Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Академик К.Е.Тимирязев.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем
больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления,
быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед
государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной
важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом
общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным,
думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в
законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если
человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут
дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость
преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более
эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные
мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил,
преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво
продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются
любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий впечатлений, стремление к
экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача
взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких
важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Одолжен делать все сам, а не
только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать ‒и я пойму».
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности.
Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется
недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в
том, что в процессе эксперимента:
–Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
–Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции.
–Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются
как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания,
способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного
результата.
–В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,
творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности. Эксперименты положительно влияют на
эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.
- В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость
давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми
фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются
как умственные умения.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все
стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к
познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:
-наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так
как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
-трудовой деятельностью. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с
экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых поручений не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков
наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой -
экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует
развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
- развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время
как пополнение знаний способствует развитию речи). Это хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта,
при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний
характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то
время как пополнение знаний способствует развитию речи.
-с изобразительной деятельностью. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности
ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же
время чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он
передаст его детали во время изобразительной деятельности.
-с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта
постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и
размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и
способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает
экспериментирование.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с
введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного
образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные
качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей,
мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Эксперименты бывают:
-индивидуальные или групповые.
-однократные или циклические - цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в
разные условия и т.д.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
- констатирующие - позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление,
- сравнительные - позволяющие увидеть динамику процесса;
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее
по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на
демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти
эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном
экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей
определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле
соответствуют возрастным особенностям детей .
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои
особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать
продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без
речевого сопровождения (т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно–образное мышление
начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь,
дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также
индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно увлекаться
фиксированием результатов экспериментов. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и
применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не
сформировались навыки работы руками, дробление одной процедуры на несколько мелких
действий, поручаемых разным ребятам. Совместная работа воспитателя и детей, помощь
воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных
экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д. В любом
возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное
манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной
ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В
работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и
обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в
котором они будут жить.
Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми
дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически
апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного
образования.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту
формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного
возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и
детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития
опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить
усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей
гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению
готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание
условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности
процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов,
детей и родителей.
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной
детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем
решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме
независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Цели экспериментальной деятельности:
-Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
-Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего
дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
-Развитие
наблюдательности,
умение
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
развитие
познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-
следственной зависимости, умение делать выводы.
-Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
-Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-Знакомить с различными свойствами веществ, таких как твердость, мягкость, сыпучесть,
вязкость, плавучесть, растворимость.
-Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света,
магнитное притяжение)
-Развивать представления детей о некоторых факторах среды, таких как свет, температура
воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное
их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце,
земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять
представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
-Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических
экспериментов.
-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по
отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных
задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
-
Формировать
у
детей
разные
способы
познания,
которые
необходимы
для
решения
познавательных задач.
-
Учить
детей
целенаправленно
отыскивать
ответы
на
вопросы
–
делать
предположения,
средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
При организации опытно-экспериментальной деятельности использую следующие формы
работы с детьми:
- занятия;
- беседы познавательного характера, экологические сказки;
- дидактические и развивающие игры и упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- эксперименты и опыты;
- рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на
ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как
развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской
деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное
распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой
деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов
действий, на которые ребенок мог бы опереться. Незнание, должно быть частичным, только
тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны. Примером такой
развивающей среды стал уголок опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка»
оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную
и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач
«Почемучки» - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них
ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера,
ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная
деятельность опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества
гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Что положительно
сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность
выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций,
аккуратность в работе. Детские вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?» требуют от
воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира. По желанию дети
продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, воспитатель уточняет у ребенка цель
опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к
результату.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание т.е. то, что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Для реализации всего объема работы должна быть создана предметно-развивающая среда,
обеспечивающая
возможность,
проведения
опытов,
наблюдений,
экспериментов
всеми
воспитанниками групп.
Материалы для исследования:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природные материалы : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированные материалы : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и
др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы, такие как пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и др.;
- другие материалы, такие как зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования должны учитываться следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с
планом работы.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и
методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером
воспитательно-образовательных задач. У ребенка должна быть возможность выразить свои
впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление
впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение
систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-
экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает
максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную
готовность к обучению в школе.