,

они

пытаются

подобрать

к

нему

проверочное

слово

и

определить

нужную

букву

.

Когда

это

сделать

не

удается

,

дети

обращаются

к

авторитетному

источнику

.

Здесь

либо

я

сама

показываю

написание

нового

слова

записываю

на

доске

,

выделяя

цветным

мелком

орфограмму

, –

либо

предъявляю

карточку

или

прошу

посмотреть

слово

в

учебнике

на

соответствующей

странице

.

Вставив

нужную

букву

,

учащиеся

еще

раз

записывают

слово

,

проговорив

орфографически

,

то

есть

так

,

как

оно

написано

.

Важно

,

чтобы

ученики

при

работе

со

словами

с

непроверяемыми

написаниями

научились

прежде

всего

обнаруживать

орфограмму

,

совершенствовали

свою

орфографическую

зоркость

.

2.

Работа

над

зрительным

образом

слова

.

На

данном

этапе

можно

предложить

учащимся

получить

ответ

на

поставленный

вопрос

(

о

нужной

букве

),

обратившись

к

орфографическому

словарю

(

или

к

словарю

учебника

) .

Это

способствует

,

во

-

первых

,

накоплению

опыта

работы

со

словарями

,

во

-

вторых

,

формированию

умения

не

только

ставить

,

но

и

решать

орфографическую

задачу

самостоятельно

.

Для

лучшего

усвоения

орфографического

облика

слова

на

этой

стадии

работы

полезно

использовать

элементы

этимологического

анализа

(

если

он

помогает

объяснить

написание

слова

).

Проиллюстрирую

все

сказанное

примером

из

практики

.

Приведу

фрагмент

урока

во

2-

м

классе

.

Проводится

работа

над

словом

берёза

.

Учитель

.

Отгадайте

загадку

.

В

белом

сарафане

Встала

на

поляне

.

Летели

синицы

,

Сели

на

косицы

.

Дети

находят

отгадку

,

сообщают

признаки

,

по

которым

они

определили

предмет

.

Учащиеся

проговаривают

слово

«

береза

»

орфоэпически

,

называют

ударный

и

безударные

слоги

.

Учитель

:

Прежде

чем

мы

вставим

нужную

букву

,

послушайте

,

что

написано

о

березе

в

книге

Успенского

«

Почему

не

иначе

?»:

«

Береза

.

Это

дерево

мы

считаем

нашим

,

русским

деревом

,

но

название

его

знакомо

большинству

родственных

народов

.

Оно

восходит

к

корню

«bhe» (

бе

) ,

уходящему

в

глубокую

древность

,

означавшему

«

блеск

», «

белизна

» .

Ведь

и

ее

кора

береста

носит

название

,

связанное

с

тем

же

корнем

».

Итак

,

слово

береза

образовано

от

того

же

корня

,

что

и

слово

белый

,

и

дерево

названо

так

по

белому

цвету

коры

.

Какую

же

букву

,

как

подсказывает

эта

история

,

нужно

написать

в

первом

слоге

?

Учитель

:

Проговорим

,

как

будем

писать

это

слово

.

Вставим

в

нужную

букву

.

Затем

слово

еще

раз

прочитывается

орфографически

,

закрывается

и

под

орфографическую

самодиктовку

каждым

учеником

записывается

.

Таким

образом

,

на

этапе

введения

нового

слова

работа

над

непроверяемым

написанием

включает

в

себя

:

устное

предъявление

слова

,

постановку

орфографической

задачи

,

которая

фиксируется

пропуском

соответствующей

буквы

,

выбор

способа

решения

и

собственно

решение

орфографической

задачи

,

в

том

числе

,

если

это

целесообразно

,

с

использованием

этимологического

анализа

.

Завершающий

шаг

запись

слова

,

организованная

так

,

чтобы

обеспечить

запоминание

его

орфографического

облика

.

Учитель

:

Прочитайте

пословицы

,

объясните

их

значение

.

На

доске

:

И

у

берёзки

слёзы

текут

,

когда

с

неё

кору

дерут

.

Берёзой

обогреешься

,

а

не

оденешься

.

Где

дубняк

,

там

и

березняк

.

Учитель

:

Когда

так

говорят

: «

Дать

березовой

каши

»?

Дети

.

Когда

хотят

наказать

розгами

,

выпороть

,

высечь

.

У

читель

:

Замените

выражение

одним

словом

.

Вставьте

пропущенные

буквы

.

На

доске

:

Сделанный

из

берёзы

- ...

Берёзовый

лес

- ...

Гриб

,

который

растёт

под

берёзой

- ...

Учитель

:

Составьте

словосочетания

со

словами

,

предложенными

вам

.

На

доске

:

За

берёзу

–(

спрятаться

)

За

берёзой

– (

ухаживать

)

На

берёзу

влезть

На

берёзе

сидеть

под

берёзу

сесть

,

лечь

с

берёзы

слезть

,

упасть

Учитель

:

Опишите

березу

:

какая

она

?

Дети

:

Огромная

,

тонкая

,

маленькая

,

ветвистая

,

сухая

,

старая

,

молодая

,

кудрявая

...

Хорошему

усвоению

правильного

написания

слова

способствует

использование

мнемонических

приемов

.

К

мнемоническим

можно

отнести

такие

стихи

,

рассказы

,

ребусы

,

рисунки

,

которые

вызывают

у

детей

определенные

ассоциации

,

помогают

детям

запомнить

трудное

слово

.

С

большим

интересом

дети

относятся

к

рисункам

,

схемам

,

опирающимся

на

образы

,

например

:

Для

того

,

чтобы

запомнить

непроверяемую

букву

интересно

,

с

учетом

психологической

особенности

мышления

младшего

школьника

,

надо

«

оживить

»

букву

,

создать

ее

«

образ

»

в

конкретном

слове

.

Трудная

орфограмма

словарного

слова

связывается

с

ярким

ассоциативным

образом

,

который

вспоминается

при

написании

данного

словарного

слова

,

помогая

правильно

написать

орфограмму

.

Успешному

запоминанию

способствует

соблюдение

определенных

условий

:

установка

на

запоминание

:

ученик

должен

хотеть

запомнить

то

,

что

ему

надо

запомнить

;

заинтересованность

:

легче

запоминается

то

,

что

интересно

;

яркость

восприятия

:

лучше

запоминается

все

яркое

,

необычное

,

то

,

что

вызывает

определенные

эмоции

;

образность

запечатления

:

запоминание

,

опирающееся

на

образы

,

гораздо

лучше

механического

запоминания

.

В

работе

над

словарными

словами

часто

используются

загадки

,

ребусы

,

пословицы

,

поговорки

,

скороговорки

,

стихи

,

например

:

Трудные

учить

слова

Помогает

нам

игра

.

Петуха

назвали

"

Петя

" –

Петь

он

любит

на

рассвете

.

А

медведь

,

наоборот

,

Петь

не

любит

,

любит

мёд

.

Лиса

лисица

,

посмотри

,

Очень

любит

букву

И

.

3.

Описание

технологии

опыта

.

Для

более

прочного

усвоения

правописания

слов

возникла

необходимость

разбить

слова

на

блоки

по

смысловому

или

какому

-

либо

ещё

признаку

.

Количество

блоков

даёт

возможность

целую

неделю

работать

над

каждым

блоком

слов

.

Работа

по

освоению

«

словарных

»

слов

проводится

в

несколько

этапов

,

каждый

из

которых

призван

решать

конкретную

задачу

.

Знания

не

даются

в

готовом

виде

,

поэтому

можно

использовать

загадку

,

ребус

,

анаграмму

,

толкование

слова

.

Например

:

1.

Ребусы

:

2.

Анаграммы

:

Зонтгори

,

ялела

,

бильмоавто

,

водаз

,

десеба

,

стенарие

,

нокежо

,

краторт

,

среда

.

Прочитайте

зашифрованные

слова

.

Запишите

правильно

их

в

тетрадях

и

определите

их

род

. (

Перевернуть

карточки

).

Проверьте

.

При

обсуждении

написания

слов

один

из

учащихся

произносит

орфографически

слово

,

остальные

записывают

.

Параллельно

один

из

учащихся

работает

у

доски

.

Он

ставит

ударение

,

определяет

ошибкоопасные

места

.

Карточки

с

изучаемыми

словами

помещаются

в

кармашки

словаря

(

стенд

находится

на

лицевой

стороне

класса

рядом

с

доской

) .

На

первом

уроке

можно

использовать

сведения

об

этимологии

слова

,

в

данном

пособии

этот

этап

работы

называется

«

К

истокам

слова

» .

Когда

все

слова

записаны

на

доске

и

в

тетрадях

,

задаю

вопрос

: «

Что

интересного

вы

заметили

? »

Как

правило

,

ребята

сами

называют

,

почему

эти

слова

объединены

в

один

блок

,

какое

слово

«

лишнее

»

и

по

какому

признаку

,

на

какие

группы

можно

разделить

слова

и

т

.

д

.

Такой

интерес

к

словам

способствует

более

прочному

усвоению

уже

на

первом

этапе

,

тем

более

что

эти

же

слова

они

пишут

и

дома

.

Можно

дать

творческое

задание

,

например

,

составить

словосочетания

,

а

ещё

лучше

рассказ

или

сказку

,

а

может

и

научную

статью

(

в

зависимости

от

возраста

и

степени

развития

речи

данного

класса

).

Пример

словарной

работы

.

1

этап

.

1.

Предъявление

слов

воробей

,

ворона

,

ласточка

с

помощью

загадок

.

2.

Запись

слов

на

доске

и

в

тетрадях

с

предварительным

орфографическим

проговариванием

.

3.

Рассказ

о

происхождении

слов

(

этимология

).

4.

Что

интересного

заметили

?

Все

слова

объединены

темой

«

Птицы

».

Все

слова

обозначают

предмет

,

это

одушевлённые

имена

существительные

.

Все

слова

трёхсложные

,

в

них

три

гласных

буквы

.

В

словах

воробей

и

ворона

первые

два

слога

одинаковы

,

есть

сочетания

оро

-.

В

слове

ласточка

есть

орфограмма

ЧК

,

это

сочетание

пишется

без

мягкого

знака

.

В

первом

слове

ударение

падает

на

третий

слог

,

во

втором

на

второй

,

а

в

третьем

на

первый

.

5 .

Если

уч

-

ся

сами

не

догадались

,

можно

спросить

: «

А

какое

слово

«

лишнее

»?

Слово

ласточка

начинается

с

буквы

К

,

а

остальные

слова

с

буквы

В

.

В

слове

ворона

нет

мягких

согласных

,

а

в

остальных

есть

(

называют

,

доказывают

).

Воробей

это

существительное

мужского

рода

,

а

остальные

существительные

женского

рода

.

2

этап

.

На

втором

уроке

следующий

этап

:

подбор

однокоренных

слов

,

расширение

словарного

запаса

уч

-

ся

.

Очень

часто

убеждаешься

в

том

,

что

словарный

запас

уч

-

ся

ограничен

,

тем

более

необходимо

подобрать

как

можно

больше

родственных

слов

,

например

:

воробей

,

воробушек

,

воробышек

,

воробьиха

,

воробьятник

,

воробьиный

.

Не

огорчайтесь

,

если

на

этом

уроке

вы

не

сможете

подобрать

однокоренные

слова

ко

всем

словам

этого

блока

,

вы

можете

сделать

это

на

следующем

уроке

.

При

подборе

слов

можно

помочь

детям

,

например

:

Как

назвать

мелкий

,

короткий

шаг

? /

Воробьиный

/

Можно

на

этом

уроке

предложить

в

качестве

домашнего

задания

вспомнить

или

отыскать

пословицы

,

поговорки

,

загадки

,

книги

об

этих

птицах

.

Уч

-

ся

3 - 4

классов

могут

выпустить

так

называемую

«

Страничку

слова

»

и

разместить

на

специально

предназначенном

стенде

.

А

если

вы

объявите

конкурс

между

рядами

(

каждый

ряд

выбирает

своё

слово

из

блока

для

выпуска

странички

) ,

то

работа

будет

выполнена

с

ещё

большим

воодушевлением

.

3

этап

.

На

следующем

уроке

необходимо

включить

данные

слова

в

словосочетания

или

предложения

.

Составить

могут

их

сами

дети

,

а

если

учитель

сам

хочет

предложить

виды

работ

,

то

опять

же

не

предлагайте

в

готовом

виде

,

чтобы

всем

было

интересно

.

Например

:

Девочка

писала

рассказ

,

а

словаря

рядом

не

было

,

поэтому

все

неизвестные

ей

словарные

слова

она

просто

пропустила

.

А

как

бы

поступил

на

ее

месте

ты

?

Попробуй

с

помощью

словаря

восстановить

ее

рассказ

.

Как

ты

думаешь

,

у

всех

детей

в

классе

получится

одинаково

?

Передо

мной

на

ветке

сидел

_________ .

Да

такой

нарядный

!

Верх

головки

серенький

,

будто

серенькая

шапочка

надета

.

Грудь

и

брюшко

тоже

серые

,

а

спинка

и

крылья

потемнее

:

они

коричневатые

,

пёстренькие

,

вверху

на

крыльях

белая

полоска

.

Повернул

___________

ко

мне

голову

.

Гляжу

щёчки

у

него

почти

беленькие

,

а

под

шейкой

большое

чёрное

пятно

,

совсем

как

бант

или

широкий

галстук

.

Когда

слова

вставлены

,

предложения

с

ними

можно

выписать

и

подчеркнуть

грамматическую

основу

или

определить

части

речи

.

Таким

образом

,

ребята

повторяют

пройденный

материал

по

русскому

языку

,

а

также

расширяют

знания

об

окружающем

мире

(

интеграция

).

На

этом

же

уроке

определяем

многозначность

слов

,

если

такие

слова

есть

в

данном

блоке

.

Например

,

слова

рецепт

,

салат

.

Предлагаю

детям

составить

предложения

таким

образом

,

чтобы

можно

было

проследить

многозначность

слова

,

исходя

из

контекста

:

Врач

выписал

рецепт

лекарства

.

Мама

знает

рецепт

приготовления

праздничного

пирога

.

На

новогоднем

столе

было

много

вкусных

салатов

.

Салат

это

травянистое

овощное

растение

,

листья

которого

идут

в

пищу

в

сыром

виде

.

4

этап

.

Следующий

урок

чаще

всего

посвящаю

работе

с

пословицами

,

поговорками

,

приметами

,

фразеологизмами

,

крылатыми

и

образными

выражениями

.

Русский

фольклор

замечательный

материал

для

развития

мышления

,

сообразительности

,

смекалки

.

В

каждой

пословице

,

поговорке

таится

народная

мудрость

,

возможность

для

воспитания

детей

,

развития

положительных

человеческих

качеств

.

Например

,

предлагаю

задания

такого

вида

:

1.

«

Пословица

рассыпалась

,

сложи

её

из

слов

,

постарайся

объяснить

,

какую

мудрость

вложил

в

неё

народ

и

постарался

передать

нам

,

потомкам

» :

Слово

,

не

,

поймаешь

,

воробей

,

не

,

вылетит

.

2.

Когда

так

говорят

?

Стреляный

воробей

,

воробью

по

колено

,

воробьиный

шаг

,

короче

воробьиного

носа

,

воробьиная

ночь

.

Дядя

,

достань

воробушка

.

3.

Знакомимся

с

приметами

,

расширяя

знания

об

окружающем

мире

:

Ласточки

прилетели

скоро

гром

загремит

.

Ласточки

летают

низко

над

землёй

жди

дождя

.

4.

Проводим

конкурс

«

Кто

может

чётко

и

быстро

произнести

скороговорку

? »

Например

:

1 )

Проворонила

ворона

воронёнка

.

2 )

Стерегла

цыплят

Варвара

,

а

ворона

воровала

.

Всех

цыплят

поворовала

!

Проворонила

Варвара

.

5

этап

.

А

последний

день

недели

лучше

посвятить

контролю

или

закреплению

изученных

слов

.

Можно

предложить

упражнения

по

исправлению

ошибок

,

например

:

Разве

можно

без

улыбки

видеть

Петины

ошибки

.

Пишет

Петя

-

первоклассник

:

Проваронила

варона

варанёнка

.

Пете

быстро

помогай

и

ошибки

исправляй

!

Словарные

диктанты

можно

проводить

,

предлагая

толкование

слов

или

загадки

,

такая

форма

работы

позволяет

учителю

отследить

результаты

усвоения

слов

,

а

также

уровень

развития

речи

.

После

проведения

подробного

анализа

словарного

диктанта

по

каждому

учащемуся

,

выявляются

слова

,

в

которых

допустили

ошибки

несколько

учащихся

.

На

следующем

уроке

необходимо

ещё

раз

обратить

внимание

на

эти

слова

,

сделав

работу

над

ошибками

,

и

обязательно

включить

их

в

последующие

словарные

диктанты

.

По

следующим

словарным

диктантам

будет

видно

усвоены

ли

эти

слова

или

над

ними

нужно

продолжать

работу

.

Можно

использовать

для

контроля

карточку

,

в

которой

слова

изученных

блоков

напечатаны

с

пропущенной

буквой

,

тогда

времени

на

контроль

тратится

ещё

меньше

.

На

этом

уроке

зачитываю

домашние

сочинения

детей

,

написанные

с

использованием

слов

блока

.

Определяем

вместе

с

учащимися

самые

интересные

сочинения

.

Лучшие

работы

помещаем

на

стенд

класса

.

4.

Творческие

работы

учащихся

(

сочинения

).

Б

ерёза

,

ветер

,

поляна

,

природа

.

Наш

край

.

Наш

край

очень

красивый

.

Однажды

летом

мы

с

классом

поехали

в

лес

.

Выехали

на

большую

поляну

.

Вокруг

поляны

росли

берёзки

,

дубы

,

сосны

.

Внизу

текла

бурная

горная

река

.

Над

рекой

склонялись

ветви

ивы

.

Дул

слабый

ветер

,

и

листья

берёзы

тихонько

шумели

.

Я

очень

люблю

наш

край

!

Экскурсия

.

Весной

мы

с

классом

ездили

на

природу

.

В

лесу

было

много

деревьев

,

среди

которых

были

и

стройные

берёзы

.

Стояла

солнечная

погода

,

но

дул

лёгкий

ветерок

.

Всем

было

очень

весело

,

и

мы

пошли

играть

на

поляну

в

мяч

.

Время

на

отдыхе

пролетело

незаметно

.

Шофёр

быстро

домчал

нас

домой

.

Голос

,

мороз

,

простуда

,

ресницы

.

Без

названия

.

На

уроке

пения

я

сорвала

голос

.

Когда

шла

из

школы

домой

,

был

снег

и

мороз

.

Снег

залепил

мне

ресницы

.

Я

сильно

замёрзла

и

простудилась

.

Три

дня

не

ходила

в

школу

.

Но

всё

равно

я

рада

снегу

!

Новый

год

будет

весёлый

.

Город

,

Москва

,

праздник

.

Город

Москва

.

Москва

столица

России

.

Это

красивый

современный

город

.

Москвичи

готовятся

к

большому

празднику

Новому

году

.

Перед

праздником

город

украшают

новогодними

ёлками

,

гирляндами

,

мишурой

,

огоньками

.

Ночью

Москва

ещё

красивее

:

сверкает

тысячами

огней

.

Сказка

.

Волшебное

слово

«

спасибо

».

Давным

-

давно

,

когда

никто

не

знал

слово

«

спасибо

»,

все

люди

были

невежливыми

по

отношению

друг

к

другу

.

Один

маг

,

побывавший

в

Стране

Вежливых

Слов

,

сказал

: «

В

вашей

стране

нет

вежливых

слов

,

но

если

вы

все

выучите

слово

«

спасибо

»,

то

полюбите

друг

друга

!

Поначалу

люди

не

хотели

принимать

это

слово

,

а

потом

согласились

.

С

тех

пор

все

люди

стали

вежливыми

.

На

этапе

закрепления

использую

задания

,

формирующие

умение

делать

умозаключения

,

развивающие

операции

мышления

,

такие

как

,

сравнение

,

обобщение

,

классификация

,

выделение

существенного

.

Ученики

наблюдают

,

сравнивают

,

классифицируют

,

группируют

,

делают

выводы

,

выясняют

закономерности

.

Такая

деятельность

захватывает

всю

личность

:

напрягаются

ум

и

воля

,

развивается

стремление

довести

дело

до

конца

,

пробуждаются

интеллектуальные

чувства

удовлетворение

от

сделанной

работы

.

5.

Упражнения

,

развивающие

интерес

к

слову

.

На

уроках

русского

языка

для

формирования

устойчивого

интереса

к

словам

с

непроверяемыми

написаниями

можно

использовать

и

следующие

упражнения

:

1.

Выпиши

те

слова

,

в

которых

все

буквы

гласных

звуков

расположены

по

алфавиту

:

колбаса

,

кефир

,

килограмм

,

котлета

,

апельсин

,

кастрюля

,

кипеть

,

вагон

.

2.

Выпиши

из

ряда

слов

:

лопата

,

вагон

,

арбуз

,

помидор

,

килограмм

,

компот

,

морковь

,

магазин

.

1)

слова

,

в

которых

есть

три

орфограммы

;

2)

слова

,

в

которых

есть

две

одинаковых

орфограммы

;

3)

слова

,

в

которых

есть

одна

проверяемая

и

одна

непроверяемая

орфограммы

:

3.

Найди

и

выпиши

следующие

слова

из

ряда

:

полотенце

,

макароны

,

жираф

,

корзина

,

дорога

,

жаворонок

,

котлета

.

1)

слово

,

в

котором

"

спряталось

"

название

животного

;

2)

слово

,

в

котором

"

спряталось

"

название

цветка

;

3)

слово

,

в

котором

"

спряталось

"

название

птицы

.

4.

Петя

прибежал

домой

радостный

: "

Мама

!

Я

смогу

теперь

все

эти

слова

сова

,

мешок

,

цветок

,

печенье

,

коты

,

трава

,

помидор

написать

безошибочно

,

потому

что

в

школе

меня

научили

подбирать

проверочные

слова

" .

Прав

ли

Петя

?

Найди

слова

,

для

верного

написания

которых

недостаточно

уметь

подбирать

проверочное

слово

,

и

выпиши

их

.

5.

Подумай

,

по

какому

признаку

эти

слова

можно

разделить

на

три

группы

:

завтракать

,

лопата

,

вагон

,

деревенский

,

жужжит

,

помидор

,

кастрюля

,

интересный

,

апельсиновый

,

поужинал

.

Отметь

все

орфограммы

и

запиши

слова

в

три

столбика

.

6.

Мальчик

выполнил

задание

учительницы

:

записать

все

известные

ему

словарные

слова

на

букву

к

.

Он

написал

:

корова

,

котенок

,

кефир

,

касса

,

колосок

,

кастрюля

,

килограмм

,

крот

,

кипеть

.

Не

открывая

словаря

,

проверь

,

правильно

ли

выполнил

задание

ученик

.

Как

будешь

рассуждать

?

Спиши

только

словарные

слова

.

7.

Выбери

из

предложенных

слов

такие

,

чтобы

получилось

стихотворение

со

смыслом

и

рифмой

.

Возможно

,

тебе

понадобится

изменять

слова

по

команде

вопросов

.

Ой

,

как

маме

тяжело

!

Сумка

давит

на

плечо

.

Из

________

мама

[

килаграм

]

Несет

четыре

________. [

груша

]

Сын

ее

любимый

[

магазин

]

Любит

____________. [

апильсин

]

8.

Составь

рассыпавшиеся

слова

.

Те

,

в

которых

есть

непроверяемые

орфограммы

,

выпиши

.

де

са

ня

жать

га

рев

ма

зин

бе

ли

9.

Стихотворение

читается

учителем

.

Слова

такие

разные

:

Котлета

и

пирог

,

Вагон

и

потолок

,

Шоссе

и

чемодан

.

Как

написать

их

нам

?

Ребята

рассуждали

,

И

одного

не

знали

Что

способ

,

как

писать

,

один

,

Его

ведь

ты

подскажешь

им

?

Способ

написания

обсуждается

,

после

чего

словарные

слова

сначала

записываются

с

"

окошками

" ,

а

затем

учащиеся

обращаются

к

словарю

.

С

...

сиски

в

ужасе

кричали

,

К

...

тлеты

тоже

не

молчали

.

В

к

...

стрюле

распластались

м

...

к

...

роны

,

К

...

фир

прижался

к

стенке

ровной

.

Полдня

играл

в

футбол

Сережка

,

Проголодался

он

немножко

.

Вновь

собирался

холодильник

он

открыть

И

все

,

что

там

осталось

,

проглотит.

Заполнение

"

окошек

"

предполагается

либо

по

памяти

(

на

этапе

проверки

) ,

либо

по

словарю

(

на

этапе

усвоения

) .

А

также

возможно

организовать

прочитайте

стихотворения

на

слух

,

чтобы

избежать

готового

выделения

орфограмм

в

виде

"

окошек

".

10.

Девочка

писала

рассказ

,

а

словаря

рядом

не

было

,

поэтому

все

неизвестные

ей

словарные

слова

она

просто

пропустила

.

А

как

бы

поступил

на

ее

месте

ты

?

Попробуй

с

помощью

словаря

восстановить

ее

рассказ

.

Как

ты

думаешь

,

у

всех

детей

в

классе

получится

одинаково

?

Мама

приготовила

на

_______

вкусный

_______

.

Все

были

очень

рады

.

А

Саша

сказал

,

что

он

не

любит

_______ ,

а

любит

_______ .

11.

Проверь

работы

учеников

2-

го

класса

.

Катя

написала

:

Многие

посажиры

вышли

из

вагона

на

этой

станции

.

Витя

написал

:

В

деревне

у

бабушки

живут

бальшой

кот

Василий

и

зиленый

попугайчик

Гоша

.

Исправь

ошибки

.

Подумай

,

чего

не

знал

каждый

из

ребят

,

из

-

за

чего

допустил

свои

ошибки

.

Запиши

верно

Катино

предложение

,

объясняй

орфограммы

.

12.

Работа

в

паре

.

Каждый

открывает

словарь

и

выписывает

пять

любых

слов

с

"

окошками

" .

При

этом

правописание

незнакомых

слов

нужно

запомнить

.

Словари

закрываются

.

Ребята

обмениваются

листочками

.

Все

известные

им

буквы

они

вписывают

,

неизвестные

спрашивают

у

своего

соседа

.

6.

Построение

словарной

статьи

.

Каждая

словарная

статья

состоит

из

нескольких

разделов

:

1.

Толкование

слова

.

2.

Загадка

.

3.

Однокоренные

слова

.

4.

К

истокам

слова

(

этимология

).

5.

Когда

так

говорят

? (

значение

фразеологизмов

)

6.

Пословицы

и

поговорки

.

7.

Это

интересно

.

8.

Тексты

и

предложения

.

Например

:

БЕРЁЗА

, –

ы

,

ж

. р.

Лиственное

дерево

с

белой

(

реже

тёмной

)

корой

и

с

сердцевидными

листьями

.

Белая

берёза

.

Чёрная

берёза

.

Карликовая

берёза

.

Загадки

:

1.

В

белом

сарафане

стала

на

поляне

.

Летели

синицы

,

сели

на

косицы

.

2.

Она

весну

встречает

серёжки

надевает

.

А

платьице

в

полоску

.

Ты

узнаёшь

...?

К

истокам

слова

.

Это

дерево

мы

считаем

своим

,

исконно

русским

,

хотя

название

его

знакомо

большинству

индоевропейских

народов

.

Оно

уходит

в

глубокую

древность

и

означает

«

блеск

», «

белизна

».

Ведь

и

кора

берёзы

береста

носит

название

,

связанное

с

тем

же

корнем

.

Ни

в

одной

стране

нет

столько

берёз

,

как

у

нас

.

Мила

она

русскому

человеку

.

Берёза

и

в

песнях

,

и

в

загадках

,

и

в

сказках

.

А

сколько

рек

,

сёл

,

деревень

названо

в

честь

нашей

весёлой

берёзки

!

Любит

наш

народ

свою

зелёную

красавицу

и

за

красоту

её

,

и

за

пользу

,

которую

она

приносит

.

Пословицы

:

Берёза

не

угроза

:

где

стоит

,

там

и

шумит

.

Где

дубняк

,

там

и

березняк

.

И

у

берёзы

слёзки

текут

,

когда

с

неё

кору

дерут

.

Берёзой

обогреешься

,

а

не

оденешься

.

Когда

так

говорят

?

Дать

берёзовой

каши

? –

наказать

розгами

,

выпороть

,

высечь

.

Однокоренные

слова

:

берёза

,

берёзка

,

берёзонька

,

берёзина

,

березняк

,

берёзовый

,

берёзовик

,

подберёзовик

.

Предложения

:

Берёзы

жёлтою

резьбою

блестят

в

лазури

голубой

. /

Бунин

/

Улыбнулись

сонные

берёзки

,

растрепали

шёлковые

косы

. /

С

.

Есенин

/

Хороши

и

чисты

берёзовые

светлые

рощи

. /

И

.

Соколов

-

Микитов

/

Солнце

спускается

за

знакомый

березняк

. /

И

.

Гончаров

/

Я

шёл

купаться

в

реке

в

тени

березняка

. /

Л

.

Толстой

/

Берёза

моя

,

берёзонька

,

берёза

моя

белая

,

берёза

моя

кудрявая

. /

Русская

нар

.

песня

/

Учитель

сам

может

варьировать

,

выбирая

полюбившиеся

виды

работ

,

занимательные

задания

,

используя

творческие

замыслы

своих

учеников

.

Самое

главное

заинтересовать

ребят

,

поверьте

,

они

с

удовольствием

будут

заниматься

словарной

работой

,

и

показывать

достаточно

высокие

результаты

.

При

использовании

данной

технологии

работы

со

словами

с

непроверяемыми

написаниями

учащиеся

усваивают

орфографию

не

только

слов

,

предусмотренных

программой

,

но

и

многих

других

.

А

каждый

учитель

знает

:

чем

больше

слов

усвоит

учащийся

,

тем

богаче

его

речь

,

тем

легче

ему

учиться

,

тем

глубже

и

прочнее

его

знания

по

всем

предметам

.

Путь

к

знаниям

лежит

через

усвоение

слов

.



В раздел образования