Автор: Климова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сал №80"
Населённый пункт: Приморский край, город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Космос"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80»
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Познание».
Тема
«Космос»
для детей 5—6 лет
Климова Е. В.
г. Владивосток
Программное
содержание:
развивать
интерес
к
астрономии,
закреплять
элементарные
представления
об
астрономии
как
науки
о
Вселенной;
дать
первоначальные знания о великих космонавтах; закрепить знания детей о самой
близкой звезде — Солнце (форма, размер), о спутнике Земли — Луне.
Предварительная работа: рассматривание и раскрашивание ракет; знакомство
«Что
такое
Солнце,
Луна?»;
Кто
такой
космонавт?
Знакомились
«Что
такое
невесомость»
Активизация словаря: активизировать знания детей по теме «Космос».
Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, используя главный принцип
— рука развивает мозг.
Оборудование
и
материалы: музей
космоса
(фотографии
известных
космонавтов), фотооткрытки с изображением солнечной системы и звезд; макет
солнечной
системы;
подвесные
звезды
на
потолок
из
фольги;
магнитофон,
аудиокассеты;
ночник
звездное
небо;
картонный
экспонат
ракеты;
картонные
фотоаппараты (заранее приготовленные детьми)
Громко звучит музыка, в группу входят дети парами.
Воспитатель
(В.). Ребята,
давайте
поздороваемся
с
нашими
го стями,
воспитателями и подарим им свои улыбки. А теперь, начнем. Вы попали на
космический корабль «Космолет».
Сегодня у нас очень интересная тема полета: «Великий космос». Я знаю, что вы
очень
любите
путешествовать,
и
поэтому... (Под
музыку
из
мультфильма
«Незнайка на Луне» сл. О. Фельдмана вбегает Незнайка.)
Незнайка. Здравствуйте, дети, вы меня узнали?
Дети. Здравствуй! Да!
Незнайка. Как меня зовут?
Дети: Незнайка.
Незнайка. Услышал
я,
что
вы
собираетесь
в
космическое
путешествие.
По
великому Космосу. И решил вам помочь, ведь я уже был на Луне, и знаю о космосе
все. Ведь именно я первый космонавт.
В. Да,
Незнайка,
нужно
всерьез
браться
за
твое
космическое
образование,
и
поэтому для начала мы приглашаем тебя в наш космический музей.
В. Проходи, пожалуйста, Незнайка, усаживайся поудобнее, и слушай. Ты, к твоему
сожалению, не первый космонавт. Первым живым существом, отправившимся в
космос, была собака. Когда ученые убедились, что полеты к звездам не опасны, 12
апреля 1961 года в космос полетел первый человек. Это был Юрий Алексеевич
Гагарин.
В. Ребята, как вы думаете кто такой космонавт?
Дети: (ответы детей) Космонавт — это человек, который испытывает космическую
технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
В. Каким он должен быть?
Дети:
(Мужественный,
смелый,
храбрый,
отважный,
здоровый,
физически
подготовленный и т.д.)
Незнайка. Ха, все мальчишки такие, а девчонки — всего боятся и всегда плачут,
поэтому они в космос не полетят!
В. Вот
и
нет.
Первой
женщиной
летчиком-космонавтом
стала
отважная
и
бесстрашная Валентина Терешкова.
А после было много отважных летчиков- космонавтов. Давайте рассмотрим их
фотографии.
В. Скажите ребята, как вы думаете, а им было страшно совершать свой первый
полет в космос?
Дети: (ответы детей)
Незнайка. Я тоже ничего не боюсь, и на Луне я уже был. А вот Солнце — это
наверное, желтый мячик, который забросили в небо, только он почему-то не
падает…
В. Ребята скажите Незнайка прав? Солнце это действительно мячик?
Дети. Эх, Незнайка… Солнце — это огромный огненный шар, и приближаться к
нему на космическом корабле нельзя — можно сгореть. Но без солнечного света
невозможна жизнь на нашей планете. Солнце согревает и дает свою энергию всем
земным живым существам.
Незнайка. Теперь все понятно, давайте я вам про Луну расскажу. Луна — планета,
искусственный
спутник
Земли,
который
имеет
форму
шара.
Ее
поверхность
твердая и холодная.
В. Заговорились мы с тобой. Нам пора в путешествие. На чем же полетим?
Дети. На ракете.
Н. Сергиянская Стихи про поделку «ракета».
Мы трудились очень дружно -
Получилось то, что нужно:
Не машинка, не конфета,
Настоящая ракета!
На листе бумаги чистом
Нарисуем космос быстро,
И отправится в полёт
Наш прекрасный звездолёт!
Достаем макет ракеты (можно любого размера)
В. Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? (Ответы детей.) Что
нужно
надеть? (Скафандр.) Что
это
такое? (Космический
костюм.) Кроме
того,
чтобы
всегда
быть
в
форме,
нужно
обязательно
взять
еду.
Как
хранится
космическая еда? (В тюбиках.) Итак, готовы к полету? Начинаем отсчет… 9-8-7-6-
5-4-3-2-1-0… (Звучит
музыка.) Закройте
глаза.
Сейчас
мы
преодолеем
земное
притяжение. Поздравляю вас с удачным стартом!
Если бросить предмет — он обязательно падал на землю, притягивается. Земля
обладает силой притяжения.
А в открытом космосе такой силы нет. Это состояние называется невесомость. Как
вы это понимаете?
(Нет веса, мы легкие, как вата или как пух) Давайте выйдем в открытый космос и
узнаем, что такое невесомость. (Звучит музыка «14 минут до старта» песня О.
Фальдман.
Дети
имитируют
состояние
невесомости.) Мы
покидаем
землю
посмотрите в иллюминатор, сейчас сделаем фотоснимки Земли, возьмите свои
фотоаппараты.
Что
вы
видите? (Континенты,
города,
пустыни,
леса,
океаны,
моря, реки, горы и т.д.)
В. Ребята, вы слышите какой-то голос?
Голос. Космонавты, доложите о своем самочувствии в земной центр управления
полетами. (Каждый ребенок подходит к компьютеру и, нажимая на клавиши,
говорит: Дорогая мама, у меня все хорошо, целую, очень люблю! Папа, я в космосе,
я — космонавт, чувствую себя хорошо! и т. д.)
Голос. Сообщение принято. Спасибо. Счастливого пути!
В. Космос очень большой. Он имеет не одну планету. Мы улетаем в даль от
планеты земля.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и
леса.
А
также
живут
люди.
Наша
Земля
и
все,
что
ее
окружает
называется
Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также
звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно
расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже
больше Солнца
Кроме Земли в солнечной системе есть еще планеты, у каждой планеты свой путь,
который
называется
орбитой.
Вокруг
Солнца
вращаются
9
планет,
а
также
астероиды и кометы. И все они меньше Солнца. Земля среди других планет на 3
месте.
Давайте рассмотрим их (рассматриваем макет)
Запоминаем планеты:
По порядку все планеты
Аркадий Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по
сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.
Сейчас (имя ребенка) расскажет нам считалочку:
Андрей Усачев.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это
колпак,
который
накрывает
Землю,
а
звезды
к
нему
крепятся. Древние
люди
думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
В. Но сейчас мы уже знаем, что все планеты вращаются вокруг солнца.
А сейчас давайте с вами немного поиграем:
Игра «Что возьмем с собою в космос».
Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с
собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки - картинки:
книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник,
колбаса.
Игра »Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас
словами,
связанными
с
темой
космоса.
Можно
играть
нескольким
детям
и
устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт,
скафандр и т. д.
Какие вы все молодцы.
На этом наш первый полет закончен. Как хорошо снова оказаться на земле! И
чтобы оставить впечатления об увиденном, давайте каждый нарисует то, что он
увидел или запомнил из нашего полета для нашего музея.
До скорых встреч!!!!!
!