Автор: Челнакова Анастасия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Мозаика"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Айболит спешит на помощь"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Мозаика»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности (группа
общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет)
на тему:
«Айболит спешит на помощь»
(ОО «Речевое развитие»)
Подготовила : воспитатель
Челнакова Анастасия Анатольевна
Калуга
2017
Программное содержание:
- осваивать действия звукового анализа слов, закреплять умение называть
слова с заданным звуком, сравнивать слова по звуковому составу (уметь на-
ходить одинаковые и разные звуки в словах), измерять слова (определение ко-
личество слогов), знакомить со смыслоразличительной функцией звука;
- развивать фонематический слух детей, логическое мышление, внимание
- воспитывать заботливое отношение к животным, стремление им помочь.
Оборудование и материалы:
Кукла Айболит,
Медицинские инструменты (игрушечные) на липучках для использова-
ния на фланелеграфе,
Фланелеграф,
Ноутбук, где будут заставки из мультфильма «Айболит», заставка «Дым
от костра», с помощью анимации переходит в заставку «Дом».
Демонстрационная картина – схема для звукового разбора слова.
Раздаточные картинки – схемы звукового состава слова «дым», серые
фишки,
Мяч,
Животные жарких стран,
Пальмы.
Предварительная работа:
Работа со схемами по звуковому составу слова;
Чтение сказки «Айболит»;
Просмотр мультфильма «Айболит»;
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по островам»;
Дидактические игры: лото «Назови первый звук в слове», «Живые
звуки»;
Словесные игры: с мячом «Определи первый звук», «Назови слово
на данный звук»; «Телеграф».
Ход занятия
Стук в дверь, заходит доктор, дети узнают, из какой он сказки.
Айболит: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Я пришёл делать вам
прививки от гриппа, ведь уже осень, холодно.
У Айболита звонит телефон, он берёт трубку и слышит:
Включается запись:
Уважаемый Айболит,
Минуточку внимания,
Вам компьютерная почта
Принесла послание,
Вы письмо скорей прочтите,
И ответ дать поспешите.
Доктор подходит к ноутбуку, нажимает кнопку и появляется заставка из
мультика со словами, где у бегимотиков и… болят животики +
.. У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит…
Айболит: Мне нужно срочно в Африку, там заболели звери. Помогите
мне собрать инструменты в медицинский чемодан.
Воспитатель: А Вам какие нужны?
Айболит: Давайте подумаем, слово Африка – длинное или короткое
слово?
Ответы детей
Айболит: Чтобы не гадать, давайте прохлопаем это слово (Игра «Теле-
граф»)
Дети прохлопывают слоговый состав слова Африка
Воспитатель: Значит слово Африка какое слово?
Дети: Длинное!
Айболит: Значит, я возьму с собой предметы, названия которых длин-
ные.
Дети со стенда
выбирают предметы, которые нужны Айболиту,
предварительно прохлопывают их слоговый состав (инструменты на липуч-
ках на фланелеграфе, называя количество слогов в слове):
- градусник;
- микстура;
- зелёнка;
- таблетки;
- витамины;
- носилки.
Айболит: Спасибо вам за помощь. Дети, а хотите пойти со мной в Аф-
рику?
Ответ детей
Воспитатель: I вариант: Ребята, давайте вспомним, через какие пре-
пятствия пришлось пройти Айболиту, чтобы попасть в Африку, и кто ему по-
мог.
На этом круге изображены препятствия и герои, которые помогали
Айболиту. Вам нужно соединить стрелками препятствие на пути Айболита, и
героя, который ему помог.
На диске картинки с изображением леса, моря, гор, волка, кита, орла.
Дети соединяют лес и волка, море и кита, горы и орла.
Воспитатель: II вариант: Ребята, давайте вспомним, какие слова жи-
вут в сказке.
В кругу с мячом воспитатель называет звук, а дети называют слово с
этим звуком: с – слон, н – носорог, р’ – орёл, к’ – кит и т.д.
Воспитатель: А вот и Африка.
Младший воспитатель выносит плоскостные пальмы, а на ноутбуке
появляется тлеющий костер, от которого поднимается дым.
Воспитатель: Кто оставил костёр? Вы не знаете?
Ответы детей
Включается запись:
Это я оставил всё,
Я разбойник и злодей,
Я – ужасный Бармалей!
Не пущу я вас в Африку, пока не выполните мои задания, а задания – под
пальмами.
Дети находят первое задание, воспитатель читает:
Воспитатель: «Назовите слова на звук, с которого начинается моё
имя».
Воспитатель: Дети, с какого же звука начинается имя Бармалей?
Дети: Со звука «Б»
Воспитатель: Давайте назовём слова, начинающиеся со звука «Б».
Ответы детей (булка, баран, бочка, бабушка, барабан, букет, бумага, бала-
лайка и др.).
Воспитатель: Дым не рассеивается.
Воспитатель: Дети, может, Бармалей оставил еще задание? Там еще
одна пальма, может и записка там? Смотрите, а на пальме резвятся обезьянки
и приглашают нас с ними поиграть.
Физминутка (дети идут к пальме).
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ-топ,
Правой ножкой топ-топ,
Руки вверх, вверх, вверх,
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – наклонились,
На пол руки положили,
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько,
А потом мы отдохнем
И сначала все начнем.
Дети подходят к пальме, там еще задание, воспитатель его читает:
Воспитатель: «Разобрать звуковой состав слова дым».
Дети садятся за столы, на столах заранее разложенные картинки –
схемы «дым» и серые фишки.
Воспитатель: Давайте проговорим слово «дым».
Воспитатель: Выделим первый звук в слове:
Дети:
Д
ым.
Воспитатель: Правильно, звук «д». Обозначим звук «д» серой фиш-
кой. Выделим следующий звук.
Дети: Ды-ы-ы-ы-ы-ым.
Воспитатель: Молодцы. Звук «ы». Обозначаем звук фишкой. И по-
следний звук.
Дети: Дым-м-м-м-м.
Воспитатель:
Звук «м». Обозначаем фишкой. Значит, в слове дым
сколько звуков?
Дети: Три.
Воспитатель: Какие?
Дети: «Д», «ы», «м».
Воспитатель: Вот и выполнили мы задание. Но почему же опять не
рассеивается дым? Мы забыли назвать «волшебный» звук. Дети, какой вол-
шебный звук в этом слове?
Дети: «Ы».
Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь посмотрим, рассеялся дым
или нет.
Дети: Да, рассеялся. А что это такое появилось?
Воспитатель: Дом. Откуда же он взялся? Звук же был волшебный!
Ребята, а в чем же его волшебство?
Ответы детей. Если затрудняются, воспитатель подсказывает:
Воспитатель: Если его заменить на другой волшебный звук, то по-
учится другое слово. Какое мы слово получили?
Дети: Дом.
Воспитатель: На какой волшебный звук мы поменяли звук «Ы»?
Дети: На звук «О».
Воспитатель: Молодцы, ребята, на звук «О». В этом доме живут жи-
вотные, которых будет лечить Айболит. Но заболели животные, в названии
которых есть звук «О». Давайте их найдём.
Дети ищут животных, называют их и определяют, нужно ли их ле-
чить, и почему?
Воспитатель: Кто же у нас болеет? Кто будет лечиться у Айболита?
Дети: Будут лечиться слон, носорог, бегемот.
Айболит говорит детям:
Айболит: Спасибо, помогли вы мне дойти до Африки, найти больных
животных. Теперь они будут здоровы.
Воспитатель: Дети, помогли мы Айболиту. Давайте вспомним, какие
задания мы с вами делали, чтобы вылечить зверей?
Дети называют.
На ноутбуке появляется заставка, где здоровые животные радуются
и резвятся.
– Ну а теперь нам пора обратно, в детский сад. До свидания, Айболит,
до свидания, Африка.